реферат бесплатно, курсовые работы
 

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

|Организовать на факультете |В начале учебного года |

|спортивную секцию по любому виду |представить план работы |

|спорта и руководить ею в течение |секции, а в конце года — |

|учебного года |отчет о проведенной работе |

|или | |

|Руководить работой физкультурного |Представить в начале |

|совета на факультете в течение |учебного года план работы |

|учебного года |совета, а в конце года — |

| |отчет |

|или | |

|Активно выполнять обязанности |Работа оценивается по |

|физорга группы, курса в течение года|членству спортивного клуба,|

| |участию студентов в |

| |соревнованиях, по |

| |подготовке разрядников |

|или | |

|Ведение учебно-тренировочной работы |Представить учебную |

|с командой по виду спорта в течение |документацию. Работа |

|учебного года или в детской |оценивается по спортивным |

|общественной спортивной школе |достижениям и результатам |

|или | |

|Ежедневное проведение утренней |По выполненной работе |

|гимнастики с группой студентов(10—15| |

|чел.), проживающих в обще житии | |

|или | |

|Ведение производственной гимнастики |По отзыву и результатам |

|на предприятиях города, в учхозе, |работы |

|колхозе периодически или в течение | |

|учебного года | |

|или | |

|Участие в строительстве, ремонте и |Проработать не менее 20 ч |

|содержании спортивных баз, летних |или заведовать объектом в |

|площадок, спортинвентаря и |течение учебного года |

|оборудования | |

|или | |

|Активно участвовать в работе |По выполненной работе, |

|общественных физкультурных |результатам и отзыву |

|организаций вуза в течение учебного | |

|года | |

|или | |

|Организовать на курсе, факультете, в|По представленным |

|общежитии туристскую группу и |маршрутным листам и |

|совершить с нею не менее 5 походов |оформленной документации по|

|выходного дня и подготовить не менее|значкистам «Турист СССР» |

|5 значкистов «Турист СССР» в течение| |

|учебного года | |

|или | |

|Изготовить и оформить на факультете,|По исполненной работе и |

|в общежитии в течение учебного года |положительной оценке |

|не менее двух фотовитрин, отражающих| |

|спортивную жизнь студентов | |

|или | |

|Поместить в стенной и периодической |По опубликованным статьям |

|печати не менее 5 статей о | |

|спортивной жизни академии, | |

|факультета, общежития, команды | |

|или | |

|Организовать или провести |По выполненной работе и |

|физкультурный вечер, спортивный |отзыву |

|праздник в вузе, на факультете, в | |

|общежитии, на местах практики | |

ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также

имеет несколько форм:

. занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей-

тренеров в спортивных секциях спортивного клуба, ДОСААФ, в

оздоровительно-спортивном лагере, на учебных практиках;

. самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами

спорта, способствующими воспитанию прикладных физических и

специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в

свободное время в течение учебного года, на учебных и

производственных практиках, в каникулярное время.

Кроме того, во многих вузах знания и навыки общественно-физкультурной

работы будущие специалисты получают на соответствующем отделении факультета

общественных профессий. Эта форма подготовки студентов получила особое

распространение в педагогических, сельскохозяйственных, медицинских вузах,

в высших учебных заведениях системы Центросоюза.

Не менее распространенной является форма подготовки студентов к

общественной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарах

спортивных клубов вузов и добровольных спортивных обществ. При этом одной

из задач таких занятий является привитие будущим командирам производства

знаний и навыков, необходимых для управления группами людей.

Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует о разнообразии форм

подготовки студентов к общественно-физкультурной работе на производстве, а

во-вторых, указывает на необходимость унификации в дальнейшем существующих

в различных вузах разнообразных программ, форм, методов и средств такой

подготовки.

Одной из форм ППФП являются массовые оздоровительные, физкультурные и

спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь

внутриинститутских соревнований между учебными группами, курсами,

факультетами. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами

спорта пли их элементами, регулярность проведения подобных соревнований

может во многом способствовать качеству ППФП. Следует указать, что имеется

опыт проведения таких мероприятий (соревнований) кафедрами физического

воспитания, спортивными клубами совместно с профилирующими кафедрами вузов.

В Московском институте инженеров землеустройства уже более 20 лет

проводится традиционная летняя спартакиада студентов, находящихся на

геодезической практике на загородной базе института. В программу

спартакиады, кроме обычных видов спорта, включается и специальная

прикладная геодезическая эстафета, правила и условия которой разработаны

преподавателями кафедры геодезии. Содержание этого специального командного

вида спартакиады предусматривает, например, упражнение по быстрейшему

преодолению заданного расстояния с обязательным выполнением серии

наблюдений с помощью приборов и точных расчетов.

Следует особо указать, что отдельные разделы (элементы) ППФП студентов

могут быть реализованы в учебные часы, отводимые на специальные предметы.

Из курса физического воспитания необходимо исключать те разделы или

элементы ППФП, которые осваиваются на профилирующих кафедрах. Так, в

Воронежском университете на естественных факультетах введено спортивное

ориентирование, а все необходимые для этого вида, спорта знания по

топографии студенты получают на кафедре топографии.

В некоторых вузах (Дальневосточном университете, Западно-Казахстанском

сельскохозяйственном, Тюменском индустриальном институтах) отдельные

раздели ППФП осваиваются студентами и на занятиях по физическому воспитанию

и на учебных занятиях, проводимых кафедрами военной подготовки как в

стационарных условиях, так и в период военно-лагерных сборов (стрельба,

вождение маломерных судов, управление автомототранспортом и т. п.).

Таким образом, многообразие условий работы вузов, целевой

направленности и содержания ППФП в них и на факультетах различного профиля

предполагает выбор и использование различных форм и методов ППФП студентов.

Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навыков,

физических и специальных качеств

Основное преимущество физических упражнений как фактора адаптации

заключается не только том, что с их помощью можно моделировать различные

ситуации трудовой деятельности, а, главным образом, в том, что они являются

наиболее адекватным средством воспитания необходимых качеств. Однако, как

показали специальные исследования, занятия различными видами спорта

оказывают неодинаковое воздействие на совершенствование отдельных

психофизиологических функций, необходимых для конкретной профессиональной

деятельности. Поэтому в процессе ППФП студентов должны быть использованы

вполне определенные виды спорта, избирательно (или преимущественно

избирательно) формирующие и развивающие необходимые прикладные умения,

навыки, физические и специальные качества.

Работы ряда исследователей показали возможности использования

соответствующих классификаций для рекомендации отдельных видов спорта с

целью комплексного решения задач ППФП студентов. Наиболее, обобщенная

характеристика и группировка видов спорта и спортивных упражнений

предложена А. Б. Гандельсманом и К. М. Смирновым.

1-я группа — преимущественное совершенствование координации движений.

К этой группе относятся акробатика, спортивная и художественная гимнастика,

прыжки в воду и подобные виды спорта. Упражнения 1-й группы развивают и

совершенствуют у человека «мышечное чувство», проприоцептивный

(двигательный) анализатор, способность к полной ориентировке в пространстве

при самых необычных перемещениях тела, способствуют развитию отдельных

групп мышц. К спортсменам этой группы предъявляются разносторонние

требования в проявлении силы, быстроты, гибкости.

2-я группа —преимущественное достижение высокой скорости в циклических

движениях. В эту группу упражнений входят легкоатлетический бег, бег на

коньках, велосипедный спорт и т.д. Главная направленность этих видов спорта

— достижение высокой скорости передвижения. Скорость передвижения по

дистанции в каждом из видов 2-й группы зависит не только от

совершенствования самих циклических движений (техники), но и от способности

спортсмена преодолевать утомление.

3-я группа — совершенствование силы и быстроты движения. Физические

упражнения этой группы отличаются направленностью на достижение

максимальной величины силы. При их выполнении наибольшие нагрузки (и

соответственное развитие) испытывает двигательный аппарат спортсменов. Это

осуществляется в двух крайних вариантах. Первый — за счет совершенствования

способности к максимальному увеличению перемещаемой при движениях массы,

что характерно, например, для занятий тяжелой атлетикой. Второй — путем

максимального увеличения ускорения при известной величине перемещаемых масс

(метание, прыжки в легкой атлетике).

4-я группа —совершенствование движений в обстановке непосредственной

борьбы с соперником. Спортивные игры и различные виды единоборств (бокс,

борьба, фехтование и т. п.), входящие в данную группу ациклических

упражнений, направлены на совершенствование функций анализаторов, быстрого

«освоения» широкого диапазона меняющейся информации в процессе

непосредственной борьбы со спортивным противником. Постепенно

совершенствуется комплекс физических качеств и способность к внезапным

действиям тренирующегося в этих видах. Физиологические нагрузки в процессе

упражнений весьма переменны, но в целом они довольно значительны. Эмоции,

связанные с упражнениями, требуют специального внимания, поскольку они

значительно усиливают влияние физических нагрузок на организм.

5-я группа — совершенствование управления различными средствами

передвижения. Эта группа упражнений (мотоциклетный, водной моторный, конный

спорт н др.) изучена в физиологическом отношении крайне недостаточно, хотя

имеет бесспорно прикладное значение. Сами двигательные действия спортсменов

являются ациклическими, преимущественно малой мощности, требующими для

своего выполнения значительного напряжения центральной нервной системы из-

за необходимости опережающих действий по отношению текущих движений и

ситуаций. Эти упражнения воспитывают выдержку, хладнокровие, смелость,

инициативу и для своего выполнения требуют достаточного проявления

координации, быстроты, силы и выносливости.

6-я группа — совершенствование предельно напряженной центральной

нервной деятельности при весьма малых физических нагрузках. Строго говоря,

упражнения этой группы не являются физическими упражнениями (стрельба,

шахматы и др.), поскольку двигательный компонент в них выражен в малой

степени (при весьма малых энергетических затратах и небольшом диапазоне

ациклических движений). Однако упражнения это? группы вызывают

напряженность функций центральной нервной системы. В процессе этих

упражнений развивается способность сосредоточения внимания на решении задач

в короткие отрезки времени при чередовании различных действий, с

управлением действиями вообще.

7-я группа — воспитание способности к переключениям в многоборье

(современное пятиборье, биатлон и др.). Физиологическое и педагогическое

значение компонентов разнообразных многоборий не может быть сведено к

простому суммированию эффекта от каждой из составляющих частей многоборья.

Каждое сочетание различных видов упражнений оказывает особое действие на

организм, подлежащее как частному, так и комплексному изучению и

сопоставлению.

Опираясь на данную классификацию и основные методические положения,

определяющие совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание

физических и специальных качеств, кафедры физического воспитания вузов

могут обоснованно проводить направленный подбор видов спорта в целях

решения проблемы ППФП студентов различных факультетов.

Здесь будет уместно еще раз подчеркнуть прикладное значение спортивной

подготовки вообще — элемент сознательности в занятиях, сопряженный с

повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяет использовать

спорт для совершенствования наиболее важных в современном производстве

психофизиологических функций, психологической закалки людей, воспитания

необходимых моральных качеств. Все это особенно ярко выражено в командных

видах спорта и в командных спортивных соревнованиях, проведение которых в

студенческих коллективах предпочтительней перед личными первенствами.

Широкое применение различных видов спорта в процессе ППФП студентов

оправдано также высокой заинтересованностью, положительной эмоциональной и

оздоровительной окраской спортивных занятий молодежи. Однако если такая

спортивная тренировка проводится с целью подготовки студентов к их

профессиональной деятельности, то должна. быть обеспечена ее доступность

для каждого студента вне зависимости от степени его способностей к данному

виду спорта.

В то же время следует учитывать, что «спортивный метод» не может

являться единственным методом при решении всего комплекса вопросов ППФП

студентов из-за его недостаточной избирательности. Кроме того, нельзя не

признать справедливыми замечания ряда авторов о том, что неправильная

постановка учебной и тренировочной работы может из самого прикладного вида

спорта выхолостить его прикладную сущность.

Заключение.

Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности

при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь

с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При

этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это

те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в

полном соответствии с ее задачами.

В настоящее время еще не существует специальной классификации физических

упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных

профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос

должен решаться самостоятельно.

Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет

смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более

направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического

воспитания студентов.

Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные

физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта;

прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические

факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного

процесса по разделу ППФП.

Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных

видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить

воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а

также освоение прикладных умений и навыков.

Список литературы.

1. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и

организационные основы. — М.,1978.

2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе.

— М., 1983.

3. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов

педагогических институтов. — М., 1980.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.