| |||||
МЕНЮ
| Аттестация государственных и муниципальных служащихАттестация государственных и муниципальных служащихРоссийская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Северо-Западная академия государственной службы Кафедра Административного и уголовного права РЕФЕРАТ По курсу: «Правовые основы государственной службы» На тему: «Аттестация государственных служащих» Выполнила: студентка 412 группы ф-та ГиМУ ************ Проверил: Соловьева А.К. Санкт-Петербург 2004 Введение Каждый государственный и муниципальный служащий в течение своей жизни не раз столкнется с аттестацией, порой тревожным и психологически мучительным процессом, поэтому необходимо знать всю структуру аттестации и быть готовым к ней, быть во всеоружии. Для госслужащего эта тема будет актуальна и животрепещуща всегда. Поэтому считаю целью данной работы разобрать аттестацию как процесс, который будет рассмотрен в реферате на примере администрации и федеральных государственных служащих. К настоящему времени разработано множество методов оценки персонала. Но именно аттестация может быть основным методом анализа состояния персонала государственной и муниципальной службы. Достоинство этого метода в комплексном подходе, разноплановом отражении сложного труда руководителя. Аттестация дает возможность получить интегрированную оценку деловых и личностных качеств работника, его персонального вклада в результаты деятельности организации (администрации). Для раскрытия темы считаю важным раскрыть понятие аттестации, ее этапы и проблемы. Основная часть 1.Понятие аттестации Аттестация как средство и способ проверки соответствия профессионального уровня занимаемой должности в системе всех видов службы введена сравнительно недавно — с середины 80-х годов1. Правовым началом аттестации следует считать совместное постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 5 марта 1987 г., которым утверждено Примерное положение о порядке проведения аттестации ответственных работников аппарата советских и общественных органов.1 На основе этой директивы были приняты нормативные акты о порядке проведения аттестации в отдельных видах службы на федеральном уровне. Аттестация — «одно из правовых средств изменения трудового договора (контракта) между государственным служащим и федеральным государственным органом. Подчиняться правилам проведения аттестации и выполнять рекомендации аттестационной комиссии — юридическая обязанность государственного служащего»2, которая предполагает безусловную подчиненность служащего существующему порядку и правилам, установленным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также не противоречащими им документами внутреннего характера. Аттестация государственных служащих проводится во исполнение Указа Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"3 в целях совершенствования деятельности аппарата государственных органов управления, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и повышения ответственности за результаты принимаемых решений, предупреждения ____________ 1См: Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. – М.: Юристъ, 1997. – С.42. 2См: Ведомости Верховного Совета СССР,1987. № 12. Ст.153. 3См: Настольная книга государственного служащего / Отв. ред. В.И.Шкатулла. – М..: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. – С. 318. 4См: Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"// www.garant.ru коррупции в аппарате государственного управления, развития инициативы творческой активности1. Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" гласит, что аттестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда2. Основными задачами аттестации являются: - определение служебного соответствия государственного служащего занимаемой должности; - выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции; - определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего; - обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу3. Аттестация призвана содействовать выявлению общего кадрового потенциала и оптимальному обеспечению функционального предназначения аппарата. 2. Требования к проведению аттестации Для проведения аттестации необходимо: 1) сформировать аттестационную комиссию; 2) утвердить график проведения аттестации; 3) составить списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации; 4) подготовить необходимые документы для аттестационной комиссии; 5) ознакомить муниципального служащего с условиями и порядком проведения аттестации. ____________ 1См: Положение Минтруда РФ 15 октября 1992 г. N 73 «О порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти»// www.garant.ru – Раздел 1, п.1. 2См: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"" (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)//Собрание законодательства РФ- 1995 - №31. – Ст.24, п.1. 3См: Положение Минтруда РФ 15 октября 1992 г. N 73 «О порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти»// www.garant.ru – Раздел 1, п.4. 3.Сроки проведения и график Конкретные сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем соответствующего органа (местного самоуправления) исполнительной власти по согласованию с комитетом профсоюза и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации. Очередной аттестации не подлежат работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты; беременные женщины; служащие в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда, назначения на должность по конкурсу и (или) сдачи квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки (переквалификации); достигшие возраста 60 лет, после которого можно занимать только главные должности до 65 лет, если государство нуждается в таком работнике1. Здесь квалификационные разряды присваиваются по результатам квалификационного экзамена2. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат очередной аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу. График проведения аттестации утверждается руководителем органа местного самоуправления (муниципальный служащий) и доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике указываются: - наименование органа местного самоуправления (муниципальный служащий), ________ 1См: Родионова М.Право государственного служащего на присвоение квалификационного разряда// Российская юстиция.- 2001. - №2. – С.48. 2См: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)//Собрание законодательства РФ- 1995 - №31. – Cт.7, п.1. подразделения, в котором работает муниципальный служащий, подлежащий аттестации; - дата и время проведения аттестации; -дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений органа (исполнительной власти, госоргана и т.д.) местного самоуправления1. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Работники аппаратов военных судов и Военной коллегии подлежат аттестации один раз в три года. Порядок аттестации определяется положением об аттестации работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Аттестация военнослужащих, прикомандированных к аппаратам военных судов и Военной коллегии, осуществляется в порядке, установленном в Вооруженных Силах Российской Федерации2. 4. Этапы аттестации 4.1 Первый этап — организационный. Прежде всего, глава администрации принимает решение о проведении аттестации, сроках и ответственных за организацию и контроль. При этом ответственными назначаются одни из заместителей главы администрации и заведующий сектором кадров. Затем создается аттестационная комиссия под председательством главы администрации. Сам глава районной или городской администрации аттестуется в областной (краевой) аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. Руководитель органа может привлечь к работе независимых экспертов. В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровой и юридической служб государственного органа, а также может включаться представитель соответствующего профсоюзного органа3. ___________ 1См: Порядок и условия прохождения муниципальной службы: М, 1999 – С.64. 2См: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации""//www.garant.ru – Cт.33, п.6. 3См: Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Уч. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2002. – С.113. Разрабатывается график прохождения аттестации персонала и утверждается список экспертов, участвующих в процедурах оценки. Рекомендуется не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию предоставлять отзыв на подлежащего аттестации служащего, подписанный его непосредственным руководителем. Отзыв должен содержать полную и объективную оценку профессиональных и личностных качеств служащего, показатели результатов его деятельности за предшествующий период. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также отзыв о служащем и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации. Кадровая служба органа местного самоуправления не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого муниципального служащего с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом. Например, в администрации, если отдельным руководителям приходится готовить заключения на многих работников, то, советует ученый, "в этом случае целесообразно шире использовать их заместителей. Глава администрации, как правило, готовит заключения на своих заместителей, а также руководителей тех отделений, управлений и департаментов, которые замыкаются на него по организационно-управленческой схеме."1 ________________ 1См: Лысенко В. Технология аттестации государственных и муниципальных служащих// Кадры. – 1998 - №4 – С.31. Председатель аттестационной комиссии проводит рабочее совещание с обязательным участием всех аттестуемых я их непосредственных руководителей, в ходе которого обсуждаются цели и задачи оценки персонала, технология и график ее проведения. Все аттестуемые знакомятся с образцами документов и порядком их заполнения. Каждому аттестуемому вручаются три документа1: 1."Анкета" Анкета для аттестации государственного (муниципального) служащего Фамилия_________________________________________________________________ Имя_____________________________________________________________________ Отчество_________________________________________________________________ Аттестация проводится за_______________ год Год рождения_____________________________________________________________ Место рождения___________________________________________________________ Национальность___________________________________________________________ Семейное положение_______________________________________________________ Имеются дети, сколько______________________________________________________ Место жительства__________________________________________________________ Образование_______________________________________________________________ (учебное заведение и год окончания) Специальность по образованию_______________________________________________ Стаж работы по специальности________________________________________________ Знание иностранных языков___________________________________________________ Ученая степень, ученое звание, научные труды и изобретения______________________ Стаж работы на управленческих должностях____________________________________ Повышение квалификации, где, когда обучался__________________________________ Имеется ли сертификат, диплом, удостоверение о подготовке по новым направлениям работы в условиях рыночной экономики, кем, когда выдан_______________________________________________________________________ __ __________________ 1См: Лысенко В. Технология аттестации государственных и муниципальных служащих// Кадры. – 1998 - №4 – С.32 (Анкета), С.33 (Бланк самооценки), С.34 – 35 (Тест для государственного (муниципального) служащего). Работа по совместительству с момента поступления на государственную (муниципальную) службу, где, в каком качестве____________________________________________________________________ __ Выполнявшаяся до поступления на государственную (муниципальную) службу общественная работа, какая, в качестве кого __________________________________________________________________ Занимаемые управленческие должности до поступления на государственную (муниципальную) службу, какие, где_______________________________ Знание опыта государственного (муниципального) управления в других странах (личный опыт, стажировки, из литературы) ____________________________________________________________________________ _ Повышение квалификации по управлению (менеджменту) когда, где___________________ Мотивы поступления на государственную (муниципальную) службу____________________ Поощрения за время нахождения на государственной (муниципальной) службе (если имеете, то какие?) ____________________________________________________________________________ _____________________________ Взыскания за время нахождения на государственной (муниципальной службе) (если имеете, то какие?)________________________________________________________________ Государственный (муниципальный) служащий_____________________________________ Подпись ФИО Дата заполнения________________________________________________________________ 2."Бланк самооценки" Оценка (самооценка) профессиональных, деловых и личных качеств государственного (муниципального) служащего (Заполняется непосредственным руководителем, в случае самооценки — аттестуемым). (должность) Оцените, пожалуйста, по пятибалльной системе деловые и личностные качества аттестуемого (свои деловые и личностные качества). |Качества |Оценка| | | | |1. Способность разъяснять законы и | | |инструкции, дать совет по их применению в | | |конкретной ситуации. | | |2. Способность в любой ситуации отстаивать| | |позицию главы администрации, направленную | | |на осуществление реформ. | | |3. Способность проводить в жизнь политику | | |реформ. | | |4. Способность разрешить конфликтную | | |ситуацию | | |5. Умение и навыки использования в работе | | |ЭВМ | | |6. Способность идти на компромиссы. | | |7. Способность своевременно и точно | | |выполнять распоряжения вышестоящих | | |организаций и должностных лиц. | | |8. Умение распределять задание по силам и | | |возможностям исполнителей. | | |9. Умение подмечать новые тенденции в | | |общественной жизни и использовать опыт | | |коллег. | | |10. Умение убедить в правильности своей | | |позиции. | | |11. Способность внимательно реагировать на| | |заявления и предложения граждан, | | |рассматривать их в установленном порядке и| | |в срок. | | |12. Способность проявлять уважение к | | |личности, ее правам и достоинству | | |13. Способность потребовать выполнения | | |ответственной задачи | | |14. Способность анализировать собственные | | |действия и работу других. | | |15. Умение расположить к себе людей. | | |16. Умение контролировать ход выполнения | | |поставленной задачи. | | |17. Способность оперативно принимать | | |решения. | | |18. Умение планировать свою работу. | | |19. Способность рисковать, не ожидая | | |указаний «сверху». | | |20. Способность самостоятельно отвечать за| | |принятое решение | | |21. Умение находить общий язык с коллегами| | | | | |22. Умение выразить свою мысль четко, | | |доступно, грамотно как устно, так и | | |письменно. | | |23. Способность быстро переключаться с | | Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|