реферат бесплатно, курсовые работы
 

Ликвидация и реорганизация предприятия на примере ОАО "Пензаэнерго"

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Согласно Гражданскому кодекса РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица (руководителя, совета директоров и проч.), уполномоченного на то учредительными документами.

При этом термин "реорганизация" объединяет такие юридические факты как: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование юридических лиц.

1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в условиях ликвидации и реорганизации

Ведение аудита осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

Рассмотрим нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность. Они в зависимости от назначения и статуса подразделяются на несколько уровней:

К первому уровню относятся:

- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. от 14.12.2001, 30.12.2001, 30.12.2004);

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

- Федеральный Закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995г.

- Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998г.

В Законе "Об аудиторской деятельности":

1) определено понятие и сформулирована цель аудиторской деятельности;

2) перечислены сопутствующие услуги, которые имеют право оказывать аудиторские организации и аудиторы;

3) установлены требования к аудиторам и аудиторским организациям;

4) перечислены права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц;

5) определены экономические субъекты, для которых аудит является обязательным;

6) установлена обязанность соблюдения аудиторской тайны;

7) установлена обязательность применения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

8) дано понятие аудиторского заключения;

9) установлена ответственность за предоставление заведомо ложного аудиторского заключения;

10) установлена обязанность соблюдения принципов независимости аудита и определены меры для его обеспечения;

11) установлена обязанность соблюдения внутреннего контроля качества аудита;

12) определены требования к аттестации аудиторов и основания для аннулирования аттестата;

13) определены функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности;

14) определены статус и цели профессиональных аудиторских объединений, порядок их аккредитации;

15) установлена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.

Второй уровень - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изм. от 04.07.2003, 07.10.2004, 16.04.2005); правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (действующие до утверждения соответствующих федеральных стандартовДанная тема регламентируется следующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, это:

1) Федеральное правило (стандарт) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

2) Федеральное правило (стандарт) N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

3) Федеральное правило (стандарта) N 12 «Согласование условий проведения аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

4) Федеральное правило (стандарт) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

5) Федеральное правило (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

6) Федеральное правило (стандарт) N 7 «Внутренний контроль качества аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 и другие

К третьему уровню относятся методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. К ним относятся:

1. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88 (ред. 03.05.2000) “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации”;

2. Постановление Госкомстата от 27.03.2000г. № 26 “Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией».

3. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49 “Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”;

4. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. приказом Министерства финансов России от 20.05.2003 № 44н;

5. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02», утвержденное приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н.

6. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р (с изменениями от 12 сентября 1994 г.)

7. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р)

8. Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855)

9. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367

Четвертый уровень - стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых аудиторских объединений, внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности.

1.3.Оценка аудитором способности экономического субъекта продолжать свою деятельность

Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

Сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности может возникнуть у аудитора при рассмотрении финансовой (бухгалтерской) отчетности или при выполнении иных аудиторских процедур. Признаками, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности, являются следующие:

а) финансовые признаки:

-- отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов;

-- привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продления срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов;

-- изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);

-- существенное отклонение значений «основных коэффициентов, характеризующих финансовое положение аудируемого лица, от нормальных (обычных) значений;

-- неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки;

-- неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществление других важных инвестиций;

-- значительные убытки от основной деятельности;

-- трудности с соблюдением условий договора о займе;

-- задолженность по выплате или прекращение выплаты дивидендов;

б) производственные признаки:

-- увольнение основного управленческого персонала без должной его замены;

-- потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика;

-- проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства;

-- существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;

-- существенный объем продажи сырья и материалов, сравнимый с объемом выручки от реализации продукции (работ, услуг) или превышающий его;

в) прочие признаки:

1. несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации;

2. судебные иски против аудируемого лица.

Оценка аудируемым лицом допущения непрерывности своей деятельности связана с вынесением в конкретный момент времени профессионального суждения о фактах хозяйственной деятельности, которые являются неопределенными на дату составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. В этой связи следует принимать во внимание, что:

1. как правило, уровень неопределенности, сопряженной с результатом события или с условием, значительно повышается при увеличении периода времени между суждением и воздействием условных фактов;

2. любое влияние условного факта в будущем основывается на информации, доступной в момент составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, поэтому последующие события могут вступать в противоречие с профессиональным суждением, которое было разумным в момент его вынесения;

3. размер и сложная структура аудируемого лица, характер и условия его деятельности, а также степень воздействия на аудируемое лицо внешних факторов оказывают влияние на профессиональное суждение о влиянии условных фактов.

Аудитор не может предсказывать будущие события или условия, которые могут обусловить прекращение организацией ее непрерывной деятельности, поэтому отсутствие в аудиторском заключении каких-либо упоминаний о факторах неопределенности, касающихся непрерывности деятельности, не может рассматриваться как гарантия способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ В ОАО «ПЕНЗЭНЕРГО»

2.1. Экономическая характеристика ОАО «Пензаэнерго»

ОАО «Пензаэнерго» является дочерним акционерным обществом ОАО РАО «ЕЭС России», доля которого в Уставном капитале ОАО «Пензаэнерго» составляет 49%.

Основной целью деятельности согласно Устава ОАО «Пензаэнерго» является получение прибыли. Основными видами деятельности общества являются:

1) Оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии;

2) Оказание услуг по присоединению к электрическим сетям;

3) Диагностика, эксплуатация, ремонт электрических сетей

4) Диспетчерское управление и соблюдение режимов энергосбережения и потребления и др.

Уставный капитал ОАО «Пензаэнерго» по состоянию на 01.10.2006. составляет 1397760 тыс.рублей. Обществом размещены следующие категории именных бездокументарных акций одинаковой стоимостью 8 рублей каждая:

1) привилегированные акции типа А:

-32520096 штук на общую сумму по номинальной стоимости 260160768 рублей;

2) обыкновенные акции:

- 142199904 штук на общую сумму по номинальной стоимости 1137599230 рубля.

Общая численность работающих по годам представлена в таблице 1.

Таблица 1

Численность ОАО «Пензаэнерго» по годам

Единицы измерения

2004г. Факт

2005г. Факт

2006г. План

Среднесписписочная численность
промышленно-производственного персонала

чел.

4 024,0

2 478,0

2 670,0

Среднесписочная численность
непромышленного персонала

чел.

60,0

19,0

16,0

Средняя численность персонала несписочного состава

чел.

32,0

27,0

13,0

По основным показателя бухгалтерской отчетности (Приложение 1) были рассчитаны ключевые оценочные показатели (Таблица 2).

Таблица 2

Ключевые и оценочные показатели предприятия

№ п/п

Показатели

Единица измере-ния

2004г. факт

2005 факт

2006 план

Годовые ключевые показатели эффективности

1

ROE (Рентабельность собственного капитала)

%

0,78

0,46

0,49

2

Потери электроэнергии к отпуску в сеть

%

13,55

11,8

10,5

Оценочные ключевые показатели эффективности

1

Прибыль на акцию (EPS)

руб

0,23

0,07

0,08

2

Дивиденды

тыс.руб

3589

9118

7200

на пакет акций

тыс.руб

4667,8

3528

на 1 привилигир.акцию

руб

0,11

0,0522

0,0412

на 1 обыкновен..акцию

руб

0,0522

0,0412

Капитализация компании

млн.руб

4611,49

2461,4

2465,47

Финансовые показатели

3.

Рентабельность продаж

%

4,9

5,3

2,5

4

ROTA

%

1,56

1,91

1,03

5

Коэффициент автономии

0,9

0,9

0,9

6.

Коэффициент текущей ликвидности

1,5

2,2

1,7

7.

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

2,3

0,3

1,1

Технологические показатели

8

Потери электроэнергии, в т.ч.

%

13,5

11,8

10,5

9

Мощность сетей

усл.ед

103214,5

116965

108587

Рентабельность собственного капитала уменьшилась в 2005 голу на 0,32% по сравнению с 2004 г., и в 2006 году планирует увеличиться на 0,03% по сравнению с предыдущим годом. Динамика остальных показателей примерно такая же увеличение к 2004 г. и резкий спад в 2005 г с незначительным увеличением в 2006 г. , что объясняется процессом реорганизации компании. На рис.2 представлена динамика основных финансовых показателей в 2004-2006 г.г.

По состоянию на 01.01.2006 в ОАО «Пензаэнерго» входило 6 обособленных подразделений - филиалов. Мощность энергосистемы покрывает 30 % потребности области. Остальная часть закупается у более крупных энергопроизводителей: Балаковской АЭС, Волжской и Саратовской ГЭС. Общая протяженность воздушных линий электропередач напряжением 0,4-500 кВ составляет 36100 км.

Согласно плану реформирования энергетической отрасли, 1 января 2005 года состоялась государственная регистрация компаний, созданных в результате реорганизации ОАО «Пензаэнерго» в форме выделения. Из ОАО «Пензаэнерго» выделились следующие компании:

- ОАО «Пензенская генерирующая компания»

- ОАО«Пензенская энергетическая управляющая компания»

- ОАО «Пензенская энергосбытовая компания»

- ОАО «Пензенская энергоремонтная компания»

Разделение ОАО «Пензаэнерго» по видам деятельности является составной частью проекта реформирования электроэнергетики. Выделение акционерных обществ произошло в соответствии с решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Пензаэнерго» от 31 марта 2004 года.

Основными целями реформирования энергетической отрасли являются:

- создание новых финансово устойчивых и инвестиционно привлека-тельных субъектов рынка электроэнергии после разделения на монопольную и конкурентную составляющие;

- развитие инвестиционного потенциала электроэнергетики;

- создание эффективного механизма снижения издержек в энергетике и улучшение ее финансового состояния;

- создание благоприятных условий для внедрения новейших научно- технических разработок, строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электрической и тепловой энергии.

В результате разделения ОАО «Пензаэнерго» стало нести функции сетевой компании. Основные виды деятельности ОАО «Пензаэнерго» - передача электроэнергии для потребителей Пензенской области и подключение потребителей к распределительным сетям.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.