| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Международные стандарты аудита. Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате трудаМСА 570 затрагивает прежде всего те проверяемые компании, которые испытывают значительные коммерческие трудности или находятся на грани кризиса. В ходе проверки аудиторам надлежит проанализировать, является ли обоснованной подготовка финансовой отчетности исходя из возможности продолжить ведение бизнеса в течение как минимум последующих 12 месяцев. Если в этом у аудиторов возникают сомнения, то главный бухгалтер и руководство компании должны быть готовы к представлению аудиторам планов будущих действий компании. Аудиторы оценивают эти планы на предмет их реалистичности и возможности исправить ситуацию. МСА 580 описывает порядок взаимодействия аудитора и руководства проверяемой компании в связи с получением от них разъяснений. Порядок взаимодействия аудиторов с руководством компании может предусматривать: направление руководству письма аудитора, в котором излагается информация, требующая подтверждения со стороны руководства компании; краткое изложение аудитором результатов бесед с руководством проверяемой компании; приобщение к аудиторским доказательствам протоколов заседаний Совета директоров или подписанного руководством экземпляра финансовой отчетности. Шестой радел МСА “Использование работы третьих лиц” включает три стандарта: * 600 “Использование работы другого аудитора”; * 610 “Рассмотрение работы внутреннего аудита”; * 620 “Использование работы эксперта”. МСА 600 содержит важную информацию для компаний с разветвленной структурой, которые привлекают разные аудиторские фирмы для аудита головной организации и проверки финансовой отчетности компаньона, данные которого включаются в отчетность головной организации. МСА описывает порядок сотрудничества двух аудиторских фирм, взаимодействие которых может включать обсуждение процедур аудита, просмотр главным аудитором рабочих бумаг другого аудитора, обмен информацией по существенным аспектам и получаемым результатам, проведение дополнительных тестов. Главный аудитор должен решить, повлияют ли факты, выявленные другим аудитором, на форму аудиторского заключения по финансовой отчетности, включающей показатели компаньона. МСА 610 представляет интерес для широкого круга компаний, имеющих собственную службу внутреннего аудита. МСА требует от внешнего аудитора понимания организации, круга обязанностей и уровня компетентности внутреннего аудита. Это необходимо для эффективного планирования аудиторской проверки. Взаимодействие внешних и внутренних аудиторов предполагает согласование графиков работ, организацию регулярных встреч, обеспечение доступа внешних аудиторов к отчетам внутреннего аудита. МСА 620 характеризует обстоятельства, при которых для получения аудиторских доказательств может быть привлечен сторонний специалист. Такая необходимость возникает, если требуется инженерная или юридическая оценка, проведение экспертизы с использованием специальных технических приемов и методов и т. д. При оценке результатов работы эксперта аудиторы обязаны рассмотреть использованные экспертом исходные данные и примененные им методы, а также сопоставить сформулированные экспертом выводы с другими аудиторскими доказательствами. Седьмой раздел МСА “Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)” состоит из трех документов: * 700 “Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности”; * 710 “Сопоставимые значения”; * 720 “Прочая информация в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность”. МСА 700 содержит требования к оформлению аудиторского заключения и дает характеристику видов выражаемого в нем мнения. Безоговорочно положительное мнение выдается, когда финансовая отчетность представлена достоверно во всех существенных отношениях в соответствии с установленными принципами финансовой отчетности. Во всех иных случаях аудиторское заключение должно быть модифицировано. Это означает, что аудиторы прибегают к: выдаче мнения с оговоркой; выражению мнения без оговорки, но с включением абзаца, привлекающего внимание к определенному аспекту; выражению отрицательного мнения; отказу от выражения мнения по финансовой отчетности. МСА 710 касается проверки: показателей предшествующего периода, включенных в качестве части финансовой отчетности за текущий период и предназначенных для сравнения с соответствующей информацией текущего периода, сопоставимой финансовой отчетности, где информация за предшествующий период приводится в целях сопоставления с финансовой отчетностью текущего периода. При рассмотрения сопоставимых значений аудиторы должны определять: соблюдена ля преемственность учетной политики в отношении сопоставимых значений либо были сделаны необходимые корректировки и (или) раскрыта надлежащая информация; согласуются ля показатели за предыдущий период с другими величинами того же периода либо были сделаны необходимые корректировки и (или) раскрыта надлежащая информация. МСА 720 вменяет аудиторам в обязанность ознакомиться с прочими документами, публикуемыми клиентом вместе с финансовой отчетностью. Примерами таких документов являются отчет руководства или Совета директоров, финансовый обзор и т. д. При наличии значительных расхождений МСА обязывает аудиторов обсудить с клиентом вопрос об устранении противоречий, а в качестве крайней меры рекомендует аудиторам обратиться за юридической помощью. 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 2. 1. Цели проверки и источники информации Целью аудита при проверке расчетов по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Основные задачи аудиторской проверки расчетов по оплате труда: - оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности; - соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям; - оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде; - оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете; - проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда; - проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению. К источникам информации, используемой в процессе аудиторской проверки, относят документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИ-статинформом Госкомстата России. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности. Так, по учету личного состава используются: приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1), личная карточка (№ Т-2), учетная карточка научного работника (№ Т-4), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (№ Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (№ Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (№ Т-8). По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (№ Т-12), расчетно-платежная ведомость (№ Т-49), расчетная ведомость (№ Т-53), лицевой счет (№ Т-54). Отчетность включает: Бухгалтерский баланс (форма № 1); Отчет о прибылях и убытках (форма № 2); Отчет об изменениях капитала (форма № 3); Отчет о движении денежных средств (форма № 4); Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Также источниками информации являются аналитические и синтетические данные по счетам: № 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», № 68 «Расчеты по налогам и сборам», № 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», № 84 «Нераспределенная прибыль» (субсчет «Фонд потребления»), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»), 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»). Прежде всего целесообразно проконтролировать, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др. Правильность оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - правильность применения норм и расценок. 2. 2. Основные законодательные и нормативные документы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации, чч. 1 и2. 2. Налоговый кодекс РФ, чч. 1, 2. 3. Инструкция о составе фонда заработной платы ив выплат социального характера (утв. Постановлением Госкомстата России № 116 от 24 ноября 2000г. по согласованию с Минэкономразвития России, Минтрудом России и Банком России). 4. Трудовой кодекс Российской Федерации. 5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. 6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. 7. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Ф РФ от 31 октября 2000 г. № 94н). 8. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утверждены Постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26). 2. 3. Основные комплексы задач и вопросы для составления программы проверки К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся следующие: 1. Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям: ь применяются ли типовые формы документов по учету личного состава; ь личные карточки на работающих (ф. № Т-2); ь приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6); ь приказ о переводе на другую работу (ф. № Т-5); ь приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8); ь ведутся ли на работающих трудовые книжки; ь проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании; ь ведутся ли в цехах (отделах) табели рабочего времени. 2. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам: ь применяются ли на предприятии утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ; ь используются ли типовые формы первичных документов; ь организовано ли гашение (проставление отметки об оплате) первичных документов; ь применяются ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда; ь применяются ли наряды на бригаду. 3. Учет и начисление повременных и прочих видов оплат: ь ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего времени; ь проверяет ли отдел труда или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям различных видов оплат; ь применяется ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы. 4. Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц: ь проставлены ли в расчетных ведомостях (лицевых счетах) данные для правильного исчисления удержаний; ь налог на доходы с физических лиц; ь удержаний по исполнительным листам; ь прочих удержаний; ь применяются ли ПК для прочих удержаний; ь проверяли ли органы фондов социального страхования и налоговых служб расчеты по налогу на доходы с физических лиц. 5. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний): ь какие ведутся документы по аналитическому учету; ь расчетно-платежные ведомости; ь расчетно-платежные ведомости и лицевые счета на работающих; ь применяются ли ПК для ведения аналитического учета; ь организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими. 6, 7. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ: ь имеют ли сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости; ь сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию, медицинскому страхованию, пенсионному фонду, фонду занятости; ь проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях сумм начислений по оплате труда; ь применяются ли ПК для сводных расчетов по оплате труда; ь имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда. 8. Расчеты по депонированной заработной плате: ь ведутся ли на предприятии карточки по депонированной заработной плате; ь производится ли отнесение депонированных сумм на счета «Прибыли и убытки» по истечении срока исковой давности; ь применяются ли ПК для расчетов по депонированной заработной плате. 2. 4. Программа аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда Начальным этапом проведения аудита является планирование аудиторской проверки. Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности хозяйственных операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ, определение объема и времени проведения аудиторских процедур, а также разработку аудиторской программы. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы. Программа документально оформляется, т.е. обозначается номер или код каждой проводимой аудиторской процедуры. Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок составления и оформления плана и программы проверки аудитор определяет самостоятельно. Таблица 1 Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации Проверяемая организация____________________________________________ Период аудита______________________________________________________ Количество человеко-часов___________________________________________ Руководитель аудиторской группы______________________________________ Состав аудиторской группы___________________________________________ Планируемый аудиторский риск______________________________________ Планируемый уровень существенности__________________________________
Руководитель аудиторской организации _____________________ Руководитель аудиторской группы ______________________________ Таблица 2 Программа аудита Проверяемая организация_________________________________________ Период аудита______________________________________________________ Количество человеко-часов___________________________________________ Руководитель аудиторской группы____________________________________ Состав аудиторской группы__________________________________________ Планируемый аудиторский риск______________________________________ Планируемый уровень существенности_________________________________
|
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|