реферат бесплатно, курсовые работы
 

Врачебный контроль, его цели и задачи

обязательным условием их нормального физического развития и играет важную

роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма

инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к

различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, ка-

риозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями

растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная

калорийность питания у детей по сравнению со взрослыми объясняется

интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между

поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая

наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждаются и,

соответственно, теряют больше тепла).

Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следующие размеры

поверхности кожи: у ребенка 1 года — 528 см2, 6 лет — 456 см2, 15 лет —

378 см2, у взрослых — 221 см2.

Усиленные теплопотери требуют большей калорийности питания. С учетом

относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить

в сутки 42 ккал, детям 16 лет — 50 ккал, 10 лет — 69 ккал, 5 лет — 82

ккал.

Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они

содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.

Наиболее благоприятным условием для роста и развития является

соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление

углеводов в младшем возрасте меньше, чем в старшем, в то время как

потребление белков с возрастом увеличивается. Избыток углеводов в питании

так же вреден, как и недостаток (излишки идут на отложение жира;

снижается иммунитет; дети-сластены больше подвержены простудным

заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).

У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны

к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает

приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д

возникает рахит (витамин Д регулирует фосфорно-кальциевый обмен).

Недостаток ультрафиолета и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.

Питание в школе разных возрастных групп должно строиться

дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых

веществах и энергии. Порции не должны быть слишком объемными. Большое

значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют

потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и

успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах

должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рациона, а в

сельской местности при отдаленности жилья — 30-35%.

Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку наносят существенный

вред здоровью школьника.

Закаливание школьников проводится по системе гигиенических мероприятий,

направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным

воздействиям различных метеорологических факторов (холод, тепло,

радиация, перепады атмосферного давления и т.п.). Это своего рода

тренировка организма с использованием целого ряда процедур.

При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд условий:

систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей,

состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование

комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и

средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных

воздействий.

В процессе закаливания школьники осуществляют самоконтроль, а родители

следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их

переносимость и эффективность.

Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные ванны),

вода (души, ванны, полоскания горла и др.).

Последовательность выполнения закаливающих водных процедур: обтирание,

обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.

Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у

детей высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур.

Несовершенная терморегуляционная система делает их беззащитными перед

переохлаждением и перегреванием.

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Лучше

начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их

проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими

упражнениями, играми и т.п.

При острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний проводить

закаливающие процедуры нельзя!

Согласно государственной программе, обязательные занятия физкультурой в

вузе проводятся первые два года обучения, в последующие годы —

факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское

обследование — 1 раз в год.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

исследование физического развития и состояния здоровья;

определение влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на

организм с помощью тестов;

оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря,

одежды, обуви, помещения и т.п.;

врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в

середине урока и после его окончания);

профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества

страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий

спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций,

бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования,

осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра

врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и

др.).

Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических

особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности

организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство —

способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок

и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы,

висцеральных органов и др.

Возрастные изменения начинаются с периферических сосудов. Происходит

утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего возникает в аорте

и крупных сосудах нижних конечностей. Кратко изменения в организме при

старении можно сформулировать следующим образом:

нарушается координация движений, изменяется структура мышечной ткани с

потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;

уменьшается выделение гормонов (например, адренокортикотропного гормона

АКТГ), по этой причине снижается эффективность синтеза и секреции

гормонов надпочечников, ответственных за обменные и приспособительные

процессы организма, в частности, при мышечной работе;

снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин), регулирующей

обменные процессы (биосинтез белков);

нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это ведет к

накоплению в организме холестерина, который способствует развитию

склероза сосудов;

возникает инсулиновая недостаточность (функциональные нарушения

поджелудочной железы), затрудняется переход глюкозы в клетки и ее

усвоение, ослабляется синтез гликогена: инсулиновая недостаточность

затрудняет биосинтез белка;

ослабляется деятельность половых желез, что в свою очередь вызывает

ослабление мышечной силы.

С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их эластичность, сила

и сократимость.

Исследования показывают, что наиболее выраженным возрастным изменением

протоплазмы клеток (мышц) является снижение гидрофильности и

водоудерживающей способности белковых коллоидов.

С возрастом интенсивность обменных процессов понижается и величина

минутного объема сердца уменьшается. Скорость возрастного снижения

сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м2 в год.

Отмечается также уменьшение частоты сердечных сокращений и ударного

объема. Так, в течение 60 лет (с 20 лет до 80 лет) ударный индекс

снижается на 26%, а частота сокращения сердца — на 19% . Уменьшение

максимального минутного объема кровообращения и МПК по мере старения

связано с возрастным снижением частоты сердечных сокращений. У пожилых

людей, из-за нарушения эластичности артерий, систолическое давление имеет

тенденцию к повышению. Во время физической нагрузки оно также возрастает

в большей степени, чем у молодых.

При возникновении гипертрофии миокарда, коронарокардиосклероза

нарушается метаболизм мышц, повышается артериальное давление, возникает

тахикардия и другие изменения, которые существенно лимитируют физическую

деятельность.

Кроме того, происходит частичная замена мышечных волокон соединительной

тканью, возникает атрофия мышц. Из-за потери эластичности легочной ткани

снижается вентиляция легких, а следовательно, и снабжение тканей

кислородом.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тренировки

задерживают развитие многих симптомов старения, замедляют

прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают

функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что

для лиц среднего, и особенно пожилого возраста характерна гиподинамия и

избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных

занятий физкультурой.

Наиболее эффективны в этом отношении циклические виды двигательной

активности — ходьба по пересеченной местности, лыжные прогулки, плавание,

езда на велосипеде, тренировки на велотренажере, тредбане (тредмилле) и

др., а также ежедневная утренняя гимнастика (или длительная прогулка в

лесу, парке, сквере), контрастный душ, раз в неделю — посещение сауны

(бани), умеренное питание (без ограничения в животных белках, овощах,

фруктах) и т.д.

Не следует включать в тренировки бег, прыжки, упражнения с тяжестями,

которые приводят к травматизму и заболеваниям опорно-двигательного

аппарата. В свое время популярным был «бег трусцой», который приводил к

заболеваниям нижних конечностей (периоститы и другие структурные

изменения надкостницы, мышц, сухожилий и пр.), возникновению (или

обострению) остеохондроза позвоночника. Его пришлось заменить более

физиологичным видом — ходьбой.

Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом.

При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе в секции

необходимо учитывать морфофункциональные особенности женского организма.

Физическое развитие и телосложение женщин во многом отличаются от

мужского. Во-первых, это касается роста и массы тела. Мышечная масса у

женщин составляет примерно 35% массы тела, а у мужчин — 40—45% .

Соответственно, и сила у женщин меньше. Так, у студенток института

физкультуры кистевая динамометрия 36,5 кг, у мужчин — 60,1 кг; становая,

соответственно, — 91,4 кг и 167,7 кг. Жировая ткань у женщин составляет в

среднем 28% массы тела, а у мужчин — 18%. И топография отложения жиров у

женщин отличается от мужской.

Занятия спортом существенно изменяют морфологические показатели,

особенно в таких видах спорта, как метание диска, толкание ядра, тяжелая

атлетика, борьба и др.

У здоровых женщин плечи уже, таз — шире, ноги и руки короче. Структура и

функции внутренних органов также различны. Сердце у женщин меньше, чем у

мужчин, на 10-15%, объем сердца у нетренированных женщин составляет 583

см3, у мужчин — 760 см3. То же различие отмечено и у спортсменов.

Ударный объем сердца у мужчин в покое на 10—15 см3 больше, чем у женщин.

Минутный объем крови (МОК) больше на 0,3—0,5 л/мин. Следовательно, в

условиях выполнения максимальной физической нагрузки сердечный выброс у

женщин существенно ниже, чем у мужчин. У женщин также меньше объем крови,

но ЧСС в покое у женщин выше, чем у мужчин, на 10-15 уд/мин. Частота

дыхания (ЧД) у женщин выше, а глубина дыхания меньше, меньше также МОД.

ЖЕЛ на 1000-1500 мл меньше. Тип дыхания у женщин грудной, а у мужчин —

брюшной. МПК у женщин меньше, чем у мужчин, на 500-1500 мл/мин. PWC170 у

женщин — 640 кгм/мин, а у мужчин — 1027 кгм/мин. Поэтому и спортивные

результаты у женщин ниже, чем у мужчин, во всех видах спорта.

Все это указывает на более низкие функциональные возможности сердечно-

сосудистой системы женщин по сравнению с мужчинами.

Под влиянием систематических занятий спортом функциональные показатели

различных систем организма у мужчин и женщин еще более различаются. Так,

по данным PWC170, физическая работоспособность у спортсменок в

циклических видах спорта (лыжные гонки, коньки, академическая гребля)

составляет 70,1% (1144 кгм/мин), у мужчин — 1630 кгм/мин. Связано это с

возможностями кардиореспираторной системы.

В связи с более низким основным обменом у женщин на 7— 10% меньше, чем у

мужчин, сердечный индекс, более низкий ударный объем (соответственно 99

мл и 120 мл) во время нагрузки в положении лежа на спине.

Помимо сказанного выше, при построении учебно-тренировочного процесса

необходимо учитывать функциональное состояние спортсменки в различные

фазы овариально-менструального цикла, психоэмоциональное состояние. В

этот период ослабевает внимание, ухудшается самочувствие, появляются боли

в поясничной области и внизу живота и др. Физическая работоспособность

(по тестированию) в середине менструального цикла (в период овуляции)

заметно снижается. В этом периоде тренировки противопоказаны.

В период менструации не следует посещать сауну (баню), плавательный

бассейн, проводить занятия в тренажерном зале. Запрещается принимать

фармакологические средства, способствующие задержке или ускорению

(преждевременному наступлению) менструации. Такая искусственная регуляция

приводит к нарушению детородной функции, раннему наступлению климакса и

ряду других осложнений.

Рождение ребенка положительно сказывается на спортивных результатах.

Практика спорта знает немало случаев, когда женщина, имея одного, двух и

даже трех детей, показывала выдающиеся результаты на чемпионатах Европы,

мира, Олимпийских играх.

С наступлением беременности следует прекратить интенсивные тренировки, а

заняться ЛФК, дозированной ходьбой, плаванием, лыжными прогулками и т.д.

Исключаются упражнения на напряжение брюшного пресса и промежности

(особенно в ранние сроки беременности), задержку дыхания, прыжки,

подскоки и др.

В послеродовом периоде полезны лечебная гимнастика, массаж спины и ног,

прогулки в лесу (сквере, парке). Умеренные нагрузки способствуют

увеличению лактации, а интенсивные — снижению или даже прекращению. Через

6-8 мес. после родов, прекращения кормления ребенка грудью можно

возобновить тренировки, но они должны быть умеренными (желательно в

циклических видах спорта), с постепенным включением общеразвивающих

упражнений и занятий на тренажерах.

У гимнасток, фигуристок и прыгуний в воду после многолетних тренировок в

детском возрасте отмечается более позднее начало месячных (у 46—64% они

начинались в 15—17 лет). Задержка менструального цикла объясняется

перегрузками в ходе тренировочного цикла, а также воздействием холода у

фигуристок, микротравмами гениталий у гимнасток и некорректным

(нетехничным) вхождением в воду прыгуний.

Анаболитические стероиды женщинам противопоказаны, особенно опасны они

для девушек. От их применения изменяется структура мышц, изменяется

голос, появляется агрессивность, повышается травматизм, нарушается

менструальный цикл вплоть до аменореи, а также детородная функция

(характерны выкидыши), отмечается повышение артериального давления,

заболевание печени, возникают раковые заболевания, даже со смертельным

исходом. От применения анаболиков у юных спортсменок возникает также

опасность остановки роста.

Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности.

Отрицательные явления в процессе тренировки.

На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических наблюдений

и других данных о состоянии здоровья, физического развития,и

подготовленности делается медицинское заключение, по которому студенты

распределяются для практических занятий по программе физического

воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приведены в

таблице 1.

Таблица 1

|Название группы |Медицинская характеристика |Допускаемая физическая |

| |группы |нагрузка |

|1. Основная |Лица без отклонения в |Занятия по учебной |

| |состоянии здоровья, а также |программе физического |

| |лица, имеющие незначительные |воспитания в полном |

| |отклонения в состоянии |объёме, занятия в одной|

| |здоровья при достаточном |из спортивных секций, |

| |физическом развитии и |участие в соревнованиях|

| |физической подготовленности | |

|2. |Лица без отклонения в |Занятия по учебным |

|Подготовительная |состоянии здоровья, а также |программам физического |

| |лица, имеющие незначительные |воспитания при условии |

| |отклонения в состоянии |более постепенного |

| |здоровья с недостаточным |освоения комплекса |

| |физическим развитием и |двигательных навыков и |

| |недостаточной физической |умений с предъявлением |

| |подготовленности |организму повышенных |

| | |требований. |

| | |Дополнительные занятия |

| | |для повышения уровня |

| | |физической |

| | |подготовленности и |

| | |физического развития |

|3. Специальная |Лица, имеющие отклонения в |Занятия по специальным |

| |состоянии здоровья, |учебным программам |

| |постоянного или временного | |

| |характера, требующих | |

| |ограничения физических | |

| |нагрузок, допущенных к | |

| |выполнению учебной | |

| |производственной работы | |

В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-

двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушениях

здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного

заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной

физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.

Перевод студентов из одной медицинской группы в другую производится

после дополнительного обследования.

Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше,

осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где

заводится карточка диспансерного наблюдения (форма 227 а) за указанным

спортсменом.

Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углубленное

обследование состояния тренированности спортсмена. И на основании этого

обследования делается медицинское заключение, даются рекомендации тренеру

по планированию и проведению тренировочного процесса.

Под термином тренированности имеется в виду комплексное понятие,

включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень физической,

технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов.

Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его

готовность к достижению максимального результата в конкретном виде

спорта.

При повторных медицинских обследованиях в медицинском заключении

указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии тренированности

со времени предыдущего обследования, какие изменения нужно сделать в

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.