реферат бесплатно, курсовые работы
 

Центральные банки, их сущность и функции

целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются

непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный

банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или

иной валютный режим.

С другой стороны, отмечаемые в последние десятилетия тенденции в денежно-

кредитной сфере способствовали усилению независимости центральных банков.

Так, имевшие место процессы либерализации движения капиталов и

дерегулирования привели к повышению значения рыночных инструментов и

уменьшению роли административных методов регулирования. Это, в свою

очередь, вызвало свертывание регламентирующих процедур и в определенной

степени укрепило независимость центральных банков.

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включают в себя:

. определение направлений развития денежно-кредитной политики;

. выбор основных инструментов денежно-кредитной политики;

. создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам

и сбережениям;

. проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы

данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной

политики;

. составление денежных программ и контроль за их выполнением.

Не менее важной регулирующей функцией центрального банка является

регулирование спроса и предложения на кредит и иностранную валюту,

осуществляемое посредством проведения интервенционных операций на денежном

и валютном рынках. В целях сдерживания кредитной экспансии центральные

банки предпринимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно-банковских

институтов, а для расширения кредитной экспансии осуществляют

противоположные действия. Аналогичный характер имеют интервенционные

операции на валютном рынке (см. с. 118).

Контроль за функционированием кредитно-банковской системы - одна из

контрольных функций центрального банка - обусловлен необходимостью

поддержания стабильности этой системы, поскольку доверие к национальной

денежной единице предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих

кредитно-банковских институтов.

Как правило, надзор за кредитно-банковской системой осуществляют

непосредственно центральные банки, однако в Бельгии, Германии, Швейцарии и

Японии органы надзора институционально отделены от центрального банка.

Несмотря на это, центральный банк самым тесным образом связан с ними,

принимая участие в их деятельности или оказывая консультационные услуги. В

других странах центральный банк контролирует деятельность кредитно-

банковских учреждений совместно с другими институтами. Так, ФРС США

осуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорацией

страхования депозитов, Службой контролера денежного обращения,

уполномоченными органами штатов.

Не менее важной контрольной функцией центрального банка является

осуществление валютного контроля и валютного регулирования.

Степень жесткости валютного контроля и валютного регулирования зависит

прежде всего от общего валютно-экономического положения страны. Так, в

развивающихся странах контролю обычно подлежит весьма широкий круг операций

по внешним платежам и расчетам, что обусловлено необходимостью

регламентации расходования иностранной валюты. Напротив, наиболее развитые

в экономическом отношении страны в настоящее время идут по пути

либерализации валютного контроля.

Обеспечение бесперебойного функционирования системы наличных и

безналичных расчетов - одна из обслуживающих функций центрального банка.

Первоначально деятельность центрального банка в этой сфере

ограничивалась выпуском в обращение бумажно-денежных знаков. (Денежная

эмиссия и в настоящее время составляет основу деятельности всех центральных

банков.) В дальнейшем по мере развития безналичных расчетов центральный

банк стал выступать в роли организатора и участника платежно-расчетных

отношений. Находясь в центре потоков денежных средств, центральные банки

призваны обеспечивать быстрое и бесперебойное функционирование механизма

безналичных расчетов и платежей. Вместе с тем непосредственное участие

центральных банков в платежных системах не является обязательным -

некоторые центральные банки ограничиваются контролем за деятельностью этих

систем.

Другая обслуживающая функция центрального банка - кредитование кредитно-

банковских институтов и правительства. Являясь кредитором последней

инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно-банковским

учреждениям, испытывающим временные недостатки в финансовых ресурсах.

Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют

финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета.

Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды

центрального банка правительству составляют значительную часть их активов.

Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим

данная функция в настоящее время относится не к основным, а к

дополнительным.

Еще одна обслуживающая функция центрального банка - выполнение им роли

финансового агента правительства, то есть ведение правительственных счетов

и управление активами различных правительственных ведомств. В некоторых

странах, например в США, центральные банки выполняют эту функцию совместно

с коммерческими банками. В других государствах, например в Италии,

центральные банки являются практически бухгалтерами государственных

учреждений.

Дополнительные функции центрального банка не связаны непосредственно с

его главной задачей (сохранение стабильности национальной денежной

единицы), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относятся

управление государственным долгом, проведение аналитических исследований и

ведение статистической базы данных, изготовление банкнот и др.

Функции проведения аналитических и статистических исследований по своему

характеру могут быть весьма неодинаковыми и неравнозначными в центральных

банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной

политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловило

в некоторых странах (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония)

делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого рода

данных.

Большинство центральных банков осуществляют исследования экономической

конъюнктуры в реальном секторе экономики. Некоторые центральные банки

публикуют подробные результаты проведенных исследований (федеральные

резервные банки США, Банк Японии, Национальный банк Бельгии, Немецкий

федеральный банк, Банк Франции, Банк Англии и др).

Многие центральные банки изучают финансовое положение предприятий и

создают централизованные службы по банковским рискам (Национальный банк

Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Италии, Банк

Испании). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании,

Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.

Задача всех центральных банков - выпуск в обращение банкнот и

обеспечение их циркулировать на территории страны. При этом лишь немногие

центральные банки (Италии, Великобритании, Бельгии, Испании и др.) имеют

специальные структурные подразделения по производству банкнот.

Отдельные центральные банки осуществляют связи c нeбанковской клиентурой

и предоставляют общественные услуги. Все центральные банки поддерживают

корреспондентские отношения с финансовыми учреждениями своей страны,

другими центральными банками и международными финансовыми организациями.

Однако коммерческие отношения с небанковской клиентурой всегда являются

второстепенными.

Центральные банки могут предоставлять определенный набор услуг

коллективного пользования. В целях улучшения функционирования банковской

системы и отношений между коммерческими банками и их клиентурой некоторые

центральные банки, как уже было сказано, создают централизованные службы по

банковским рискам, контролируют неоплаченные векселя и пр.

Денежно-кредитная политика центрального банка

2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного

регулирования.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком,

является одним из элементов экономической политики государства и

представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение

денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и

других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно

нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня

инфляции и безработицы, В законах о центральных банках особо подчеркивается

их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной

валюты.

В зарубежной экономической литературе денежно-кредитная политика

разделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты

посредством проведения валютных интервенций, изменений уровня учетной

ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние на состояние

национальной денежной единицы, и «широкую», непосредственно воздействующую

на объем денежной массы в обращении. Эти меры воздействия взаимосвязаны и

взаимообусловлены.

Являясь посредником между государством и банковской системой страны,

центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью

определенных инструментов. По мере развития кредитных систем и рынков

ссудных капиталов возможности центрального банка непосредственно

воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе

с тем расширился арсенал и повысилась эффективность рыночных инструментов

денежно-кредитного регулирования.

Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых

центральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использование

различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности

экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся

традиций и конкретных обстоятельств.

Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-

кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам

воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые и

косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования

(количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и

долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная

политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной

эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная

рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки

преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи

кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры,

наблюдаемый в периоды экономических подъемов.

По форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на

административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными

являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций,

исходящих от центрального банка и направленные на ограничения сферы

деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в

практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое

применение в развивающихся государствах.

Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы

воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством

формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов.

Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению

с административными, но результаты их применения не всегда адекватны

намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход

центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.

По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия

центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного

регулирования разделяются на количественные я качественные.

Посредством использования количественных методов оказывается влияние на

состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежное

обращение в целом.

Качественные инструменты представляют собой вариант прямого

регулирования качественного параметра рынка, а именно - стоимости

банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования

разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами

реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под

долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются

те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1

года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты

воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-

кредитной политики.

Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто

используемыми центральными банками зарубежных стран, являются установление

минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков,

регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке.

Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного

регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким

методам, как установление кредитных ограничений лимитирование уровня

процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные

ограничения и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного

регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный

банк на том или ином этапе экономического развития.

На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее

результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в

денежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных и

кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов

кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов.

По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным

(косвенным) методам регулирования денежной массы, и прежде всего к

операциям на открытом рынке и изменению уровня процентных ставок.

2.2. Регулирование официальной учетной ставки

Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к

кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под

определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая

центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету

краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и

других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг,

называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная

ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих

банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по

кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк

определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками.

Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов

рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения

учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного

параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Регулирование учетной ставки относится к рыночным (косвенным)

инструментам денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования с

помощью изменений официальной учетной ставки довольно прост, что и явилось

причиной его широкого использования как в развитых, так и развивающихся

странах. Например, если центральный банк преследует цель уменьшения

кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку,

удорожая тем самым кредиты рефинансирования. Если же целью центрального

банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он

снижает уровень учетной ставки. Однако центральному банку не всегда удается

достичь намеченной цели. Например, повышение учетной ставки центрального

банка не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент

наблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате их

повышенного предложения, так как в этом случае коммерческие банки

предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели

дорогие кредитные средства центрального банка. Если же официальная учетная

ставка центрального банка уже до ее понижения находилась на уровне ниже

рыночной, то удешевление и без того дешевых кредитов повлечет за собой

соответствующую реакцию денежного рынка.

Посредством манипуляций с официальной учетной ставкой центральные банки

воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так,

рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по

кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает

уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на

ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку

более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны кредитных

институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое

финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким

образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной

стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив,

удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам:

повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается

рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка

представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность

кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов

рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в

целом.

Как уже отмечалось, именно на центральные банки возложена функция

установления уровня официальной учетной ставки. Несколько своеобразными

являются методы регулирования официальной учетной ставки ФРС США в силу

специфики самой формы организации денежно-кредитной системы этой страны.

Каждый из федеральных резервных банков самостоятельно устанавливает уровень

своей учетной ставки, который по прошествии 14 дней подлежит пересмотру и

утверждению Советом управляющих ФРС. Вместе с тем фактическая централизация

действий федеральных резервных банков, по существу, определяет проведение

ими единой политики в области регулирования учетных ставок.

Как показывает анализ динамики официальных учетных ставок, изменения

экономической обстановки вызывают изменения в учетной политике центральных

банков. Например, в США в период экономического кризиса 1929 - 1933 гг.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.