| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Ликвидация и реорганизация предприятия на примере ОАО "Пензаэнерго"- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; - аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; - вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Согласно Гражданскому кодекса РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица (руководителя, совета директоров и проч.), уполномоченного на то учредительными документами. При этом термин "реорганизация" объединяет такие юридические факты как: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование юридических лиц. 1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в условиях ликвидации и реорганизацииВедение аудита осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.Рассмотрим нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность. Они в зависимости от назначения и статуса подразделяются на несколько уровней: К первому уровню относятся: - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. от 14.12.2001, 30.12.2001, 30.12.2004); - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. - Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. - Федеральный Закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995г. - Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998г. В Законе "Об аудиторской деятельности": 1) определено понятие и сформулирована цель аудиторской деятельности; 2) перечислены сопутствующие услуги, которые имеют право оказывать аудиторские организации и аудиторы; 3) установлены требования к аудиторам и аудиторским организациям; 4) перечислены права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц; 5) определены экономические субъекты, для которых аудит является обязательным; 6) установлена обязанность соблюдения аудиторской тайны; 7) установлена обязательность применения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; 8) дано понятие аудиторского заключения; 9) установлена ответственность за предоставление заведомо ложного аудиторского заключения; 10) установлена обязанность соблюдения принципов независимости аудита и определены меры для его обеспечения; 11) установлена обязанность соблюдения внутреннего контроля качества аудита; 12) определены требования к аттестации аудиторов и основания для аннулирования аттестата; 13) определены функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности; 14) определены статус и цели профессиональных аудиторских объединений, порядок их аккредитации; 15) установлена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Второй уровень - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изм. от 04.07.2003, 07.10.2004, 16.04.2005); правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (действующие до утверждения соответствующих федеральных стандартовДанная тема регламентируется следующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, это: 1) Федеральное правило (стандарт) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 2) Федеральное правило (стандарт) N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 3) Федеральное правило (стандарта) N 12 «Согласование условий проведения аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 4) Федеральное правило (стандарт) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 5) Федеральное правило (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 6) Федеральное правило (стандарт) N 7 «Внутренний контроль качества аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 и другие К третьему уровню относятся методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. К ним относятся: 1. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88 (ред. 03.05.2000) “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации”; 2. Постановление Госкомстата от 27.03.2000г. № 26 “Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией». 3. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49 “Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”; 4. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. приказом Министерства финансов России от 20.05.2003 № 44н; 5. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02», утвержденное приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н. 6. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р (с изменениями от 12 сентября 1994 г.) 7. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р) 8. Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855) 9. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 Четвертый уровень - стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых аудиторских объединений, внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности. 1.3.Оценка аудитором способности экономического субъекта продолжать свою деятельностьДопущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.Сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности может возникнуть у аудитора при рассмотрении финансовой (бухгалтерской) отчетности или при выполнении иных аудиторских процедур. Признаками, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности, являются следующие:а) финансовые признаки:-- отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов;-- привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продления срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов;-- изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);-- существенное отклонение значений «основных коэффициентов, характеризующих финансовое положение аудируемого лица, от нормальных (обычных) значений;-- неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки;-- неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществление других важных инвестиций;-- значительные убытки от основной деятельности;-- трудности с соблюдением условий договора о займе;-- задолженность по выплате или прекращение выплаты дивидендов;б) производственные признаки:-- увольнение основного управленческого персонала без должной его замены;-- потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика;-- проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства;-- существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;-- существенный объем продажи сырья и материалов, сравнимый с объемом выручки от реализации продукции (работ, услуг) или превышающий его;в) прочие признаки:1. несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации;2. судебные иски против аудируемого лица. Оценка аудируемым лицом допущения непрерывности своей деятельности связана с вынесением в конкретный момент времени профессионального суждения о фактах хозяйственной деятельности, которые являются неопределенными на дату составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. В этой связи следует принимать во внимание, что: 1. как правило, уровень неопределенности, сопряженной с результатом события или с условием, значительно повышается при увеличении периода времени между суждением и воздействием условных фактов; 2. любое влияние условного факта в будущем основывается на информации, доступной в момент составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, поэтому последующие события могут вступать в противоречие с профессиональным суждением, которое было разумным в момент его вынесения; 3. размер и сложная структура аудируемого лица, характер и условия его деятельности, а также степень воздействия на аудируемое лицо внешних факторов оказывают влияние на профессиональное суждение о влиянии условных фактов. Аудитор не может предсказывать будущие события или условия, которые могут обусловить прекращение организацией ее непрерывной деятельности, поэтому отсутствие в аудиторском заключении каких-либо упоминаний о факторах неопределенности, касающихся непрерывности деятельности, не может рассматриваться как гарантия способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно. ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ В ОАО «ПЕНЗЭНЕРГО»2.1. Экономическая характеристика ОАО «Пензаэнерго»ОАО «Пензаэнерго» является дочерним акционерным обществом ОАО РАО «ЕЭС России», доля которого в Уставном капитале ОАО «Пензаэнерго» составляет 49%.Основной целью деятельности согласно Устава ОАО «Пензаэнерго» является получение прибыли. Основными видами деятельности общества являются:1) Оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии;2) Оказание услуг по присоединению к электрическим сетям;3) Диагностика, эксплуатация, ремонт электрических сетей4) Диспетчерское управление и соблюдение режимов энергосбережения и потребления и др.Уставный капитал ОАО «Пензаэнерго» по состоянию на 01.10.2006. составляет 1397760 тыс.рублей. Обществом размещены следующие категории именных бездокументарных акций одинаковой стоимостью 8 рублей каждая:1) привилегированные акции типа А:-32520096 штук на общую сумму по номинальной стоимости 260160768 рублей;2) обыкновенные акции:- 142199904 штук на общую сумму по номинальной стоимости 1137599230 рубля.Общая численность работающих по годам представлена в таблице 1.Таблица 1Численность ОАО «Пензаэнерго» по годам
По основным показателя бухгалтерской отчетности (Приложение 1) были рассчитаны ключевые оценочные показатели (Таблица 2). Таблица 2 Ключевые и оценочные показатели предприятия
Рентабельность собственного капитала уменьшилась в 2005 голу на 0,32% по сравнению с 2004 г., и в 2006 году планирует увеличиться на 0,03% по сравнению с предыдущим годом. Динамика остальных показателей примерно такая же увеличение к 2004 г. и резкий спад в 2005 г с незначительным увеличением в 2006 г. , что объясняется процессом реорганизации компании. На рис.2 представлена динамика основных финансовых показателей в 2004-2006 г.г. По состоянию на 01.01.2006 в ОАО «Пензаэнерго» входило 6 обособленных подразделений - филиалов. Мощность энергосистемы покрывает 30 % потребности области. Остальная часть закупается у более крупных энергопроизводителей: Балаковской АЭС, Волжской и Саратовской ГЭС. Общая протяженность воздушных линий электропередач напряжением 0,4-500 кВ составляет 36100 км. Согласно плану реформирования энергетической отрасли, 1 января 2005 года состоялась государственная регистрация компаний, созданных в результате реорганизации ОАО «Пензаэнерго» в форме выделения. Из ОАО «Пензаэнерго» выделились следующие компании: - ОАО «Пензенская генерирующая компания» - ОАО«Пензенская энергетическая управляющая компания» - ОАО «Пензенская энергосбытовая компания» - ОАО «Пензенская энергоремонтная компания» Разделение ОАО «Пензаэнерго» по видам деятельности является составной частью проекта реформирования электроэнергетики. Выделение акционерных обществ произошло в соответствии с решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Пензаэнерго» от 31 марта 2004 года. Основными целями реформирования энергетической отрасли являются: - создание новых финансово устойчивых и инвестиционно привлека-тельных субъектов рынка электроэнергии после разделения на монопольную и конкурентную составляющие; - развитие инвестиционного потенциала электроэнергетики; - создание эффективного механизма снижения издержек в энергетике и улучшение ее финансового состояния; - создание благоприятных условий для внедрения новейших научно- технических разработок, строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электрической и тепловой энергии. В результате разделения ОАО «Пензаэнерго» стало нести функции сетевой компании. Основные виды деятельности ОАО «Пензаэнерго» - передача электроэнергии для потребителей Пензенской области и подключение потребителей к распределительным сетям. |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|