реферат бесплатно, курсовые работы
 

Годовая бухгалтерская отчетность организации, порядок составления и анализ ее основных показателей

Одним из существенных изменений в методике 1999 г. ведения учета и составления годовой отчетности являются, на наш взгляд, корректировки в организации учета использования по- лученной в текущем году балансовой прибыли. Эти корректировки - продолжение серии изменений в законодательстве, призванных обеспечить нормальное развитие частного предпринимательства в стране. Речь идет о необходимости приведения бухгалтерского учета в соответствие с нормами законодательных актов, принятых в последние годы. В частности, в соответствии с Законом РФ от 26.12.95 г. No 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями от 13.06.96 г.) к исключительной компетенции общего собрания акционеров относится решение вопроса об утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределении прибылей и убытков (статья 48, пункт 1, подпункт 11). Предполагается, что решение акционеры принимают на годовом собрании после обсуждения вопросов об обоснованности расходов, правильности и полноте реализации выработанной стратегии общества и т.д. В связи с тем что годовые собрания проходят после составления годового финансового отчета, распределение полученной прибыли или списание убытков отчетного года после принятия решения на собрании может быть произведено бухгалтерией только в новом году.

Следовательно, до принятия соответствующих решений исполнительный орган не должен самостоятельно, без согласования с собственником, направлять куда-либо полученную прибыль (в том числе покрывать убытки). Значит, нет оснований отражать в бухгалтерском учете использование прибыли отчетного года. Ныне действующие нормативные акты определяют методику бухгалтерского учета, в соответствии с которой все расходы, производимые организацией делятся на три группы:

Включаемые в себестоимость и учитываемые при расчете налогооблагаемой прибыли.

Включаемые в себестоимость, но не уменьшающие налогооблагаемой прибыли.

Расходы, которые могут быть списаны только за счет собственных средств организации (т. е. за счет прибыли после налогообложения).

Опыт показывает, что отдельные расходы, относящиеся к третьей группе (выдача материальной помощи, оплата проезда сотрудников, перечисления на благотворительные цели и др.), осуществляются предприятием в текущей деятельности, однако такие расходы должны быть согласованы с собственниками (учредителями или акционерами). Так как все созданное в организации (в частности, прибыль) принадлежит ее собственникам (учредителям или акционерам), именно они должны решать, какая часть прибыли может быть израсходована на нужды самой организации. Словом, состав и размеры таких расходов должны быть одобрены учредителями организации (акционерами).

Закон "Об акционерных обществах" определяет обязанность создания резервного фонда (см. ст. 35), а также фонда акционирования работников АО, который используется исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами для размещения впоследствии среди своих работников. Как видим, Законом не предусмотрена возможность расходования прибыли на мероприятия, определяемые исполнительным органом (дирекцией) организации. Руководство организации ведет хозяйственную деятельность, которая анализируется, с одной стороны, государственными органами с точки зрения соблюдения налогового законодательства, а с другой - собственниками с точки зрения рационального использования вверенных им средств. Для государственных органов важно знать, правильно ли рассчитана налогооблагаемая база по любому налогу (на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость) и сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет. Для собственников важно правильно определить не только себестоимость выпускаемой продукции, выполняемых работ, услуг, но и направления использования средств, остающихся после уплаты налогов: на расширение производства, на увеличение товарооборота, причины убытков и т.п. Деловых партнеров (кредиторов, поставщиков) при заключении контрактов интересует фактическое финансовое состояние организации: наличие неиспользованной прибыли, свободных денежных средств, ликвидность активов и т.д., а также оценка деятельности организации специалистом - независимым экспертом.

В качестве такого эксперта выступает аудитор (аудиторская фирма), который подтверждает достоверность финансовой отчетности не столько для государственных органов, сколько для собственников и партнеров. Не случайно приказом Минфина России от 21.11.97 г. No 81н "О формировании годовой бухгалтерской отчетности" (далее - приказ No 81н) инструкция о годовой бухгалтерской отчетности дополнена пунктом 4.40, в котором при составлении аудиторского заключения рекомендуется использовать Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Получив обоснованное аудиторское заключение собственник сможет более точно и компетентно оценить действия исполнительного органа. Министерство финансов РФ внесло изменения в состав и порядок отражения в учете сумм использованной прибыли. Приказом No 81н изменено содержание пунктов 2.28 и 3.11 инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.96 г. No 97 (далее - инструкция по составлению годового отчета).

В результате этих изменений сумма нераспределенной прибыли отчетного года (строка 480 баланса) определяется как разница между суммой полученной прибыли или убытка (сальдо по счету 80) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет (сальдо по счету 81). Таким образом, изменена трактовка статьи отчета о прибылях и убытках "отвлеченные средства". Из этой статьи исключены суммы образованных фондов потребления, накопления, резервного фонда, отчисления на благотворительные средства и др. Следствием изменений должна быть корректировка бухгалтерских записей по операциям на счете 81 "Использование прибыли". По состоянию на 31.12.97 г. на этом счете должны остаться только суммы начисленного налога на прибыль или других платежей в бюджет. Корректировка предполагает анализ всех хозяйственных операций, которые отражены на субсчете 81-2 "Использование прибыли на другие цели". Если на этот субсчет в течение года были списаны суммы, которые следовало списывать на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки обращения, то их следует списать по назначению. Если бухгалтер, допустим, превышение суточных или командировочных расходов ошибочно списал на счет 81, то теперь эта ошибка должна быть исправлена. Указанные суммы списываются на издержки и затем восстанавливаются при расчете налогооблагаемой прибыли организации. Если на субсчет 81-2 были списаны суммы по операциям, осуществляемым за счет прибыли после налогообложения, то их надо перевести на прибыль прошлых лет, фонды потребления или накопления (счет 88).

Для исправления указанных ошибок можно:

сторнировать все суммы, которые были списаны в дебет субсчета 81-2, и затем сделать записи по дебету соответствующего субсчета, открытого к счету 88;

списать по окончании года такие расходы со счета 81 в дебет субсчетов, открытых к счету 88. В результате на момент реформации баланса на счете 81 останутся суммы начисленного налога на прибыль или других налогов, а также пени и штрафы в бюджет согласно пунктам 2.28 и 3.11 инструкции по составлению годового отчета. В соответствии с новой редакцией пункта 2.28 сумму начисленных налогов и других платежей в бюджет следует списывать в дебет счета прибылей и убытков: Д-т сч. 80, К-т сч. 81. Затем остаток нераспределенной в 1997 г. прибыли нужно перенести на счет 88, субсчет "Нераспределенная прибыль отчетного года": Д-т сч. 80, К-т сч. 88, субсчет "Нераспределенная прибыль отчетного года". Если в результате финансово-хозяйственной деятельности организация имеет убыток, то при реформации баланса он будет списан на счет 88, субсчет "Непокрытый убыток отчетного года": Д-т сч. 88, субсчет "Непокрытый убыток отчетного года", К-т сч. 80.

Таким образом, изменилось содержание некоторых строк формы No 2 "Отчет о прибылях и убытках" (см. изменения в пункте 3.11 инструкции): по строке 150 будет отражена сумма начисленного налога на прибыль за 1997 г., по строке 160 другие платежи в бюджет, по строке 170 будет рассчитана сумма нераспределенной прибыли отчетного года. Она же должна быть показана по строке 480 пассива баланса. Убыток по итогам года будет отражен по строке 320 актива баланса. Все расходы, которые были произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, как было показано в отчете за 9 месяцев 1997 г., в этой форме показаны не будут, а в балансе они уменьшат сумму нераспределенной прибыли прошлых лет или других аналогичных фондов.

Пример 1. ОАО "Сигма" в 1999 г. были получены результаты, представленные в таблице.

Составление годового отчета

Форма No 2 "Отчет о прибылях и убытках" млн руб.

Показатели

Код стр.

За отчетный период

За аналогичный период прошлого : года

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

288

179

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

020

157,5

167

Коммерческие расходы

030

12

Управленческие расходы

040

-

-

Прибыль (убыток) от реализации - строки (010 -020 - 030 - 040)

050

118,5

12

Проценты к получению

060

Проценты к уплате

070

Доходы от участия в других организациях

080

-

Прочие операционные доходы

090

38

25

Прочие операционные расходы ;

100

39,8

36

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности - строки (050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100)

110

116,7

1

Прочие внереализационные доходы

120

2,8

5,4

Прочие внереализационные расходы

130

17,6

2,3

Прибыль (убыток) отчетного периода - строки (110 + 120 - 130)

140

101,9

4,1

Налог на прибыль

150

20,9

1,3

Отвлеченные средства

160

1,8

5,9

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода -строки (140 - 150 - 160)

170

79,2

-4,6

В отчетном году за счет прибыли, остающейся после налогообложения, были списаны перечисленные на благотворительные цели суммы в размере 35 000 тыс. руб.,

Составление годового отчета

выдана материальная помощь 15 000 тыс. руб. Эти суммы были оформлены бухгалтерскими проводками:

Д-т сч. 81, К-т сч. 51 - 35 000 тыс. руб. перечислено на благотворительные цели;

Д-т сч. 81, К-т сч. 70 - 15 000 тыс. руб. начислена материальная помощь.

31декабря 1999 г. в соответствии с изменениями, внесенными в инструкцию по составлению годового отчета, бухгалтер выполнил корректирующие проводки:

Д-т сч. 81, К-т сч. 70 - 15 000; Д-т сч. 81, К-т сч. 51 - 35 000. Затем даны исправительные проводки:

Д-т сч. 88, субсчет "Фонд потребления", К-т сч. 70 15 000 тыс. руб.

Д-т сч. 88, субсчет "Фонд потребления", К-т сч. 51 35 000 тыс. руб.

После этого была выполнена реформация баланса:

Д-т сч. 80, К-т сч. 81 - 22 700 тыс. руб. - на сумму налога на прибыль (20900 тыс. руб.) и сумму пеней в бюджет (1800 тыс. руб.).

Д-т сч. 80, К-т сч. 88, субсчет "Нераспределенная прибыль отчетного года" - 79200 тыс. руб. - сумма нераспределенной прибыли отчетного года.

Пример 2. ЗАО "Омега" по результатам 1999 г. получило убыток - 48 млн руб., сумма начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (Д-т сч. 81-2, К-т сч. 68) составила 15 млн руб.

31 декабря 1999 г. были реформированы бухгалтерские счета по учету и использованию прибыли:

Д-т сч. 80, К-т сч. 81-2 - 15 млн руб.

Д-т сч. 88, субсчет "Непокрытый убыток отчетного года", К-т сч. 80 -63 млн руб.

В такой ситуации (при наличии убытка) можно рекомендовать организациям к субсчету "Непокрытый убыток отчетного года" открывать два аналитических счета: первый "непокрытый убыток от финансово-хозяйственной деятельности", второй - "убыток, покрываемый за счет прибыли после налогообложения". Это предложение учитывает порядок создания резервного фонда, прежние возможности льготирования прибыли в пределах суммы образуемого фонда и позволяет разграничить виды полученных убытков. Коль скоро акционерные общества могли льготировать суммы образованного до 1997 г. резервного фонда при расчете налога на прибыль, то он остается источником покрытия только убытка от финансово-хозяйственной деятельности, а остальные виды убытков могут быть списаны за счет нераспределенной прибыли прошлых лет или других фондов.

6. Решение о покрытии убытков принимает собственник. Поэтому убытки, полученные по итогам 1999 г. могут быть погашены только в 2000 г. Исключением может быть случай, когда решение о покрытии убытков было уже принято в 1999 г. На покрытие убытка в соответствии с изменениями в пункте 2.21 инструкции по составлению годового отчета могут быть

Составление годового отчета Стр. 6 из 7

израсходованы средства нераспределенной прибыли прошлых лет, резервного фонда, свободные средства фондов накопления, добавочный капитал (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке).

7. В инструкцию по составлению годового отчета введен пункт 3.13, поясняющий, что в графе 4 "Отчета о прибылях и убытках" такие реорганизованные предприятия записывают соответствующие показатели годовой отчетности за предыдущий год с учетом произведенной реорганизации. Реорганизация юридического лица может проводиться как слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Права и обязанности реорганизуемых юридических лиц передаются на основании передаточного акта или разделительного баланса, в которых, по нашему мнению, должны быть зафиксированы результаты хозяйственной деятельности до реорганизации и их распределение между вновь образуемыми юридическими лицами. Тогда при составлении годового отчета реорганизованное юридическое лицо сможет правильно заполнить и графу 4. Например, если произошло присоединение одного юридического лица к другому, то в графе 4 вновь созданного предприятия будут показаны результаты, полученные путем арифметического сложения финансовых результатов обоих юридических лиц за прошлый период.

Если же юридическое лицо разделилось либо из него выделилось новое предприятие, заполнение графы 4 будет для них затруднено, поскольку процедуры разделения и их документальное оформление недостаточно разработаны. Следуя логике нововведения, еще при составлении разделительного баланса следует для каждого юридического лица определить ту часть финансовой информации, которую год спустя надо будет записать в графу 4.

8. Новые дополнения расширили текст пояснительной записки. Согласно дополнениям к пункту 4.31 организация, применяющая при налогообложении метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты, приводит отдельно данные о причитающихся налоговых платежах в бюджет, исчисленные на основании налоговых расчетов, и данные о налоговых платежах, рассчитанных в бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. ведя учет реализации на момент, определяющий факт отгрузки продукции (работы, услуги) и переход прав собственности от продавца к покупателю.

Таким образом, при составлении пояснительной записки придется сделать справки по расчету налогов на основе данных бухгалтерского учета и сопоставить их с данными "налогового учета". Итоги расчетов можно обобщить в таблице, 'включив в нее налоги, которые отвечают правилу существенности.

1.1. 1.4. Новые бухгалтерские стандарты автоматизации учета.

Для того, чтобы эффективно провести автоматизацию, следует, в первую очередь, хорошо представлять себе что же такое автоматизированный бухучет. На первый взгляд все просто и даже такая постановка вопроса кажется несколько надуманной, потому что автоматизированный бухучет - это просто когда бухучет ведется на компьютере. Вот такое заблуждение и служит причиной большого количества неудачных попыток автоматизации. Следует осознать, что внедрение бухгалтерской программы эффективно только тогда, когда следствием внедрения является повышение эффективности и улучшение качества ведения бухучета на предприятии. Это может выражаться в:

Упорядочении бухучета. Если при бумажной бухгалтерии для получения какой-либо информации, например специфической выборки оборотов по субсчету счета 60, требовалось несколько часов работы, то на компьютере - нажал клавишу и выборка распечаталась.

Увеличении количества информации, получаемой из бухучета. Раньше можно было увидеть аналитику по 41 счету только в каком-нибудь одном разрезе, сейчас, на компьютере - в нескольких.

Снижение числа бухгалтерских ошибок. Это очень важный фактор, если учитывать величину штрафов и пеней за сокрытие налогооблагаемых величин, причиной которого, как правило являются именно бухгалтерские ошибки, а не некий злой умысел.

Повышение оперативности бухучета. Если раньше, при бумажном бухучете, бухгалтера не поспевали за первичкой и делали проводки с опозданием, а квартальный и годовой отчет сдавался в последний момент, то сейчас это прекратилось.

Повышении экономичности бухгалтерского учета. Наша практика показывает, что во многих случаях изменив применяющиеся на предприятии план и типовую корреспонденцию счетов, формы первичных документов и другие "подвластные" бухгалтерии параметры можно без использования различных рискованных схем уменьшить налогооблагаемые величины или, по крайней мере, передвинуть сроки и снизить частоту налоговых платежей.

Другие факторы, зависящие от специфики каждого конкретного предприятия.

Если таких улучшений не произошло, то автоматизация бессмысленна - она не принесла конечного результата, сам же по себе переход с заполнения бумажных журналов-ордеров на нажимание компьютерных клавиш улучшением не является, это просто замена. Такая ситуация называется "псевдоавтоматизацией". К сожалению, псевдоавтоматизация встречается часто, происходит это потому, что люди думают "Автоматизировать - значит просто перевести на компьютер и все тут.", а процесс внедрения программы в их понимании состоит в том, чтобы как-то начать заводить операции в компьютер. Последствия псевдоавтоматизации удручающи. Бухгалтерия, которая раньше была перегружена текущей работой, сейчас, "при компьютерах", тоже ничего не успевает, иногда работы становится еще больше - надо же вначале сделать все или отдельные разделы бухучета на бумаге, а потом, непонятно для чего, завести в компьютер. Руководство тоже не понимает для чего потрачены немалые деньги на компьютеры, программы и внедрение, когда в бухгалтерии как был "завал", так и остался.

Таким образом, можно сказать, что автоматизация бухучета - это процесс, при котором в результате перевода бухгалтерии на компьютер повышается эффективность и улучшается качество ведения бухучета на предприятии. Значит перед тем как принимать решение об автоматизации бухучета следует выделить, что и как эта автоматизация должна в бухгалтерии улучшить, это и будет целью автоматизации.

Распространенным стереотипом является то, что автоматизация бухучета приводит к сокращению бухгалтерского персонала, что приводит к страху перед автоматизацией, а иногда и к ее саботажу. Несмотря на то, что, на первый взгляд, все логично - часть работы берет на себя компьютер, который и вытесняет бухгалтеров-людей, стереотип является ошибочным. На нашей практике еще ни разу автоматизация не повлекла за собой сокращение штатов. Дело в том, что количество необходимых в бухгалтерии бухгалтеров зависит только от количества обрабатываемых бухгалтерией первичных документов (накладных, кассовых ордеров, платежек и пр.), а количество первичных документов не зависит от того, автоматизирован бухучет или нет, оно зависит от объема хозопераций в организации. Таким образом автоматизация бухучета не уменьшает числа необходимых в бухгалтерии бухгалтеров.

Подготовка к автоматизации.

Еще одним распространенным заблуждением является то, что автоматизация бухучета начинается с покупки программы и затем происходит "введение данных в программу". Для того, чтобы перевод бухгалтерии на компьютер был эффективен и дал результат, о котором говорилось в предыдущем разделе, начинать необходимо с подготовки, которую условно можно разбить на пять этапов.

Этап I. Оптимизация бухучета.

Как уже отмечалось, автоматизация имеет смысл лишь тогда, когда она что-то улучшает в бухгалтерии, поэтому начинать надо с выявления того, как и что можно улучшить.

Дело в том, что все хорошие современные пограммы по автоматизации бухучета - очень гибкие системы, они позволяют настраивать на нужды конкретного предприятия буквально все, начиная от плана счетов и кончая формами отчетности в налоговую инспекцию. Проводится анализ имеющейся на предприятии системы бухучета, а именно:

1. Применяемый план счетов и использование конкретных счетов.

2. Применяемая аналитики по различным счетам.

3. Использующиеся типовые проводки для отражения типовых хозопераций.

4. Формы и содержание первичной документации.

5. Формы учетных регистров.

Анализ производится на предмет того, что можно изменить для улучшения бухгалтерского учета (см. предыдущий раздел). Вот конкретный пример. Если организация оказывает услуги и реализацию учитывает по оплате, то при получении на расчетный счет реализации можно сразу же автоматически начислять не только НДС, но и налоги на пользователей автодорог и содержание ЖКХ. В результате в любой момент можно будет посмотреть кредетовый остаток по счету 67 "Расчеты по налогу на пользователей автодорог" и увидеть какая сумма уже "набежала" для уплаты по следующему сроку платежа. Информативность бухучета улучшилась. Ясно, что для проведения такой оптимизации требуется высококвалифицированный и опытный специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, каким является, например, аудитор или опытный главбух. Многие фирмы, внедряющие программы, как раз грешат тем, что их сотрудники прекрасно разбираются в самих программах, а вот в бухучете-то не очень, и автоматизируют они бухгалтерию в том виде, в котором она есть, не используя возможности для улучшения и даже оставляя старые ошибки.

Этап II. Выбор масштабов автоматизации

Под выбором масштабов автоматизации понимается то, в каком объеме будет автоматизироваться бухгалтерия и в каком порядке будут переведены на компьютер разделы бухучета. Эта проблема тем более актуальна чем крупнее автоматизируемая организация. Когда речь идет о небольшой фирме, где бухучет ведет один-два бухгалтера, то проблема не стоит вообще, бухучет надо автоматизировать полностью и сразу весь, потому, что объем работ по автоматизации в малых организациях невелик. Но когда мы имеем дело с крупным предприятием, любого профиля деятельности и формы собственности, таким как большая торговая фирма, автотранспортное предприятие, фабрика, строительная организация и пр., где бухучет ведется четырьмя и более бухгалтерами, и по каждому разделу бухучета (учет реализации, расчетов с поставщиками, производства и пр.) имеется с одной стороны большой документооборот и с другой стороны много специфики и нюансов, становится понятно, что, если начинать автоматизировать все сразу, то процесс "завязнет" и результатов не будет. Поэтому для крупной организации, с учетом ее особенностей следует решить:

1. Какие разделы автоматизировать, а какие - нет. Например, если в отделе сбыта есть своя программа, при помощи которой отслеживаются расчеты с заказчиками, то делать то же самое в рамках бухучета, наверное, не надо, бухгалтерия может ограничиться просто отражением проводок по счетам реализации, товаров отгруженных, авансов и пр. Часто встречающийся фактор, также, состоит в том, что на всех бухгалтеров не хватает компьютеров, а средств на их покупку нет, значит какие-то разделы неизбежно будут вестись на бумаге.

2. В каком порядке автоматизировать разделы. Практика показывает, что при большом объеме работ по автоматизации лучше переводить на компьютер отдельный раздел, осваиваться с ним, получать результат, затем переходить к другому разделу и так далее, а не стараться сделать все сразу. Очень важно спланировать порядок автоматизации разделов, чтобы не получалось так, что какой-то раздел автоматизируется, а потом его опять приходится донастраивать, чтобы он совмещался с другими, на что уйдет дополнительное время и затраты. Очевидно, что почти в большинстве случаев начинать надо с ведения главной книги, журнала хозопераций, расчета налогов и составления отчетности - то есть работы главного бухгалтера.

При выборе масштабов автоматизации есть еще один аспект. Он состоит в том, что информация, получаемая из бухучета требуется и в других структурных подразделениях предприятия, например в отделе сбыта - информация о состоянии расчетов с покупателями и отгрузке продукции, в отделе снабжения - информация об остатках на складах и их номенклатуре (аналитике), прогрессивно мыслящее руководство хочет знать о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности (также в аналитике по должникам и кредиторам), объемах реализации и ее структуре, о структуре затрат и о многом другом. Хорошо автоматизированный бухучет в состоянии дать всю эту информацию с учетом всех специфических требований, значит нужно определить весь объем информации, требуемый для внутреннего пользования в организации и произвести настройку программы так, чтобы эта информация выдавалась, для этого производится совещание с заинтересованными службами предприятия и руководством и определяется что конкретно и в каком виде им требуется. Если, например, отдел сбыта ведет свой учет, а руководству не до анализов реализации и затрат, то информация для них не нужна.

Когда бухучет ведется коллективом бухгалтеров, то, очевидно, что программа по автоматизации бухучета будет работать в сети, где несколько бухгалтеров работают каждый не своем компьютере. Поэтому важно заранее распределить, какой бухгалтер что будет вести, т.е. провести четкое распределение функций, чтобы впоследствии, при настройке программы каждый на своем рабочем месте имел то, с чем ему предстоит работать.

1.5. Круг пользователей бухгалтерской отчетности.

Предприятия (за исключением предприятий с иностранными инвестициями) представляют в обязательном порядке квартальную и годовую отчетность следующим пользователям:

собственникам (органам, уполномоченным управлять государственным имуществом; участникам, учредителям в соответствии с учредительными документами);

органу государственной налоговой инспекции;

другим государственным органам, на которые в соответствии с действующим законодательством возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности;

органу государственной статистики.

Указанные субъекты хозяйствования представляют квартальную бухгалтерскую отчетность 20-го числа следующего за отчетным месяца, а годовую - 1 марта следующего за отчетным года.

Пользователей бухгалтерской отчетности можно разделить на три группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом.

Администрацию организации представляют Совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.

Представители администрации - одни из основных пользователей бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от функций, выполняемых представителем, и уровня должности, занимаемой им. Собственников, совладельцев и первых руководителей предприятия, например, больше всего интересует прибыльность и ликвидность предприятия (соотношение платежных средств и обязательств); для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п.

Сторонние пользователи бухгалтерской отчетности с прямым финансовым интересом - сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности, и на основе ее данных делают выводы о финансовых перспективах предприятия в будущем, ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонние пользователи информации о бухгалтерской отчетности с непрямым (косвенным) финансовым интересом - налоговые органы, казначейство, контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Государственный фонд занятости РФ, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).

Налоговые органы и казначейство в отличие от других сторонних пользователей информации имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией предприятия, необходимой для проверки правильности уплаты (федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость (НДС) и на заработную плату, акцизов. Вся учетная информация представляется ревизорам КРУ Минфина РФ и вышестоящих органов управления, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.

Представителям Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Государственного фонда занятострт представляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.

Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации.

Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния предприятия). В органы Госкомстата представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского-у чета.

Список использованной литературы:

Основные нормативные документы.

1. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170).

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной де-ятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. №56 и реко-мендованы для применения на территории Российской Федерации пись-мом Министерства экономики и финансов РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 18-5; с изменениями, утвержденными приказами Министерства финансов России от 28 декабря 1994 г. №173 и от 28 июля 1995 г. №81).

3. "О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности и ука-заниях по их заполнению в 1995 году". Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 168.

4. "О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год". Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 ок-тября 1995 г. № 115. Приложения 1, 2, 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 19 октября 1995 г. № 115.

5. "О порядке отражения в бухгалтерской отчетности организации данных о движении денежных средств". Приказ Министерства финан-сов Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 29.

6. "О совершенствовании информационной системы представле-ния бухгалтерской отчетности". Постановление Правительства Россий-ской Федерации от 21 апреля 1995 г. № 399.

7. "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении пла-тежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)". Постановление Правительства Российской Федера-ции от 18 августа 1995 г. № 817.

Список литературы

1. Астахов В.П. Экспортные и импортные операции. - М.: Экспорт-ное бюро, 1994.

2. Балабанов Н.Т. Валютные операции. - М.: Финансы и статисти-ка, 1993. -144 с.

3. Безруких П.С., Кондраков II,П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет: Учебник /Под. ред. П.С. Безруких. - М.: Бухгалтерский учет, 1999.

4. Крайнева Э.А. Бухгалтерский учет операций с ценными бумага-ми. - М.: ИНФРА-М, 1998.

5. Макарьева В.И., Григорьев Ю.А. Альбом бухгалтерских прово-док рублевых и валютных операций. - М.: Издательский дом "Консуль-тант", 1999.

6. Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ./Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 1998.

7. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета: Ме-тодическое пособие/ Рук. авт. колл. А.С. Бакаев. - М.: Инвест-Фонд, 1999.

8. Хабарова Л.П. Бухгалтерский учет и налогообложение операций с ценными бумагами: Практическое пособие. - А/О "Бизнес-школа", "Интел-Синтез", 1999.

9. Шнейдман Л.З. Учет новых видов имущества и операций. - М.: Бухгалтерский учет, 1997.

Array

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.