реферат бесплатно, курсовые работы
 

Восстановление физической работоспособности

ей собственное объяснение. Это сходно с процессом, который профессор Лурия

назвал когда-то «внутренней картиной болезни», т. е. собственным

представлением субъекта о своем состоянии, возникшим в результате

чрезвычайно сложного процесса, обусловленного чувствительностью спортсмена,

силой его воображения и способностью к интерпретированию.

Свойства и формы психотерапии. Особенности применения психотерапии еще не

совсем ясны из-за отсутствия точности методов. Упор делается за применение

различных форм психопедагогики, осуществление психотерапии воспитательными

средствами, так как они имеют то преимущество, что понятны тренерам и не

требуют лабораторной техники. В первую очередь следует использовать приемы,

основанные на «курсе лечения доверием» (советы, разговоры, убеждения и

принуждение, демонстрация). Они применяются тренерами и не вызывают у

спортсменов никаких предубеждений.

В спортивной работе хорошие результаты может дать такой метод

психотерапии, когда спортсмену даются объяснения тех психических явлений,

которые могут появиться или которые уже беспокоят его.

В информационном плане мы хотим подчеркнуть, что сейчас делаются попытки

применить в спортивной работе методы терапии поведения. Отправной точкой

при этом является то, что невротическое поведение - это стойкий навык

неадаптированного поведения, установленного путем изучения физиологически

нормального организма. И хотя данное утверждение верно, терапия поведения

имеет ограниченные возможности применения.

Индивидуальная психотерапия. Эта форма применяется для воздействия на

спортсменов, которые подходят под принцип «случай-проблема». Речь идет о

спортсменах, находящихся в нормальном состоянии, но которые из-за отдельных

индивидуальных особенностей личных качеств не могут осуществить

двигательный специфический акт во всю силу своих возможностей. При этом мы

выделяем субъектов, затруднения которых связаны с отсутствием веры в

собственные силы, боязливых и «нервных», «сложных», «с мрачными мыслями»,

появляющимися накануне соревнований, людей, психика которых в решительные

моменты блокируется. Задача психотерапевтов в том, чтобы помочь этим людям

успокоиться, расслабиться, укрепить веру в собственные силы, способствовать

появлению у них уверенности в себе и т. д.

Хорошие результаты были получены при работе с группой спортсменов,

общеобразовательный уровень которых был невысоким. Путем их

психологического обучения, ознакомления спортсменов с основными

психологическими аспектами спортивной жизни, механизмом и законами

психической деятельности постепенно удалось создать у них необходимые

навыки самоанализа повседневно испытываемых трудностей психологического

порядка. Первые попытки самоанализа поведения были проведены с помощью

психолога, затем спортсмены сами анализировали свои поступки, осуществляя

настоящую психическую самотерапию, акт освобождения от внутреннего

напряжения путем осознания и объяснения причин, которые вызвали его. Такая

разновидность индивидуального воздействия является наилучшей, ибо в

аналитических формах личной психотерапии может появиться опасность

проявления некоторых состояний преувеличенной зависимости спортсмена от

психолога, которая в сложных условиях может вызвать нежелательные

психические явления в том случае, когда психотерапевта нет поблизости или

он отсутствует.

Групповая психотерапия. Возможно, наше мнение о том, что коллективные

обсуждения, лекции и культурно-просветительная работа, проводимая со

спортсменами, - это групповая терапия, покажется претенциозным. Тем не

менее вся эта работа является чрезвычайно благоприятным фоном для

применения более тонких психотерапевтических приемов, которые направлены

обычно на тех спортсменов, кто не поддается индивидуальному воздействию. Мы

отличаем две разновидности групповой психотерапии по результатам

воздействия: воздействие индивида при помощи коллектива и воздействие

группы, рассматриваемой как единое целое.

Данные формы воздействия применялись для устранения таких отрицательных

психических проявлений, как чувство недовольства внутри коллектива,

неприязни, когда в группе отсутствовало взаимопонимание, доверие, возникали

конфликты между спортсменами. Подобные отрицательные психические проявления

не могут быть решены тренерами обычными воспитательными средствами,

имеющимися в их распоряжении. Исследователи получали хорошие результаты при

кратковременном применении групповой психотерапии перед соревнованиями

тогда, когда была проведена предварительная психологическая подготовка.

Опросы, проведенные нами с помощью теста ММПИ, применяемого в спортивной

работе, показали, что сеансы психотерапии перед соревнованиями помогают

преодолевать состояния тревоги или подавленности, способствуют появлению

ясности мышления, ослаблению напряженности в движениях. Действие

психотерапии может быть ускорено, если использовать различные слуховые и

визуальные средства. Записанные на магнитофонную видеоленту формулы

психотерапии способствуют достижению единства спортивной группы, появлению

веры в силы своей команды.

Касаясь применения групповой психотерапии, обратим, однако, внимание на

появление феномена «привычки» в случае регулярного применения ее перед

каждым соревнованием. В этих случаях отмечено появление отрицательных

эффектов. В таких ситуациях необходимо применять только индивидуальную

психотерапию, для всей команды рекомендованно проводить сеансы

периодически.

Условия проведения психотерапии. Одним из первых и существенных условий

воздействия является умение психотерапевта установить контакт с субъектом.

Это предполагается сделать в начальный период испытательного срока, когда

психотерапевт принимает условия, молчаливо поставленные пациентом,

позволяя, таким образом, осуществить постепенный переход к более эффектному

воздействию. При этом условии (первичные отношения - «воздействующий

испытуемый») складывается схема дальнейшего воздействия на субъект.

Я не преувеличу, если скажу, что успех психотерапии обусловливается

качествами личности психотерапевта. Это необходимо доказать своими

естественными действиями, серьезностью и симпатией к субъекту. Мы не можем

обойти и тот факт, что во всех случаях воздействия на субъект должны быть

соблюдены такие этические нормы, как сохранение тайны, уважение к личности

спортсмена, гарантия психического спокойствия и безопасности внутренней

жизни субъекта.

2. Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка является психотерапевтическим методом, который

используется в медицинской практике. Она определена ее автором Шульцем как

«процесс сконцентрированного самоотключения». Данный метод позволяет

достигнуть состояния аналогичного сну, характеризующегося расслаблением и

внутренним спокойствием. Использованный вначале в психиатрической клинике

метод стал завоевывать популярность благодаря своим успешным, часто

захватывающим результатам. В настоящее время аутогенная тренировка стала

методом психологической подготовки здоровых людей, выполняющих задачи,

требующие максимального использования их физических и психических

возможностей. Среди самых недавних случаев применения аутогенной тренировки

— использование некоторых ее вариантов при подготовке космонавтов (для

преодоления состояний одиночества, боязни, грусти и т. д.).

В некоторых странах аутогенная тренировка успешно применяется при

подготовке спортсменов к большим соревнованиям, и при этом достигаются

убедительные результаты.

Специальная литература отмечает, что аутогенная тренировка оказывает

многочисленные положительные воздействия на психику и организм спортсмена:

способствует появлению состояния покоя и точности движений путем снятия

состояния психического напряжения; усиливает самоконтроль, который

устраняет состояние робости, страха, боязни, паники; предупреждает

усталость и бесполезную затрату нервной энергии, увеличивая, в частности,

сопротивляемость состояниям стресса; регулирует мускульный тонус и

вегетативные функции организма и т. д. С психологической точки зрения

отмечалось, что освобождение от состояния психического напряжения позволяет

использовать существующий потенциал субъекта и через это в практическом

плане ведет к росту эффективности умственной деятельности.

Метод, разработанный Шульцем, берет начало в различных древних приемах

(особенно йогов), в европейской теории внушения и самовнушения, исходит от

медицинских опытов гипноза. Беря за основу утверждение, что в процессе

гипнотического внушения могут произойти различные изменения, Шульц

разработал свой метод. Он основывается на том, что путем умственного

сосредоточения (самовнушения) в состоянии психосоматического расслабления

может быть достигнуто саморегулирование физических и психических состояний.

Метод состоял из 6 циклов комплекса упражнений, которые выполнялись в

строгой последовательности. Переход от одного цикла к другому зависел от

степени усвоения предыдущего цикла.

В качестве классического варианта Шульц рекомендует следующие циклы

упражнений:

-упражнения для расслабления мускулатуры туловища путем умственного

сосредоточения на ощущении тяжести в туловище;

-упражнения для расширения сосудов путем самовнушения ощущения теплоты

отдельных частей тела;

- упражнения для сердечного регулирования;

- упражнения для контроля за дыханием;

- упражнения для регулирования деятельности внутренних органов путем

самовнушения ощущения теплоты в районе солнечного сплетения;

-упражнения, связанные с деятельностью мозга путем самовнушения ощущения

охлаждения головы.

Для достижения состояния психического сосредоточения необходимо, чтобы на

стадии обучения аутогенная тренировка проходила в определенных условиях:

тишина, за-темненность (приятная), приемлемая температура воздуха.

Впоследствии психическое сосредоточение может осуществляться в любых

условиях.

Аутогенная тренировка, разработанная Шульцем, явилась отправным пунктом

для разработки нескольких вариантов использования, наиболее приближенных к

нуждам спортивной работы. Некоторые авторы различают специфические варианты

для каждого вида спорта в отдельности.

Опыт применения аутогенной тренировки в большом спорте показывает, что

этот метод полезен при психологической подготовке спортсменов.

Однако одни авторы считают, что наилучшие результаты получаются при

выполнении всех циклов упражнений. Другие отрицают необходимость

использования некоторых упражнений из-за отсутствия полезных результатов

или возможного появления отрицательных эффектов. Вспомним Клейнзорга,

который на основе клинических наблюдений пришел к выводу, что для снятия

психического напряжения упражнения для сердца не всегда необходимы и во

многих случаях могут быть опущены.

Ощущение охлаждения головы имеет, по мнению некоторых авторов,

ограниченное значение в спортивной практике. Некоторые авторы выступают за

использование только тех упражнений, которые вызывают ощущения тяжести и

теплоты, так как:

- психическое перенапряжение снижается при мускульном расслаблении,

вызываемом ощущениями тяжести и теплоты;

- продолжительность тренировки сокращается, что, очевидно, имеет большое

значение для спортивной работы. Кроме того, опыты «тяжести» и «теплоты» по

своему безобидному характеру могут быть применены в спортивной среде и

людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, но которые получают

соответствующие методические указания от медика или психолога.

Усвоение принципов аутогенной тренировки зависит от определенных

факторов: согласия и восприимчивости по отношению к методу и мотивации его

применения. По нашему мнению, проблема, которая стоит в большом спорте, не

связана с применением аутогенной тренировки. Она усваивается нормально, без

трудностей, в более быстром темпе, чем среди других категорий здоровых

людей. Это связано прежде всего с конкретной выгодой, так как метод,

применяемый в «классической» форме, дает в конечном итоге тем, кто его

применяет, максимальную практическую пользу.

Психологические причины спортивных успехов и неудач

В спортивной деятельности важным мотивационным моментом является оценка

результата, которая, в свою очередь, распадается на внешнюю и внутреннюю

(caмооценку). Самооценка, которая в начальной стадии в определенной мере

зависит от оценки внешней, являетсяI затем исходным пунктом актуальных

психических состоя- ний и важным фактором динамических и когнитивных

процессов, характеризующих тенденции основного мотивационного пучка. Она в

большой степени связана с чувством личного удовлетворения и проявляется как

в субъективных переживаниях, так и в поведении. Спортсмен с низкой

самооценкой способен противостоять внешним воздействиям в меньшей степени,

а индивидуум с высокой самооценкой скорее займет активное место в

общественных группах и свои взгляды будет выражать чаще и действеннее. При

низкой самооценке чаще проявляется состояние депрессии.

Самооценка спортсмена прежде всего зависит от его успеха, или неудачи в

спорте. С его точки зрения успех является главной непосредственной целью

спортивной деятельности, основной ценностью, к обладанию которой он

стремится. Этот успех достигается при помощи интенсивной спортивной

тренировки и является связующим звеном в достижении целого ряда личных и

общественных целей: высокая самооценка, престиж, влияние в коллективе,

здоровье, хорошие внешние данные, физическая красота, путешествия,

общественное признание и т. п.

Все это существенно влияет на мотивационную структуру спортсмена и тесно

связано с его эмоциональной структурой. Спортивный успех с психологической

точки зрения занимает очень важное место в жизни спортсмена как источник

мотивов и чувств.

Общее определение успеха сформулировать довольно трудно. Оценка

спортивного результата (успех или неудача) часто является субъективной.

Вопрос о том, как будет оценено данное конкретное достижение, решается в

зависимости от уровня притязаний спортсмена, который определяется как ясно

выраженные субъективные требования к предстоящему результату в известной

деятельности, выведенному на основе представления своего последнего

достижения. Уровень притязаний можно также понимать как косвенно выраженную

самооценку спортсмена в виде требования к количественной и качественной

сторонам предстоящей деятельности. Он очень изменчив, зависит от множества

различных факторов. Для молодых спортсменов характерен более высокий

уровень притязаний, причем у мужчин он выше, чем у женщин.

Обстоятельства, которые оцениваются отрицательно (низкий собственный

результат по сравнению с результатами остальных и др.), обычно повышают

уровень притязаний, и, наоборот, обстоятельства, которые характеризуются

обратной оценкой, ведут к относительно более низкому уровню притязаний. На

него оказывает влияние весь предыдущий опыт спортсмена, способность его

предугадывать свои возможности, оценка им тех или иных качеств своей

личности, а также влияние внешних факторов (мнение тренера, коллектива,

семьи, печати и т. п.), личных примеров.

Уровень притязаний по отношению к каждому спортивному результату: на основе

самооценки спортсмен намечает для себя тот рубеж, который, по его мнению,

он сможет достичь в следующем соревновании.

Достижение результата выше уровня притязаний имеет для спортсмена

определенную ценность (часто оно выступает как средство для достижения

других целей), становится для него потребностью и непосредственной целью.

Если этот результат достигается, то спортсмен положительно эмоционально

переживает свой успех. Если результат ниже уровня притязаний, это означает

для спортсмена неудачу.

То психическое состояние, которое возникает у него в результате успеха,

является вследствие своих особенностей положительным, благотворным, как

осуществление цели спортивной тренировки. Оно характеризуется приятными

ощущениями (легкость движения, радость и вместе с ней смех, типичное

раскрепощение речевой реакции и т. п.) и ведет к повышению уровня

притязаний в будущей деятельности, к увеличению силы мотивации, росту общей

работоспособности. Было доказано, что у большинства спортсменов

непосредственно в успешной ситуации спортивные результаты растут. Это

подтверждалось в лабораторных условиях во время опытов с динамометрией

(В.Гошек, 1965). Под влиянием успеха улучшался также результат спортсменов

в тестах на внимание.

Однако регулярно повторяющиеся успехи таят в себе определенную опасность:

к успешной роли спортсмен нередко очень быстро привыкает. Его притязания

находятся по сравнению с обычными соперниками на очень высоком уровне. У

него вырабатывается неумеренно завышенная самооценка. Чем регулярнее и

интенсивнее эмоциональные психические состояния в результате одержанного

успеха, чем выше уровень притязаний спортсмена, тем глубже и интенсивнее

будет субъективный конфликт спортсмена при неудаче; в этом случае сам факт,

что успех достигается значительно тяжелее, чем предполагалось, будет для

него такой психической трудностью, в условиях которой ему не удастся

показать и свой привычный результат. Часто это происходит в состязаниях с

равно подготовленными спортсменами, причем на самых важных соревнованиях и

встречах. Подобная опасность наиболее присуща спортсменам-лидерам, членам

национальных сборных команд, талантливым юным спортсменам.

Таким образом, отдельный успех с точки зрения психологической подготовки

спортсмена желателен и является предпосылкой успешного хода спортивной

тренировки, поскольку представляет собой усиливающий фактор. Более широкая

серия повторяющихся успехов с точки зрения психологической подготовки таит

в себе потенциальные опасности.

Если спортсмен достигает результата, который не отвечает его уровню

притязаний, создается сложная ситуация, в которой не осуществлено ожидание

успеха, блокировано продвижение к цели, каким-либо способом сдерживается

или усложняется путь к достижению желаемой ценности. Возникающее в такой

ситуации у спортсмена состояние называется в психологии фрустрацией.

Регуляция послестартового состояния с элементами фрустрации является

сложной психологической проблемой.

Состояние фрустрации довольно подробно изучено в экспериментальной

психологии и психопатологии. Результаты ряда экспериментов показывают, что

фрустрация может проявляться в отказе от данной деятельности, в отступлении

перед противником и т. п. Часто в этом состоянии спортсмен оценивает свой

результат как неудачу без учета его действительной величины.

Психические состояния, которые возникают при фрустрации, характеризуются

прежде всего неприятными чувствами конфликтного характера (злость, страх и

т. п.), что в итоге часто приводит к снижению уровня притязаний для

дальнейшей деятельности, изменению мотивации, падению работоспособности

спортсмена. Это выразительно проявляется в поведении спортсменов, для

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.