реферат бесплатно, курсовые работы
 

Учетная политика предприятия

Учетная политика предприятия

27

Содержание.

  • 1. Теоретическая часть. 1
  • Введение. 1
    • 1. Понятие “учетная политика”. 3
    • 2. Формирование учетной политики организации. 9
    • 3. Изменение учетной политики 11
    • 4. Последствия изменения учетной политики 13
    • 5. Примерная учетная политика организации. 15
  • Заключение. 24
  • Список использованной литературы. 25
  • 2. Практическая часть. 26
    • 1. Журнал хозяйственных операций. 26
    • 2. Журналы-ордера. 26
    • 3. Главная книга. 26
    • 4. Оборотно-сальдовые ведомости. 26
    • 5. Баланс, Отчет о прибылях и убытках 26
    • 6. Пояснительная записка. 26

1. Теоретическая часть.

Введение.

Экономический смысл учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. Финансово - хозяйственная ситуация на предприятии может быть представлена по-разному: без нарушения правил и принципов учета, но путем выделения одних ее сторон и нивелирования других. С разделением налогового, финансового и управленческого учета именно эти возможности учетной политики выходят на первый план.

Еще в конце XIX в. многие выдающиеся теоретики бухгалтерского учета стали обращать внимание на возможности использования учета для целей управления. Так, итальянский бухгалтер Э. Пизани высказал мнение, что "бухгалтерский учет - это наука, которая, следуя законам права и экономики, пользуется вычислениями, чтобы характеризовать функции управления и чтобы наименьшими средствами достигать наибольшего экономического эффекта".

В современных условиях в зависимости от целей, поставленных менеджерами фирмы, величина формируемого финансового результата может варьироваться в сторону как увеличения, так и уменьшения. Сроки включения затрат в себестоимость, подходы к определению величины отдельных статей затрат, формирование фондов и резервов за счет источников, включаемых в себестоимость, могут существенно занизить потенциальный финансовый результат, подлежащий распределению между собственниками. Это может послужить целям пополнения средств на развитие предприятия.

В то же время, действуя в аналогичной ситуации, но выбрав иной вариант учетной политики, можно добиться обратного эффекта, если, например, приоритетным в данном периоде является привлечение инвесторов, получение кредитов и т.п.

Таким образом, умело составленная учетная политика является одним из важнейших инструментов управления деятельностью фирмы и достижения поставленных целей менеджмента.

Кроме того, грамотно составленная учетная политика должна помочь бухгалтерам, экономистам, аналитикам фирмы, которые не могут по каким-либо причинам оперативно связаться напрямую со своими руководителями (например, работают в отдаленных филиалах), уяснить общую стратегию организации и ведения налогового и бухгалтерского учета в компании в целом и на их участках работы в частности. Положения учетной политики должны помочь им избежать ошибок и противоречий в отражении учетных и отчетных данных, пронизать все уровни управления организацией корпоративным духом.

Универсального решения для всех (или хотя бы большинства) организаций в области формирования и раскрытия эффективной учетной политики не существует. Ежегодно, как уже отмечалось выше, требуется производить всесторонний анализ действующих положений учетной политики. Однако нормативное регулирование этих вопросов остается единым для всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Основополагающим документом в рассматриваемой области является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н. Оно распространяется (п.3 разд.I ПБУ 1/98).

Понятие “учетная политика”.

Основополагающим документом в рассматриваемой области является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н. Оно распространяется (п.3 разд.I ПБУ 1/98):

в части формирования учетной политики - на организации независимо от организационно - правовых форм;

в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Первоначально дадим определения основным понятиям, применяемым в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета (табл.1).

Таблица 1.

Определения для целей бухгалтерского и налогового учета.

Для целей Бухгалтерского Учета

Для целей Налогового Учета

Определение

Документ/ Основание

Определение

Документ/ Основание

Понятие учета

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций

ФЗ РФ № 129-ФЗ ст.1

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом

НК РФ гл.25 ст. 313

Цели и задачи

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости

ФЗ РФ № 129-ФЗ ст.1

Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода;

Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога

НК РФ гл.25 ст. 313

Принципы учета: Допущения

Последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому;

Непрерывность деятельности организации обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке;

Временная определенность факторов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

Имущественная обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников этой организации и других организаций

ПБУ 1/98 п.6

Последовательность применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому;

Непрерывность отражения объектов учета в хронологическом порядке

НК РФ гл.25 ст. 313, 314

Принципы учета: Требования

Полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности

Своевременности отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности

Осмотрительности (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов)

Приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования)

Непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца)

Рациональности ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации

ПБУ 1/98 п.7

Понятие учетной политики

Это совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности

ПБУ 1/98 п.2

Это совокупность способов ведения налогового учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налоговой базы

Понятие ведения учета

Систематизация, накопление и обработка информации на основании принятых к учету первичных документов, группировка и оценка фактов хозяйственной деятельности с отражением на счетах бухгалтерского учета, с применением системы регистров бухгалтерского и других способов

ПБУ 1/98 п.2

ПВБУБО

Систематизация данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без отражения по счетам бухгалтерского учета, с применением аналитических регистров налогового учета

НК РФ гл.25 ст. 314

Способы ведения учета, утверждаемые организацией

Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации;

Рабочий план счетов бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

Формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые и унифицированные формы;

Регистры бухгалтерского учета;

Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Состав форм и раскрытие внешней бухгалтерской отчетности;

Правила документооборота;

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

График документооборота;

Порядок хранения документов бухгалтерского учета;

Технология обработки учетной информации;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Организация работы бухгалтерской службы;

Организация работы обособленных структурных подразделений (филиалов);

Раскрытие допущений, отличных от предусмотренных в ПБУ 1/98 п.6, и причины их применения;

Проведение внешней аудиторской проверки;

Организация внутреннего аудита;

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета

ПБУ 1/98

ПВБУБО

Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации; Формы аналитических регистров налогового учета; Определение налоговой базы и периодичность предоставления отчетности Другие решения, необходимые для организации налогового учета

НК РФ гл.25

Применение учетной политики

Последовательно из года в год

С 1 января года, следующего за годом ее утверждения

ПБУ 1/98

Последовательно от одного налогового периода к другому

С начала нового налогового периода

НК РФ гл.25 ст. 313

Изменения в учетную политику вносятся с начала следующего года в случаях

Изменения законодательства РФ и нормативных актов по бухгалтерскому учету

Разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета в связи с отсутствием соответствующих нормативных актов, руководствуясь обще- методологическими подходами для более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации

Существенного изменения условий деятельности предприятия в связи с:

реорганизацией предприятия

смены собственников

изменением видов деятельности

и т.п.

ПБУ 1/98

Изменения законодательства

Изменения применяемых методов учета

НК РФ гл.25 ст. 313

Дополнения вносятся в течение отчетного года в случаях

Упущения каких-либо моментов при ее первоначальном утверждении

Изменения видов деятельности предприятия

Появления новых участков бухгалтерского учета

ПБУ 1/98

При осуществлении новых видов деятельности

НК РФ гл.25 ст. 313

К организациям, обязанным в силу закона публиковать свою отчетность, относятся акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ст.16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа (п.8 разд.II ПБУ 1/98) исходя из положений по бухгалтерского учету), а также документов, разъясняющих и дополняющих их.

Применительно к отчетному периоду 2003 г. учетная политика любой организации должна строиться на основополагающих принципах и допущениях бухгалтерского учета.

К базовым экономическим принципам принято относить следующие:

1) принцип целостности, согласно которому учетные данные составляют единую систему, обеспечивающую управление хозяйственными процессами;

2) имущественной обособленности, подразумевающий, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

3) непрерывности - бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; сама организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

4) сплошной регистрации (требование полноты) - все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

5) документирования, согласно которому факты отражаются в учете на основании соответствующих первичных документов;

6) временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления), подразумевающий, что факты хозяйственной деятельности отражаются в учете в том отчетном периоде, когда они имели место, независимо от времени движения денежных средств, связанных с этими фактами;

7) количественного измерения и исчисления фактов хозяйственной деятельности;

8) верифицируемости - контроля информации;

9) непротиворечивости, предполагающий тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

10) разделения текущих и капитальных затрат - в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно;

11) интерпретируемости - учетная информация должна быть ясна и подвергаться истолкованию и анализу;

12) осмотрительности - большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

13) приоритетности содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

14) рациональности - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Некоторые из этих принципов приведены в п.7 разд.II ПБУ 1/98, другие вытекают из теории и практики учета и закреплены различными концептуальными документами в сфере бухгалтерского учета.

Предполагается (п.6 разд.II ПБУ 1/98), что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, т.е. необходимость изменений, вносимых в учетную политику, должна быть обоснована и подкреплена результатами анализа сложившейся хозяйственной ситуации.

Формирование учетной политики организации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом (распоряжением и т.п.) руководителя организации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Раскрытие (придание гласности) учетной политики в бухгалтерской отчетности

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.