реферат бесплатно, курсовые работы
 

Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века

Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века

Оглавление:

|Введение ………………………………………………………………. |4 |

|Глава 1.|Джон Кэдвелл Кэлхун и его роль в формировании | |

| |рабовладельческой идеологии южных штатов…………. |16 |

| |Политическое кредо Джона Кэдвелла Кэлхуна: антагонизм| |

| |Севера и Юга…………………………. |20 |

| |Борьба за дело Юга………………………………… |28 |

|Глава 2.|Взгляды Джорджа Фицхью………………………………. |39 |

| |2.1. Критика капитализма………………………………. |40 |

| |2.2. Критика идеологии буржуазного общества……… |49 |

|Глава 3.|Религиозный, научный, литературный и политический | |

| |аспект рабовладельческой идеологии Юга……………... |55 |

| |3.1. Теории различного происхождения рас………….. |56 |

| |Литературная полемика вокруг вопроса о | |

| |рабстве……………………………………………… |62 |

| |Рабство – гарант демократии……………………… |66 |

|Заключение …………………………………………………………… |72 |

|Источники……………………………………………………………... |75 |

|Список литературы…………………………………………………… |78 |

Введение

На протяжении двух с половиной веков американской истории

капиталистическое развитие северной Америки сочеталось с сохранением

рабства негров.

Порабощение именно этой расы не было случайным. Белые для своей защиты

могли прибегнуть к самым различным мерам, вплоть до обращения к своему

правительству в Европе, они могли в случае недовольства своей участью

бежать и легко смешаться с толпой. Бежать из кабалы и рабства без особого

труда могли и индейцы, отлично знавшие местность. Помимо этого, индейцы не

отличались выносливостью и были подвержены различным заболеваниям. Иначе

обстояло дело с неграми: за них никто не мог вступиться, а в случае побега

их без труда можно было заметить в толпе, они отличались завидным здоровьем

и выносливостью, наконец, они были довольно дешевы. После того, как

выявилась экономическая непригодность белых колонистов и индейцев к

тяжелому физическому труду на плантациях Юга и, напротив, стали очевидными

те оптимальные удобства, которые давало использование на тяжелых работах

негров, произошло законодательное оформление черного рабства.

Именно на Юге США рабство, возродившись, тесно переплелось с расизмом.

С течением времени расизм все более укоренялся в мировоззрении плантаторов

и стал не просто компонентом, но первоосновой рабовладельческого

мировоззрения.

Даже такой известный демократ как Томас Джефферсон полагал, что черные

люди не могут быть членами локкианского социального контракта, связывавшего

вместе участников американской республики: "Права человека..., теоретически

и идеально будучи правом каждого человеческого существа от рождения, на

практике применялись в Соединенных Штатах только к белым: черные рабы

исключались из рассмотрения, поскольку при допущении, что они тоже являются

человеческими существами, они были еще и собственностью, и там, где права

человека вступали в конфликт с правами собственности, собственность

преобладала."[1]

На идеологию рабовладельческого Юга нельзя смотреть как на

анахронизм, не заслуживающий сегодня особого внимания. Выдвинутые его

политиками и идеологами аргументы стали символом веры для миллионов

американцев, не без успеха распространились не только в южных, но и в

северных штатах и так или иначе, пусть и в качестве пережитков, сохранились

в обыденном сознании не одного поколения белых американцев даже после

уничтожения рабства. Сама эта идеология не была чем-то откровенно

примитивным: она появилась в стране, в которой на протяжении длительного

периода распространялись самые передовые по тем временам идеалы, и ее

творцы искусно приспособили к ним расистские идеи.

В первой половине XIX века развитие теоретических обоснований расизма

на Юге США достигло своего апогея. Именно в это время были созданы основные

концепции, которые легли в основу расовой дискриминации всего «небелого»

населения Соединенных Штатов в последующие периоды.

Подробное изучение вопроса «Апология рабовладения на Юге США в первой

половине XIX века» поможет не только глубже проникнуть в менталитет южан

перед гражданской войной, но и понять подоплеку межрасовых отношений в

Соединенных Штатах вплоть до нашего времени.

Апология рабовладения на Юге США рассматривается при изучении многих

тем: «Гражданская война в Северной Америке», «Ку-клукс-клан», «Борьба

негров США за свободу» и т.д. Однако, как самостоятельная тема эта проблема

практически не была исследована. Поэтому целью данной дипломной работы

является исследование основных концепций апологии рабства на Юге США в

первой половине XIX века. В свете поставленной цели необходимо решить

следующие исследовательские задачи:

- дать анализ теорий расизма на Юге США в первой половине XIX века

- выявить основные истоки каждой концепции

- проследить эволюцию в обосновании рабовладельческой теории

- с помощью фактического материала сопоставить концепции апологетов

расизма с реальным положением афро-американцев.

Для раскрытия поставленных целей и задач были использованы следующие

группы источников: теоретические труды апологетов рабовладения,

законодательные акты, мемуары и воспоминания, исследовательские работы

историков первой половины XIX века.

Наиболее важные для данного исследования документы - теоретические

труды апологетов рабовладения на Юге США.[2] В этих работах авторы излагают

свои теории и взгляды на жизнь в американском обществе.

Исследование законодательных актов[3] позволяет оценить отношение к

афро-американцам со стороны властей и их официальное положение в обществе.

Особого внимания заслуживают мемуарные источники[4]. Большей частью,

это воспоминания бывших рабов. Эти источники важны, поскольку кроме

описания непосредственно жизни в рабстве, в них отражены и те

идеологические теории, которые господствовали в то время.

В данной дипломной работе были использованы исследования Алексиса де

Токвиля[5] и Гепворта Диксона[6], которые занимались изучением проблем

современной им истории Америки и, в частности, вопросом рабства. В книгах

этих авторов отражены политические и социальные отношения белого и цветного

населения.

Историография

Проблема рабства в Северной Америке стала интересовать историков уже

со второй половины XIX века. Именно в это время выходит в свет книга Дж. К.

Ингрэм «История рабства с древнейших до новых времен»[7], одна из глав

которой посвящена этой теме. Характерно нейтральное отношение автора к

данной проблеме.

Однако существовали и противоположные взгляды на этот вопрос. У.

Филлипс издал два тома «Истории в документах», содержащих материалы местных

архивов, архивов плантаций, прессы рабовладельческого Юга, а несколькими

годами позже – книгу «Жизнь и труд на Старом Юге».[8] Автор крайне

положительно оценивает рабовладельческую систему Юга, она видится ему как

«патриархальная идиллия».

Таких же взглядов на рабство придерживаются и некоторые другие

историки: У.Е. Додд в книге «Королевство хлопка», К. Итон в «Развитии

цивилизации на Юге. 1790-1860», А. Конрад и Дж. Мейер в совместной работе

«Экономика рабства», Ю. Дженовезе в сочинении «Политическая экономия

рабства».[9]

Сходные мысли мы видим и в книге Фогела и Энгермана «Время на

кресте»[10]. Авторы с помощью методов клиометрии доказывали, что жизнь на

Юге США была гораздо лучше, чем на Севере, и, как следствие,

рабовладельческая система лучше капиталистической.

Параллельно развивается и другая точка зрения: рабство рассматривается

как крайне негативный аспект в истории американского общества. К историкам

этого толка мы должны отнести в первую очередь Г. Аптекера[11], Р.

Вивера[12], И. Бёрлин[13] и П. Колчина[14]. В своих работах эти авторы

обращаются к истории афро-американского народа в Северной Америке,

используют большое количество фактического материала. Питер Колчин в своем

исследовании отчасти затрагивает и теории апологетов рабовладения.

Тема рабства в Северной Америке стала довольно популярна в последние

десятилетия. В Интернете появилось довольно большое количество сайтов по

этой теме[15].

Однако исследований, посвященных непосредственно апологетам рабства

практически нет. Проблема рабства и апологии рабовладения традиционно

упоминается в трудах посвященных истории гражданской войны в США. Краткие

сведения о некоторых идеологах расизма можно встретить в книгах Д. У.

Блайта[16] и Р. Дж. Хаммела[17].

Ценнейшим трудом для разработки заданной данным исследование темы

является трехтомник В.Л. Паррингтона «Основные течения американской

мысли»[18], где рассмотрены политические взгляды и рабовладельческие

концепции Дж. Кэлхуна и У. Симмса.

В России история США принадлежала к одной из наиболее

фальсифицированных тем в советской литературе. На протяжении десятилетий

наши американисты создавали образ врага.[19] Круг тем был крайне ограничен

и, как правило, навязываем сверху.

Российские авторы[20] рассматривали угнетение афро-американцев,

начиная с колониального периода и до современности. В книгах этих

историков много информации о жизненных условиях негров, поданной в

публицистическом стиле.

Но большее внимание советские исследователи уделяли борьбе рабов за

свободу. Здесь следует отметить работы М.Н. Захаровой[21], Р.Ф.

Иванова[22], Д.О. Заславского[23], П.Б. Уманского[24]. Эти авторы

рассматривают в своих работах и некоторые концепции апологетов

рабовладельческого Юга, иллюстрируя приводимые ими факты жестокости по

отношению к афро-американцам.

С 80-х годов в отечественной американистике начинают разрабатывать

новые темы. К. Лайтфут выпускает книгу «Права человека по-американски»[25],

одним из аспектов которой является рассмотрение положения цветного

населения Северной Америки.

А.А. Кислова обращается к религиозной истории США. В своей книге

«Религия и церковь в общественно-политической жизни США»[26] она

затрагивает такую проблему, как влияние церкви на формирование идеологии

рабовладельческого общества.

В книге «Американская нация: национальное самосознание и культура»[27]

К.С. Гаджиев рассматривает влияние рабства на менталитет американцев.

И.М. Супоницкая[28] подходит к этому вопросу с экономических позиций.

Она исследует проблему рабства и взаимоотношений «хозяин - раб» с точки

зрения экономической целесообразности.

В это же время ученых начинают интересовать концепции апологетов

расизма на Юге США. Исследованием деятельности Джона К. Кэлхуна занимались

Г.А. Дубовицкий и И.В. Шатунов.[29] Данные авторы больше внимания уделяли

политической карьере Кэлхуна. Однако и в данной работе есть ряд фактов,

касающихся теоретических изысканий этого апологета рабовладельческого Юга.

Теории таких исторических деятелей как Дж. К. Кэлхун и Дж. Фицхью

затрагивает в своей веб-статье Т.В. Алентьева[30]. Она рассматривает данную

проблему в рамках вопроса «сецессия Юга как отражение менталитета южан».

В.В. Согрин[31] издает ряд работ, посвященных теме апологии расизма на

Юге США. В своих исследованиях он дает довольно обширный обзор авторов

рабовладельческих теорий первой половины XIX века, привлекает большое

количество цитат из различных источников.

В.М. Кричевский[32], в отличие от В.В. Согрина, подходит к этому

вопросу с критической точки зрения. Он как бы вступает в полемику с

авторами рабовладельческих концепций и пытается опровергнуть приводимые ими

доказательства и факты.

Т.о. мы видим, что тема «Апология рабовладения на Юге США в первой

половине XIX века» еще только начинает разрабатываться. А, следовательно,

перед американистами открываются широкие возможности в изучении данного

аспекта истории Соединенных Штатов Америки.

Глава 1. Джон Кэдвелл Кэлхун и его роль в формировании

рабовладельческой идеологии южных штатов.

Известный американский историк В.Л. Паррингтон считал Кэлхуна

"поистине незаурядным мыслителем", более того, самым сильным политическим

умом своей эпохи, безусловно превосходившим интеллектуальными способностями

оппонентов из северо-восточных штатов.[33] Другой авторитет современной

американской историографии, Р. Хофстедтер, пошел еще дальше, назвав Кэлхуна

"Марксом правящего класса"[34]. Этим броским, но, правда, сверх всякой меры

искусственным сравнением он хотел подчеркнуть как глубину проникновения

Кэлхуна в противоречия капиталистического общества, так и его провидческие

способности.

Джон Кэдвелл Кэлхун является ярчайшим представителем в ряду создателей

идеологии рабовладельческого Юга США первой половины XIX века. Он –

практически единственный теоретик расизма, упоминаемый в работах русских и

западных американистов, изучавших рассматриваемый период в истории США.

В зарубежной историографии наиболее полное исследование жизни и

творчества Дж. Кэлхуна мы встречаем в книге В.Л. Паррингтона «Основные

течения американской мысли»[35]. Он рассматривает политический путь данного

исторического деятеля, а также его идеологические изыскания, широко

используя выдержки речей Дж. Кэлхуна.

В большей же мере имя этого идеолога встречается в работах посвященных

ситуации в Америке перед гражданской войной.[36]

Наиболее полное исследование деятельности и идеологических концепций

Джона К. Кэлхуна в российской американистике представлено в работах В.В.

Согрина.[37] В своих трудах автор использует большое количество источников.

Его статья в журнале «Новая и Новейшая история», а также глава его книги,

посвященная изучаемому в данной работе предмету, включают в себя большое

количество цитат, представленных в рамках анализа и интерпретации жизни и

творчества этого американского идеолога.

В.М. Кричевский подошел к данному вопросу с позиции критики идеологии

американского рабовладения.[38] Автор приводит довольно много цитат из

работ Джона Кэдвелла Кэлхуна. Кричевский не просто критикует идеологию

этого исторического деятеля, но и старается опровергнуть большую часть

фактов, приводимых американским теоретиком.

Исследованием деятельности Джона К. Кэлхуна также занимались Г.А.

Дубовицкий и И.В. Шатунов.[39] Данные авторы больше внимания уделяли

политической карьере Кэлхуна. Однако и в данной работе есть ряд фактов,

касающихся теоретических изысканий этого апологета рабовладельческого Юга.

Теории Кэлхуна затрагивает в своей веб-статье и Т.В. Алентьева.[40]

Она рассматривает данный вопрос в рамках вопроса о сецессии Юга и влияния

различных факторов на менталитет южан.

В работах других американистов имя Кэлхуна встречается крайне редко,

без упоминания его концепций.[41]

1. Политическое кредо Джона Кэдвелла Кэлхуна: антагонизм Севера и Юга

Джон Кэлхун не был кабинетным ученым, изнуряющим себя философскими

размышлениями в тени кабинета. На протяжении всей своей сознательной жизни

он был профессиональным политиком и добился немалых успехов: в 1810 г. в

возрасте 28 лет Кэлхун избирается членом конгресса США, с 1817 по 1825 г.

занимает пост военного министра, с 1825 по 1832 г. - вице-президент США, с

1832 по 1834 г. - сенатор, с 1844 по 1845 г. государственный секретарь, с

1845 по 1850 г., вплоть до своей смерти, вновь сенатор. Политике он

отдавался без остатка, крайне редко наведывался в родовое поместье,

полностью передоверив семейные дела, включая воспитание троих детей, жене.

Только в конце жизни Кэлхун смог найти время для теоретических

трактатов, главный из которых – «Рассуждения о конституции и управлении

Соединенными Штатами» - был опубликован уже после его смерти. Основные

политические идеи были высказаны им в пространных выступлениях в

американском конгрессе, а также во всевозможных резолюциях, меморандумах,

апелляциях. На слушателей неизменное впечатление производили пуританское

неистовство и фанатичная целеустремленность этого южанина: выбрав для

своего выступления две-три идеи, он методично и в то же время страстно

развивал их до конца, используя разнообразную аргументацию и стремясь

максимально нейтрализовать возможные контрдоводы оппонентов. При этом

оратор из Южной Каролины, начисто лишенный чувства юмора, преподносил

каждую из поднятых им проблем как вопрос жизни или смерти и нагонял

порядком страху на конгрессменов. Многие и многие южные политики

воспринимали его суждения и пророчества в качестве абсолютной истины.[42]

Но одних харизматических качеств, безусловно, имевшихся у Кэлхуна,

было недостаточно, чтобы сплачивать и увлекать за собой южных политиков.

Для этого нужна была соответствующая программа и идеи, которые к тому же

должны были точно прийтись ко времени. Они возникли у Кэлхуна далеко не

сразу, а обрели законченный вид и, главное, были восприняты как откровение

южанами только в конце 1820-х годов.

Прагматизм его идей немало способствовал политической карьере Кэлхуна,

но не мог превратить его в пророка рабовладельческого Юга. Чтобы стать им,

нужно было высказать совсем иное кредо. И Кэлхун очень четко и жестко

выразил его в 1828 г. в меморандуме "Позиция Южной Каролины", означавшем

переворот в его взглядах. Здесь он «впервые чутко уловил, что

рабовладельческие штаты достигли той экономической и политической зрелости,

когда могли уже не идти на компромиссы с северо-восточными "братьями", но

способны были твердо продиктовать свою волю»[43].

Вопрос, вынесенный Кэлхуном во главу угла отношений Севера и Юга -

ввозные пошлины, - на первых порах полностью поглотил внимание

соперничавших сторон. Ввозные пошлины, введенные американским конгрессом в

1828 г. на целую серию промышленных товаров, откровенно брали под защиту

интересы капиталистического Северо-Востока и ущемляли аграрные южные штаты.

За этим конфликтом Кэлхун рассмотрел фундаментальное различие социально-

экономических интересов Севера и Юга и пророчески провозгласил возможность

его трагического развития в случае, если не будут приняты соответствующие

меры. [44]

Самым надежным способом защиты своей концепции Кэлхун счел обоснование

ее неразрывной связи с заветами отцов американской демократии, в первую

очередь Томаса Джефферсона. Выступая, он все активнее совершал пространные

экскурсы в американскую историю, рассматривал ее сквозь призму борьбы

демократической идеологии Джефферсона и антидемократической - Гамильтона.

Эта борьба, утверждал он, впервые разгорелась на конституционном конвенте

1787 г. и, пройдя через сложные перипетии, завершилась блестящей победой

Джефферсона на президентских выборах 1800 г., которые Кэлхун называл не

иначе как "революцией".[45] Самым замечательным в деятельности Джефферсона

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.