| |||||
МЕНЮ
| Профессионально-прикладная физическая подготовка студентовПрофессионально-прикладная физическая подготовка студентовОренбургский Государственный Университет кафедра: Физического воспитания Профессионально-прикладная физическая подготовка Выполнил : студент группы ??БУА-? BRS Corporation (c) 2000 http://www.osu.ru/~BRS E-mail: brs-99@mail.ru Проверил : Алексеева Э.Н. 56-06-86 домашний телефон ул. Терешковой 10/6, кв.76 Оренбург 2000 г. Содержание: |1. |Профессионально-прикладная физическая подготовка | | |1.1.|Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки; | | | |решаемые в ней задачи | | |1.2.|Требования к физической подготовленности трудящихся в различных cферах | | | |современного профессионального труда и тенденции их изменения | | |1.3.|Задачи решаемые в процессе ППФП | | |2. |Средства и методические основы построения ППФП | | |2.1.|Особенности состава средств ППФП | | |2.2.|Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП | | | |Использованная литература | | 1.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально- прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность. 1.1.Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки; решаемые в ней задачи Причинная обусловленность. Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания — профессионально- прикладной физической подготовки (далее сокращенно— ППФП). Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся. С накоплением положительного практического опыта и научно- исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры — профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП). В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру и условиям труда. Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами: 1 ) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков. Не случайно, например, выпускники ПТУ, прошедшие основательный курс ППФП. зачастую получают более высокий профессионально-квалификационный разряд по специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой подготовки; последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям профессиональной деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В. Становов и др.); ППФП в этом отношении служит одним из факторов сокращения сроков овладения профессией и одной из гарантий качестве ее освоения; 2) производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда; 3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно- техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП; 4) перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида. 1.2. Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения. В различных сферах профессионального труда в настоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей — десятки тысяч. Основные их отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий конкретного труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих в нее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллектуальных по восприятию, переработке информации, принятию решений и двигательных по практическому воздействию на предмет труда), а всем этим обусловлены объективно неодинаковые требования к функциональным возможностям, физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или иным видом труда. Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе самой трудовой деятельности (это главным образом профессии, осложненные экстремальными условиями деятельности — испытатели летной и иной транспортно-скоростной техники, профессиональные военнослужащие, оперативные работники следственных органов, водолазы и т.д.). В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим возможностям работающих нормированы далеко не на предельном уровне (по обобщенным данным М. И. Виноградова, мощность работы при выполнении большинства трудовых двигательных действий в сфере физического труда, как правило, не превышает 30 % от индивидуально максимальной). Тем не менее это по указанным уже причинам не исключает целесообразности специализированной физической подготовки в процессе профессионального образования, а во многих профессиях — и в годы основной трудовой деятельности. Некоторое представление о требованиях, предъявляемых рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам, дают примеры, приведенные в табл. 14. Таблица 14 Примеры, дающие представление о характере требований, предъявляемых некоторыми из распространенных видов профессионального труда, к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам |Виды (разновидности) |Профессионально важные физические и | |профессионально-трудовой |непосредственно связанные с ними качества | |деятельности |(способности), от степени развития которых | | |существенно зависит эффективность или | | |безопасность профессиональной деятельности: | | |двигательные навыки, сопряженные с данной | | |деятельностью | |Труд по добыче полезных |Силовые и другие двигательные способности; | |ископаемых (шахтерский и |резистентность функциональных систем организма| |аналогичный), преимуществен-но|по отношению к воздействию неблагоприятных | |физический |средовых условий (высокой и низкой температур,| | |высокой влажности воздуха и газовых примесей в| | |нем и др.); разнообразные двигательные навыки | | |(в частности, навыки перемещения в | | |ограниченном пространстве, преодоления | | |предметных препятствий, поднимания и переноски| | |тяжестей); психическая устойчивость, | | |базирующаяся, кроме прочего, на физической | | |кондиции | |Разновидности |Комплексная выносливость, проявляемая в | |сельскохозяйственного и |динамических и статических режимах | |лесохозяйственного труда, |продолжительного функционирования различ-ных | |включающие в большом объеме |мышечных групп; способность ориентироваться на| |двигательную активность |местности и рационально распределять затраты | | |энергии во времени; разнообразные двигательные| | |навыки, в том числе навыки, способствующие | | |умелому оперированию различными орудиями | | |труда; закаленность организма по отношению к | | |неблагоприятным метеорологическим | | |воздейст-виям | |Геологоразведочные, |Комплексная выносливость; подготовленность к | |геодезические, |неординарным проявлениям координационных и | |метеорологические, |других двигательных способностей; способность | |гидрологические и аналогичные;|ориентироваться на сложнопересеченной | |экспедиционные работы, |местности и в других необычных условиях, | |выполнямые в естественных |рационально распределять затраты энергии в | |условиях |процессе продолжительной нерегламентирован-ной| | |стандартно двигательной деятельности; | | |циклические локомоторные и многие другие | | |двигательные навыки, способствующие выполнению| | |профессиональных задач и нужные в повседневной| | |экспедиционной жизни (навыки в ходьбе, в | | |передвижении на лыжах, велосипеде, лодке, в | | |конной езде, управлении мотоциклом, в | | |преодолении предметных препятствий и т.д.); | | |закаленность организма по отношению к резко | | |переменному воздействию метеорологических, | | |климато-географических и других средовых | | |факторов | |Разновидности двигательно |Выносливость, проявляемая преимущественно в | |активного строительного труда |динамических режимах мышечных напряжений; | | |координационные и другие двигательные | | |способности; разнообразные двигательные | | |навыки; закаленность организма по отношению к | | |воздействию меняющихся условий внешней среды; | | |в работе монтажников-высотников и строительных| | |работах, выполняемых в аналогичных условиях, | | |способность сохранять ориентировку и | | |равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре,| | |в необычных положениях; устойчивость функции | | |сенсорного контроля, самообладание, | | |базирующееся, кроме прочего, на физической | | |кондиции | |Разновидности станочного труда|Неординарно развитая ручная ловкость, | |в металлообрабатывающей и |способность к мгновенным двигательным | |других отраслях промышленности|реакциям; общая, региональная и локальная | |(слесарные, токарные, |выносливость (проявляемая при многократном | |фрезерные, швейные и другие |воспроизведе-нии двигательных действий, в | |работы) |которых участвуют преимущественно некоторые из| | |звеньев мышечного аппарата — мышцы пояса | | |верхних конечностей и мышцы, фиксирующие | | |позу); устойчивость функций зрительного и | | |тактильного контроля: навыки точно отлаженных | | |движений руками | |Разновидности конвейерного |Способность своевременно и точно выполнять | |труда, включающие двигательные|локальные и региональные движения (с участием | |действия, преимуществен-но |мышц преимущественно верхних конечностей) в | |стандартные и относительно |пределах заданных кинематических и | |узко ограниченные по составу |динамических параметров; устойчивость функций | | |сенсорного контроля; навыки аналитически | | |выделенных двигательных действий и | | |«микродвижений» (преимуществен-но кистью), | | |доведенные до высокой степени стереотипности; | | |локальная, региональная и общая выносливость | |Операторские работы на |Способность тонко дифференцировать большой | |многопозиционных пультах |объем сенсорной информации; способность к | |дис-танционного управления |экстренной двигательной реакции с выбором, | |энер-гетическими, |сенсорная выносливость; мышечно-статическая | |механическими и другими |выносливость (проявляющаяся преимуществен-но | |системами |при длительной фиксации рабочей позы); | | |эмоциональная устойчивость, базирующаяся, | | |кроме прочего, на общей физической | | |работоспособности | |Разновидности труда |Разносторонняя физическая подготовленность к | |плавсостава водного флота, |неординарным проявлениям силовых, скоростных и| |включающие в значительном |других двигательных способностей, особенно в | |объеме двигательную активность|экстремальных ситуациях; устойчивость функций | | |вестибулярного аппарата к укачиванию; общая | | |резистентность организма к воздействию | | |неблагоприятных погодных и других | | |внешнесредовых факторов; разнообразные | | |двигательные навыки, в частности навыки | | |ныряния, спасательного плавания, гребли, | | |управления парусными плавсредствами; | | |находчивость, решительность, отважность, | | |базирующиеся, кроме прочего, на .отличной | | |физической кондиции | Уже из этих примеров видно, что многие из существующих видов профессионального труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высотой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специально ориентированная физическая подготовка. Чтобы детально представить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, в том числе физической подготовленности работающих, нужна серьезная исследовательская разработка профессиограммы, которая составляется на основе изучения содержания и форм данной трудовой деятельности в психологическом, физиологическом, биомеханическом, эргономическом и других аспектах с учетом предмета, технологии и условий Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|