реферат бесплатно, курсовые работы
 

Физическая культура и здоровый образ жизни учащихся

требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения

занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в

достижении поставленных им в жизни целей.

Интегральный подход к физической подготовленности учащихся позволяет

преподавателям физического воспитания, организаторам физкультурно-

оздоровительной и спортивной работы вести индивидуальный подход к учащимся

общеобразовательных учреждений с учетом возрастных физиологических и

педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания, о чем

речь пойдет ниже.

1.Особенности развития детей среднего школьного возраста.

В 13-15 лет, когда в достаточной степени у подростков уже достигнуты

уровни физической подготовленности и развития, а потому в связи с этим,

появилась возможность тонко анализировать мышечные ощущения и механизмы

центральной нервной регуляции, при этом наблюдаются значительные отставания

у них в физиологической зрелости внутренних органов. Кроме того, учитывая

склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует

исключать на занятиях с ними упражнения, которые могут быть причиной

перенапряжений и, как правило, способствовать спортивному травматизму.

Правильно и рационально построенная система занятий физическими

упражнениями школьников среднего возраста способствует стимуляции

биологических процессов, усиливает рост и. развитие органов и тканей.

Основной задачей физической культуры детей этого возраста (5-9 классов)

является углубленное обучение базовым двигательным действиям . При этом

более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов

спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и

плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене,

влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную

нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на

развитие волевых и нравственных качеств. При этом вскрывается пласт и таких

проблем, как: представление о физической культуре личности во взаимосвязи

со здоровым образом жизни; овладения знаниями при самостоятельных формах

занятий физической культурой, включая элементы массовых видов спорта. Здесь

же даются представления и об основных "нетрадиционных" видах спорта,

инвентаре, соревнованиях, оборудовании залов и площадок, правилах техники

безопасности при работе на спортивных сооружениях и оказанию необходимой

(первой) помощи при травмах. Этот достаточно широкий круг вопросов,

охватывающих физическое воспитание и развитие детей среднего школьного

возраста, имеет непосредственную и прямую связь с особенностями растущего

организма подростков. Учет названного круга вопросов, при овладении

школьниками необходимыми знаний, умений и навыков является одним из

основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и

тренеров. Ниже рассмотрим характерные основные особенности в развитии и

подготовленности подростков и их функционального состояния.

В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки

(морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными

двигательными действиями. Вместе с тем, в работе по физическому воспитания

с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания

возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в

зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся.

Как отмечалось ранее, у подростков 13-15 летнего возраста (в пубертатном

периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов

и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки

совершенствования отдельных физических качеств. Например, в возрасте 11-12

лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса

скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности

человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом

возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать

предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием

незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела

(прыжки в глубину с последующим отталкиванием, напрыгивания на скамейку,

козла и др.).

Отмечено также, что в возрасте 12-14 лет высокими темпами растет

скорость передвижения, за счет преимущественного развития скоростно-силовых

качеств. В этом возрасте создаются благоприятные условия для прогрессивного

развития этих качеств при широком использовании круга средств скоростно-

силовой направленности.

К 13-14 годам у подростков достигается предельная частота движений,

которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические

предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций

(спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и другая

деятельность).

Следует иметь в виду и то, что к 14-15 годам темпы возрастных

функциональных и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает

прирост качества - быстроты движений). В этот возрастной период падают и

темпы прироста качеств в скоростно-силовых упражнениях. Их можно

поддерживать или незначительно развивать только специально

целенаправленными упражнениями.

Показательным в этом возрасте является факт неравномерного

(скачкообразного) развития выносливости. Например, выявлено, что без

специальной подготовки в беге на 500 м у девушек 15-17 лет она существенно

не меняется. Вместе с тем мальчики, пробегая в эксперименте этот отрезок с

75-ти процентной скоростью от максимальной, показали наибольший прирост

выносливости.

Отчасти ближе к юношескому и в конце подросткового возраста создаются

благоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким

уровнем морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата

школьника. Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 15-16 лет

необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями,

преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек

этого возраста силовых упражнения ограничиваются, вследствие падения

относительной силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела).

В подростковом и юношеском возрасте, в связи с повышением устойчивости

их организма к изменению внутренней среды (совершенствование механизмов

гомеостаза), создаются предпосылки к использованию физических упражнений,

способствующих поддержанию статических поз, висов, стоек, упоров, т.е.

возможно применение изометрического метода тренировки. В подростковом

возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества -

гибкости. При воспитании физических качеств, в этой возрастной группе

школьников, строгой системы последовательности применения средств

тренировки нет. Однако есть рекомендации, например, упражнения для

воспитания быстроты используются в начале основной части урока, затем силы

и выносливости. В отдельных случаях силовые упражнения можно выполнять и

раньше скоростных, а упражнения на выносливость можно выполнять после

скоростных и силовых упражнений.

На уроках физического воспитания в подростковом возрасте закладываются

основы для специализированных занятий спортом, расширяются возможности и

представления их о связи физического воспитания с трудовой деятельностью,

анатомией и физиологией человека. Биологические перестройки организма

подростков, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагогов

исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом

возрасте.

Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка

выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной

на то подготовки решаться на выполнение сложных акробатических,

гимнастических и других упражнений. Учитывая эти особенности подростков-

следует исключать на уроках упражнения, которые могут быть источниками

перенапряжений или хуже того, спортивного травматизма.

2. Особенности развития школьников старшего возраста.

В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми

видами продолжают оставаться - легкая атлетика, спортивные игры,

гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и зимние виды

спорта. При этом продолжается работа по совершенствованию техники. Например

в легкой атлетике - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и

высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет

углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и

совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений,

поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защитные

действия. При этом одновременно усложняется набор технико-тактических

взаимодействий в падении и защите, а также процесс разностороннего развития

координационных и кондиционных способностей, психических процессов и

воспитания нравственных и волевых качеств.

Гимнастические упражнения, включаемые в программу для старших

школьников, носят характер прикладности и направлены на развитие таких

качеств как силы, скоростной и силовой выносливости различных мышечных

групп. Программный материал этой возрастной группы учащихся включает также

широкий спектр упражнений на развитие координационных способностей и

гибкости. Для школьников 10-11 классов, особенно девушек, арсенал

гимнастических упражнений имеет большое прикладное значение, в смысле

подготовки их к трудовой деятельности, а юношей к службе в Вооруженных

силах страны. При соответствующих условиях в общеобразовательных школах

ставится и такая задача - закрепление пройденного материала в младших

классах, а также в навыках уверенного и длительного плавания в глубокой

воде. Наряду с этим могут включаться элементы и прикладного плавания, а

также освоения и углубления использования процедур закаливания, с целью

поддержания крепкого здоровья.

Составляющие вариативной части программы по физическому воспитанию

старших школьников распределяют исходя из условий их проведения куда могут

войти национальные виды спорта, а также единоборства, имеющие большое

прикладное значение в самостоятельной жизни человека.

В смысле физиологической целесообразности построение урока по

физической культуре в старших классах должно быть с учетом индивидуальных

особенностей индивида, которые развиты и сформированы к этому возрасту, с

учетом склонности и интереса занимающегося. При этом необходимо помнить,

что формирование всех органов и систем в юношеском возрасте еще не

закончено.

Постепенность увеличения тренировочной нагрузки - важнейший фактор

достижения положительного физиологического эффекта для растущего организма.

Степень физиологического воздействия физических упражнений на организм

юноши и девушки во многом определяется двигательной (моторной) активностью

(плотностью) урока. Повышение последней, увеличивает как эффективность в

воспитании физических качеств, так и в обучении двигательным действиям.

Для успешной физической работоспособности юношей и девушек их

оптимальной физкультурной деятельности и, в первую очередь, к динамической

циклической работе субмаксимальной и умеренной мощности, большое значение

имеет не только аэробная (при относительном достатке кислорода в ходе

выполнения работы), но и анаэробная производительность организма

(способность выполнять работу при недостаточном снабжении организма

кислородом).

Последнее определяется временем произвольной задержки дыхания.

Окислительные реакции в тканях организма при этом продолжаются, тогда как в

крови все меньше и меньше остается, кислорода. Показатель более долгой

задержки дыхания у человека - проявление адаптивных механизмов организма к

недостатку кислорода.

У детей и подростков время задержки дыхания меньше, чем у взрослых.

Поэтому ткани их организма меньше приспособлены к деятельности при

пониженном содержании в крови кислорода. Однако при систематических

занятиях физическими упражнениями и спортом 16-17 летние школьники

достигают той же способности "терпеть" кислородный долг, что и взрослые. По

мере развития и взросления школьников реакции их организма на мышечную

деятельность становятся все более благоприятными. Однако, следует отметить,

что это касается не всех показателей функционального состояния сердечно-

сосудистой системы. Так, сосудистые реакции, возникающие при мышечной

деятельности, благоприятнее в младшем возрасте. Ухудшение сосудистых

реакций у старших школьников наблюдаются лишь в случаях, когда они

систематически не занимаются физическими упражнениями. У лиц,

систематически занимающихся спортом, эффективность сосудистых реакций с

возрастом, а следовательно, и с улучшением адаптации организма к мышечной

деятельности, значительно улучшается. Этот факт играет исключительно важную

роль в повышении работоспособности организма, т.к. сосудистые реакции

обеспечивают рабочую гиперемию мышц.

Исследования физиологических изменений при работе предельной мощности у

юных спортсменов показало, что частота сердечных сокращений возрастала

значительно у более молодых, хотя они выполняли работу несколько меньшей

мощности, чем более старшие школьники. Артериальное давление под влиянием

такой работы, наоборот, повышалось значительно у более старших учащихся.

Физиологические особенности детей, подростков и юношей, как отмечалось

выше, должны обязательно учитываться при подборе средств физического

воспитания, выборе спортивной деятельности и дозировании тренировочных и

соревновательных нагрузок.

При выборе арсенала тренировочных средств и спортивной специализации

необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций.

В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию

движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так

и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим им

рекомендуются занятия фигурным катанием на коньках, настольным теннисом,

плаванием. С 9-10 лет можно начинать занятия акробатикой, спортивной

гимнастикой, волейболом, баскетболом и другими видами спорта. В 12-13 лет

можно начать заниматься легкой атлетикой, бегом на коньках и лыжах,

футболом, хоккеем.

Старшие школьники при хорошем состоянии здоровья могут быть допущены к

занятиям практически любым видом спорта. Ограничения в нагрузках для них

лишь могут составлять очень длительные интервалы циклической работы,

связанной с высоким показателем развития выносливости. Таким образом, при

выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре

и спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические

аспекты возрастных групп школьников.

При этом необходим учет их физической подготовленности, функционального

состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и

анализом индивидуальных особенностей растущего организма, начиная с

младшего школьного возрастали кончая периодом окончания ими учебного

заведения.

Объективная оценка уровней подготовленности и состояния школьников

разного возраста является не только первоочередным, но и важнейшим

обязательным условием в работе с учащимися общеобразовательных учреждений

по физическому воспитанию и спортивному совершенствованию.

Двигательная активность и здоровье человека.

Рассказать детям, что состояние здоровье человека в большой степени

зависит от объема движений. Если движений мало, то такой человек не может

быть здоровым. Для подтверждения этого можно привести пример ухудшения

здоровья у людей, которые добровольно или вынужденно (из-за болезни)

длительное время лежали неподвижно. Поэтому, даже для лежачих больных

предлагают выполнять физические упражнения. Можно привести пример больных

инфарктом. Раньше они только лежали по 40 дней после инфаркта и большинство

больных умирало. Сейчас уже после 10-15 дней приступают к выполнению

упражнений, и количество выздоровевших увеличилось. Также можно привести

пример космонавтов, у которых во время полета в космос из-за невесомости

затруднено выполнение упражнений. Раньше многие космонавты из-за этого

долго не могли восстановиться после полета и заболевали. Сейчас для них

создают специальные приспособления, позволяющие заниматься физическими

упражнениями в условиях невесомости. Благодаря этому состояние космонавтов

после полетов значительно улучшилось.

Объяснить детям, что с другой стороны, объем движений не может быть

очень большим, что также может привести к ухудшению здоровья. Для этого

можно привести пример покоса в деревне вручную, когда косари трудятся

практически целый день. Такую работу даже взрослый очень сильный и здоровый

человек может выдержать не более 2-х недель. Указать, что лучше всего

заниматься в день физическими упражнениями (в т.ч. прогулки на свежем

воздухе, подвижные игры и т.п.) 2-2,5 часа в день. Для учащихся III классов

необходимо полностью указать, какими формами двигательной активности и в

какое время суток необходимо заниматься. Учесть при этом утреннюю

гимнастику, уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных

секциях, физкультурные паузы и минуты, прогулки, подвижные игры,

самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность?

Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал «тихие

игры», и дети — само послушание! Играют в разные головоломки, никому не

мешают и, чего греха таить, радуют взрослых тем, что и им можно заняться

своими делами…

Сегодня двигательная активность детей — проблема! В большом городе

непросто добраться до стадиона или бассейна. Дети не занимаются

физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать

родители, закладывая привычку с ранних лет.

С чего все начинается? С замечательного изобретения, каким является

коляска. Там накрепко привязан маленький человек. Ничего не скажешь,

удобно! А теперь прикиньте сами, два-три часа ребенок сидит в коляске. Если

понаблюдать со стороны, можно убедиться, как возраст пребывания в коляске

постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за

родителями, а он, этакий Обломов, едет, головку свесил, спит... Привозят в

детский сад, а там музыкальные занятия проводят сидя. А если непоседливая

душа, услышав веселые звуки, рвется в пляс, ему тут же — сиди!

Обратите внимание, какой из детей наиболее удобен для воспитателей в

яслях или детсаду? Конечно же тот, кто сидит на месте. На месте сидят

толстенькие, румяненькие, послушные и малоподвижные. И голос воспитательниц

обращен к другим: «Сиди! Куда побежал?», «Опять ты полез?».

Двигательная активность — биологическая потребность. Для каждого

возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.