реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аблай- объединитель или тиран

Аблай- объединитель или тиран

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Общеобразовательная Профильная Школа Модульного Типа №11

По истории Казахстана

На тему:

Аблай – объединитель или тиран.

Выполнил: ученик 9 «Г» класса

Ерманов Азамат.

Научный руководитель:

Белогурова Светлана Михайловна.

г. Павлодар 2003г.

План

Введение.

Актуальность вопроса.

Гл часть

1 Казахское ханство в 18 веке, до прихода к власти Аблай-хана.

2 Аблай и джунгары

3 Китай

4 Россия.

5 Отношения с Кокандом.

6 Аблай – человек своего времени.

Заключение.

Введение

Почему я выбрал именно Аблая среди целой плеяды сильных своеобразных

личностей казахского народа? Потому что он мне интересен не только как

выдающийся правитель и дипломат, но и как человек. Всё в его жизни

подёрнуто дымкой тайны, Аблай один из немногих ханов о которых легенд

больше чем реальных фактов. Но главное чем он меня заинтересовал – это

противоречивость взглядов на его политику и жизнь. Смотря на него под одним

углом, видишь, человека умного, удачливого, мужественного, олицетворяющего

собой идеал правителя. Но стоит копнуть чуть-чуть глубже и перед тобой он

жестокий, эгоистичный и тщеславный. И я пишу этот реферат, чтобы определить

своё отношение к этому человеку, чтобы понять кем был он на самом деле,

жестоким тираном, или мудрым правителем осознававшим, что в это время

жестокость просто необходима, и это единственный выход из создавшегося

положения. Какова была его политика «лавирования», помогла ли она ханству,

или наоборот поставила его на грань исчезновения. На все эти вопросы я

постараюсь ответить в своём реферате.

Актуальность вопроса.

Сейчас Аблаю повсеместно создаются памятники, в его честь

называются улицы, в 2000 году он вошёл в десятку людей тысячелетия. Во всех

учебных пособиях он стоит отдельной главой…??? Вот выдержка из выступления

Президента:» … объединитель народа Аблай-хан словом и мечом удержал нацию

между двух жестких сил, давящих на страну извне. Однако эта победа

оказалась временной. Мы оказались в полосе исторического отставания…»

(Ежегодные послания Президента стране от 15.12.99)

Вот же что пишет интернет-газета «Навигатор»:… при всем уважении к

деяниям Абылай-хана величественной эпоху его правления назвать трудно. Ибо

все познается в сравнении. А ведь в истории были ханы, при которых

Казахское ханство куда более соответствовало данному понятию, при которых

поистине было более или менее централизованное государство, чем при Аблай-

хане. Речь идет о ханах Тауке и Хак-Назаре, не говоря уже об основателях

ханства – братьях Гирее и Джанибеке. Кстати, именно хан Тауке создал

знаменитую степную юридическую систему “Жетi Жаргы”. Что касается Абылай-

хана, то среди историков до сих пор нет единого взгляда на этого

государственного и военного деятеля, как на единого хана всех трех жузов.

Иначе говоря, кандидатура Абылая не имеет безоговорочной репутации в плане

интеграции титульной нации на единой исторической платформе. …

Жас Алаш”. В номере от 18 октября редакция задалась вопросом: “Оценен ли по

справедливости казахской историей Абылай хан?” Несмотря на то, что во

многих городах – Астане, Алматы, Кокшетау поставлены памятники Абылаю.

Корреспондент считает хана великой личностью, который на какое-то время

спас среднеазиатские ханства от колонизации Российской Империи… По

историческим меркам Абылай хан действовал почти что вчера. Но даже по

признанию его поклонников легенд о нем больше, чем о каком либо другом

хане. Теперь будет ставиться фильм об этом историческом деятеле. Иначе

говоря, несмотря на малоизученность биографии и роли в истории казахов,

Абылай хана ставят выше всех. Но кто сказал, что казахской исторической

науке все ясно и понятно с основателями Казахского ханства Джанибеком и

Гиреем? Не окажется ли так, что, когда наконец Абылай хан и его время будут

изучены вдоль и поперек, выяснится, что, допустим, он никогда не командовал

всеми тремя жузами одновременно?! И нет ли здесь такого подхода, о котором

когда-то в своей “АзиЯ” писал Олжас Сулейменов? А именно: "С ростом

национального самосознания наука нередко становится на службу казенному

патриотизму - тогда историография начинает отходить от истории. Факты или

неверно освещаются, или фальсифицируются в угоду возникающему взгляду на

прошлое". Непрекращающаяся возня вокруг Абылай хана при полном отсутствии

интереса к отцам-основателям (Джанибеку и Гирею) и другим выдающимся ханам

давно вызывает подозрение у трезвомыслящей части интеллигенции. Спору нет,

хан Аблай достоин всяческого внимания, но поистине вокруг него слишком

много легенд и славословий. А ведь его многовекторная политика так и не

спасла Казахстан и была жива только при его жизни, к тому же он не оставил

после себя даже одного легитимного в глазах окружающего мира хана ...

В этом и заключается актуальность проблемы. На Аблая нет

единого, устоявшегося взгляда. Кем же был на самом деле этот человек?

Казахское ханство в 18 веке до прихода к власти Аблай-хана

Экономическое и политическое положение ханства было крайне тяжёлым.

Извечная грызня Чингизидов за власть, всегда только вредившая казахам,

усугубилась участившимися набегами джунгар.

К началу века Казахское ханство нельзя было назвать

государством в полном смысле этого слова. Это была территория, которая

протянулась от Иртыша до Урала, на севере до Тобола, на юге до Сырдарьи и

Таласа, контролируемая местными ханами, родовыми старейшинами и биями.

И чтобы обрисовать политическую обстановку идеально подошли бы слова Ивана

Андреевича Крылова из басни «Лебедь, Рак и Щука»: … Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду».Чем же объясняется такая

обстановка? Для того чтобы ответить на этот вопрос надо проследить систему

выборов ханов. Казахские ханы ведут своё происхождение от старшего сына

Чингисхана – Джучи. А Чингисхан, у народов Евразии всегда был

олицетворением безупречного политического аппарата, поэтому ханом мог стать

только представитель рода чингизидов (торе), при чём независимо от своего

материального состояния любой из чингизидов мог расчитывать на титул «хан»,

достаточно было богатого дастархана с дорогими подарками для старейшин

определённого рода чтобы его провозгласили ханом этого рода, то есть число

«ханов» могло быть ограничено только количеством родов. «Попытка присвоить

ханский титул нечингизидом в сознании тюркомонгольских и других народов

отражалась как противоправная и даже аморальная". Вследствии господства

этих мировозренческих ценностей и представлений, во многих этнокультурных

ареалах евроазиатского континента, в некогда входивших в состав империи

Чингиз-хана государствах, начиная с конца XV в. и вплоть до эпохи Нового

времени, на монархических престолах прочно утвердились его потомки.

Воплощением чингизовой традиции являлось правление различных династий

джучидов в Казанском, Крымском, Астраханском и Казахском ханствах, династий

шайбанидов и ашторханидов в Бухаре, другие ветви потомков Чингиз-хана

правили в Китае, Индостане и т.д.» 1

В Старшем жузе было –18 родов, в Среднем – 37, а в Младшем – 35, значит в

Казахском ханстве могло насчитываться до 90 «ханов», представьте себе что

творилось в ханстве когда они начинали бороться за власть, здесь во всей

красе проявлялся принцип «выживает сильнейший», и тогда один – два более

авторитетных хана начинали управлять определённым жузом, но иногда, когда

экономические или политические факторы требуют централизации власти и

существует подходящая кандидатура появляется, «старший хан» - хан

обладающий большим авторитетом, чем другие ханы.

Последним старшим ханом был знаменитый автор «Жеты жаргы» -

Тауке-хан. Хотя на рубеже веков хану Тауке на некоторое время удалось

стабилизировать обстановку в стране, но уже к концу его правления вновь

стали проявляться сепаратизм и борьба за власть султанов. А попытка

преемника Тауке Каип-хана (1715-1717) пресечь эти тенденции закончилась его

гибелью в междоусобице. А при хане Болате (1715-1730), правителе слабом и

безвольном, Казахское ханство, по существу распалось на множество уделов со

своими ханами. Наряду с Болат - ханом правили Абулхаир, Самеке, Жолбарс,

Кучук. Помимо них имели свои владения отдельные влиятельные султаны. Очень

интересна личность Абулхаир-хана. До него ханы выбирались из представителей

одной династийной ветви, идущей от султана Жадика - одного из сыновей

основателя казахского ханства хана Жанибека. Имя же молодого Абулхаира до

1710 года знали очень немногие в степи. Его генеалогическая ветвь считалась

второстепенной и незнатной. В обычных условиях лидер народа из него вряд ли

бы состоялся, но в военное время было не до соблюдения традиционных

политесов - нужна была недюжинная личность, способная сделать невозможное.

И вот на съезде в Каракумах в 1710 году представитель незнатной степной

династии был избран ханом Младшего жуза, а затем, в 1719 году, стал старшим

казахским ханом.

Знать была недовольна возвышением Абулхаира, но народ и батыры были на его

стороне. Яркое свидетельство тому -объединение Абулхаиром под своей властью

не только Младшего, но большинства родов Среднего жуза. Он вел интенсивную

переписку с хивинскими, калмыцкими, башкирскими правителями и с персидским

шахом, его имя получило освещение в русских, калмыцких, китайских и

среднеазиатских источниках того времени - это говорит о популярности

степного правителя: соседи, тем более сильные, о мелких, второстепенных

личностях никогда не упоминали.

Ослаблением казахского ханства незамедлительно воспользовались

соседи.

Особую опасность представляла Джунгария, которая к началу XVII в.

превратилась в крупное военно-феодальное государство. Джунгария

сформировалась в северо-западной части Центральной Азии из монгольских

племён хойтов, дэрбэтов, чоросов из остатков племён хошоутов и торгоутов.

Основу экономики Джунгарии составляло скотоводство,однако её

территориальная удалённость от основных земледельческих и ремесленных

центров «стимулировали развитие у джунгар собственного земледелия, домашней

промышленности и ремёсел, что придавало их хозяйству более разносторонний

характер и в экономическом отношении делало их более независимыми»2

Усиление его военного могущества связано с именем правителя Цевана Рабдана

(1697-1727). Ему удалось не только усмирить своеволие нойонов, но и

укрепить центральную власть, но в целом, главным фактором усиления

центральной власти, было постоянное военное давление Китая. Важным фактором

усиления джунгар послужила реиммиграция с берегов Волги 15 тысяч семей

торгоутов, а также покорение ими Восточного Туркестана. Именно сочетание

таких политических факторов как смерть Тауке, а отсюда отсутствие

централизованной власти и борьба чингизидов за ханский трон привели к

усилению военно-политической активности джунгар на территории Казахского

ханства.

Уступая казахам по площади занимаемой территории и численности населения,

джунгары превосходили их в военно-техническом оснащении.

Так как северные кочевья джунгар в нач.18 века стали захватывать русские

колонисты, а восточные – китайские, им оставалось одно - компенсировать

потерю угодий, на севере и востоке за счет экспансии в юго-западном

направлении. Агрессивность джунгар стала нарастать, особенно жестоким и

беспощадным было вторжение ойратов в 1723 г., когда Джунгария, заключив мир

с Китаем, смогла освободить войска задействованные в охране Китайско-

Ойратской границы, и обрушится всей своей мощью на Казахское ханство,

вторжение сопровождалось погромом и массовой гибелью казахов Старшего и

Среднего жузов. Казахские ханы и султаны, увязшие в распрях, оказались не в

состоянии мобилизовать народ на организованный отпор врагу. Эти трагические

события отложились в народной памяти, как годы "великого бедствия".

Население Старшего и Среднего жузов в панике бежало в Среднюю Азию. Но эти

переходы влекли за собой неминуемые разорение и гибель. Только к 1727 г

казахи смогли нанести значительное поражение ойратам под предводительством

упомянутого выше Абулхаир-хана. Под его предводительством казахи одержали

две знаменитые победы - сначала в сражении на речке Буланты в 1727, а в

начале 1729 года - в Анракайской битве. Сейчас, к сожалению, существует

тенденция, когда из-за жузовых или клановых предпочтений отдельные историки

пытаются знаменитую победу Абулхаира на Анракае, наперекор всем письменным

источникам и историческим фактам, приписать будущему хану Аблаю. Но

учитывая то, что в годы актабан шубурынды тому было всего 13 лет, а в

период Анракайской битвы - 19, говорить о том, что все аксакалы, батыры и

султаны выбрали верховным командующим трех жузов молодого, без какого-либо

полководческого опыта чингизида, - совершенно несерьезно, Аблай начал эту

битву сразив в поединке ойратского батыра Чарыша, но не более. Это

утверждение несостоятельно еще и по той причине, что ни в одном письменном

источнике до 1738 года имя Аблая вообще не упоминается. Таким образом,

объединенные войска всех трех жузов одержали убедительную победу. Возникала

возможность подписания мира на выгодных для казахов условиях. Однако такой

возможностью они не воспользовались. Вот как описывает эту драматическую

ситуацию известный историк М. Тынышпаев. " Еще не умолкли народные

ликования, - отмечал он, - по поводу анракайской победы и победные триумфы

Абулхаира, Барака, Абульмамбета, гонца Аблая, уже затмивавшего всех

остальных выдающейся храбростью и целой плеяды народных батыров, как

неожиданно случилось что-то, в миг уничтожившее все плоды 3-4-летней

героической борьбы, сорвавшее всю победоносную кампанию".

Избранный главнокомандующим всех казахских войск Абулхаир-хан, оставив

фронт с ополчением подвластных ему родов ушел на запад, его примеру

последовал и хан Самеке. Оставшаяся часть казахских войск была вынуждена

отступить. Причину такой роковой развязки М. Тынышпаев объясняет тем, что в

разгар Анракайской битвы скончался старший хан Болат и на его место старшим

ханом был избран Абулмамбет. "Такой обиды, - пишет М. Тынышпаев - не мог

стерпеть старик Абулхаир, человек крайне честолюбивый, с таким выбором не

мог согласиться и Самеке, родной дядя Абулмамбета."

Как бы то ни было, по вине ханов была упущена реальная возможность полного

освобождения страны от джунгар. В результате этого часть Старшего жуза

признала над собой власть джунгарского правителя.

Сама история поставила перед казахами гамлетовский вопрос - быть или не

быть нам, как этносу, как самостоятельному государству? В этих условиях

нужен был общенациональный лидер, способный объединить усилия народа в

борьбе за освобождение страны, возрождение его государственности. Таким

общепризнанным вождем казахов в этой чрезвычайной ситуации стал хан Абылай.

Аблай и джунгары

Отцом Абульмансура был Коркем–Вали (Вали Красивый), а его дедом знаменитый

Аблай Кровопийца, прозванный так за жестокость. Очень интересен тот факт

что прадед Абульмансура, Валибек, был сводным братом Тауке. «Аз-Тауке

родился от брака Салкам Жангира и дочери калмыцкого хана. Брат его Уалибек

(Валибек) был рожден от дочери ургенчского Гаип-хана. Когда на место

Жангира ханом сел Аз-Тауке, Уалибек, затаив обиду ушел к Гаип-хану»3. То

есть не прадед, не дед, не отец, не были владельцами родов, а владели, по

всей видимости Ташкентом. Как утверждает личный писарь Аблая М. Мамедов -

«Аблай-султана дед и отец были города Ташкента ханами, но, напав,

зенгорские калмыки (джунгары) тот город завоевали, причём Аблай-султан,

будучи десяти лет, ушёл в город Туркестан под владение Абулмамбет-хана», а

Абульмамбет был дядей Аблая После захвата Ташкента ойратами в 1725, Аблай

жил под именем Сабалак. Существует даже красивая легенда: «мальчик-сирота

Абулмансур в поисках родичей-казахов и отчего края - Сары-Арки попадает к

уйсыну Толебию. У Толебия он поначалу пасет верблюдов, затем лошадей и в

конце концов настолько пришелся по нраву Толебию, что тот решил его

усыновить. Но вопрос, откуда он родом, говорит, не знаю; на вопрос, как

тебя звать, отвечает - как назовете, так и будет. Тогда Толебий за обросший

вид его и лохмотья на нем прозвал мальчика Сабалаком.

Прослышав о том, что хан Абульмамбет собирает казахов на битву с калмаками,

(Сабалак) пришел к Толебию и поросил у него разрешения пойти на войну. Чем

воевать, не лучше ли за лошадьми смотреть, сказал ему Толебий, на что тот

сказал: "Лучше умереть, чем не быть под развевающимся знаменем, когда земля

прогибается под тяжестью воинов". После слов таких Толебию ничего не

оставалось, как отпустить его. Придя на поле брани, (Сабалак) видит: казахи

и калмаки стоят на холмах друг против друга. А посередине перед войсками

один лишь сын (джунгарского) хунтайжи (воеводы), зять самого Галдан Церена,

батыр Чарыш казахских батыров на поединок вызывает. Абульмансур тогда

приблизился к хану Абульмамбету, спросил его разрешения выйти на поединок.

Получив благославение хана, он разогнал коня и, издав клич: "Аблай!

Аблай!", налетем и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с

криком "враг сражен!" увлек за собой казахских воинов. Калмаки дрогнули,

побежали и были рассеяны казахами. Устав от погони, Абульмамбет приказал

разбить шатер и, подозвав и усадив Абульмансура подле себя, спросил того:

кто ты будешь, батыр, и почему клич твой был "Аблай"? Тогда тот признался,

что он внук Аблая Кровопийцы, потому и выбрал кличем

его победоносное имя. Растроганный хан обнял батыра, расцеловал и так

сказал народу: "Я, слышал, что от Уалибека остался единственный наследник -

и вот он перед вами. Если вы согласны, он по праву станет ханом всех

казахов". Народ выразил согласие, и девяносто знатных людей из все трех

жузов отвели его к почитаемому всеми святому старцу шакшаку Жанбеку

(Джанибек) из рода аргын. По его благославению Абульмансур был избран

старшим ханом казахов. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя

Аблай».

Вот здесь мы в живую можем видеть как вымысел начинает мешаться с историей,

ведь как говорилось выше во время Анракайской битвы (а здесь по всей

видимости речь идёт именно о ней) Аблаю было 19 лет, а ханом всех казахов

могли признать безопытного, безавторитетного мальчишку??? Но, тем не менее,

Аблай участвовал в этой битве, где и заслужил звание батыра, ханом Аблай

стал упоминаться позже, когда стал владельцем рода Атыгай.

.

Итак, Аблай стал ханом рода Атыгай. Молодой и честолюбивый,

он очень быстро набирает авторитет среди степной аристократии. Почему роды

сами шли к нему? Почему молодой батыр-чингизид так быстро становится одним

из самых влиятельных людей степи. Ответ прост. Джунгары. Роды нуждались в

ханах-воинах, батырах, людях которые могли защитить их. Если в мирное время

батыры вообще не влияют на политику ханов, то в военное время право

решающего голоса за ними. А если один из самых удачливых и дерзких

батыров ещё и чингизид, не есть ли он лучшая кандидатура в ханы. Но тогда

возникает вопрос, а состоялся бы хан из Аблая в мирное время, нужен ли был

его воинственный нрав, не оправданная военным временем жестокость. Нет.

Значит по принципу «от обратного» мы можем сказать что влияние Аблая росло

пропорционально угрозе ойратов. Вот почему этот человек за год достигал

таких высот, которых иные не достигали за десятилетия. Молодой Аблай

Анракайской битвы становится «под крыло» Абульмамбета. Ойратские набеги

становятся всё чаще и кровопролитнее, Аблай во время одной битвы попадает

в плен, когда отправляется на разведку, и попадает прямо в окружение. В

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.