| |||||
МЕНЮ
| Внутренний контроль на предприятии. Внедрение системы внутреннего контроля бухгалтерского учета экономического субъекта* производства -- совокупность хозяйственных операций, предпола-гающих производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, ре-зультаты которых распространяются на такие хозяйственные операции, как поддержание уровня запасов, передача товарно-материальных ценностей в производство, начисление и выплата заработной платы и др.; * реализации (сбыта) или получения дохода совокупность хозяй-ственных операций, предполагающих получение предприятием доходов, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на такие хозяйственные опера-ции, как получение заказов на продажу продукции предприятия, отгруз-ка продукции и получение выручки. 7. Интеграция объектов изучения При внешнем аудите хозяйственная деятельность предприятия вос-принимается как единое целое. При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам ответственности структурным подразделениям, возглавляемым руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. К центрам ответственности относятся: * на промышленном предприятии -- цех, участок, бригада; * на предприятии торговли - секция; * в научно-исследовательской организации -- отдел; * в лечебном учреждении -- отделение и т.д. В отличие от управленческого учета, согласно принципам которого в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие, внутренний контроль включает в себя и соблюде-ние руководителями подразделений своих должностных обязанностей, нормативных документов, внутренних инструкций. В управленческом учете различают центры ответственности: * затрат; * выручки; * прибыли. Для целей внутреннего контроля все центры ответственности явля-ются, прежде всего, и центрами контроля. 8. Периодичность контроля Обязательный внешний контроль (аудит), осуществляемый внешней (независимой) аудиторской организацией, проводится, как; правило, не чаще одного раза в год. Аудиторским заключением подтверждается го-довая бухгалтерская отчетность. Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные конт-рольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодич-ность контрольных процедур. Главный принцип организации внутрен-него контроля -- целесообразность и экономичность, 9. Степень открытости информации Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом. Каждый заинтересованный пользова-тель бухгалтерской отчетности экономического субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденци-альной информацией предприятия является только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация аудитора руковод-ству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. При публикации бухгалтерской отчетности указываются и ре-зультаты аудиторской проверки, Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциаль-ный характер, 10. Степень надежности информации При внешнем аудите аудитор должен оценить достоверность бухгал-терской отчетности экономического субъекта во всех существенных ас-пектах. Это означает, что оценки аудитора не могут быть абсолютно точ-ными. Внутренний контроль зачастую не связан с операциями на счетах бух-галтерского учета. Руководство предприятия заинтересовано в предотв-ращении случаев мошенничества на своем предприятии (хищений, зло-употреблений служебным положением и проч.), однако атмосфера все-общей подозрительности, тотального надзора за каждым сотрудником не должна быть целью работы предприятия. Таким образом, внутренним контролем используются приблизительные, но оперативные оценки. В то же время для внутреннего контроля важна каждая деталь. Сво-евременно незамеченный симптом может привести к существенным на-рушениям, мошенничеству. 11. Привязка ко времени Внешний аудит изучает финансово-хозяйственную деятельность орга-низации. В соответствии с принципом документальной обоснованности бухгалтерские проводки выполняются после совершения хозяйственной операции. Таким образом, основной целью внешнего аудита является оценка достоверности отражения в учете того, что уже свершилось. Внутренний контроль призван организовать структуру контроля, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия. Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внутреннего конт-роля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом/основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленны-ми правилами. 12. Функция управления Являясь функцией управления, контроль подразделяется на предва-рительный, текущий и последующий. Внешний аудит представляет со-бой один из видов последующего контроля, А внутренний контроль -- это совокупность методов предварительного текущего и последующего контроля. 1.3. Законодательные основы организации внутреннего контроля. Организация контроля со стороны руководства предприятия за своим имуществом, ресурсами и сотрудниками, как в целом, так и по отдельным вопросам регламентируется на уровне законов. Так, согласно ст. 295 Граж-данского кодекса РФ, “собственник имущества, находящегося в хозяйствен-ном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предпри-ятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществ-ляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадле-жащего предприятию имущества”. В соответствии с Кодексом законов о труде РФ (последние изменения внесены Федеральным законом от 30 ап-реля 1999 г, № 84-ФЗ) (ст. 146) “постоянный контроль за соблюдением ра-ботниками всех требований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций” С утверждением в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения разнообразных средств внутреннего контроля в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают как вопросы бухгал-терского учета в целом, так и его контрольной функции в частности. В настоящее время сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ “О бухгалтерском учете” и представлена тремя уровнями, 1. Законодательный уровень, включающий Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон “О бухгалтерском учете” и Положение “По ве-дению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”. Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций, устанавливать единые принци-пы внутреннего контроля в организации. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерс-кой отчетности в РФ, основными задачами бухгалтерского учета являются: * формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности -- руководителям, учредите-лям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности -- инвесторам, кредито-рам и др.; * обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организаци-ей хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движе-нием имущества и обязательств, использованием материальных, трудо-вых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; * предотвращение отрицательных результатов хозяйственной дея-тельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обес-печения ее финансовой устойчивости. Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по контролю за деятельностью всех служб, участвующих в хозяй-ственных операциях и хозяйственной жизни. 2. Нормативный уровень, включающий нормативные акты, методи-ческие указания и рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерско-го учета (преимущественно -- документы Министерства финансов РФ). На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению. Особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам учета имущества и контроля за его сохранностью и рациональным использованием, определяющие единообразный подход к отражаемым в бухгалтерском учете фактам. Применение этого подхода обязательно для всех предприятий и организаций независимо от их форм собственности, что само по себе является важнейшим из средств контроля. 3. Управленческий уровень, на котором общепринятые правила бух-галтерского учета и внутреннего контроля, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики. Учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом организации внутреннего контроля на предприятии. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерс-кой отчетности в РФ при формировании учетной политики утверждаются: * рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применя-емые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета; * формы первичных учетных документов, применяемых для оформ-ления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; * методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; * порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; * правила документооборота и технология обработки учетной ин-формации; * порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Кроме того, для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных доку-ментов могут составляться сводные учетные документы. Из всех перечисленных аспектов только возможность выбора одного из методов оценки отдельных видов имущества и обязательств относит-ся к области управленческого бухгалтерского учета. Все остальные аспекты -- это основные направления создания системы внутреннего конт-роля в организации, Согласно п. 5 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” предприя-тия имеют возможность выбора: 1) рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета, В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (в ред. при-казов Минфина РФ от 28 декабря 1994 г. № 173, от 28 июля 1995 г. № 81, от 27 марта 1996 г. № 31, от 17 февраля 1997 г. № 15) субсчета, предусмотрен-ные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных субсче-тов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета; 2) форм первичных учетных документов, применяемых для оформле-ния хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 3) порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств. Согласно п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бух-галтерской отчетности в РФ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны про-водить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой прове-ряется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приложение к приказу Министерства финансов РФ от 13 июня 1995г. №49) (п.1.4)основными целями инвентаризации являются: * выявление фактического наличия имущества; * сопоставление фактического наличия имущества с данными бух-галтерского учета; * проверка полноты отражения в учете обязательств; 4) правил документооборота и технологии обработки учетной инфор-мации. В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г. № 105, движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, при-нятие к учету, обработка, передача в архив -- документооборот) регла-ментируется графиком. Работу по составлению графика документообо-рота организует главный бухгалтер. График документооборота утверж-дается приказом руководителя предприятия (учреждения). График дол-жен устанавливать на предприятии (в учреждении) рациональный доку-ментооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей, через которых будет проходить каждый первичный доку-мент, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота должен способствовать улучшению всей учет-ной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных фун-кций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автома-тизации учетных работ; 5) порядка контроля за хозяйственными операциями. Так, например, в соответствии с п. 1.3. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций целями учета долгосрочных инвестиций являются: * своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по видам расходов и по учи-тываемым объектам; * обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств; * правильное определение и отражение инвентарной стоимости вво-димых в действие и приобретенных объектов основных средств, земель-ных участков, объектов природопользования и нематериальных активов; * осуществление контроля за наличием и использованием источни-ков финансирования долгосрочных инвестиций. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (приложение к письму Министер-ства финансов СССР от 18 октября 1979 г. № 166) (п. 1.2) бухгалтерский учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов на предприятиях и в организациях должен обеспечить: * контроль за сохранностью предметов в местах их хранения и эксп-луатации; * правильное и своевременное документальное оформление опера-ций по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов; * своевременное получение точных данных о наличии малоценных и быстроизнашивающихся предметов; * наблюдение за соответствием фактического наличия предметов ус-тановленным нормам запасов; * правильное исчисление суммы погашения стоимости предметов, на-ходящихся в эксплуатации, и отнесение этой суммы на себестоимость про-дукции, затраты непромышленных хозяйств, накладные расходы и т.п. Согласно Федеральному закону “О бухгалтерском учете” (ст. 5 п. 3) “Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирую-щих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную по-литику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей дея-тельности”. Следовательно, в Законе подчеркивается, что система внут-реннего контроля каждого предприятия должна соответствовать размеру предприятия, структуре управления, составу и видам деятельности. Таким образом, российским законодательством в настоящее время созданы объективные предпосылки для становления и развития на оте-чественных предприятиях современных систем внутреннего контроля с учетом ранее накопленного опыта и сложившихся традиций. 2. Система бухгалтерского учета как составная часть системы внутреннего контроля 2.1. Цели и средства внутреннего контроля системы бухгалтерского учета Любая хозяйственная деятельность предполагает осуществление хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета этих операций. Бухгалтерский учет включает в себя процедуру сбора данных, их регистрации и обработки. Такие процедуры могут выполняться как вручную, так и с помощью компьютеров. Соответствующие процедуры, выполняемые на компьютере, называются программируемыми процедурами бухгалтерского учета. Система на базе компьютера обычно, включает в себя набор как ручных, так и компьютеризованных процедур, обеспечивающих регистрацию данных по хозяйственным операциям с самого начала и до занесения в Главную книгу. Ведение бухгалтерского учета обеспечивается автоматизированной программой учета “1С-Бухгалтерия.7.7” Система бухгалтерского учета ООО “Транссервис ЛТД” включает в себя элементы, представленные в Приложении 1. Эффективная система бухгалтерского учета должна обеспечивать: отражение в учете всех без исключения факторов хозяйственной деятельности; однозначную идентификацию хозяйственных операций и фактов хозяйственной деятельности в первичных документах таким образом, чтобы не было расхождений в их толковании; правильность оценки стоимости активов, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении (валюте РФ) отнесение фактов хозяйственной деятельности к тем периодам, в которых они имели место, и определение точного времени совершения хозяйственных операций; своевременное, правилъное и оперативное формирование внешней и внутренней отчетности. Документы, формируемые системой бухгалтерского учета ООО “Транссервис ЛТД”, дают третьим сторонам, управленческому звену и сотрудникам ООО “Транссервис ЛТД” информацию о совершенных хозяйственных операциях. В системе бухгалтерского учета данного предприятия используется два основных типа данных: * нормативно-справочная информация (НСИ); * данные по хозяйственным операциям. НСИ имеет постоянный или почти постоянный характер и периодически используется при обработке прочей информации. Например, тарифная сетка используется для расчета заработной платы рабочих ООО “Транссервис ЛТД”, а предельные размеры кредита для покупателя -- для принятия решения о приеме заказов или об отказе от них. Данные по хозяйственным операциям носят в каждом конкретном случае индивидуальный характер. Так, например, сведения о числе часов, которые данный сотрудник отработал за конкретную неделю, используются для расчета его заработной платы. Ошибки в НСИ имеют более серьезные последствия по сравнению с ошибками в данных по хозяйственным опера-циям, посколъку повлияют на эти данные прежде, чем будут исправлены. Особенно часто это проявляется в компьютеризированных системах, в ко-торых НСИ формируется обычно в самом начале создания системы. Концептуально система бухгалтерского учета обособлена от конт- |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|