реферат бесплатно, курсовые работы
 

Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Примечание. Источник: собственная разработка.

Основные средства ЧУП «Белкоопоптторг» за отчётный год возросли на 1508 млн.руб., или на 26,96%, в том числе активная их часть на 14,3%.

Показателями интенсивности и эффективности использования МТБ в торговых организациях является фондоотдача (объём товарооборота на один рубль всех производственных основных средств или активной их части) и фондоёмкость (обратный показатель) [36, с.267-272].

Для изучения и оценки влияния МТБ торговли на развитие товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» (приложения 10, 12, 29, 30) составим таблицу 12:

Таблица 12. Информация об обеспеченности и эффективности использования

производственных основных средств ЧУП "Белкоопоптторг" за 2003-2004 гг.

Показатели

Фактически за

Измене-

В % к

2003 год

2004 год

ния в

прошлому

 

 

динамике

году

Товарооборот, тыс.руб.

 

 

 

 

а) в действующих ценах

13162891

21311866

8148975

161,91

б) в сопостовимых ценах

13162891

18060903

4898012

137,21

Среднегод. ст-ть ОС , тыс.руб.

7490414

6347000

-1143414

84,73

в том числе активной части

472292

314000

-158292

66,48

Фондоотдача всех ОС, руб.

 

 

 

 

а) исходя из ТО в дейст. ценах

1,7573

3,3578

1,6005

191,08

б) исходя из ТО в сопост. ценах

1,7573

2,8456

1,0883

161,93

Фондоотдача активных ОС, руб.

 

 

а) исходя из ТО в дейст. ценах

27,8702

67,8722

40,002

243,53

б) исходя из ТО в сопост. ценах

27,8702

57,5188

29,6486

206,38

Фондоёмкость всех ОС, руб,

0,5691

0,2978

-0,2713

52,33

Примечание. Источник: собственная разработка.

Фондоотдача основных средств в динамике увеличилась на 1,6005 рублей (на 91,08%). За счёт повышения цен она возросла на 0,5122 руб. (3,3578 - 2,8456), что составляет 29,15% к её уровню за прошлый год. Фондоёмкость основных средств соответственно уменьшилась на 0,2713 рублей (на 47,67%).

Влияние факторов на объём товарооборота рассмотрим в таблице 13:

Таблица 13. Влияние стоимости основных средств и эффективности их использования на динамику товарооборота ЧУП "Белкоопоптторг"

Факторы

Влияние на динамику ТО

Влияние на динамику ТО в

в действующих ценах, тыс.руб.

сопостовимых ценах, тыс.руб.

расчет

сумма

расчет

сумма

Изменение ср/год. ст-ти ОС

 

-1143414

* 1,7573

-2009321

-1143414

* 1,7573

-2009321

Изменение фондоотдачи ОС

 

1,6005

* 6347000

10158373

1,0883

* 6347000

6907440

Всего

 

 

 

8149052

 

 

4898119

Примечание. Источник: собственная разработка.

Рост фондоотдачи производственных основных средств ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечил увеличение товарооборота на 10158373 тыс.руб., а снижение среднегодовой стоимости основных средств уменьшило его на 2009321 тыс.руб. Вместе с тем, рост цен на товары вызвал рост фондоотдачи, который обеспечил увеличение объёма реализации на 3250963 тыс.руб. ((1,6005 - 1,0883) * 6347000).

Влияние цен и переоценки основных средств указано в таблице 14:

Таблица 14. Алгоритм расчёта для изучения влияния факторов

на фондоотдачу в ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году

Показатели

I расчет

II расчет

III расчет

Товарооборот, тыс.руб.

В сопостовимых

В действующих

В действующих

 

ценах

 

ценах

ценах

 

 

 

 

18060903

21311866

21311866

Ср/год. ст-ть ОС, тыс.руб.

 

В сопостовимой

В сопостовимой

В фактической

 

оценке

 

оценке

оценке

 

 

 

 

6347000

6347000

7689000

Фондоотдача, руб.

 

 

В сопостовимой

Пересчитанная

Фактически за

 

 

оценке

 

 

 

отчетный год

 

 

 

2,8456

3,3578

2,7717

Влияние на фондоотдачу инфляционных факторов:

повышения цен на товары:

3,3578 - 2,8456 = 0,5122 руб.;

переоценки (индексации) производственных основных средств:

2,7717 - 3,3578 = -0,5861 руб.

Фондоотдача основных средств ЧУП «Белкоопоптторг» возросла в отчётном году по сравнению с прошлым на 0,5122 рублей (т.е. на 29,15%) за счёт роста цен на товары, однако переоценка основных средств вызвала её снижение на 0,5861 рублей (на 33,35%) [1, с.26-29].

Корреляционно-регрессионный анализ.

Как уже отмечалось выше, для проведения факторного анализа могут использоваться методы экономико-математического моделирования, в частности корреляционно-регрессионный анализ, для выполнения которого порекомендуем специальную программу MATRIXER. Она позволяет как дать описание всех участвующих показателей (например, колеблемость факторов, коэффициенты асимметрии, величина эксцесса, значение F-критерия Фишера), так и провести линейную пошаговую регрессию, построить корреляционную матрицу, график функции, функцию распределения и т.д.

Введём необходимые обозначения: Y - оптовый товарооборот, X1 - среднегодовая стоимость основных средств, X2 - среднесписочная численность, X3 - издержки обращения, X4 - средние товарные запасы.

Проведя с помощью данной программы факторный корреляционно-регрессионный анализ (приложение 31), мы сделали следующие выводы:

1) Колеблемость факторов X1, X3, X4 не велика, а фактору X2 и функции Y присуща значительная вариация.

2) Коэффициенты асимметрии говорят о правосторонней асимметрии распределения рядов Х1, Х2 и Х4 и о левостороннем - рядов Y и Х3.

3) Величина эксцесса для всех показателей меньше трёх, что подтверждает низковершинное распределение вариационных рядов.

4) Значение F-критерия Фишера при постепенном добавлении факторов в корреляционную модель увеличивается и при полном наличии всех факторов, участвующих в регрессионном уравнении, достигает 125,97. это свидетельствует о значимости данного уравнения регрессии.

5) Проведя методом наименьших квадратов пошаговый регрессионный анализ, построим уравнение регрессии, которое имеет вид:

Y = А0 + А1Х1 + А2Х2 + А3Х3 + А4Х4,

где А0 - свободный член уравнения; Х1…Хn - факторы, определяющие результативный показатель; А1…Аn - коэффициенты регрессии при факторных показателях, характеризующие уровень влияния каждого фактора на результативный показатель в его единицах измерения.

Y = 367,939 + 0,06X1 - 3,054X2 + 6,982X3 - 0,055X4

Знак "-" перед Х2 означает, что при увеличении численности работников качество работы оптовой фирмы снижается, следовательно, уменьшается и выручка, то есть организации не следует расширять свои штаты. "-" перед Х4 свидетельствует о том, что рост товарных запасов ведёт к затовариванию и образованию залежалых и неходовых товаров, что сказывается на объёме товарооборота, следовательно, ЧУП "Белкоопоптторг" нельзя допускать увеличения объёма товарных запасов и образования их сверхнормативной величины.

Коэффициент регрессии данного уравнения составляет 96%, то есть связь между факторами и результативным признаком весьма тесная.

Коэффициент множественной детерминации соответственно равен 93%, что свидетельствует о том, что изменение товарооборота на 93% зависит от изменения учтённых факторов.

Таким образом, факторный анализ товарооборота ЧУП «Бекоопоптторг» за 2004 год по сравнению с 2003 годом показал, что оптовый товарооборот вырос за счёт увеличения товарных запасов на начало года, поступления товаров и снижения запасов на конец года. Розничный товарооборот вырос только за счёт увеличения поступления товаров. Ускорение товарооборачиваемости в оптовой торговле высвободило средства, вложенные в товарные запасы, в розничной потребовалось дополнительное привлечение оборотных средств. Товарооборот увеличился за счёт роста выработки, снижение численности работников же несколько уменьшило реализацию. Рост фондоотдачи основных средств обеспечил увеличение товарооборота, а снижение их среднегодовой стоимости вызвало уменьшение товарооборота.

3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле

Рассматривая влияние факторов на развитие товарооборота, нельзя забывать о важности ценового фактора. Цена является одним из важнейших экономических параметров, которые оказывают существенное влияние на величину основных показателей, характеризующих деятельность субъектов хозяйствования. Ведь правильно сформированная и экономически обоснованная цена во многом определяет выручку, получаемую от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а, в конечном счёте, прибыль и, соответственно, рентабельность организации, а, следовательно, и её жизнеспособность. Цены являются элементом, определяющим финансовую стабильность компании, и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами.

Цена служит средством установления определённых отношений между компанией и покупателями и помогает созданию о ней соответствующих представлений, что может оказать влияние на последующее развитие компании. То есть ценообразование - это средство достижения целей фирмы и получения вознаграждения за результаты её деятельности.

В настоящее время вопрос цены, её калькулирования весьма актуален. Без правильных оценок коммерческих затрат, относящихся к тому или иному товару, невозможно адекватно оценить достигнутые финансовые результаты.

Принимая управленческие решения по сбыту товаров, следует провести предварительный управленческий анализ в области ценообразования. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого субъекта хозяйствования в жёстких условиях рыночной экономики. Необходимо чётко представлять, какой метод установления цены предпочтителен в данной ситуации, к каким финансовым последствиям приведёт его применение.

Существует несколько методов ценообразования, предполагающих включение в цену товара определённого процента наценки [31, с.332-334].

Метод ценообразования на основе переменных затрат. Сущность данного метода заключается в расчёте некоторой процентной наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Цена должна покрыть всю сумму затрат и обеспечить получение желаемой прибыли.

Рассмотрим информацию о реализации холодильных витрин ЧУП «Белкоопоптторг» (приложения 32, 33). Данные приведены в таблице 15 (затраты определены на основании специального расчёта):

Таблица 15. Данные о реализации холодильных витрин

ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году

Желаемая величина прибыли, руб.

Суммарные постоянные расходы, руб.

Переменные расходы на единицу, руб.

Кол-во реализованных единиц, шт.

Суммарные переменные издержки, руб.

Закупочная цена еди-ницы, руб.

66191190

94586878

176166

1300

229015343

2545815

Примечание. Источник: собственная разработка.

Рассчитаем цену витрины на основе данного метода:

% наценки = [(Желаемая величина прибыли + Суммарные постоянные затраты) / Суммарные переменные затраты] * 100% = [(66191190 + 94586878) : : 229015343] * 100 = 70,2%

Цена на основе переменных затрат = [Закупочная цена + Переменные затраты на единицу * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 + 176166 * 1,702 = = 2845650 (руб.)

Итак, при продажной цене 2845650 рублей ЧУП «Белкоопоптторг» удастся покрыть все затраты и получить желаемую прибыль.

Метод валовой прибыли. В качестве расчётной базы используется валовая прибыль, которая определяется как разница между выручкой от реализации товара и себестоимостью продаж. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не были учтены при расчёте валовой прибыли.

% наценки = [(Желаемая величина прибыли + Суммарные расходы) : : Стоимость закупки всего объёма товара] *100 = [(66191190 + 323602221) : : 3309559500] *100 = 11,78%

Цена на основе валовой прибыли = [Закупочная цена * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 * 1,1178 = 2845712 (руб.).

Метод рентабельности продаж. При использовании данного метода процентная надбавка включает в себя только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты должны быть распределены по единицам товара.

% наценки = [Желаемая величина прибыли / (Суммарные затраты + Закупочная стоимость всего объёма товара)] * 100= [66191190 / (323602221 + 3309559500)] *100 = 1,82%

Цена на основе рентабельности продаж = (Закупочная цена + Суммарные затраты на единицу) * (100 + % наценки) /100 = (2545815 + 248925) * 1,0182 = 2845604 (руб.).

Для анализа сведём все полученные расчётные данные в таблицу 16:

Таблица 16. Сводные данные расчёта разными методами

Название метода

% наценки

Планируемая цена, руб.

Метод переменных затрат

70,2

2845650

Метод валовой прибыли

11,78

2845712

Метод рентабельности продаж

1,82

2845604

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.