реферат бесплатно, курсовые работы
 

Административно-территориальный портрет России

заново определить свою роль в мире.

3. На территории СССР были сосредоточены колоссальные природные

ресурсы (которые во многом достались «по наследству» России). Страна

являлась единственным государством в мире, полностью обеспеченным всей

номенклатурой сырьевых ресурсов, всеми элементами Периодической системы

Менделеева. Согласно статистике ООН, СССР располагал около 20% всех

топливно-энергетических ресурсов мира, в том числе 40% мировых запасов

твердого топлива. Площадь континентального шельфа составляла около 6 млн.

км2, 70% территории которого были перспективны для поисков углеводородного

сырья.

4. Советский Союз представлял собой уникальное в своем роде

объединение многих этнолингвистических семей народов (индоевропейской,

уральской, алтайской, кавказской и др.) и мировых религий. Есть много

оснований утверждать, что такое объединение не было механическим набором

этносов и конфессий, а было обусловлено всем ходом истории на огромном

евразийском пространстве.

5. В СССР был создан крупнейший отряд инженеров и ученых, а советская

наука не раз демонстрировала выдающиеся успехи на важнейших направлениях

мирового научно-технического прогресса. Этот успех во многом базировался на

едва ли не самой прогрессивной в мире системе всеобщего школьного

образования.

7. Распад СССР и его последствия

Было бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза

стремлением его народов к самоопределению. Национальные чувства

доминировали лишь при отделении государств Прибалтики, Закавказья и

правобережной Молдовы. Население Украины (за исключением Галиции), не

говоря уже о жителях Белоруссии, в своей массе не проявляли стремления к

разрыву с Россией. Процесс же активного становления новых национальных

государств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужденной

реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость

здесь практически отсутствовало.

В течение веков Россия представляла собой не просто государство, а

единственное в своем роде, связанное множеством нитей сообщество этносов,

населяющих данное геополитическое пространство. Это единство сложилось

исторически как модель мирного сожительства и коллективной безопасности.

Неконтролируемый, подчас искусственный всплеск национализма на территории

бывшего единого государства имел мало общего с подлинным национальным

возрождением народов.

Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела:

1) к разрушению (или деформации) общего пространства — хозяйственного,

транспортного, финансового, культурного и информационного;

2) возникновению в новых суверенных странах многочисленных

противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций,

сепаратизма, автономистских движений и территориальных споров;

3) экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию

людей в большинстве вновь образованных государств;

4) ухудшению геополитического положения и национальной безопасности

новых международных субъектов;

5) подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования

из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки мозгов»;

6) беспрецедентному росту криминогенности, массовому нарушению прав

человека и т.п.

Глава II. Административно-территориальный портрет России.

1. Административное устройство царской России

Формирование единого централизованного государства потребовало

организации и введения единой системы управления его отдельными

территориями, или, как говорят, — установления административной унификации

(единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся как бы с

чистого листа. Россия располагала исторически сложившимися территориями с

уже устоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная система

управления не подвергалась ломке без серьезных на то оснований.

Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и

последовательное для своего времени, делило территорию российского

государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При

отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-

географический принцип. Хорошо известны такие административно-

территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и

другие «города».

Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Как правило,

в качестве административного центра уезда выступал город (т.е. город-пункт

в отличие от вышеупомянутого города-области). Уезды подразделялись на

волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из

крестьянской сельской общины. Центром волости являлось, как правило, село

(крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В не

которых случаях стан вытеснял волостное деление.

В ряде районов России долго сохранялось традиционное сложившееся

территориальное деление (края, погосты, дороги, полки и т.д.). При изучении

исторической географии России XVI-XVII веков возникает ряд трудностей,

обусловленных в значительной степени несопоставимостью административного

устройства отдельных территорий. Поэтому специалисты вынуждены делать это

на основе конструирования природно-исторических комплексов, заменяющих

тогдашнее, не всегда стройное административное деление страны.

Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей

громоздкого и неустойчивого административно-территориального устройства был

уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась и на разряды.

Позднее старая система деления перестала отвечать, вернее, не смогла

отвечать новым потребностям. Административной основой для упорядочения

рекрутских наборов послужило новое губернское устройство России.

В 1708 г. было создано 8 губерний, что также решало задачи

налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно

крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной

губернии — Сибирской), и управление ими оказалось неудобным и

малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое уездное деление

губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено — провинции.

Доставшееся советской власти в наследство от царской империи

административно-территориальное деление в своих основных чертах было

сформировано при Екатерине П. Для обеспечения сохранности дворянско-

помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно

теснее приблизить военно-полицейский и фискальный аппараты к податному

населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов,

число которых практически удвоилось. По мере территориального роста империи

число губерний (а соответственно, и уездов) увеличивалось. При этом

«екатерининское» административно-территориальное деление было по-своему

нормативным: территория с населением 300—400 тыс. душ считалась оптимальной

для образования губернии, а с населением 20—30 тыс. душ мужского пола - для

уезда.

Разумеется, ни к экономике, ни к природному и историческому

своеобразию, ни к национальному составу населения такое деление, по

существу, не имело отношения.

Административно-территориальное размежевание «единой и неделимой»

России осуществлялось таким образом, чтобы территории компактного

национального расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была

разделена между четырьмя губерниями, Белоруссии и Татарии — между пятью

губерниями. Таким образом, наряду с прежними функциями административно-

территориальное деление стало выполнять и новые — «противоавтономные»

функции, явно противодействуя сепаратистским и национально-освободительным

движениям.

Впрочем, несмотря на то что административная сетка царской России

слабо увязывалась с процессами территориального разделения труда, с

историческими и природными условиями огромной страны и, по большому счету,

служила делу реализации имперского принципа «разделяй и властвуй», после

внезапного распада СССР ряды сторонников старого губернского деления, не

склонных преувеличивать важности учета в районировании национального

[своеобразия территорий, резко пополнились.

2. Эволюция административного деления в СССР

Коренные преобразования административно-территориальной [сетки страны

начались вслед за Октябрьской революцией 1917 г. В (качестве основного

аргумента этих перемен (особенно в последующие годы) выдвигался принцип

единства экономического районирования, национального состава и

административно-территориального деления. Однако непоследовательность

административно-территориальных преобразований, шараханье из одной

крайности в другую (например, чередование тенденций объединения и дробления

областей) позволяет говорить об отсутствии у большевиков четко продуманной

политики в данной сфере.

Первый этап осуществления административно-территориальной реформы

относится к 1917—1922 гг. и связывается преимущественно с созданием новых

национальных образований, т.е., по существу, с демонтажем старого

районирования в целом, «индифферентного» к национальному своеобразию

территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской республики,

конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна

немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная

социалистическая республика (объединившая чеченцев, ингушей, кабардинцев и

других горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-

Кавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской

автономных республик, Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и Марийской

автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и Бурят-

Монгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская союзные

республики и другие национальные образования.

Сейчас уже мало кто знает, что на заре советской власти существовала

общая Литовско-Белорусская республика, а на территории, занимаемой ныне

Казахстаном, была образована Киргизская автономная республика (поскольку

казахов нередко называли киргизами со столицей в городе Оренбурге; что еще

в 1919 г. была провозглашена Крымская советская республика в составе РСФСР,

через два года преобразованная в автономную (при этом более половины

населения этой республики составляли русские, около четверти — татары,

остальные — украинцы, евреи, греки, болгары и другие народы).

Наряду с формированием новых национальных образований в 1917—1922 гг.

происходил интенсивный процесс разукрупнения старых губерний. Так, из

состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская

губерния, из Пермской — Свердловская, из Новгородской — Череповецкая, из

Саратовской — Царицынская и т.д.

Но затем четко проявилась противоположная тенденция — к объединению

губерний. В период с 1923 по 1929 г. на политико-административной карте

РСФСР появились:

1) Уральская область, включившая в свой состав Свердловскую,

Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет;

2) Северокавказский край, в который вошли Донская и Кубано-

Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и национальные

автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и

Карачаевская; позднее в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский округа;

3) Сибирский край с центром в Новосибирске, объединивший

Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую губернии, а также Ойратскую

автономную область;

4) Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Приморской и

Забайкальской губерний;

5) Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую,

Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии;

6) Центральная черноземная область с центром в Воронеже, объединившая

Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также часть

территорий соседних губерний;

7) Нижневолжский край с центром в Саратове в составе Саратовской,

Астраханской и Сталинградской губерний, а также некоторых соседних

территорий;

8) Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская,

Самарская и Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии;

9) Северный край с центром в Архангельске, объединивший

Архангельскую, Вологодскую и Северодвинскую области и автономную область

Коми;

10) Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав

Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской;

11) Нижегородский край, образованный на месте Нижегородской и Вятской

губерний, Марийской и Вотской автономных областей, а также Чувашской

автономной области;

12) Ивановская промышленная область в составе Иваново-Вознесенской,

Ярославской, Владимирской и Костромской губерний;

13) Московская промышленная область, объединившая Московскую,

Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калужской губерний.

Итак, по сравнению с прежним губернским делением количество

административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было

выделено 13 краев и областей, в остальных союзных республиках эти единицы

вообще не создавались — в них были сформированы округа (на Украине,

например, 40, в Белоруссии — 8, а в Казахстане— 12), наряду с которыми

выделялись национальные автономии.

Осуществленное к 1929 г. во всех республиках новое Госплановское

«административно-хозяйственное» деление (или, как тогда писали,

районирование) состояло из трех иерархических уровней: областей (краев),

округов (ликвидированных в 30-х гг.) и районов. При этом районы первого

уровня первоначально называли экономическими, но впоследствии стали

называть просто областями (или краями, если в них входили национальные

автономии). Указывалось, что при новом делении тщательно учитывались

задания плана ГОЭЛРО, т.е. перспективы развития страны и конкретных

районов, а также национально-этническая специфика территорий.

Политико-административное деление СССР в 1990 г.

|Союзные |Автоном-|Автоном-|Автоном-|Края|Админис-т|Админис-т|Города|

|республики | | |ные | |ративные |ративные | |

| |ные |ные |округа | |области |районы | |

| |респуб- |области | | | | | |

| |лики | | | | | | |

|РСФСР |16 |5 |10 |6 |49 |1834 |1030 |

|Украинская |- |- |- |- |25 |480 |429 |

|ССР | | | | | | | |

|Белорусская |- |- |- |- |6 |117 |99 |

|ССР | | | | | | | |

|Узбекская |1 |- |- |- |10 |155 |124 |

|ССР | | | | | | | |

|Казахская |- |- |- |- |17 |222 |83 |

|ССР | | | | | | | |

|Грузинская |2 |1 |- |- |- |65 |61 |

|ССР | | | | | | | |

|Азербайджан-|1 |1 |- |- |- |61 |65 |

|ская ССР | | | | | | | |

|Литовская |- |- |- |- |- |44 |92 |

|ССР | | | | | | | |

|Молдавская |- |- |- |- |- |40 |21 |

|ССР | | | | | | | |

|Латвийская |- |- |- |- |- |26 |6 |

|ССР | | | | | | | |

|Киргизская |- |- |- |- |2 |40 |21 |

|ССР | | | | | | | |

|Таджикская |- |1 |- |- |2 |44 |16 |

|ССР | | | | | | | |

|Армянская |- |- |- |- |- |37 |27 |

|ССР | | | | | | | |

|Туркменская |- |- |- |- |3 |45 |19 |

|ССР | | | | | | | |

|Эстонская |- |- |- |- |- |15 |33 |

|ССР | | | | | | | |

|ВСЕГО |20 |8 |10 |6 |114 |3225 |2126 |

Именно следствием поспешности и неоправданного революционизма явился

процесс очередного дробления областей, начавшийся в первой половине 30-х

гг. Так, на стыке Ленинградской, Московской и Западной областей была

образована Калининская область, а Ивановская промышленная область разделена

на Ивановскую и Ярославскую; от Северокавказского края отпочковалась Азово-

Черноморская область, а Уральская область разделилась на Свердловскую,

Челябинскую и Обь-Иртышскую (которая вскоре была преобразована в Омскую

область) и т.д., и т.п. Что же случилось? Почему принцип «органического

единства экономического районирования, национального устройства и

административно-территориального деления» с необыкновенной легкостью

нарушался едва ли не каждый год? С сегодняшних позиций может быть дан лишь

один ответ: проявлялся обычный «зуд реформаторства».

Интересно, что крупные изменения в политико-административном

устройстве страны происходили во время войны 1941 — 1945 гг., причем не

только в стратегически важных районах, но и далеко в Сибири — например,

были образованы Тюменская, Курганская и другие области, что подчас не

диктовалось ни срочностью, ни иными разумными доводами.

После войны административно-территориальные изменения продолжались, но

они приобрели эпизодический характер. Среди наиболее важных отметим такие,

как преобразование в 1945 г, Крымской АССР в Крымскую область в составе

РСФСР (в 1954 г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская

область была передана в состав Украинской ССР), а также Карело-Финской ССР

— в Карельскую АССР. Продолжилась административно-территориальная «чехарда»

с образованием и упразднением областей как в составе Российской Федерации,

так и в Казахстане, республиках Средней Азии и других регионах.

3. Политико-административная реформа в Новой России

Административно-территориальное устройство постперестроечной России

претерпело существенные количественные и качественные изменения.

Прежде всего «парад суверенитетов» привел к изменению статуса всех

бывших автономных республик и ряда автономных областей. При этом процесс

преобразований шел очень интенсивно. (Например, Горно-Алтайская автономная

область — Горно-Алтайская АССР — Горно-Алтайская ССР — Республика Горный

Алтай – Республика Алтай.) Россия признала новый статус автономных

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.