реферат бесплатно, курсовые работы
 

Ликвидация и реорганизация предприятия на примере ОАО "Пензаэнерго"

2.2. Планирование аудиторской проверки в условиях реорганизации

Проведение аудита проходит в три этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Ознакомительный этап. Проверяется соответствие учредительных документов требованиям законодательства. Необходимо привести требования для акционерных обществ.

Для проверки аудиторской организацией используются следую-щие основные документы:

- устав экономического субъекта;

- учредительный договор;

- протоколы собраний учредителей;

- свидетельство о государственной регистрации;

- документы, связанные с приватизацией и акционированием предприятий, находившихся в собственности государства, субъектов Федерации, общественных организаций, колхозов и т.д.;

- документы, подтверждающие права собственности учредите-лей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государст-венных или муниципальных предприятий;

- проспект эмиссии;

- реестр акционеров;

- выписки из протоколов годового собрания акционеров;

- выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей;

- выписки из решений совета директоров;

- приказы и распоряжения исполнительной дирекции;

- лицензии и разрешения на определенные виды деятельности;

- переписка с учредителями и акционерами;

- внутренние положения;

- отчетность за начальный период деятельности экономиче-ского субъекта после государственной регистрации;

- годовая отчетность;

Основной этап. Здесь устанавливается соответствие видов деятельности предприятия тем видам, которые зафиксированы в уставе. Проверяются порядок инвентаризации имущества, правильность составления бухгалтерской отчетности, проверка суммы уцплаченных налогов до реорганизации, оформления документации, связанной с разделением и т.д.

Заключительный этап. Здесь происходит формирование пакета рабочих документов, составление аудиторского отчета. Его представление вместе с рабочей документацией руководителю проверки.

Планирование аудиторской проверки реорганизации ОАО «Пензаэнерго» осуществляется на основе сводного об-щего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки учредительных документов и расчетов с учредителями должен учитывать направления аудита, рассмотрен-ные выше. Содержание общего плана и программы аудита приведе-ны в Приложении 1.

2.3. Порядок проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме выделения

При проведении первичного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторской организации следует провести проверку достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности.

Аудиторской организации следует учитывать, что начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности должны отражать:

--результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта за период, предшествующий первичному аудиту;

-- последовательное применение учетной политики экономического субъекта за период, предшествующий первичному аудиту.

Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:

--показатели проверяемой бухгалтерской отчетности не содержат существенных искажений, способных повлиять на достоверность проверяемой бухгалтерской отчетности;

-- конечные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;

-- в случае проведенных корректировок показателей бухгалтерской отчетности результаты корректировок соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой бухгалтерской отчетности;

Достаточность аудиторских доказательств, которые должна получить аудиторская организация в отношении подтверждения достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, зависит от следующих факторов, которые аудиторская организация обязана проанализировать:

- существенности начальных и сравнительных показателей в отношении проверяемой бухгалтерской отчетности;

- величины риска возможных искажений бухгалтерской отчетности в предыдущем отчетном периоде;

- учетной политики, применяемой экономическим субъектом;

-ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта;

- ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;

- убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета; провести анализ системы внутреннего контроля;

- оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта.

- направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;

- ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторской организацией

- в случае необходимости запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;

- рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели.

В тех случаях, если аудиторской организацией в результате проведения аудиторских процедур получен достаточный объем аудиторских доказательств в отношении того, что показатели бухгалтерской отчетности достоверны и не содержат существенных искажений, и аналогичное мнение сформировалось в отношении отчетного периода, то аудиторская организация должна выразить мнение о достоверности проверяемой отчетности в форме безоговорочно положительного аудиторского заключения.

В тех случаях, если аудиторской организацией установлено, что отдельные показатели бухгалтерской отчетности содержат искажения, которые оказывают существенное влияние на достоверность проверяемой отчетности, а бухгалтерская отчетность отчетного периода достоверна, то аудиторская организация должна выразить мнение о достоверности проверяемой отчетности в форме модифицированного аудиторского заключения.

В тех случаях, если аудиторской организацией установлено, что показатели бухгалтерской отчетности недостоверны, то аудиторская организация должна выразить мнение о проверяемой отчетности в форме модифицированного аудиторского заключения, содержащего отрицательное мнение.

В тех случаях, если аудиторская организация не может получить достаточный объем аудиторских доказательств в отношении подтверждения достоверности показателей бухгалтерской отчетности, то аудиторская организация должна выразить мнение о проверяемой бухгалтерской отчетности в форме модифицированного аудиторского заключения с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторская проверка в условиях реструктуризации ОАО «Пензаэнерго» показала, что в соответствии с пунктом 4 статьи 58 ГК РФ, при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При реорганизации предприятия в форме выделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица, на основании решения учредителей произведено разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемого предприятия.

При этом разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемого предприятия не производилось.

При раскрытии информации в части признания суммы доходов и отдельных затрат выделяемого структурного подразделения (начисление амортизации по передаваемому имуществу, расходы по его содержанию, начислению оплаты труда работникам и т.п.), а также по осуществлению расчетов по налогам и сборам и платежам во внебюджетные фонды по выделяемому структурному подразделению на дату составления годовой бухгалтерской отчетности реорганизуемое предприятие руководствовалось Положением по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66.

В соответствии с пунктом 36 Методических указаний до внесения в Реестр записи о возникших юридических лицах при реорганизации в форме выделения все расходы, связанные с текущей деятельностью реорганизуемого предприятия (расчеты с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, расходы по его содержанию, начислению оплаты труда работникам, осуществлению расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и платежам в государственные внебюджетные фонды, по списанию расходов будущих периодов и т.п.), а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в составе затрат реорганизуемого юридического лица.

Хозяйственные операции, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса до даты государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации в форме выделения предприятий, а также операции по вводу в действие (эксплуатацию) основных средств нашлт отражение в бухгалтерской отчетности реорганизуемого предприятия, составленной на дату внесения в Реестр записи о возникших организациях.

Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной регистрации составлялась на основе разделительного баланса с учетом отраженных реорганизуемым юридическим лицом операций.

Данные о полученных в процессе реорганизации основных средствах, доходных вложениях в материальные ценности и нематериальных активах правопреемник при составлении вступительной бухгалтерской отчетности на дату государственной регистрации фиксирует в оценке, по которой они отражаются в разделительном балансе с учетом числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемого предприятия на дату внесения в Реестр записи о возникшей организации.

Сформированный уставный капитал возникшей при выделении организации был отражен во вступительной бухгалтерской отчетности в соответствии с решением учредителей о реорганизации в форме выделения и предусмотренным в нем в соответствии с законодательством порядке конвертации (обмена) акций (определение размеров долей, паев) реорганизуемого предприятия в (на) акции (доли, паи) возникшей организации.

Оценка передаваемого при реорганизации юридического лица имущества производилась в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации по остаточной стоимости;

При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, совпадает с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.

Оценка обязательств реорганизуемого предприятия в передаточном акте или разделительном балансе отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском учете, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 9 и 10 Методических указаний, отражение в бухгалтерском учете процедуры реорганизации юридических лиц предполагает отдельное составление заключительной и промежуточной (годовой) бухгалтерской отчетности.

На день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи (о возникших организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций - при реорганизации в форме присоединения), реорганизуемым юридическим лицом, прекращающим свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков и направление (распределение) суммы чистой прибыли на цели, определенные решением (договором) учредителей.

При этом в связи с несовпадением даты передачи имущества и обязательств реорганизуемого предприятия на основе передаточного акта или разделительного баланса и даты внесения в Реестр соответствующей записи о возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций) в возникающий промежуток времени между этими датами в установленном порядке реорганизуемым юридическим лицом составляется и представляется промежуточная и (или) годовая бухгалтерская отчетность. Передача имущества и обязательств по передаточному акту или разделительному балансу организацией, передающей имущество и обязательства в порядке правопреемства, бухгалтерскими записями не отражается.

Расходы, связанные с реорганизацией (с государственной регистрацией возникших организаций, с внесением соответствующих изменений в учредительные документы, с регистрацией ценных бумаг, оплатой юридических услуг и др.), признаются юридическими лицами, участвующими в реорганизации, в качестве внереализационных расходов соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете организации, осуществляющей эти расходы. В отчете о прибылях и убытках организации, осуществляющей эти расходы, указанные внереализационные расходы независимо от их существенности раскрываются обособленно по отдельной строке.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЕЁ РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

До последнего времени российская практика бухгалтерского учета и аудита фактически не имела предписаний относительно порядка документального оформления, учета и составления бухгалтерской отчетности по фактам реорганизации юридических лиц. Теперь такой документ появился. Это - Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н. Их содержание условно можно разделить на две части. Первая содержит общие положения, определяющие порядок документального оформления и бухгалтерского учета реорганизации юридических лиц. Вторая определяет особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности по конкретным формам реорганизации.

Нуждается в дальнейшем развитии и действующий План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Сейчас он предназначен для систематизированной группировки информации о всесторонней деятельности и имуществе организации, не имеющей намерения ликвидировать или сокращать эту деятельность. В настоящее время План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, на наш взгляд, должен быть дополнен синтетическими счетами и субсчетами, отражающими особенности учета операций досудебной санации, группировку расходов, связанных с процедурами банкротства, особенности учета хозяйственных операций при заключении мирового соглашения, при продаже и ликвидации банкротов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ликвидация и реорганизация предприятия - длительные и сложные процессы, в которых необходимо участие аудитора.

В первой главе данной работы были изучены особенности проведения аудита в условиях ликвидации и реорганизации, его нормативное регулирование и раскрыта методика оценки аудитором способности экономического субъекта продолжать свою деятельность.

Вторая глава работы посвящена методики проведения аудиторской проверки ОАО «Пензаэнерго» в условиях реорганизации.

В третьей главе представлены мероприятия по совершенствованию аудита и учета операций в условиях реорганизации и ликвидации. В частности предлагается реформация действующего Плана счетов за счет добавления синтетических счетов и субсчетов, отражающими особенности учета операций досудебной санации, группировку расходов, связанных с процедурами банкротства, особенности учета хозяйственных операций при заключении мирового соглашения, при продаже и ликвидации банкротов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. от 14.12.2001, 30.12.2001, 30.12.2004);

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

4. Федеральный Закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995г.

5. Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998г.

10. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88 (ред. 03.05.2000) “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации”;

11. Постановление Госкомстата от 27.03.2000г. № 26 “Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией».

12. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49 “Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”;

13. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. приказом Министерства финансов России от 20.05.2003 № 44н;

14. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02», утвержденное приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н.

15. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р (с изменениями от 12 сентября 1994 г.)

16. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р)

17. Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855)

18. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367

19. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии, - М.: Кнорус, 2005.

20. Дружиловская Т.Ю. Трактовка понятия нематериальных активов в российском и международном стандартах. Аудиторские ведомости, 2003, 2.

21. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. М.: Финансы и статистика, 2005.

22. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие, 3-е издание. М.: ИНФРА-М, 2005.

23. Пастушкова В.В., Крятова Л.А. Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов: Учебное пособие. М.: ИВЦ Маркетинг, 2004.

24. Подольский В.И. Аудит. - М.: ЮНИТИ, 2005.

Приложение

Общий план аудита денежных средств

Проверяемая организация ОАО «Пензаэнерго»

Период аудита С 01. 01. по 31.12.04

Количество человеко-часов \ 360

Руководитель аудиторской группы Саушкин В.Н.

Состав аудиторской группы Николаева И. И

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 1%

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечания

1

2

3

4

5

1

Аудит наличия и сохранности имущества

В течение отчетного года

Николаева И. И

Согласно свод-ному общему плану аудита экономичес-кого субъекта

2

Проверка полноты и правильности составления бухналтерской отчетности

Николаева И. И

3

Проверка правильности исчисления налогов

В течение отчетного года

Николаева И. И

4

Проверка правильности оформления учредительных документов

Николаева И. И

Руководитель аудиторской группы Саушкин В.Н.

Array

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.