реферат бесплатно, курсовые работы
 

Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста

ежедневный просмотр TV-передач служит дополнительной нагрузкой для зрения.

Наибольшее утомление и напряжение зрения у детей наблюдается при

слишком близком расположении к экрану, дисплею. Это усугубляется тем, что

ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

Особенно сильно устают глаза, когда изображение на экране нечеткое,

часто изменяются яркость и контрастность. Лучше всего настраивать телевизор

не во время передачи, а перед началом — по испытательной таблице. Яркость

изображения должна быть такой, чтобы глаз видел изображение, не напрягаясь.

При цветном изображении следует избегать чрезмерно ярких или чересчур

бледных красок.

Детям младшего школьного возраста не рекомендуется смотреть

телевизионные передачи после 8 ч вечера. Они должны смотреть только те

передачи, которые предусмотрены программой для данного возраста. То же

самое относится и к кино.

Другой распространенный вид умственной деятельности школьников во

внеучебное время — чтение художественной литературы. В настоящее время, по

общему мнению, педагогов и психологов, среди всех общекультурных интересов

школьников чтение занимает основное место. Такое положение не может не

вызывать удовлетворения. В то же время процесс чтения, как известно,

сопровождается большим напряжением коры головного мозга. В связи с этим

учащимся необходимо придерживаться некоторых гигиенических рекомендаций, в

частности продолжительности непрерывного чтения. Длительность непрерывного

чтения учащимися художественной литературы не должна превышать 2 ч.

В бюджете свободного времени школьника видное место должны занимать

физкультура и спорт.

Большую пользу для здоровья и радость детям приносят проводимые

совместно с родителями экскурсии и загородные прогулки. Семейные

путешествия с определенными целевыми установками имеют не только

оздоровительное, но и воспитательное и образовательное значение. Во время

таких прогулок можно показать школьникам способы ориентирования,

преодоления различных препятствий в пути.

Семейные прогулки за город желательно проводить в течение всего года.

Новичкам лучше начинать такие походы с наступлением устойчивой теплой

погоды. Важно заблаговременно выбрать место для загородных поездок. Оно не

должно быть рядом с крупными населенными пунктами, промышленными

предприятиями, транспортными магистралями. Современные средства транспорта

позволят в течение часа добраться до сельской местности и прямо с поезда

или автобуса попасть на лоно природы.

Нельзя допускать, чтобы прогулки и экскурсии за город переутомляли

ребят. Летняя, приятная усталость быстро проходит и только способствует

физическому развитию и укреплению здоровья, но такие признаки, как

побледнение, вялость, общее недомогание, головная боль или головокружение,

свидетельствуют о перегрузке. Для семейных походов лучше выбирать такие

места, где возможно проведение в пути разнообразных физических упражнений и

неутомительных игр. Физические упражнения и подвижные игры следует

проводить с постепенным возрастанием их трудности.

Летом лучше всего выходить в поход утром, с тем, чтобы в самое жаркое

время дня остановиться на привал в тени. Школьники должны научиться ходить

размашистым, пружинящим шагом со свободной работой рук, передвигаясь с

равномерной скоростью. Во время походов можно устраивать специальные

«учебные» переходы «походным» шагом. Взрослым нужно наблюдать за осанкой

школьников, постараться отучать их от привычки смотреть при ходьбе себе под

ноги.

Ребята могут упражняться в видах ходьбы. Это полезно и вместе с тем

вносит разнообразие в пешие походы. Например, пройти за низким забором,

нагнувшись так, чтобы не было заметно идущего; пройти 20—30 м, сделав

возможно меньшее число шагов; пройти за взрослыми по рыхлому грунту «след в

след»; пройти с закрытыми глазами босиком по тропинке, не сходя с нее.

По пути можно поупражняться в самых различных прыжках, можно провести

разнообразные простейшие упражнения в метании (шишки, камешки, палки). Эти

упражнения развивают ловкость, координацию движений, глазомер, сноровку.

А сколько возможностей для отличного отдыха и физического

совершенствования представляет зимой лыжня! Ходьба на лыжах доступна

каждому. Чистый морозный воздух полезен всем. Он очищает легкие и

закаливает организм. Любители лыж отличаются невосприимчивостью к

простудным заболеваниям. У них повышается работоспособность.

Занятия со школьниками потом переходят в привычку, которая остается на

всю жизнь. Нередко можно видеть, как родители вместе с детьми в окружении

юных друзей и знакомых отправляются на лыжную прогулку. Впереди глава семьи

или кто-либо из наиболее подготовленных лыжников прокладывает лыжню до

установленного места или движется по замкнутой петле. Желательно, чтобы

такая прогулка была более содержательной.

Семейные походы и экскурсии с подбором специальных упражнений —

отличное средство для укрепления здоровья, физического совершенствования,

хорошего отдыха в свободное время.

Многообразие видов деятельности школьников во вне-учебное время

способствует их интеллектуальному развитию и духовному обогащению. При этом

рациональная организация свободного времени в течение дня играет большую

роль в восстановлении и сохранении оптимального состояния организма. Для

этого содержание и объем вне-учебной деятельности, в том числе длительность

и характер ее, должны исходить из анатомо-физиологических и психологических

возможностей и потребностей учащихся и соответствовать гигиеническим

рекомендациям.

Глава 2. Факторы, отрицательно влияющие на рост и развитие детей

Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника,

являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и

функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной

педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения

санитарно – гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов

определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их

воздействия на организм ребенка.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние

здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска в учебно-

воспитательном процессе:

- нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;

- недостаточная двигательная активность;

- нарушение организации питания;

- отсутствие у школьников гигиенических навыков;

- неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе;

- неблагоприятные экологические факторы;

- наличие вредных привычек и другие.

Рассмотрим один из отрицательно влияющих факторов более подробно.

2.1. Вредные привычки

Ни одна из пагубных привычек не уносит столько здоровья, как курение

табака. Особенно тревожит распространение курения в детском, подростковом и

юношеском возрасте. Сотрудник Института социальной и профилактической

медицины Цюрихского университета К. Бинер пишет: «Тревожные вести! Если 100

лет назад возникла волнующая тема «Табак и юношество», то сейчас еще более

сенсационной является тема «Табак и дети». Многие связывают это с

акселерацией (ускорением роста и развития) современной молодежи. И не

случайно в своем стихотворении «Аксельраты, аксельратки» Р. Рождественский

пишет: «... рядом с безопасной бритвою оловянные солдатики, сигареты рядом

с куклами, прыгалки с губной помадою».

Как правило, в приобщении к курению детей в первую очередь повинны

курящие родители, их отрицательный пример. В литературе приводятся такие

данные: если курят родители, то вероятность того, что ребенок также начнет

курить, равна 79—85%. Если же его окружает безникотиновая среда, то

вероятность приобщения к курению ничтожно мала.

Были изучены основные причины курения различных возрастных групп

школьников (см. Приложение 4).

Школьники обычно скрывают, что они увлекаются табаком, а после

соответствующих бесед говорят, что бросили курить, хотя это не всегда

соответствует действительности.

Народная пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку,

посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Не

так ли бывает и у человека, пристрастившегося к курению? На первый взгляд

кажется малозначительным выкурить одну сигарету. Однако, закурив второй,

третий раз, сравнительно легко привыкают к этой, казалось бы, сначала

пустой забаве. А затем возникает труднопреодолимое пагубное пристрастие.

Формирование влечения к курению происходит в одних случаях медленно (от

нескольких месяцев до нескольких лет), в других — быстро (за несколько

недель).

Каждый мальчик, подросток, юноша стремится воспитать в себе человека

сильного, ловкого, смелого и духовно обогашенного. Однако едва ли это

осуществимо для тех, кто с юных лет курением сильно подрывает свое

здоровье.

Подмечена еще одна особенность в курении подростков. Стремясь обычно

скрыть от родителей и окружающих свое активное отношение к курению,

подростки стараются курить втихомолку, тайком и поэтому курят торопливо,

сильнее затягиваясь табачным дымом. А при такой манере курения в организм

поступает больше табачных ядов. Так, никотина переходит вдвое больше, чем

при медленном курении табака. Как правило, такие ребята выкуривают сигарету

до конца, а еще хуже, когда они докуривают окурки, так как в них содержится

больше ядов, чем при выкуривании первой половины сигареты.

Не располагая материальными средствами, ребята используют на покупки

сигарет деньги, предназначенные для школьных завтраков. При этом обычно

покупают наиболее дешевые сорта сигарет, содержание вредных веществ в

которых выше, чем в сигаретах высоких сортов.

Заметим, что, тратя деньги, выданные родителями на оплату завтраков,

ребята наносят себе вред еще и тем, что лишают свой организм нормального

питания.

К сожалению, дети к истине о вредном действии табака относятся

пренебрежительно. Их не смущает, например, то, что никотин — сильнейший яд,

нарушающий обмен в нервных клетках, дыхание и сердечно-сосудистую

деятельность; что кровеносные сосуды примерно к 50 годам становятся у

курильщиков хрупкими, неэластичными; что с дымом в легкие попадают окись

углерода, свинец, способный накапливаться в организме, мышьяк и бензпирен,

способствующие развитию злокачественных опухолей, а клейкая смесь —

табачная смола, оседая в дыхательных путях, повреждает их, что ведет к

воспалительным процессам. Около 500 разнообразных веществ, большинство из

которых пагубно влияет на различные органы и системы человеческого

организма, выделено из табачного дыма.

Табак — это наиболее дешевый, «мягкий» наркотик, тяжелые последствия от

применения которого сразу бывают незаметны, а проявляются в более или менее

отдаленном будущем, что и создает иллюзию его безвредности.

Вещества, содержащиеся в табачном дыме, влияют на организм очень

коварно. Например, окись углерода не вызывает ни кашля, ни одышки, поначалу

ее действие даже трудно уловить; тем не менее под ее воздействием снижается

восприятие звуков, способность различать яркие предметы, правильно судить о

течении времени, нарушается координация движений рук и зрения.

Имеется еще одно обстоятельство, которому обычно не придают серьезного

значения курящие родители, но о котором необходимо помнить. Речь идет о

задымленности комнаты, где живет ребенок. В накуренном помещении, где

клубами плавает табачный дым, задерживаются ультрафиолетовые лучи, так

необходимые для здоровья ребенка. Помимо этого, вдыхаемый ребенком угарный

газ вместе с табачным дымом снижает насыщенность крови кислородом. Нередко

сухие частицы табачного дыма вызывают у детей аллергические заболевания,

причиняющие им большие мучения. Чем меньше ребенок, тем чувствительнее его

организм ко всем ядовитым компонентам табачного дыма.

Курильщик отравляет не только одного себя. Тот, кто не курит, но

находится вместе с ним в закрытом, плохо проветриваемом помещении, вдыхает

до 80% всех веществ, содержащихся в дыме сигареты. Пассивное курение

(пребывание в атмосфере «табачного смога»), как и курение, особенно опасно

для детей и подростков.

Многочисленными исследованиями установлено, что органы дыхания первыми

принимают на себя табачный штурм. Статистика свидетельствует о том, что рак

легких поражает в 10 раз чаще курильщиков, чем некурящих. Проходя через

дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых

оболочек, носоглотки, трахеи, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное

воздействие на слизистую оболочку бронхов может вызвать развитие

бронхиальной астмы. Хроническое воспаление верхних дыхательных путей,

хронический бронхит, сопровождающийся изнуряющим кашлем, — таковы

заболевания почти всех курильщиков с большим стажем.

Никотин и другие компоненты табака поражают также и органы пищеварения.

Наблюдения врачей свидетельствуют о том, что многолетнее курение

способствует развитию язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

У человека, который много курит, сосуды желудка постоянно спазмированы. В

результате ткани желудка плохо снабжаются кислородом и питательными

веществами, нарушается секреция желудочного сока. И в итоге — гастрит или

язвенная болезнь. В одной из московских клиник было проведено обследование,

которое показало, что у 69% больных язвенной болезнью желудка и

двенадцатиперстной кишки развитие заболеваний имело прямую связь с

курением. Из числа пациентов, оперированных в этой клинике по поводу

прободения язвы, около 90% составляли заядлые курильщики.

Большую озабоченность медиков вызывает пагубное влияние табачного дыма

на сердечно-сосудистую систему. Поражение сердца и сосудов у людей,

систематически курящих, как правило, является следствием нарушения нервной

и гуморальной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Расскажем

лишь о двух веществах — никотине и угарном газе, чрезвычайно пагубно

влияющих на сердечно-сосудистую деятельность. При выкуривании пачки сигарет

в организм попадает 0,09 грамма никотина и 369 кубических сантиметров

угарного газа. Никотин вызывает сужение сосудов. Тем самым он способствует

повышению артериального давления. А как реагирует на него сердце? Учащается

ритм сокращений, возникают перебои.

Помимо этого никотин, возбуждая симпатическую нервную систему,

усиливает функцию управляемых ею желез внутренней секреции. К чему это

ведет? В кровь выделяется избыточное количество биологически активных

веществ, что отрицательно влияет на сердце и сосуды, способствует в

частности сужению артерий, снабжающих кровью жизненно важные органы —

сердце, мозг, почки.

Что касается угарного газа, то о его вреде известно с глубокой

древности. К настоящему времени установлено, что, попав в организм, он

соединяется с гемоглобином эритроцитов. Образуется стойкое соединение —

карбоксигемоглобин. Загруженные им эритроциты уже не в состоянии переносить

к тканям кислород. В результате в различных тканях тела человека возникает

кислородный дефицит.

Подсчитано, что сердце курящего человека делает за сутки на 12 — 15

тыс. сокращений больше, чем сердце некурящего. Уже сам по себе такой режим

неэкономичен, так как постоянная излишняя нагрузка ведет к преждевременному

изнашиванию сердечной мышцы. Положение усугубляется еще и тем, что

сердечная мышца не получает того количества кислорода, которое необходимо

ему при такой интенсивной работе.

Коронарные сосуды курильщика постоянно спазмированы, сужены, и,

следовательно, приток крови по ним весьма затруднен. Кровь, циркулирующая в

организме курильщика, бедна кислородом, ибо почти 10% гемоглобина выключены

из дыхательного процесса: они вынуждены нести на себе ненужный балласт —

молекулы угарного газа. Вот почему у курильщиков так рано развивается

ишемическая болезнь сердца, стенокардия. И вполне обоснованно среди

факторов риска инфаркта миокарда одним из первых является курение.

В Рязанском медицинском институте им. акад. И. П. Павлова провели

комплексное изучение воздействия курения на организм. Регистрировали ряд

параметров сразу же после курения. Установлено, что курение ухудшает

двигательную реакцию на световые раздражители, снижает умственную

трудоспособность и вызывает усиленную деятельность сердечно-сосудистой

системы в покое, что в ряде случаев сочетается с нарушением питания

сердечной мышцы.

Еще бытующее мнение о табаке как о стимуляторе, в частности умственной

деятельности, является необоснованным. На самом деле сигарета создает лишь

видимость прилива сил и «просветления» головы. Многочисленные наблюдения

убедительно свидетельствуют о том, что курение снижает работоспособность

человека, сокращает объем выполняемой работы и ухудшает ее качество.

Мнение самих курильщиков о влиянии табака на умственную деятельность

весьма противоречиво. Часть из них отмечает временное улучшение

самочувствия после закуривания. Это объясняется следующим. Выкуренная

сигарета вначале действительно вызывает небольшое кратковременное

расширение кровеносных сосудов, несколько улучшая кровоснабжение мозга и

создавая субъективное ощущение бодрости. Однако спустя несколько минут это

состояние исчезает, и расширение сосудов сменяется их сужением.

В двух московских школах была проведена проверка академической

успеваемости 535 курящих школьников. Оказалось, что среди курящих больше

неуспевающих учеников. Сравнительное отставание в учебе курящих ребят

отмечают многие исследователи. Подобные данные приводят и зарубежные

исследователи.

Курение существенно влияет на психическую сферу человека. Вспомним два

высказывания. Первое принадлежит В. Гете: «От курения тупеешь». Второе — О.

Бальзаку: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые

нации».

Таким образом, в организме человека нет практически ни одного важного

органа или системы, которые не страдали бы от хронического отравления

продуктами табака.

Особенности детского организма, функциональное несовершенство отдельных

органов и тканей делают его более чувствительным к спиртному. Физиологи и

педиатры рассматривают развитие ребенка как состояние непрерывных

изменений, выражающихся в появлении новых клеток, функций и видов

деятельности, как поступательный процесс, при котором неизбежно и

закономерно количественные изменения приводят к качественным.

В основе процессов роста и развития организма, как и в основе всей

жизни в целом, лежит обмен веществ, который изменяется под влиянием внешних

и внутренних факторов. Существенная роль в регуляции обмена веществ, а

следовательно, в регуляции процессов роста и развития, принадлежит нервной

системе ребенка, особенно ее высшему отделу — коре больших полушарий.

Параллельно со структурным развитием центральной нервной системы идет ее

созревание, формирование механизмов, обеспечивающих непрерывное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.