реферат бесплатно, курсовые работы
 

Информационная база бухгалтерского управленческого учета

Согласно приказа об учетной политике основной формой бухгалтерского учета на СООО «Автоевроэкспресс» является журнально-ордерная форма, при которой на основании рабочего плана счетов используются субсчета и аналитические счета. Учет ведется как на бумажных, так и на электронных носителях.

Без бухгалтерского учета, руководство не имеет возможности учесть реальное финансовое положение предприятия. Данными по фактическим затратам располагает бухгалтерия.

Нормативный метод учета затрат на производство или калькулирования себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:

Зф=Зн+О+И, (2.1.)

Где: Зф - затраты фактические;

Зн -- затраты нормативные;

О -- величина отклонений от норм;

И -- величина изменений норм.

При этом фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчёта по приведенной формуле.

Если субъектом счёта производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции. [6,с.561]

Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению. На предприятиях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. На этих предприятиях вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые.

Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом. Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции.

В бухгалтерском управленческом учете одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию является подход, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые, затраты. Она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с производством продукции (работ, услуг), даже если они косвенные. В каждом случае полнота включения затрат в себестоимость разная. Однако общим для этого подхода является то, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки. В этом состоит сущность системы учета неполной себестоимости. [6,с.563]

Бухгалтерия СООО «Автоевроэкспресс» фиксирует в первичной документации фактические затраты по итогам работы инженерно-технического персонала. В данном случае это поступление и расход топлива и запасных частей, как в натуральном, так и денежном выражении.

Фактические затраты по рассматриваемым статьям за определенный период - (месяц, квартал) анализируются главным бухгалтером СООО «Автоевроэкспресс».

Главный бухгалтер проводит анализ плановой и фактической калькуляции транспортных услуг или сопоставляет запланированный и фактический бюджеты, по статьям затрат «Запасные части», «Топливо».

Анализ заключается в сравнении этих статей по отдельным видам транспорта, по отдельным единицам транспорта. Сравнение полученных данных проводится с наилучшими (наихудшими, усредненными) вариантами или с данными предыдущего периода деятельности предприятия. В лучшем случае, в ходе анализа сопоставляются затраты и укрупненные показатели производства

На самом деле количество необходимых запасных частей, расход топлива (а следовательно и затраты на них) формируется под воздействием множества различных факторов, не имеющих никакого отношения к денежным средствам. Эти факторы для рассматриваемого примера можно условно сформировать в несколько больших групп: «Дороги»; «Техника»; «Технология»; «Обслуживание техники»; «Хранение техники»; «Условия региона»; «Персонал»; «Качество поставляемых запасных частей, топлива».

Специфика воздействия факторов такова, что под их влиянием увеличивается или уменьшается необходимое количество расходных материалов: количество узлов для автомашины (коробки передач, диски сцепления, тормозные устройства и та далее), количество топлива в натуральном выражении (литрах, тоннах).

Документом, подтверждающим производственный характер расхода горюче-смазочных материалов, является путевой лист. Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом, действителен только на 1 день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Такие путевые листы являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-владельца автотранспорта и заказчики. Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, что дает возможность их одновременной проверки. [5,с.184]

В путевых листах фиксируется пробег автотранспортного средства, марка и количество горючего, выданного по заправочному листу, остаток горючего при выезде и при возвращении, расход по норме и фактический, определяется экономия или перерасход горючего.

На затраты производства списывается только расход ГСМ по нормам, а перерасход относится на виновное лицо.

Основанием для списания дизельного топлива на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период. Главным бухгалтером СООО «Автоевроэкспресс» разработана форма топливного отчета.(Приложение 2) В ней нашли отражение нормы расхода топлива на каждую единицу автотранспорта (в том числе в летний и зимний период), расход топлива в рефрижераторных установках, маршрут, количество пройденных километров, номер путевого листа, фамилия водителя, количество залитого в баки топлива, остаток топлива на начало поездки и на конец, тоннокилометры и так далее. Этот отчет оказывает неоценимую помощь в плане предоставляемой информации на всех этапах учета расхода топлива. В считанные минуты позволяет исходя из пройденных километров и норм расхода топлива, установленных по каждой единице автотранспортных средств СООО «Автоевроэкспресс», массы перевозимого груза рассчитать расход топлива, сверить с фактическими остатками топлива в баке после возвращения автомашины из рейса. Это привело к отсутствию недостач топлива по результатам инвентаризаций. Кроме того, данный отчет позволяет быстро и точно определить количество пройденных километров по каждому автомобилю, что позволяет рассчитать нормы списания автомобильных шин.

Огромное значение для усовершенствования учета затрат имеет применение бухгалтерской программы «1С:Бухгалтерия». В СООО «Автовоэкспресс» применяется типовая форма программы. Стоило большого труда настроить ее для ведения бухгалтерского учета в Обществе, потому что учет в предприятиях автотранспорта имеет ряд существенных отличий от ведения бухгалтерского учета, скажем на производстве.

Для ведения учета проведенных текущих и капитальных ремонтов, замены шин, общего контроля за техническим состоянием автотранспорта, СООО «Автоевроэкспресс» применяет компьютерную программу «АРМ.Перевозчик». В подразделе «Техническое состояние автопарка» предоставлена возможность вести учет по проведенным ремонта каждого автомобиля, указывая дату поведенного ремонта, его тип, количество, вид и стоимость замененных запчастей, поставщиков их. Программа автоматически подсчитывает стоимость проведенных работ, предупреждает о приближении сроков замены масел, автошин исходя из величины пройденных километров, степень износа установленных запчастей. В нужный момент можно увидеть полную картину затрат по ремонту автомобилей за любой период времени. Минусом данной программы является то, что она никак не связана с бухгалтерской программой. Это ведет к увеличению времени обработки данных по ремонту автопарка СООО «Автоевроэкспресс», происходит дублирование данных учета.

Поэтому перед руководством Общества стоит задача приобретения специализированной программы «1С: Транспорт» в ней простыми действиями будет возможно детальное ведение бухгалтерского учета поступления горюче-смазочных материалов, топлива, запасных частей по материально-ответственным лицам, автомобилям, рассчитывать нормы амортизации автомобильных шин, отслеживать проведение текущего и капитального ремонта автомобилей. Это программа совмещает в себе достоинства программ «1С: Бухгалтерия» и «АРМ. Перевозчик» и позволит усовершенствовать бухгалтерский учет затрат в СООО «Автоевроэкспресс»

2.2 Анализ состояния и проблемы на данном предприятии

Экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.

Важная роль АХД в подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения плана. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие предприятия в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учитываются дополнительные резервы. [6,с.89]

В процессе анализа прибыли и рентабельности необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды предприятия.

Для налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, прочих налогов от прибыли, а соответственно сумма чистого дохода.

Бухгалтерия - ведет учет фактических затрат, связанных с работой предприятия, производит контроль материальных и финансовых операций, анализ фактических затрат СООО.

Внешняя среда предприятия, как и у других предприятий, из-за экономического положения в стране можно считать нестабильной. Случается, что заключенные договора расторгаются по инициативе заказчика по каким-либо причинам; из-за неритмичности, сезонности грузоперевозок, предприятие неравномерно получает денежные средства, что приводит к росту задолженности перед поставщиками за ГСМ, запчасти, обслуживание автомобилей. К примеру, январь традиционно является самым убыточным месяцем для СООО «Автоевроэкспресс», поскольку именно в январе происходит заключение новых контрактов, формирование тарифов на перевозки грузов, прохождение автомобилями техосмотров, сертификации, что требует значительного вложения финансов.

Внутренняя среда предприятия стабильна и не создает никаких барьеров в достижении целей предприятия: организационная структура включает в себя все необходимые отделы для успешной деятельности; на предприятии существует высокая организационная культура; наличие материального поощрения работников; квалифицированный управленческий персонал.

Исходя из анализа внутренней среды предприятия можно сформулировать стратегию СООО «Автоевроэкспресс» - упрочнение своих позиций как на отечественном, так и на зарубежном рынке международных грузоперевозок путем повышения конкурентоспособности оказываемых услуг .

Цель СООО «Автоевроэкспресс» выживание в долгосрочной перспективе.

Перед предприятием стоит ряд проблем, несмотря на то, что предприятие рентабельно. Прибыль по сравнению с предыдущим годом, увеличилась в два раза. Это произошло не за счет снижения себестоимости, а за счет увеличения объема реализации, что говорит об улучшении деятельности диспетчера, отлаженной работе всех структур предприятия. СООО «Автоевроэкспресс» в состоянии само финансировать свою деятельность и развитие.

Основной проблемой предприятия является трудность, связанная с поддержанием высокого уровня оказываемых услуг. Это связано со следующими причинами: появлением на рынке международных перевозок новых предприятий, имеющих хороший подвижной состав, соответствующий международным стандартам Евро-4, Евро-5, трудностями в получении российских разрешений на ввоз/вывоз в/из третьих стран (для расширения рынка сбыта своих услуг), дефицитом высокопрофессиональных водителей.

Основными потребителями услуг, оказываемых СООО «Автоевроэкспресс» являются предприятия-изготовители, экспедиционные фирмы, частные предприниматели, как отечественные, так и стран ближнего зарубежья. В условиях серьезной конкуренции, необходимо:

- разрабатывать новые маршруты следования автомобилей,

- прилагать усилия для поиска крупных постоянных заказчиков на транспортные услуги,

- расширять рынок сбыта услуг,

- снижать себестоимость транспортных услуг.

В настоящее время предприятие находится на стадии зрелости и занимает свою нишу и имеет достаточно прочные позиции на рынке международных грузоперевозок. Основные усилия предприятия направлены на разработку и внедрение новых, превосходящих по рентабельности направлений грузоперевозок.

Для того чтобы оценить финансово-хозяйственную деятельность СООО «Автоевроэкспресс» был проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия за период с 2003 по 2005 гг.(Таблица 2.1)

Таблица 2.1. Анализ показателей СООО «Автоевроэкспресс» за 2003-2005г.

АКТИВ

Виды имущества

2003 год

2004 год

2005год

Абсолютное отклонение,

(+, -)

Темп роста, %

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

2003-2004

2004-2005

2003-2004

2004-2005

1.Внеоборотные активы

47950

46,0

47212

40,66

47731

33,78

-738

519

98,5

101,1

2.Оборотные активы

56265

54,0

68909

59,34

93575

66,22

12644

24666

122,5

135,8

2.1.Медленно-

реализуемые

оборотные активы

24907

23,9

34915

30,06

55150

39,03

10008

20325

140,2

157,9

2.2.Среднелик-

видные оборотные активы

30589

29,4

30930

26,64

32959

23,32

341

2029

101,1

106,6

2.3.Высоколик-

видные оборотные активы

769

0,70

3064

2,64

5466

3,87

2295

2402

298,4

178,4

Итого

имущества

104215

116121

141306

11906

25185

Виды источников финансирования

ПАССИВ

3.Собственный капитал

69033

66,24

75433

64,96

80136

60,25

6400

9703

109,3

112,9

4.Заёмный капитал

35182

33,76

40688

35,04

56170

39,75

5506

15482

115,7

138,1

4.1.Долгосрочные

пассивы

565

0,54

-

-

-

-

-565

-

-

-

4.2.Краткосрочные

пассивы

8721

8,37

15500

13,35

20022

14,17

6779

4522

177,7

129,2

4.3.Кредиторская

задолженность

25826

24,85

25188

21,69

36148

25,58

-708

10960

97,3

143,5

Итого

источников финансирования

104215

116121

141306

11906

25185

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.