реферат бесплатно, курсовые работы
 

Кассовые операции

Заведующий отделом (секцией) ------------ --------------

подпись расшифровка

подписи

Михайлова Михайлова П.Е.

Старший кассир ------------ --------------

подпись расшифровка

подписи

Серегина Серегина Е.Н.

Кассир-операционист ------------ --------------

подпись расшифровка

подписи

_________________________ ____________ ______________

должность подпись расшифровка

подписи

_________________________ ____________ ______________

должность подпись расшифровка

подписи

Погашенные (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию, где они должны храниться с документами за данное число. Суммы, выплаченные покупателям за товары, возвращенные в день покупки по кассовым чекам, записываются в журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132) в графу 15, и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за этот день.

А вот возврат денежных средств по приобретенному товару, возвращенному в день покупки, производится из главной кассы организации. Однако на практике организации иногда возвращают деньги из кассы, в которой покупатель оплачивал покупку. И хотя это является нарушением, налоговые органы обычно не штрафуют за него.

2.8.2. Возврат денег не в день покупки

Как оформлять возврат покупателю денег не в день покупки (после снятия Z-отчета), устанавливает Порядок ведения кассовых операций в РФ, а также Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5.

В этом случае деньги возвращаются из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием его фамилии, имени, отчества и при предъявлении документа, удостоверяющего его личность (паспорт или другой заменяющий его документ). Для возврата денег покупателю из главной кассы составляется расходный кассовый ордер, в котором также указываются фамилия, имя, отчество покупателя и данные его паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Обратите внимание: если у покупателя нет кассового или товарного чека либо иного документа, которые удостоверяют факт и условия покупки товара, это не является основанием для его отказа от покупки и возврата покупателю денег. Об этом четко указано в п. 5 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

2.9. Учет выручки

Поговорим о том, в каких документах фиксируются данные о выручке, полученной наличными.

2.9.1. Журнал кассира-операциониста

Для учета операций по каждому кассовому аппарату применяется журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132). В нем ежедневно в хронологическом порядке фиксируют операции по приходу и расходу наличных денег. Если в журнал вносятся исправления, то они должны заверяться подписями кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации.

Журнал должен быть прошит и пронумерован. На его последнем листе делается запись: "В журнале прошнуровано и пронумеровано _____ листов". Количество листов заверяется подписями налогового инспектора, зарегистрировавшего кассовый аппарат, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации, а также печатью организации.

В начале рабочего дня (смены) кассир-операционист должен заполнить графу 6 журнала: показания суммирующих денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены). Показания счетчика заверяют подписями кассира (графа 7) и представителя администрации организации (графа 8).

Графу 5 "Показания контрольного счетчика (отчета фискальной памяти), регистрирующего количество переводов показаний суммирующего денежного счетчика" заполняют только при проверке, перерегистрации ККМ, снятии ККМ с учета или при передаче машины в ремонт. Эту графу заполняет сотрудник налоговой инспекции или центра технического обслуживания.

В графе 15 журнала записывается итоговая сумма, выписанная по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, на основании данных акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма N КМ-3), а также количество напечатанных за рабочий день (смену) нулевых чеков.

После снятия показаний счетчиков, проверки фактической суммы выручки делаются записи в графах 9 и 10, сумма денежной выручки (графа 10) должна соответствовать разнице между показаниями счетчика на начало и на конец рабочего дня (смены). Эти записи подтверждаются подписями кассира, старшего кассира и руководителя (уполномоченного лица) организации.

При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с выручкой выясняется причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы журнала кассира-операциониста.

2.9.2. Отчет кассира-операциониста

В конце рабочего дня (смены) кассир составляет отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132) и вместе с ним сдает выручку по приходному кассовому ордеру старшему кассиру.

По каждому кассовому аппарату кассир-операционист ежедневно составляет отчет, подписывает его и вместе с выручкой сдает старшему (главному) кассиру или руководителю организации. При этом оформляется приходный кассовый ордер. Отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6) составляется в одном экземпляре.

В небольших организациях кассир-операционист сдает деньги непосредственно инкассатору банка. Сдача денег в банк отражается в отчете.

Выручка за рабочий день (смену) определяется по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня (смены) за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам. Эти суммы подтверждает своей подписью представитель администрации (например, заведующий отделом).

Прием и оприходование денег в кассу заверяют в отчете своими подписями старший кассир и руководитель организации. Отчет служит основанием для составления сводного отчета "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" (форма N КМ-7, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132).

Если кассовый аппарат передают в ремонт, в журнале делают соответствующую отметку.

2.9.3. Журнал регистрации показаний суммирующих денежных

и контрольных счетчиков ККТ

Часто бывает, что чеки выбивает продавец или, скажем, официант. В таких случаях заполняют журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132).

В этом журнале учитывают приход наличных денег по одной контрольно-кассовой машине. Аналогично форме N КМ-4 он должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и печатью.

Все записи в журнале ведет специалист (продавец, официант, приемщик), работающий на ККТ, ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должны заверяться подписями кассира, контролера-кассира, продавца или официанта, руководителя и главного бухгалтера организации.

В начале рабочего дня (смены) работник заполняет графу 6 журнала. Здесь приводят показания суммирующего денежного счетчика машины на начало рабочего дня (смены). Свою фамилию, имя и отчество он записывает в графе 3 журнала.

Графу 5 журнала заполняет работник налоговой инспекции или центра технического обслуживания только при проверках, перерегистрации ККМ, снятии ККМ с учета или при передаче машины в ремонт.

В конце рабочего дня (смены) контролер-кассир должен записать показания суммирующего денежного счетчика на конец рабочего дня или смены (графа 7).

Сумма денежной выручки (графа 9) должна соответствовать разнице между показаниями счетчика на начало и конец рабочего дня (смены).

В конце каждого рабочего дня (смены) журнал подписывают работники, принимавшие в течение дня наличные деньги, и представитель администрации организации.

2.9.4. Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых

машин и выручке организации

Форма N КМ-7 применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации за текущий рабочий день и является приложением к справке-отчету кассира-операциониста на текущую дату.

Такой сводный отчет составляется в одном экземпляре старшим кассиром ежедневно и вместе с актами, справками-отчетами кассиров-операционистов, приходными и расходными кассовыми ордерами передается в бухгалтерию организации до начала работы следующей смены.

Согласно показаниям счетчиков на начало и на конец работы по каждой контрольно-кассовой машине рассчитывается выручка, в том числе с распределением ее по отделам. Суммы подтверждаются подписями соответствующих заведующих отделами (секциями).

В конце таблицы подводятся итоги показаний счетчиков всех контрольно-кассовых машин и итоговая выручка организации с распределением ее по отделам (секциям). Согласно актам указывается итоговая сумма денег, выданных покупателям (клиентам) по возвращенным ими кассовым чекам, на которую уменьшается общая выручка организации. Сведения подписываются руководителем и старшим кассиром организации.

2.10. Техническое обслуживание кассовых аппаратов

Как мы уже отмечали ранее, чтобы поставить ККТ на учет в налоговой инспекции, вам придется, помимо прочего, представить договор на обслуживание ККТ, заключенный с центром технического обслуживания.

Как правило, размер ежемесячной стоимости технического обслуживания ККТ устанавливается договором между организацией (индивидуальным предпринимателем) и ЦТО, но оплата производится авансом за несколько месяцев вперед.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с техническим обслуживанием ККТ, являются расходами по обычным видам деятельности. Это следует из п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

При этом такие расходы принимаются ежемесячно, по мере оказания услуг и оформления соответствующего акта. До этого момента средства, перечисленные ЦТО по договору, следует отразить на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (субсчет "Расчеты по авансам выданным").

В целях исчисления налога на прибыль данные затраты по договору учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией, что предусмотрено пп. 2 п. 1 ст. 253 Налогового кодекса РФ.

"Входной" НДС принимается к вычету из бюджета на основании п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ по мере того, как услуги будут оказаны, на основании счета-фактуры, выставленного центром технического обслуживания (если, конечно же, фирма или предприниматель является плательщиком данного налога).

Пример 10. Торговая организация ООО "Магнолия" оплатила центру технического обслуживания за поддержание в исправном состоянии контрольно-кассовой машины предоплату за шесть месяцев вперед в сумме 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.). Отметим, что данная фирма является плательщиком НДС. В целях налогообложения прибыли фирма применяет метод начисления.

Ежемесячная стоимость технического обслуживания ККТ составляет 590 руб. (в том числе НДС - 90 руб.).

В учете ООО "Магнолия" бухгалтер отразит следующее:

Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"

Кредит 51

- 3540 руб. - произведена предоплата за техническое обслуживание ККТ.

Далее ежемесячно в течение шести месяцев бухгалтер будет отражать в учете фирмы:

Дебет 44

Кредит 60 субсчет "Расчеты за техобслуживание ККТ"

- 500 руб. (590 - 90) - отражена в составе расходов стоимость технического обслуживания ККТ;

Дебет 19

Кредит 60 субсчет "Расчеты за техобслуживание ККТ"

- 90 руб. - отражен "входной" НДС;

Дебет 60 субсчет "Расчеты за техобслуживание ККТ"

Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"

- 590 руб. - зачтена предоплата, произведенная ранее по договору с ЦТО;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

- 90 руб. - возмещен из бюджета "входной" НДС.

В целях налогообложения прибыли фирма будет ежемесячно списывать на расходы по 500 руб.

Если фирма (предприниматель) работает по "упрощенке", то расходы на техобслуживание ККТ принимаются в целях налогообложения на основании пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. При этом "входной" НДС по этим расходам будет списан на затраты по пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

Пример 11. Изменим данные предыдущего примера. На этот раз предположим, что ООО "Магнолия" применяет упрощенную систему налогообложения. Тогда фирма будет признавать в расходах по 590 руб. ежемесячно.

2.11. Ремонт

Кассовые машины передают в ремонт в центр технического обслуживания, с которым у организации (индивидуального предпринимателя) заключен договор. При этом оформляется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма N КМ-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132).

Акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами комиссии с обязательным участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора), руководителя, старшего кассира, кассира организации и специалиста центра технического обслуживания ККМ.

Акт с накладной, оформленной на передачу кассового аппарата в центр технического обслуживания для ремонта, сдаются в бухгалтерию организации не позднее следующего дня. Соответствующие отметки об этом делаются в журнале кассира-операциониста (форма N КМ-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132) в конце записей за рабочий день.

Ремонт контрольно-кассовых машин производится с разрешения администрации организации только после снятия показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти). После ремонта показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) проверяются и фиксируются в акте, а кожух контрольно-кассовой машины пломбируется.

Если необходим ремонт денежных контрольных счетчиков или электронной части контрольно-кассовой машины, то делается соответствующая запись в журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132). Этот журнал находится у руководителя организации или его заместителя, а заполняет его специалист технического центра.

Записи о приемке работ по ремонту ККТ подтверждаются подписями специалиста центра технического обслуживания и ответственного лица организации. Кроме отметок о проведенных работах в журнале делается запись об опломбировании и содержании оттиска клейма.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с поддержанием основных средств в исправном состоянии, являются расходами по обычным видам деятельности. Это предусматривает п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Если же кассовый аппарат по своей стоимости не включен в состав основных средств, расходы по его ремонту также можно учесть по данной статье затрат. Таким образом, расходы по ремонту ККТ признаются по мере оказания услуг и оформления акта об их оказании.

В целях налогообложения прибыли данные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 260 Налогового кодекса РФ).

Суммы НДС, которые организация платит ЦТО за услуги по ремонту кассового аппарата, можно принять к вычету из бюджета на основании п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ. Правда, эта норма касается лишь тех фирм, которые являются плательщиками НДС.

Пример 12. Торговая организация ООО "Сигма" отдала свой кассовый аппарат в ремонт в центр технического обслуживания, с которым у нее заключен договор. Стоимость ремонта составила 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.).

Отметим, что ООО "Сигма" является плательщиком НДС.

В учете организации бухгалтер отразит следующее:

Дебет 44 Кредит 60

- 1000 руб. (1180 - 180) - отражена стоимость ремонта ККТ;

Дебет 19 Кредит 60

- 180 руб. - отражен "входной" НДС;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

- 180 руб. - принят "входной" НДС к вычету из бюджета;

Дебет 60 Кредит 51

- 1180 руб. - оплачен ЦТО ремонт кассового аппарата.

Если организация (индивидуальный предприниматель) применяет "упрощенку", то расходы по ремонту ККТ также можно будет учесть в целях налогообложения. Так, расходы по ремонту кассовых аппаратов, которые учитываются в составе основных средств, принимаются при "упрощенке" на основании пп. 3 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ, а расходы по ремонту кассовых аппаратов, которые не являются основными средствами, - на основании пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

2.12. Перерегистрация

Налоговые органы обязаны осуществить перерегистрацию кассового аппарата, несмотря на его исключение из реестра, к примеру, если владелец ККМ изменяет свое местонахождение (место жительства). Если же организация меняет свое наименование или предприниматель - фамилию (имя, отчество), то не понадобится даже снятие кассового аппарата с учета: в налоговом органе просто проведут так называемую "перефискализацию" фискальной памяти и заменят регистрационную карточку, приведя их содержание в соответствие с новыми реквизитами. Однако в этом случае налоговики исходят из того, что для кассовых аппаратов Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, установлен срок службы свыше 5 до 7 лет включительно (четвертая амортизационная группа). Следовательно, организация не вправе применять исключенную из Госреестра модель кассовой техники более 7 лет.

Правда, здесь тоже есть проблема: должен ли данный срок отсчитываться от даты выпуска кассового аппарата или же от момента его ввода в эксплуатацию?

К счастью, организации теперь можно опереться на Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2006 г. N А82-9053/2005-31, в котором указано, что нормативный срок следует отсчитывать от даты, начиная с которой кассовый аппарат введен в эксплуатацию, даже если до этого он несколько лет стоял на складе. Собственно, суд вовсе не сделал открытия, а просто внимательно прочитал Налоговый кодекс РФ. Ведь основное средство нельзя включить в амортизационную группу, пока оно не введено в эксплуатацию (п. 1 ст. 258, п. 2 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Можно не бояться отказа налоговых органов в перерегистрации кассовой техники, исключенной из Госреестра, также в случае, если необходимость такой перерегистрации вызвана реорганизацией прежнего владельца ККМ. Например, если при выделении из состава юридического лица одной или нескольких организаций к последним на основании разделительного баланса перешли устаревшие, но недоамортизированные модели кассовых аппаратов. При возникновении сложностей можно сослаться на Письмо ФНС России от 11 мая 2005 г. N 22-3-12/766, где разъяснено, что отказ в перерегистрации в подобных обстоятельствах неправомерен.

Таким образом, наличие остаточной стоимости у ККТ, исключенной из Государственного реестра, гарантирует отсутствие проблем у владельца устаревшей кассовой машины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.