реферат бесплатно, курсовые работы
 

Дети войны

Дети войны

ГОУ “Средняя общеобразовательная школа № 3”

р. п. Линёво Искитимского района Новосибирской области

Научно – практическая конференция

по истории

Реферат на тему:

“Дети войны”

Выполнила ученица 11 “Б”

класса Турчанинова Людмила

Руководитель Морозова

Людмила Викторовна

учитель истории

2004 год.

Содержание

1. Введение 2

Раздел I

2. Дети в тылу. 4

1. Вместо отцов 4

2. На колхозном фронте 10

3. Колоски 13

4. Взнос пионеров и школьников 15

5. Пионеры и школьники – с войнами 18

6. Тимуровское движение 21

7. Первые дни войны 23

3. Только на фронт 25

1. Пионеры партизаны 29

4. Дети блокады 32

1. Воспоминание выживших. Сквозь стужу, 32

голод и смерть

2. “125 блокадных грамм… С огнём и кровью 36

пополам”

3. Таня Савичева 37

Раздел II

5. Современник 39

6. Дети сегодня в локальных войнах 40

7. Работа общественной организации 42

“Дети войны” в р. п. Линево

8. Заключение 43

Литература 44

Введение.

Время стремительно идёт в перёд. Стала историей Великая Отечественная

война. В 2005 году исполняется 60 лет со для её окончания. За эти годы

выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного

грома и взрывов бомб.

Но война не стёрлась с людской памяти и забыть те дни нельзя. Потому

сто история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных

боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное,

беспримерное мужество.

Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и

их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от

невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной

тишины сиротства…

Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому что

мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны,

выстояли, отдали свои жизни ради победы и они так похожи на нас.

Как же жили тогда, дети войны?

Мне захотелось побольше узнать и составить цельное впечатление о

детях военной поры.

Поставила перед собой задачу, выяснить какова роль детей в годы войны

и провести параллель между участием детей локальных войнах в современное

время.

Для этого определила пути достижения поставленной цели.

1. Работа с документами.

2. Встреча с очевидцами.

3. Изучение деятельности общественной организации “Дети войны” в р. п.

Линево.

4. Работа с литературой.

Я провела опрос среди своих сверстников, учащихся 11 класса Линёвской

Средней школы №3. В опросе участвовало 23 человека.

Получилось что:

1. волнует проблема локальных войн

и участие в них детей

2. знают об общественной организации

“Дети войны” в р. п. Линёво

3. назвали имена сверстников –

участников ВОВ

4. привели примеры помощи

детьми фронту

5. знают о том, как жили ровесники

во время войны

6. считают что государство не

достаточно помогает ветеранам ВОВ

Проанализировав результаты опроса, можно сделать следующие выводы.

Тема эта действительно актуальна

Из диаграммы видно, что 79% моих

сверстников не знают о существовании

в р. п. Линёво общественной

организации “Дети войны” и об её

деятельности. 86% учащихся не

назвали героев – сверстников

участников ВОВ.

Только 26 смогли привести

[pic] примеры помощи детей фронту. Следовательно, необходимо

обратить внимание на более

[pic] внимательное изучение данной темы.

Поэтому и была проведена мною

эта работа

Дети в тылу.

Вместо отцов.

Из утреннего сообщения

Совинформбюро.

“Молодёжь одного из заводов,

обязались выпустить ко Дню

Красной Армии машины

сверх плана. Бригады сборщиков,

руководимые тт. Винокуровым и

Нинуа, работали, не считаясь со

временем. Свое обязательство

молодёжь выполнила досрочно. Сейчас собирается третья боевая машина сверх

плана”.

21 февраля 1942 г.

В 1941-1942 годы численность молодежи в оборонных предприятиях

возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то в 1942

– 18%, а в наркомате тяжелой промышленности 24-49,4%. Многие из них в

первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения.

Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две

нормы.

27 июня 1941 года “Правда” сообщала, что около 2 тыс. московских

школьников пришли на промышленные предприятия, что бы заменить ушедших на

фронт. В начале июля свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали за станки

вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение

“Молодёжь - на производство!”. В это движение быстро включились

старшеклассники. В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли

обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой

промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они

работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и

изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве

обмундирования.

Нельзя без волнения читать рассказ сталевара Нурулли Базетова из Верх

-Исетского завода.

“Это было в конце 1941 года, - рассказывает Нурулла. - Завод получил

срочное задание. В выполнение его включились все мастера. Получил задание и

я. Взвесив свои возможности, я понял, что выполнить его не могу - не было

людей. Тогда я обратился к начальнику цеха: “Или давайте людей, или же

снимите задание”. Начальник цеха покосился и произнёс: “Вот тебе

пополнение, обучи и приступай к делу”, - и показал на группу ребят.

Передо мной стояли мальчишки - школьники, эвакуированные из Смоленска

и Курска. У меня по коже мороз пошёл: дети и к мартеновской печи. Такого

ещё не было. Но что оставалось делать: трое лучших металлургов ушли на

фронт, а заменить их было некем, и я взял 12 мальчишек. Пришлось их учить,

показывать всё до мелочей. Вначале выполняли посильную работу на подноске,

а потом постепенно стал их приучать заглядывать и в печь. Многим

приходилось подставлять табуретки, ящики, чтобы могли достать до заслонки

печи. Часто заходил посмотреть на пополнение начальник цеха, а однажды,

посмотрев, как они тянутся к этим табуреткам к заслонкам, сказал: “Ты,

Базетов, смотри, сталь варить надо, но и ребят беречь надо, смотри, чтобы

не сгорели при открытии заслонки.”[pic]

В 1942 году в цехе завода "Серп и молот" влилось более 3 тыс.

неопытных, молодых рабочих. Среди них около 100 человек было бывших

школьников. Они быстро осваивали профессию сталевара, перевыполняли

плановые задания, и вскоре о молодёжном цехе узнала вся страна. Пять

месяцев он завоёвывал Красное знамя ГКО. Цех уменьшив время скоростной

плавки больше чем на час.

В первые годы войны на Магнитогорский металлургический комбинат

пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не

превышал 15-17 лет, но с первых дней они стали обслуживать крупнейшие

агрегаты, работали у доменных и мартеновских печей, на 7 прокатных станах,

трудились они наравне с кадровыми рабочими, участвовали в соц -

соревновании, показывали образцы трудового героизма. За три года войны

они выплавили 1 млн. т. стали, 570 тыс. т. чугуна, выпустили 580 тыс. т.

проката. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много

работало молодёжи, за годы войны было произведено такое количество

снарядной стали, которой хватило бы для изготовления 100 млн. снарядов и

танковой стали для 50 тыс. тяжёлых танков.

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 61

В те дни на заводе можно было

видеть многих юношей и девушек,

пришедших из московских школ. В

телогрейках и стёганых ватных

брюках, в больших не по размеру

ботинках на толстой деревянной

подошве стояли они на рабочих

местах, некоторые на специальных

подставках.

153 школьника в первые дни войны пришли на Горьковский автозавод.

Один из них, В. Савоськин, рассказывает: “Мой отец одним из первых ушёл на

фронт. В тот же день я отправился в отдел кадров попросил принять меня

вместо отца. Мне не отказали, хотя было всего 15 лет, и направили в

механосборочный цех учеником шлифовщика. Вскоре цех стал молодёжным. В нём

работали бывшие школьники Дуся Мешкова, Николай Алёшин, Иван Ермаков,

Александр Крюков, Николай Алёшин, Иван Демин. С ними мы создали свою

бригаду. Делали стволы для миномётов. Задание было ответственное, но мы с

ним справлялись”. [pic]

Бригада В. Савоськина успешно справлялась со своими обязательствами и

в 1942 году за образцовое выполнение заданий была награждена переходящим

Красным знаменем дирекции и комитета комсомола, а в 1943 году знамя было

оставлено ей навечно. Бригаде дали право самоконтроля. Её продукцию ОТК не

проверял – она всегда была отличного качества. Это подчёркивает героический

дух людей во имя победы.

29 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ обратился ко всем учащимся, пионерам укол с

призывом: наравне с отцами и матерями, старшими сестрами и братьями

работать для фронта. На этот призыв школьники ответили активным участием во

всех патриотических движения, которыми были охвачены комсомольцы и

молодёжь. Вот некоторые примеры. На Московском заводе “Каучук” бывшая

семиклассница Аня Белкина пошла в самый вредный цех, быстро освоила

специальность каландровщицы, и в том же году её назначили бригадиром

комсомольско – молодёжной бригады. Бригада должна была за смену заготовить

5 т. резиновых смесей и тем самым обеспечивать

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 63

работу других цехов. Ребята не только выполняли это задание, но и

перевыполняли его, и в 1943 году за отличную стахановскую работу их бригада

была награждена Почётной грамотой городского комитета комсомола, а в 1944

году – Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.

Нельзя без восхищения читать о трудовом подвиге 16-летнего Мити

Ключина. Когда начались занятия в 1941 году, он не пошёл в школу, а

направился на завод и попросился работать на станке, хотя раньше никогда

его не видел. Его просьба была удовлетворена. С помощью мастера цеха он

быстро овладел специальностью слесаря. Пытливость и настойчивость помогли

Мите перейти на обслуживание двух, а потом трёх станков, а затем ему

доверили и комсомольско – молодёжную бригаду. Став бригадиром, он стал

думать, как улучшить организацию труда. И это ему удалось. Он упорядочил

доставку инструментов к станкам, усовершенствовал перевод станков с

рабочего положения на холостой ход и обратно, в результате время обработки

деталей сократилось в 3 раза. По-новому была организована и работа бригады.

Она стала выполнять дневные задания на 260-270%.

Во многих городских школах страны были созданы детские

производственные мастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в

том числе и такую, которая шла для оборотных предприятий. Например, в

Москве в 375 таких мастерских работало более 17 тыс. учащихся. Менее чем за

год они произвели продукции на сумму около 40 млн. рублей. Во многих школах

была налажена починка шинелей и морских кителей, юные столяры изготовляли

приклады и ложи для винтовок и автоматов, лыжные палки, слесари и токари –

детали для мин и т. д.

Из утреннего сообщения Совинформбюро.

“Молодёжь Сталинградской области провела воскресник, в котором

приняли участие более 15 тысяч человек. Во время воскресника собрано 1713

тонн лома черного металла и 56 тонны цветного метала.”

27 мая 1942 г.

Центральная станция юных пионеров провела смотр “Юные техники в помощь

фронту”. В нём участвовали 201 тыс. юных техников. Их руками было

изготовлено 500 тыс. деталей для боевой техники.

В 1944 году ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзный смотр технического творчества

пионеров школьников. В нём участвовало свыше 600 тыс. юных мастеров. В

ходе его было изготовлено более миллиона изделий для фронта, укол, семей

фронтовиков.

В годы войны не прекращались и занятия в школах. И как бы ни было

трудно, особенно прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в

подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых

лампах школьники продолжали учёбу. Когда же занятия срывались бомбёжками,

учителя давали занятия на дом, устраивали консультации, принимали зачёты по

темам. Многие учащиеся находились в школах с 8 часов утра до 6 часов

вечера. Несмотря на трудности, успеваемость в большинстве случаев была

высокой. Во время каникул школьники участвовали в ремонте школ.

Большую работу под руководством учителей-биологов школьники проводили

на пришкольных участках. Например, в ряде школ Омска выращивали сахарную

свеклу, которая там никогда не росла; в Перми вывели новый сорт огурцов и

цветной капусты, семена которых передали в колхозы; в школе №9 Тулы

школьники вывели более 50 новых сортов яблок, груш и вишен.

Значительный вклад в производство продукции для фронта внесли

выпускники ремесленных училищ и школ ФЗО, в которых с июля 1942 по 1945 год

различные производственные специальности получили более 2 млн. юношей и

девушек.

На один из заводов Свердловска в начале 1942 года пришло более 100

выпускников ремесленных училищ. 54 из них были объединены в одну бригаду во

главе с мастером М. Бондиным. Ребята быстро освоили производство оборонных

изделий и в том же году дали 1,5 тыс. т. проката. Бригаде было присвоено

знание “Лучшая комсомольско – молодёжная смена” Свердловской области. Все

ребята в этой бригаде были очень ответственные и целеустремлённые.

Например, Вася Барановский, член бригады, которому исполнилось только 15

лет, приехал на “Уралмализавод” в числе эвакуированных с Украины, из

ремесленного училища. Отец его ушёл в партизаны. Придя на завод, он сразу

же включился в производство военной продукции.

“В первые жни не всё ладилось, – вспоминал Барановский. – Ведь это

было не училище, а огромный завод. В цехе работало много молодёжи. Я видел,

что каждый рабочий день все старались не терять ни минуты. Это на меня

накладывало огромную ответственность перед коллективом. Я понимал, что

только такой труд может удовлетворить все нужды

фронта, и дал себе слово: работать так же, как и мои товарищи,

работать так, чтобы отец мог гордиться своим сыном”.[pic]

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 67

И Вася выполнял своё слово. Его выработка в годы войны достигла 1000%. Он

был награждён медалью “За трудовое отличие”.

На том же заводе работал бывший ученик ремесленного училища Леонид

Потапенко, которому уже на заводе исполнилось 15 лет. За две недели он

выполнил двухмесячную программу. Активное участие молодых лиц

способствовало повышению производительности труда в промышленности, выпуск

продукции для фронта увеличился с каждым годом.

Из многопартийной заводской газеты военной поры.

… Токарю Лопатинскому 15 лет, но он не отстаёт в работе от взрослых –

“выполняет нормы не ниже 145 процентов”.

На колхозном фронте.

Из утреннего сообщения

Совинформбюро.

“В одной из деревень

Смоленской области школьники

Серёжа Яковлев, Шура Буянов,

Коля Чуриков, Ваня Самсуров,

Коля Иванов и другие в октябре

прошлого года подобрали на

поле боя и спрятали от немцев

2 ротных миномёта, 200

винтовок, около 700 гранат, несколько сот снарядов и мин. Всё это оружие и

боеприпасы сейчас, когда наши бойцы выбили гитлеровцев и села, ребята сдали

нашим войскам”

4 апреля 1942 г.

Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении победы над немецко-

фашистскими захватчиками, нельзя хотя бы кратко не рассказать об огромном

вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные

трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы

войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными

продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая уже в

первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения деревни ушла в

действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.