реферат бесплатно, курсовые работы
 

Откуда пошли Олимпиады

прославленных мореходов, чьи корабли бороздили Средиземное море уже в III

тысячелетии до н. э. А ведь и в финикийских городах проходили спортивные

состязания. Ученые находят здесь остатки спортивных сооружений, возраст

которых исчисляется многими десятками веков.

Несомненно, на развитие спорта в Элладе оказала влияние культура более

древних народов, но родиной Олимпийских игр как уникального общественно-

политического и культурного события является Греция.

Благо

священного перемирия

В конце весны олимпийского года из Элиды во все греческие государства

направлялись глашатаи спондофоры. С радостью встречали их в эллинских

городах. Услышав о прибытии спондофора, кузнец оставлял молот на

наковальне, торговец закрывал лавку, гончар торопливо вытирал руки,

аристократ спешил облачиться в нарядные одежды.

Все население города собиралось на рыночной площади. В торжественной тишине

вестник Элиды оповещал народ о времени начала Олимпийских игр, напоминал

правила состязаний и провозглашал традиционный призыв: «Пусть будет свет

без убийств и преступлений, без войн и бряцания оружием!» Отныне во всей

Греции устанавливалось священное перемирие — экехерия, а Олимпия

объявлялась нейтральной.

Бели вначале Олимпийские игры проводились как сугубо местные праздники, в

которых участвовали только жители Элиды, то по мере укрепления в Греции

культа Зевса на играх в Олимпии стали выступать представители соседних

греческих государств. Спортивные состязания, проводившиеся под

покровительством Зевса, давали приемлемый для всех повод к перемирию.

Известно, что в 884 году до н. э. между элидским царем Ифитом, правителем

Спарты Ликургом и представителем города Пизы Клеосфеном был заключен

договор о провозглашении священного перемирия на время проведения

Олимпийских игр.

Текст договора, выгравированный на медном диске, гласил: «Олимпия является

священным местом, и тот, кто посмеет вступить в нее с оружием в руках,

будет заклеймен как богохульник. Нарушившим волю богов станет и тот, кто,

имея возможность, не отомстит богохульнику».

Этот диск был вывешен в Олимпии возле алтаря Зевса. Аристотель видел его в

середине IV в. до н. э. Павсаний, посетивший Олимпию в 170 году н. э.,

писал, что диск с текстом договора хранился в Герайоне (храме Геры).

Есть основания предполагать, что в договоре о священном перемирии

участвовали не отдельные города, а союзы племен. Ифит представлял элийцев,

Ликург — дорийские племена Мессении и Лаконии, Клеосфен — ахейцев Аркадии и

Ахайи. Видимо, поэтому условиям договора подчинялись все жители

Пелопоннеса.

Позже к договору об экехерии присоединились другие народы Греции. В VI в.

до н. э. священное перемирие признавалось во всем греческом мире.

Продолжительность экехерии увеличилась от одного до трех месяцев и включала

время перед началом и после окончания Олимпийских игр. Специальными

соглашениями, принятыми представителями всех эллинских государств, условия

экехерии были дополнены обязательством не взимать пошлины за проезд в

Олимпию и обеспечивать безопасность тех, кто направляется на Олимпийские

игры.

Греки верили, что соблюдение перемирия контролируется самим Зевсом. Это

заставляло их строго выполнять предписанные священным перемирием правила.

Даже могущественные Спарта и Македония

вынуждены были выплачивать значительные штрафы за нарушение экехерии.

Но не только страх перед Зевсом побуждал греков соблюдать мир. Время

священного перемирия было, наверно, единственным временем, когда можно было

свободно проехать по всей Греции, обычно раздираемой междуусобными войнами.

На время игр в Олимпию собирались делегации всех эллинских государств, сюда

привозили образцы новых товаров, здесь совершали торговые сделки, решали

спорные вопросы, заключали мирные договоры, политические и военные союзы.

Так, мирный договор 445 года до н. э. между Афинами и Спартой был заключен

в Олимпии. Его условия были высечены на каменной стеле в Альтиде.

В Олимпии находились сокровищницы некоторых греческих городов, которые

верили в неприкосновенность Альтиды больше, чем в прочность собственных

крепостных стен. Здесь производились межгосударственные финансовые расчеты,

обмен денег, выдача ссуд, взимались штрафы и долги.

Во время игр в Олимпию приезжали видные политические деятели, лучшие

представители античной науки и культуры.

С арены олимпийского стадиона блестящий оратор Исократ призывал греков к

объединению против персов. Неистовый Демосфен обращал к народу свои

пламенные речи— «филиппики», обвиняющие македонского царя Филиппа в

покушении на свободу Эллады. Отцы истории Геродот и Фукидид со ступенек

храмов Альтиды читали отрывки из своих сочинений. Здесь выступали великие

философы Платон, Сократ, Анаксагор, Диоген, Фалес Милетский и Гераклит из

Эфеса.

Когда наступала вечерняя прохлада, гости Олимпии за пиршественными столами

восторженно рукоплескали самым знаменитым поэтам Греции Пинда-ру, Семониду,

Еврипиду и Архилоху, посвящавшим свои лучшие произведения красоте

состязаний и доблести олимпиоников.

Чтобы увидеть лучших атлетов Эллады, в Олимпию приезжали скульпторы и

художники. Участники Олимпийских игр были идеальной натурой. Не случайно

Олимпия объединяла скульпторов разных греческих городов. Здесь создавали

замечательные творения великие скульпторы Древней Греции — афиняне Фидий и

Пракситель, аргосец Поликлет, Лисипп из Сикиона, галикаркасец Скопас и

другие. Храмы и служебные помещения Олимпии были украшены статуями и

художественной резьбой. В храме Геры статуй и барельефов было так много,

что Герайон напоминал музей.

Архитекторы и ваятели многих городов Греции участвовали в создании одного

из величественнейших зданий Эллады — Олимпийского храма Зевса. Он

возвышался над Альтидой более чем на 20 метров. В храме находилось одно из

чудес античного мира — двенадцатиметровая статуя Зевса из золота и слоновой

кости, созданная величайшим скульптором Фидием, который работал над ней

около восьми лет. Об этом выдающемся произведении искусства греки говорили:

«Самое большое несчастье — это умереть, не увидев статую Зевса в Олимпии».

Священное перемир'ие сделало Олимпию центром общегреческой национальной

культуры. Олимпийские игры были не только выдающимся спортивным событием.

Они во многом способствовали сближению греческих племен, формированию

единого языка, развитию экономики и культуры.

Игры Олимпиад

Во все времена года, в памятные даты, перед началом полевых работ и после

жатвы — по самым разным поводам в античных городах проводились состязания

атлетов. Большинство игр носило местный характер, но были и такие, которые

собирали участников из многих эллинских государств. Это Алкатаи — мужские

состязания в г. Мегары, спартанские праздники в честь Ахилла, состязания

для женщин — Гереи в Олимпии и Аргосе и Арте-мидии в Спарте, Гермеи — общие

для юношей и девушек состязания в Горгиппии (ныне г. Анапа) и другие.

Но особое место в античном мире занимали такие панэллинские состязания, как

Олимпийские игры, Истмии, Панафинеи, Немей, Пифии, Гераклеи и Делии,

составлявшие удивительно стройную систему общегреческих спортивных

праздников. Они проводились в четырехлетний период между Олимпийскими

играми, который назывался олимпиадой.

Олимпиады носили имена победителей в беге на один стадий. Эти имена

вырезались на мраморной стеле, установленной в Альтиде в 776 году до н. э.

Олимпийские игры были настолько популярны, что олимпиады стали обще

греческой мерой времени (равной 1425 дням), введение которой было очень

важно для Древней Греции, где каждое государство имело свой календарь.

В III в. до н. э. римский историк Тимей, составляя хронологию эллинов,

начал ее с олимпиады Корэба (776—773 гг. до н. э.) — первого известного

Тимею олимпионика, одержавшего победу на Олимпийских играх 776 года до н.

э. В последующем в хронологии Тимея были значительные пробелы, так как

постоянными записи олимпиоников стали лишь с 580 года до н. э. К этому

времени укрепились межгосударственные связи эллинов и окончательно

сложилась система общегреческих состязаний, включающая игры в Олимпии и

других областях Эллады.

Истмийские игры, или Истмии, проводились в честь бога морей Посейдона на

Истмийском перешейке возле Коринфа каждые два года — во второй и четвертый

годы олимпиады. Запись победителей Истмии велась с 583 года до н. э. Однако

начало игр восходит, по-видимому, к середине II тысячелетия до н. э.,

потому что ко времени расцвета древнегреческих государств эти состязания

были уже традиционным и регулярно проводившимся праздником. Возникнув как

погребальные игры, Истмии были преобразованы афинским царем Тесеем в

комплексные спортивные состязания союзных племен Аттики и Арголиды. Позже к

играм стали допускать атлетов других эллинских государств.

Программа Истмии включала бег, пятиборье, борьбу, кулачный бой, панкратион,

гонки колесниц и скачки. Не менее популярными были гимнастические и конные

состязания.

Истмии играли важную роль в формировании общенациональной культуры греков.

В мусических (от греческого музы — богини пения, поэзии, искусств и науки)

состязаниях Истмии участвовали писатели, поэты, певцы и музыканты Средней и

многих областей Северной Греции, Пелопоннеса, островов,

Традиционной наградой победителей Истмийских игр был венок из листьев

сельдерея или ветвей сосны-пинии с вплетенным листом пальмы.

Во время проведения Истмии объявлялся священный мир, однако соблюдался он

не так строго, как во время Олимпийских игр.

Немаловажное значение имели Истмии в политической и экономической жизни

греков. Во время игр заключались договоры и соглашения, тексты которых

вывешивались на специальном столбе в сосновой роще возле храма Посейдона.

С именем Тесея связаны и Панафинейские игры в Афинах. Первоначально это был

местный общинный праздник — Афинеи, проводившийся ежегодно в честь

покровительницы города — Афины Полиады (т. е. городской). Этот праздник

учредил царь Эрихтоний.

Тесей стал проводить один раз в четыре года так называемые Великие

Панафинеи — игры, на которые приглашали жителей других государств —

союзников Афин.

Согласно греческой мифологии, он впервые провел Панафинеи после возвращения

с Крита, где победил принадлежавшее царю Миносу чудовище Минотавра и

избавил Афины от страшной дани: афиняне должны были приносить в жертву

Минотавру юношей и девушек.

По-видимому, в этом мифе отразились воспоминания о том времени, когда

Аттика (и ее столица Афины) была колонией Крита. Древнегреческий историк

Фукидид описывал Тесея как историческую личность — афинского вождя,

высадившегося с войском на Крите во второй половине XV в. до н. э.,

разгромившего критян и объединившего аттические племена под властью Афин.

Панафинеи проводились в августе третьего года каждой олимпиады и включали

конные, гимнастические и аналогичные истмийским мусические состязания.

Победителей игр награждали оливковыми венками и амфорами с освященным

оливковым маслом. В Афинах изготавливали специальные амфоры с изображением

видов состязаний. Такие награды получили распространение в других античных

государствах и их колониях. Позже, в I—II вв. н. э., амфоры стали заменять

кубками.

Для игр в Афинах был построен подковообразный стадион со ступенчатыми

трибунами примерно на 50 тысяч мест и ареной длиной 204 и шириной 33,4 м,

где проводились гимнастические состязания в беге, прыжках, метании, борьбе

и кулачном бое. Здесь выступали музыканты, поэты и певцы. Конные состязания

проводились за чертой города у крепостных стен, которые превращались в

зрительские трибуны.

На острове Делос в годы проведения Олимпийских игр проходили общегреческие

игры — Делии, посвященные Аполлону и поэтому иногда называемые Аполлонеями.

В Греции культ Аполлона распространился в XV—XIII вв. до н. э. Греки

считали Аполлона отличным музыкантом, дискоболом, лучником и кулачным

бойцом и почитали его почти так же, как Зевса.

Для участия в Делиях весной на остров приплывали делегации греческих

полисов. Игры были своеобразной репетицией для атлетов. Прежде чем

отправляться на игры в честь Зевса, они состязались в честь его сына —

Аполлона. Поэтому программа Делий соответствовала олимпийской.

На Делосе находился храм и жертвенники Аполлона, но главное его святилище,

в котором находился Дельфийский оракул, было на материке. Здесь, в

общегреческом религиозном центре Дельфах, у подножия горы Парнас,

проводились Пифийские игры. Эти панэллинские праздники устраивались в

память победы Аполлона над змеем Пифоном, жившим в пещере Парнаса.

Вначале Пифийские игры проводились как состязания поэтов и музыкантов.

Достоверные сведения о включении в программу Пифийских игр гимнастических и

конных состязаний по образцу Олимпийских игр относятся к 586 году до н. э.,

хотя, по-видимому, они проводились и раньше. Игры устраивались через четыре

года, в каждый третий год олимпиады. Для состязаний в Дельфах был построен

стадион длиной 192 и шириной 25,5 м, беговая дорожка которого (длиной 177,5

м) начиналась каменной полосой с желобами — своеобразными стартовыми

колодками. Стадион окружали подковообразные ступенчатые трибуны на 7—8

тысяч зрителей. Еще не менее 20 тысяч зрителей могли разместиться на склоне

примыкающего к стадиону холма. Конные состязания проводились недалеко от

Дельф, на Криссейской равнине.

Победители Пифийских игр во всех видах состязаний до V в. до н. э., как и

олимпионики, награждались оливковыми ветвями, а позже лавровыми венками и

яблоками.

Немейские игры, Немей, проводившиеся в долине Немея в северо-восточной

области Пелопоннеса — Арголиде, по-видимому, первоначально были

погребальными.

Одна из легенд рассказывает о том, что первые игры в Немее провел аргосский

царь Адраст после смерти отца, участника знаменитого похода аргонавтов —

Талая. В другом мифе основателем Немей-ских игр назван Геракл. После того

как Геракл совершил свой первый подвиг — убил чудовищного льва,

опустошавшего Немейскую долину, он соорудил здесь алтарь Зевсу, пригласил

юношей из окрестных селений и провел спортивные состязания.

Немейские игры устраивались через два года -во второй и четвертый годы

олимпиад. Первые проводились зимой, вторые — летом. Программа игр

независимо от времени года была постоянной — состязания

музыкантов, гонки колесниц, скачки, бег, прыжки в длину, борьба, пятиборье,

метание диска, кулачный бой. В таком виде Немейские игры проводились с 572

года до н. э., но, по-видимому, по отдельным упражнениям состязания в Немее

устраивались и раньше.

Победители игр в Немее награждались, как и в Олимпии, оливковой ветвью, а

также венком из сельдерея.

На время проведения игр объявлялось священное перемирие, но оно не всегда

соблюдалось.

Наиболее распространенными спортивными соревнованиями в Древней Греции были

Гераклеи. Геракл был любимым героем эллинов. В небольших городах-

государствах, где каждый мужчина был воином — защитником своего города,

высоко ценили мужество, стойкость и силу. В Геракле эти качества

проявлялись особенно ярко. Совершая подвиги, он не раз обнаруживал трезвый

ум и находчивость. Все это делало Геракла образцом настоящего мужчины —

воина и гражданина. Культ его существовал во многих городах Греции и ее

колоний. Великого героя считали покровителем гимнасий и палестр, подвижных

игр и атлетических состязаний, основателем Олимпийских игр.

Соревнования в честь Геракла проводились в Греции повсеместно. Однако

важнейшими из них были панэллинские Гераклеи, относящиеся к играм олимпиад.

В первый год олимпиады, за полтора-два месяца до начала Олимпийских игр,

Гераклеи проводились на родине Геракла — в Фивах, во второй год — в

Сикионе, в третий и четвертый годы — на островах Кос и Мендос. Программа

Гераклеи соответствовала олимпийской, но, по-видимому, без мусических

состязаний. Победителей награждали летом — венками из плюща, зимой —

ветвями вечнозеленого лавра.

В целом игры олимпиад в VI—II вв. до н. э. представляли следующую систему

состязаний:

|Год |Время проведения игр |

|олимп| |

|иады | |

| |Февраль — |Май — |Август — |

| |март |июнь |сентябрь |

|1-Й |Делии |Гераклеи|Олимпийские|

| | |в Фивах |игры |

|2-й |Немей |Гераклеи|Истмии |

| | |в | |

| | |Сикионе | |

|3-й |Гераклеи на |Пифии |Панафинеи |

| |о. Кос | | |

|4-й |Гераклеи на |Истмии |Немей |

| |о. Мендос | | |

Главные игры проводились в конце лета. Состязания в начале и середине года,

за исключением Пифий, считались подготовительными. Может быть, поэтому

античные писатели так мало писали о Гераклеях и Делиях.

Почетной была победа на каждой из этих игр, но особой славы удостаивали

победителей трех соревнований года. Атлеты, которые побеждали на всех

главных соревнованиях олимпиады, получали высшее спортивное звание Древней

Греции — периодоник. В истории олимпиад их было 46. Слава периодоников была

так велика, что биографию каждого из них мог рассказать любой мальчишка

Эллады.

Песок

над

Альтидой

История древнегреческих игр в Олимпии в соответствии с хронологией Тимея

насчитывает 292 олимпиады (1169 лет). Много событий произошло в мире за это

время. Создавались и рушились могущественные государства, происходили

великие переселения народов.

Опустошительные вражеские набеги и кровопролитные войны не обошли стороной

и землю Эллады. В 420 году до н. э., когда из-за нарушения экехерии атлетов

Спарты не допустили к участию в Олимпийских играх, спартанские фаланги

вступили в Элиду. Они оккупировали половину страны и лишь через пятьдесят

лет, потерпев поражение под Левктрами, заносчивые дорийцы убрались

восвояси.

Спустя шесть лет Олимпию захватили аркадийцы. Чтобы уплатить жалованье

наемным войскам, их вожди приказали взломать сокровищницы. Это было первое

крупное ограбление Альтиды. Аркадийцы начали возводить укрепления на холме

Крона, намереваясь удержать Олимпию надолго. Возмущенные невиданным

святотатством, элийцы с такой яростью сражались с захватчиками, что,

несмотря на превосходство в силе, аркадийцы потерпели поражение и позорно

бежали.

После смерти Александра Македонского между его полководцами — диадохами

началась борьба за власть. Они захватывали целые страны и объявляли себя

царями. В 313 году до н. э. войска диадоха Телесфора вторглись в Элиду.

Рухнули под ударами секир двери сокровищниц. Со статуй и стен храмов были

сорваны золотые украшения и драгоценные камни.

В поисках средств для содержания армии спартанский тиран Маханид в 210 году

до н. э. совершил разбойничий налет на Олимпию и разграбил ее. Большинство

греческих государств сурово осудило спартанцев. Многое из похищенного в

Альтиде удалось возвратить, однако вера в безопасность Олимпии была

подорвана.

В 146 году до н. э. Греция становится римской провинцией. Физическое

воспитание римлян преследовало одну цель — подготовку к военной службе. Их

легионы веками были самой грозной военной силой, поэтому в Италии

пренебрежительно относились к «непрактичной» эллинской гимнастике и

атлетическим состязаниям. Кроме того, римские консулы с недоверием

относились к панэллинским играм, которые способствовали национальному

объединению греков. Все реже проводились игры в Немее, Фивах, на Истмийском

перешейке и в Афинах. Даже Олимпийские игры устраивались как состязания

местного значения и не привлекали большого количества участников и

зрителей.

Элида, потеряв независимость, должна была допускать к участию в играх

представителей всех подвластных Риму территорий. Нарушались правила отбора

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.