реферат бесплатно, курсовые работы
 

Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов

-мировоззренческая, данные функции отражают идеологическая, особенности

проявления философская, форм общественного научная, сознания в сфере ФК

идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная

- творческая – способность принимать решение в экстремальной ситуации,

поиск нового нестандартного;

- информационная – состоит в культурной связи поколений (накопление,

сохранение и передача социального опыта физической культуры);

- нормативнаяиоценочная – нормирование общественной потребности в

развитии физической способности членов общества (они имеют нормативную и

оценочную сторону – эталоны, нормативы);

- гедонистическая – выражается в том, что люди, занимаясь физическими

упражнениями, получают физическое и духовное удовольствие от этих

занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления;

- катарсическая (функция «очищения») состоит в том, что с помощью средств

физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение.

После активной двигательной деятельности наступает приятное психическое

состояние;

- эстетическая – формирование эстетических способностей (относят и к

воспитательным).

Все функции – материально-производственная, социальная, политическая и

духовная – находятся в диалектическом единстве.

Будучи органически включенной в образ жизни, физическая культура

испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы

жизнедеятельности общества. Таким образом, она выступает как активный

фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его

личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры.

Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее

специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические

функции и общекультурные.

Специфические функции – это те, в которых выражаются особенности,

отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся:

- специально-образовательные;

- прикладные,

- развивающие,

- спортивные,

- рекреативные,

- реабилитационные.

Специально – образовательные функции выражены при использовании

физической культуры в общей системе образования для формирования фонда

двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний;

- развивающие функции выражены в расширении функциональных возможностей

организма, воспитании физических качеств при регулярных занятиях

физическими упражнениями;

- прикладные функции выражены при использовании физической культуры в

системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально-

прикладной физической подготовки;

- спортивные функции выражены в области спорта высших достижений. Они

заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека

и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании

спортивных достижений;

- рекреативные функции выражены при использовании средств физической

культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма;

- реабилитационные - для восстановления утраченных функциональных

возможностей (использование физической культуры в лечебных целях).

Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила

все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком

росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном

увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо

повысить физическую активность людей.

Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим

видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и

духовные функции.

Общепедагогические задачи

Важнейшими из них в системе воспитания являются задачи, предусматривающие

нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а

также задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и

эстетических потребностей личности. Объективное единство физического и

духовного развития человека эффективно позволяет решать и эти задачи.

ГЛАВА 2.

Методические принципы физического воспитания.

Дидактические принципы.

В физическом воспитании получили свое воплощение педагогические принципы,

отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные

применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами. Они

содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна

рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во

всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их можно

называть общеметодическими принципами. К ним относятся: принципы

сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации,

систематичности.

Сознательность и активность. При пассивном отношении занимающихся эффект от

занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Реализация

этого принципа предполагает выполнение педагогом-тренером следующих

требований:

- формировать у занимающихся осмысленное отношение и интерес к целям

физического воспитания и конкретным задачам занятия;

- формировать устойчивую потребность к регулярным занятиям физическими

упражнениями;

- вырабатывать привычку к анализу, самоконтролю и корректировке своих

действий при выполнении упражнений;

- воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое начало при

решении задач.

Наиболее сложно для выполнения последнее требование на школьном уроке

физической культуры, где преобладает авторитарный стиль воспитания.

Принцип наглядности предполагает активное и комплексное использование всех

органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию).

Неадекватно значение различных средств и методов для реализации принципа

наглядности на разных этапах обучения двигательному действию. Следует

оптимально сочетать непосредственную (показ упражнения) и опосредованную

наглядность (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеоматериалов,

использование образного слова); избирательное (направленное воздействие на

органы чувс

тв и анализаторы) и комплексное воздействие на функции анализаторов

движений. Причем необходимо добиваться воздействия на функции не только

внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних сенсорных

систем для саморегуляции движений (проприорецепторы мышц, связок, суставов,

рецепторов вестибулярного аппарата). В современной методике используются

технические средства сенсорного лидирования (свето- и звуколидеры,

позволяющие соблюдать параметры движения) и срочной коррекции (приборы,

срочно информирующие о соблюдении заданных параметров движения или

отклонения от них), тренажерные устройства (позволяющие “прочувствовать”

движение на основе формирования кинестетических ощущений). В результате,

благодаря слаженному функционированию сенсорных систем, возникают

комплексные, тонко специализированные ощущения движений или условий их

выполнения (“чувство” воды, планки, снаряда при метаниях, дистанции в

единоборстве и др.).

Принцип доступности и индивидуализации означает соблюдение меры между

возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения ФУ

(координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или

оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с

возможностями занимающихся.

Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения

доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой

доступности. Условия доступности:

- постепенность (от простого к сложному, от легкого к трудному).

Использование подводящих и подготовительных упражнений;

- преемственность ФУ (правила: от известного к неизвестному, от освоенного

к неосвоенному).

Иногда в педагогических целях целесообразно использовать и метод

контрастных заданий: броски предметов разного веса или одного предмета на

разные расстояния, прыжки обычные и со свинцовым поясом и др.

Принцип доступности неотделим от принципа индивидуализации: использование

средств, методов и форм занятий с учетом функциональных возможностей и

морфологических особенностей индивидуума, т.е. следует гибко

индивидуализировать процесс физического воспитания.

Проблема индивидуализации в системе ФВ решается на основе органического

сочетания 2-х направлений - общеподготовительного (ОФП в средних школах,

ПТУ, вузах и т.д.) и специализированного (спортивного, ППФП).

Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных)

установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного

процесса. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к

резкому снижению эффекта занятий и всего процесса воспитания. (Система -

упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс

физического воспитания).

Специфические принципы.

В теории и методике физического воспитания выделен ряд принципов, которые

отражают специфические закономерности построения процесса физического

воспитания.

1. Непрерывность процесса физического воспитания.

Непрерывность - необходимое условие процесса физического воспитания, т.к.

результаты процесса обратимы. Принцип непрерывности помогает обеспечить

преемственность эффекта занятий физическими упражнениями, не допускать

перерывов, разрушающих эффект занятий. В основе этой преемственности лежат

функциональные изменения в организме под воздействием физической нагрузки:

ближайший и отставленный (восстановление работоспособности до исходного

уровня и фаза суперкомпенсации) эффекты. Непрерывная кумуляция эффекта

занятий происходит тогда, когда последующее занятие проводится по “следам”

предыдущего, углубляя и закрепляя их. Оптимальная кумуляция эффекта

наблюдается при проведении очередного занятия в фазе “суперкомпенсации”.

Увеличение интервала между занятиями увеличивает и вероятность “угасания”

формируемых двигательно-координационных связей.

2. Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий.

Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий следует из

теории развития организма. Он гарантирует повышение уровня функциональных

возможностей организма и физической подготовленности, повышенные темпы

развития двигательных способностей. Реально на непривычное воздействие

организм реагирует с избытком (сверхкомпенсация - биологическое явление

организма).

Применение стандартных упражнений и стандартных нагрузок переводит организм

в стадию устойчивой адаптации, что снижает развивающий эффект, т.к. степень

функциональной активности систем организма уменьшается. Стандартизация

должна быть только временной для формирования двигательных навыков и

облегчения адаптации к предъявляемым нагрузкам.

Прогрессирующее функциональное воздействие достигается увеличением

двигательной активности путем прогрессирующего изменения параметров

физического упражнения (увеличения скорости, темпа, мощности, разового

объема физической работы), обновления упражнений и условий их выполнения в

сторону повышения функциональных требований к их выполнению, возрастания

объема и интенсивности нагрузок в серии занятий и этапов физического

воспитания.

3. Принцип адаптивной сбалансированност и динамики суммарной нагрузки.

Для динамики физических нагрузок в процессе физического воспитания

закономерно не только их увеличение, но и относительная стабилизация, а

иногда и временное снижение уровня. Общую ориентацию на регулирование этих

тенденций дает принцип адаптивного сбалансирования динамики суммарной

нагрузки (регулирование наращивания относительной стабилизации и временного

снижения функциональных воздействий). Следуя ему, нужно выполнять следующие

положения:

- суммарную нагрузку на протяжении серии занятий и этапов следует

регламентировать применительно к динамике тренированности занимающихся и с

учетом показателей адаптации;

- увеличивать суммарную нагрузку всякий раз после перехода

приспособительных процессов в стадию “устойчивой адаптации” (уменьшаются

функциональные сдвиги, т.к. наступает адаптивная экономизация реакции на

нагрузку);

- после существенного увеличения суммарной нагрузки далее следует фаза

стабилизации ее уровня, что способствует переходу приспособительных

процессов из “аварийной стадии адаптации” (предельной мобилизации

функциональных и приспособительных возможностей организма) в стадию

“устойчивой адаптации”.

4. Принцип цикличности предполагает соблюдение закономерностей циклической

структуры процесса, т.е. такой последовательности, при которой занятия и

серии занятий чередуются в порядке “кругооборота”. Цикличность характерна

как для отдельных серий занятий в пределах непродолжительного времени, так

и для целых его этапов и периодов.

Соответственно различают: малые - “микроциклы” (недельные и как минимум 2-3

дня), средние циклы - “мезоциклы” (обычно месячные) и большие циклы -

“макроциклы” (годичные). Так как факторы и конкретные обстоятельства в

процессе физического воспитания не остаются неизменными, то и структура

микроциклов вариативна. Цикличность структуры процесса необходима для

достижения большего эффекта. Наиболее рельефно циклическая структура

выражена в спортивной тренировке. Когда занятия редки и незначительны по

нагрузке (пр.: 2 раза в неделю со стандартными нагрузками), микроциклы

могут быть и не выражены.

Для упорядочения жизни и в соответствии с естественными биоритмами человека

мы соблюдаем цикличность и в повседневной трудовой деятельности:

ограниченная законодательством продолжительность рабочего дня, недели,

трудовые отпуска и т.д.

Для реализации принципа цикличности в процессе физического воспитания

необходимо:

- строить систему занятий относительно завершенными циклами, в которых

соблюдается регулярная повторяемость определенных фаз, этапов и периодов

этого процесса;

- серии занятий микроциклов компоновать так, чтобы обеспечивалась

прогрессивная кумуляция эффекта занятий и создавались условия для полного

восстановления организма;

- последовательность стадий в средних и больших циклах должна обеспечивать

поступательное развитие общей и специальной подготовленности занимающихся,

тренированности спортсменов и исключить нарушения динамики адаптационных

процессов.

5. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания

заключается в изменении доминирующей направленности процесса в различных

его стадиях применительно к периодам возрастного физического развития

организма. Это не означает подчинения процесса физического воспитания

возрастным особенностям (плестись “на поводу” возрастных функциональных

изменений свойств организма), а с учетом их вывести организм на более

высокую ступень (оптимизировать возрастную динамику индивидуальных

возможностей и способностей).

В физиологии, психологии отмечают только возрастные особенности. Опыт

показывает, что если строить тренировочный процесс юных спортсменов в

единстве ОФП и СП, никакого дисбаланса нет.

Доминирующим направлением в физическом воспитании до возрастного созревания

организма является общеподготовительное направление, формирующее большой

фонд жизненно важных двигательных умений и навыков и всестороннее

воспитание индивидуальных физических качеств. Эффективность ФВ в эти годы в

значительной мере зависит от использования благоприятных возможностей для

развития тех или иных физических качеств в “сенситивные” (чувствительные)

периоды с более высокими темпами изменения физических качеств.

Юношеский и I-й период зрелого возраста (до 35 лет) наиболее благоприятен

для предельного проявления двигательных способностей. Именно в этот период

показывают, как правило, высшие спортивные достижения.

В дальнейшем наблюдается возрастная стабилизация функциональных

возможностей организма и уменьшение его адаптационных возможностей.

Доминирующим направлением в процессе физического воспитания становится

поддержание достигнутого уровня физической подготовленности и

тренированности, а затем и противодействие регрессивным изменениям в

организме (возрастной инволюции его морфофункциональных свойств).

Перестройка процесса предполагает более строгую регламентацию нагрузок.

Занятия приобретают физкультурно-кондиционную направленность (на сохранение

аэробных возможностей организма и дееспособность опорно-двигательного

аппарата).

Таким образом, в многолетнем процессе физического воспитания можно выделить

3 тенденции с учетом возрастных особенностей:

1) реализация общих принципов в воспитании общества;

2) реализация дидактических принципов (преимущественно в школьной

педагогике);

3) реализация специфических принципов (преимущественно в спорте).

Специалист физической культуры должен постоянно помнить о взаимосвязи

принципов и добиваться соблюдения всех закономерностей процесса физического

воспитания в своей педагогической деятельности.

ГЛАВА 3.

Воспитание физических качеств.

Введение.

Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития

основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты,

ловкости и координации.

Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой

древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не

нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к

примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы,

выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению

жизненно необходимыми навыками.

Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате

физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области

его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к

изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных

условиях.

Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков

существует тесная взаимосвязь.

Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно.

Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном

возрасте.

Понятие о силе и силовых качествах.

Люди всегда стремились быть сильными и всегда уважали силу.

Различают максимальную (абсолютную) силу, скоростную силу и силовую

выносливость. Максимальная сила зависит от величины поперечного сечения

мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с которой может быть

выполнено силовое упражнение или силовой прием. А силовая выносливость

определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости.

Для развития максимальной силы выработан метод максимальных усилий,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.