реферат бесплатно, курсовые работы
 

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Оренбургский Государственный Университет

кафедра: Физического воспитания

Профессионально-прикладная

физическая подготовка

Выполнил : студент группы ??БУА-?

BRS Corporation (c) 2000

http://www.osu.ru/~BRS

E-mail: brs-99@mail.ru

Проверил : Алексеева Э.Н.

56-06-86 домашний телефон

ул. Терешковой 10/6, кв.76

Оренбург 2000 г.

Содержание:

|1. |Профессионально-прикладная физическая подготовка | |

|1.1.|Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки; | |

| |решаемые в ней задачи | |

|1.2.|Требования к физической подготовленности трудящихся в различных cферах | |

| |современного профессионального труда и тенденции их изменения | |

|1.3.|Задачи решаемые в процессе ППФП | |

|2. |Средства и методические основы построения ППФП | |

|2.1.|Особенности состава средств ППФП | |

|2.2.|Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП | |

| |Использованная литература | |

1.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой

деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной

физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную

систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной

физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве

своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-

прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически

направленный процесс обеспечения специализированной физической

подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря,

это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд

профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания

физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых

прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.

1.1.Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки;

решаемые в ней задачи

Причинная обусловленность. Известно, что результативность многих видов

профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной

физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем

систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в

определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным

возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Эта

зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений

о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего

развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о

закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической

адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности,

взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и

совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт

практического использования этих закономерностей и привел в свое время к

становлению особой разновидности физического воспитания — профессионально-

прикладной физической подготовки (далее сокращенно— ППФП).

Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида

физического воспитания применительно к нуждам социалистического

производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в

этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где

предусматривались серьезные государственные и социальные меры по внедрению

физической культуры в систему рационализации труда и подготовки

профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях

содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.

С накоплением положительного практического опыта и научно-

исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая

профилированная отрасль физической культуры — профессионально-прикладная

физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее

факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания

подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП). В

настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве

одного из разделов обязательного курса физического воспитания в

профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных

заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной,

профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру

и условиям труда.

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему

образования и сферу профессионального труда определяется главным образом

следующими причинами и обстоятельствами:

1 ) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий,

и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от

уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от

степени развития физических способностей индивида, разнообразия и

совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

Не случайно, например, выпускники ПТУ, прошедшие основательный курс ППФП.

зачастую получают более высокий профессионально-квалификационный разряд по

специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой

подготовки; последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям

профессиональной деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В.

Становов и др.); ППФП в этом отношении служит одним из факторов сокращения

сроков овладения профессией и одной из гарантий качестве ее освоения;

2) производительность достаточно многих видов профессионального труда,

несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в

современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть

обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций,

причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде

видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного)

характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и

т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится

здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой

устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;

3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний

определенных видов профессионального труда и его условий на физическое

состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами

оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-

техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть

факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;

4) перспективные тенденции общесоциального и научно-технического

прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно

совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу

естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

1.2. Требования к физической подготовленности трудящихся в различных

сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения.

В различных сферах профессионального труда в настоящее время насчитывается

несколько тысяч профессий, а специальностей — десятки тысяч. Основные их

отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий

конкретного труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих

в нее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллектуальных по

восприятию, переработке информации, принятию решений и двигательных по

практическому воздействию на предмет труда), а всем этим обусловлены

объективно неодинаковые требования к функциональным возможностям,

физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или

иным видом труда.

Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной

или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе самой

трудовой деятельности (это главным образом профессии, осложненные

экстремальными условиями деятельности — испытатели летной и иной

транспортно-скоростной техники, профессиональные военнослужащие,

оперативные работники следственных органов, водолазы и т.д.). В большинстве

же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим

возможностям работающих нормированы далеко не на предельном уровне (по

обобщенным данным М. И. Виноградова, мощность работы при выполнении

большинства трудовых двигательных действий в сфере физического труда, как

правило, не превышает 30 % от индивидуально максимальной). Тем не менее это

по указанным уже причинам не исключает целесообразности специализированной

физической подготовки в процессе профессионального образования, а во многих

профессиях — и в годы основной трудовой деятельности.

Некоторое представление о требованиях, предъявляемых рядом

распространенных профессий к физическим и непосредственно связанным с ними

качествам человека, двигательным способностям и навыкам, дают примеры,

приведенные в табл. 14.

Таблица 14

Примеры, дающие представление о характере требований, предъявляемых

некоторыми из распространенных видов профессионального труда, к физическим

и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным

способностям и навыкам

|Виды (разновидности) |Профессионально важные физические и |

|профессионально-трудовой |непосредственно связанные с ними качества |

|деятельности |(способности), от степени развития которых |

| |существенно зависит эффективность или |

| |безопасность профессиональной деятельности: |

| |двигательные навыки, сопряженные с данной |

| |деятельностью |

|Труд по добыче полезных |Силовые и другие двигательные способности; |

|ископаемых (шахтерский и |резистентность функциональных систем организма|

|аналогичный), преимуществен-но|по отношению к воздействию неблагоприятных |

|физический |средовых условий (высокой и низкой температур,|

| |высокой влажности воздуха и газовых примесей в|

| |нем и др.); разнообразные двигательные навыки |

| |(в частности, навыки перемещения в |

| |ограниченном пространстве, преодоления |

| |предметных препятствий, поднимания и переноски|

| |тяжестей); психическая устойчивость, |

| |базирующаяся, кроме прочего, на физической |

| |кондиции |

|Разновидности |Комплексная выносливость, проявляемая в |

|сельскохозяйственного и |динамических и статических режимах |

|лесохозяйственного труда, |продолжительного функционирования различ-ных |

|включающие в большом объеме |мышечных групп; способность ориентироваться на|

|двигательную активность |местности и рационально распределять затраты |

| |энергии во времени; разнообразные двигательные|

| |навыки, в том числе навыки, способствующие |

| |умелому оперированию различными орудиями |

| |труда; закаленность организма по отношению к |

| |неблагоприятным метеорологическим |

| |воздейст-виям |

|Геологоразведочные, |Комплексная выносливость; подготовленность к |

|геодезические, |неординарным проявлениям координационных и |

|метеорологические, |других двигательных способностей; способность |

|гидрологические и аналогичные;|ориентироваться на сложнопересеченной |

|экспедиционные работы, |местности и в других необычных условиях, |

|выполнямые в естественных |рационально распределять затраты энергии в |

|условиях |процессе продолжительной нерегламентирован-ной|

| |стандартно двигательной деятельности; |

| |циклические локомоторные и многие другие |

| |двигательные навыки, способствующие выполнению|

| |профессиональных задач и нужные в повседневной|

| |экспедиционной жизни (навыки в ходьбе, в |

| |передвижении на лыжах, велосипеде, лодке, в |

| |конной езде, управлении мотоциклом, в |

| |преодолении предметных препятствий и т.д.); |

| |закаленность организма по отношению к резко |

| |переменному воздействию метеорологических, |

| |климато-географических и других средовых |

| |факторов |

|Разновидности двигательно |Выносливость, проявляемая преимущественно в |

|активного строительного труда |динамических режимах мышечных напряжений; |

| |координационные и другие двигательные |

| |способности; разнообразные двигательные |

| |навыки; закаленность организма по отношению к |

| |воздействию меняющихся условий внешней среды; |

| |в работе монтажников-высотников и строительных|

| |работах, выполняемых в аналогичных условиях, |

| |способность сохранять ориентировку и |

| |равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре,|

| |в необычных положениях; устойчивость функции |

| |сенсорного контроля, самообладание, |

| |базирующееся, кроме прочего, на физической |

| |кондиции |

|Разновидности станочного труда|Неординарно развитая ручная ловкость, |

|в металлообрабатывающей и |способность к мгновенным двигательным |

|других отраслях промышленности|реакциям; общая, региональная и локальная |

|(слесарные, токарные, |выносливость (проявляемая при многократном |

|фрезерные, швейные и другие |воспроизведе-нии двигательных действий, в |

|работы) |которых участвуют преимущественно некоторые из|

| |звеньев мышечного аппарата — мышцы пояса |

| |верхних конечностей и мышцы, фиксирующие |

| |позу); устойчивость функций зрительного и |

| |тактильного контроля: навыки точно отлаженных |

| |движений руками |

|Разновидности конвейерного |Способность своевременно и точно выполнять |

|труда, включающие двигательные|локальные и региональные движения (с участием |

|действия, преимуществен-но |мышц преимущественно верхних конечностей) в |

|стандартные и относительно |пределах заданных кинематических и |

|узко ограниченные по составу |динамических параметров; устойчивость функций |

| |сенсорного контроля; навыки аналитически |

| |выделенных двигательных действий и |

| |«микродвижений» (преимуществен-но кистью), |

| |доведенные до высокой степени стереотипности; |

| |локальная, региональная и общая выносливость |

|Операторские работы на |Способность тонко дифференцировать большой |

|многопозиционных пультах |объем сенсорной информации; способность к |

|дис-танционного управления |экстренной двигательной реакции с выбором, |

|энер-гетическими, |сенсорная выносливость; мышечно-статическая |

|механическими и другими |выносливость (проявляющаяся преимуществен-но |

|системами |при длительной фиксации рабочей позы); |

| |эмоциональная устойчивость, базирующаяся, |

| |кроме прочего, на общей физической |

| |работоспособности |

|Разновидности труда |Разносторонняя физическая подготовленность к |

|плавсостава водного флота, |неординарным проявлениям силовых, скоростных и|

|включающие в значительном |других двигательных способностей, особенно в |

|объеме двигательную активность|экстремальных ситуациях; устойчивость функций |

| |вестибулярного аппарата к укачиванию; общая |

| |резистентность организма к воздействию |

| |неблагоприятных погодных и других |

| |внешнесредовых факторов; разнообразные |

| |двигательные навыки, в частности навыки |

| |ныряния, спасательного плавания, гребли, |

| |управления парусными плавсредствами; |

| |находчивость, решительность, отважность, |

| |базирующиеся, кроме прочего, на .отличной |

| |физической кондиции |

Уже из этих примеров видно, что многие из существующих видов

профессионального труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические

требования и что для достижения высотой результативности в указанных и

аналогичных видах труда нужна специально ориентированная физическая

подготовка.

Чтобы детально представить характер требований конкретного вида труда к

профессиональной, в том числе физической подготовленности работающих, нужна

серьезная исследовательская разработка профессиограммы, которая

составляется на основе изучения содержания и форм данной трудовой

деятельности в психологическом, физиологическом, биомеханическом,

эргономическом и других аспектах с учетом предмета, технологии и условий

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.