реферат бесплатно, курсовые работы
 

Формирование учетной политики предприятия

Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:

- журнально-ордерная;

- мемориально-ордерная;

- упрощенная;

- автоматизированная.

Учетная политика должна быть оформлена соответствующим организационно-распорядительным документом предприятия и утверждена приказом или распоряжением по предприятию. При этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) порядок контроля хозяйственных операций;

7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике обычно принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. То есть, в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета. Так, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Законодательство разрешает использовать четыре различных метода.

Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются: руководитель организации, так как он утверждает учетную политику; бухгалтер организации, так как формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки; налоговая инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных под-разделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по органи-зации исходя из специфики деятельности организации, имеюще-гося парка вычислительной техники и квалификации учетного персонала.

Рабочий план счетов должен быть разработан на основе едино-го плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хо-зяйствующего субъекта и потребности в аналитической инфор-мации для целей управления.

Под системой внутреннего учета и контроля понимаются со-став, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разде-ление функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работ-ников; порядок использования бланков строгой отчетности; ор-ганизация и ответственность за хранение ценностей; организа-ция охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль за выполнением учетной политики обес-печивается службами внутреннего аудита и ревизионной комис-сией (если таковая создается в организации), причем задачи конт-роля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному по-рядку учета и отчетности, обоснованности принятия администра-цией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конеч-ные результаты деятельности организации, а также точности со-блюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интере-сах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимае-мые администрацией решения реализуют цели собственников.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме, информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственной относящейся к опубликованным материалам.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения о непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию объяснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой учетная политика была раскрыта.

На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета, нормативных документов предприятия, организации имеют право самостоятельно формировать следующие элементы учетной политики:

1. Выбор используемых учетных регистров, последовательность записи в них (формы бухгалтерского учета);

2. Составление рабочего плана счетов на основе типового Плана счетов;

3. Выбор варианта синтетического учета производственных запасов и их оценки;

4. Установление метода оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства;

5. Определение стоимостного предела отнесения предметов к основным средствам и к МБП;

6. Установление порядка начисления износа по основным средствам;

7. Установление порядка начисления износа по нематериальным активам;

8. Установление способа начисления износа по МБП;

9. Выбор способа группировки и списания затрат на производство;

10. Установление способа учета выпуска продукции (работ, услуг);

11. Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;

12. Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

13. Формирование резервов;

14. Порядок списания затрат по ремонту;

15. Выбор метода определения выручки от реализации;

16. Порядок учета курсовых разниц;

17. Варианты распределения и использования чистой прибыли.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и др.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после её окончания.

Согласно ст. 9 «Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета» Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, каждый первичный документ должен содержать обязательные реквизиты:

1.Наименование документа;

2.Дата и место составления документа;

3. Название организации, составившей документ;

4.Содержание хозяйственной операции и единицы измерения хозяйственной операции;

5. Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

6. Личные подписи этих лиц либо другие данные, которые дают возможность идентифицировать личность, которая принимала участие в совершении хозяйственной операции.

Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией предприятия. Следовательно, сформированная учетная политика документально оформляется в виде Приказа об учетной политике, к которому, в случае необходимости, составляются дополнительные документы. Юридическую силу Приказ об учетной политике приобретает после утверждение его руководителем предприятия.

3. Методологическое обеспечение бухгалтерского учета относительно учетной политики.

В Украине с принятием Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» фактически уже одобрены МСФО в качестве основы для создания национальной нормативной базы. Национальные П(С)БУ не только не противоречат МСФО, но и адаптируют их нормы к условиям Украины. По многим вопросам МСФО предусматривают многовариантные подходы к решениям. Некоторые из них не отвечают законодательству Украины, некоторые - экономическим условиям. Таким образом, использование МСФО «в чистом виде», без адаптации к реальной ситуации, в Украине проблематично. Принятие МСФО в качестве национальной нормативной базы будет требовать создания определенной инфраструктуры их применения.

Каким же должно быть методическое обеспечение бухгалтерского учета?

Бухгалтерский учет субъекта хозяйствования в организационном плане может быть представлен как совокупность текущего учета и бухгалтерской отчетности. Методологической основой бухгалтерского учета являются Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и П(С)БУ. Методологическое обеспечение должно разъяснить как в соответствии с законом и П(С)БУ вести текущий учет и составлять отчетность. То есть методическое обеспечение, которое существует сегодня и еще должно быть создано в будущем, целесообразно структурировать таким образом: методическое обеспечение направлено, во-первых, на толкование и разъяснение П(С)БУ; во-вторых, на осуществление текущего учета. Между тем такой подход создает определенные условия компромисса для введения МСФО в Украине. Для этого нужно будет ввести в состав методического обеспечения, которое толкует отчетность, такую группу методических рекомендаций, которые бы объясняли отличие МСФО от действующей в Украине нормативной базы и помогали бы избежать этих расхождений во время составления отчетности по МСФО.

Кроме того, в состав методического обеспечения необходимо включить также группу методических рекомендаций, которые бы регламентировали отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; они разрабатываются и утверждаются соответствующими государственными комитетами и министерствами. Методические рекомендации по своему назначению должны разъяснять субъекту хозяйствования, как вести учет того или иного объекта. Методические рекомендации должны освещать весь комплекс вопросов, начиная с составления первичного документа и заканчивая подготовкой данных для заполнения определенных строк отчетности.

Кроме методических рекомендаций, в состав методического обеспечения бухгалтерского учета субъектов хозяйствования также входят положения и инструкции по учету отдельных операций или процессов хозяйственной деятельности, регламентирующие методику бухгалтерского учета. Например, к ним относится Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1994г.

Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определено, что регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета осуществляет Министерство финансов (оно должно отвечать за создание систем бухгалтерского учета каждого институционального сектора экономики). Государственное казначейство, Национальный банк, отраслевые министерства и комитеты должны заниматься проблемами создания методического обеспечения.

Итак, нормативная база в области формирования учетной политики включает:

- Закон о бухучете

Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», с изменениями и дополнениями.
- П(С)БУ-7

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92, с изменениями и дополнениями.

- П(С)БУ 9

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.99. г. № 246, с изменениями и дополнениями.
- П(С)БУ -15

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Минфина Украины от 29.11.99 г. № 290, с изменениями и дополнениями.

- П(С)БУ -16

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318, с изменениями и дополнениями

Национальная наука не оказывает достаточного влияния на реформирование бухгалтерского учета. Одним из мероприятий, при помощи которого можно исправить это положение, является вмешательство Методологического совета, как органа, состоящего из ведущих специалистов в сфере учета, в формировании тематики научных исследований. В связи с этим нуждаются в уточнении и конкретизации некоторые положения Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», касающиеся правового обеспечения государственного регулирования бухгалтерского учета, а также его методологических и методических основ. Например, в статью 1 «Определения терминов» предлагается внести такие термины: «бухгалтерская отчетность», «учетная политика субъекта хозяйствования»:

1. «Бухгалтерская отчетность - отчетность, которая составляется по данным текущего бухгалтерского учета и делится на финансовую, налоговую, статистическую, а также другие виды отчетности, использующие денежный измеритель и основывающиеся на данных бухгалтерского учета».

2. «Учетная политика субъекта хозяйствования - совокупность принципов, методов и процедур, которые используются субъектом хозяйствования для ведения текущего учета, составления и представления финансовой отчетности, определенных этим законом, положениями (стандартами) бухгалтерского учета, другими нормативными документами, утвержденными Министерством финансов».

Итак, как вывод, можно сказать, что данные направления реформирования бухгалтерского учета в Украине, можно рассматривать как государственную учетную политику в период становления национальной системы бухгалтерского учета.

4. Элементы учетной политики:

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, обязательства организаций и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Цели и задачи бухгалтерского учета:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности.

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Элементы учетной политики предприятия относятся практически ко всем составляющим активов, обеспечений, доходов, расходов и других объектов учета. Основные элементы, которые, согласно с нормативными документами Украины, предприятие может использовать, формируя свою учетную политику приведены в таблице 1.

Таблица 1

Объекты учетной политики

Элементы учетной политики

Основные средства и нематериальные активы

Сроки полезного использования; методы амортизации; порядок переоценки основных средств; порядок учета затрат на обслуживание основных средств и их ремонт;

Долгосрочные финансовые инвестиции

Порядок зачтения на баланс; методы оценки, амортизации (дисконта, премии);

Запасы

Порядок распределения транспортно-заготовительных затрат (ТЗР); методы оценки стоимости запасов, которые выбывают; порядок оценки товаров в торговых организациях;

Дебиторская задолженность

Порядок оценки и отражения в балансе; метод создания резерва сомнительных долгов;

Текущие финансовые инвестиции

Первоначальная оценка и отражение в балансе;

Обеспечения

Состав, порядок формирования и использования обеспечений будущих расходов и платежей;

Доходы и расходы отчетного периода

Объекты учета затрат на производство продукции: состав затрат, которые формируют себестоимость продукции; оценка затрат, которые формируют себестоимость производства продукции; оценка затрат, которые учитывают за объектом учета; метод учета затрат на производство; распределение затрат на постоянные и переменные, по экономическим элементам, по статьям калькуляции; система оплаты работы; порядок учета и распределения общепроизводственных затрат; метод оценки выполненных работ в расчетах с заказчиками; метод распределения затрат производства продукции на её реализованную часть и её часть в незавершенном производстве; метод оценки незавершенного производства; состав затрат будущих периодов и порядок их списания на затраты производства или затраты периода; метод оценки обязательств; метод определения выручки и финансового результата от реализации.

Элементами учетной политики также является порядок учета курсовых разниц, порядок формирования и использования фондов специального назначения, порядок увеличения уставного капитала, определение части дополнительного капитала и др. [20, c 205]

Несколько подробней рассмотрим такие элементы учетной политики как:

1. Основные средства;

2. Нематериальные активы;

3. Производственные запасы.

1. Основные средства.

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах определены в Положении бухгалтерского учета № 7 «Основные средства».

Основные средства - это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок которых более одного года (или операционного цикла, если он больше года).

Для учета при признании основных средств используется только один критерий - срок службы более одного года. Объект основных средств признается в качестве актива, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена.

Правильный учет основных средств может осуществляться только при условии единого принципа их оценки.

Исторически основные средства учитывались с использованием 3-х видов оценки:

1. первоначальная стоимость;

2. переоцененная первоначальная стоимость (восстановительная);

3. остаточная стоимость.

Первоначальная стоимость - историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоронных активов.

Восстановительная стоимость - стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях с учетом действующего уровня цен, тарифов, расценок и норм. Определяется в результате переоценок. Предприятие может переоценивать объект основных средств, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса.

Остаточная стоимость представляет собой разность между первоначальной стоимостью и износом.

П(С)БУ 7 «Основные средства» определяет амортизацию как систематическое распределение амортизируемой стоимости необоротных активов в течении срока их полезного использования.

В Приказе об учетной политике организации в данном подразделе раскрытию подлежит как минимум следующая информация:

· о способах оценки основных средств, приобретенное в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

· об изменениях стоимости ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи реконструкции, частичной ликвидации, переоценки);

· о принятых организацией сроках полезного использования объектов ОС (по основным группам);

· об объектах основных средств, представленных и полученных по договору аренды;

· о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по отдельным объектам основных средств.

2. Нематериальные активы.

В соответствии с П(С)БУ 8 нематериальный актив - это немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован и содержаться предприятием в целях использования на протяжении более одного года (или операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду иным лицам. [7, c 92]

Учетная политика организации в части учета нематериальных активов включает описание:

Ш принятых способов и методов оценки и учета приобретения, создания и выбытия нематериальных активов;

Ш принятых способов начисления амортизации нематериальных активов с указанием, к каким группам и видам нематериальных активов применяются выбранные способы начисления амортизации;

Ш используемых для учета нематериальных активов счетов бухгалтерского учета, которые включены в рабочий план счетов бухгалтерского учета;

Ш применяемых для оформления хозяйственных операций с нематериальными активами форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых;

Ш порядка включения соответствующих показателей в бухгалтерскую отчетность.

3. Производственные запасы.

Производственные запасы являются активами, входящими в состав запасов предприятия, для которых в П(С)БУ 9 «Запасы» определены методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о них и раскрытия её в финансовой отчетности.

Производственные запасы признаются активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена.

Согласно П(С)БУ 9п. 9 приобретённые запасы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.

Производственные запасы включают: сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тару и тарные материалы, материалы, переданные в переработку, прочие материалы.

Учетная политика предприятия в частности выбора метода оценки запасов влияет на сохранность капитала.

Согласно пункту 16 П(С)БУ 9 «Запасы» для определения себестоимости реализованных товаров используется метод ФИФО (себестоимости первых по времени поступления запасов). Оценка запасов по методу ФИФО основывается на предположении, что запасы выбывают в той последовательности, в какой они поступали на предприятие, т.е. запасы, приобретенные первыми, продаются первыми, а запасы, оставшиеся на конец периода, являются запасами, которые были приобретены в последнюю очередь. При этом запасы, выбывающие первыми, оцениваются по себестоимости первых по времени поступления запасов.

Метод учета производственных запасов - совокупность способов учета производственных запасов, применяемых в учетной политике предприятия. В приказе руководителя об учетной политике предприятия на год определяется метод оценки производственных запасов. В случае перехода в следующем году на другой метод списания материальных ресурсов в пояснительной записке к годовому балансу приводятся объяснения принятого решения. Важную роль в учете производственных запасов играет определение фактической себестоимости запасов. В фактическую себестоимость производственных запасов включаются затраты по приобретению материальных ценностей: наценки и надбавки на стоимость материальных ценностей: комиссионные вознаграждения, уплаченные сторонним организациям (посредникам), проценты за пользование кредитными ресурсами, привлеченными для приобретения производственных запасов, расходы по выплате таможенных пошлин, оплата транспортных услуг, а также услуг по хранению и доставке товаров, осуществляемых другими предприятиями (без НДС). В большинстве организаций применяется учет материальных ценностей по плановой себестоимости и по средним учетным ценам. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается проводить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости, по себестоимости первых во времени закупок (метод ФИФО).

5. Аудит учетной политики предприятия.

Внешний контроль за выполнением учетной политики осуществля-ют независимая аудиторская организация (аудитор), а также государст-венные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Как и в случае с внут-ренним контролем, цели и задачи контроля названных организаций различны: аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной полити-ки характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам; контроль государствен-ных органов, как правило, преследует лишь одну цель - установле-ние соответствия избранных организацией способов ведения бухгалтер-ского учета требованиям и предписаниям законодательства.

Фор-мирование учетной политики относится к компетенции глав-ного бухгалтера. Но в разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб.

Аудитор должен проверить соответствие учетной политики действующему законодательству и бухгалтерским требованиям. Аудитор проверяет насколько целесообразно применять ту или иную форму организации бухгалтерского учета, отвечает ли она конкретным требованиям работы предприятия. Проверке подлежит так же состояние синтетического учета и его связь с данными аналитическим учетом.

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем, один ее экземпляр представляется в налоговую инспекцию. Вновь созданная организация должна разработать учетную политику и передать ее в налоговую инспекцию в течение 90 дней со дня своей регистрации; в остальных случаях - в начале финансового года.

Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет. Во-вторых, влияние учётной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия. К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников. Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера вопроса учётной политики. Большое значение для оформления учётной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета. Среди них графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания оформить порядок применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учётной политики. Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия. Различные составляющие учётной политики оформляются документами разного уровня. Методические, организационные и, вероятно, отдельные технические способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжения руководителя предприятия, ибо согласно действующему законодательству именно на руководителе лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание не-обходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правилами, установленными главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета на предприятии.

Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

При проведении аудита учетной политики задачами аудитора является: проверка целесообразности применения той или иной формы организации бухгалтерского учета, отвечает ли она конкретным требованиям работы предприятия. В учетной политике должны быть указаны методы оценки основных средств, их классификация на предприятии, используемые методы амортизации и другое.

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. Эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета. Учётная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта, принятая в организации. Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учёте учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учётной политики достаточно велико. Она является основной для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации. Поэтому руководителю и главному бухгалтеру следует серьёзно отнестись к формированию и утверждению учётной политики, так как от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации.

Таким образом, необходимость аудиторских проверок обуславливается тем, что наиболее достоверным источником информации о хозяйственной деятельности предприятия являются данные бухгалтерского учета и отчетности.

Можно сделать вывод о том, что аудит учетной политики - довольно сложный процесс, он значительно влияет на его конечные результаты.

Заключение

Государственная политика по развитию национальной системы бухгалтерского учета должна быть направлена на реализацию определенной стратегии реформирования бухгалтерского учета в Украине. Для создания такой стратегии необходимо определить концепцию реформирования. На основе стратегии следует разработать план мероприятий, выбрать его исполнителей и создать систему контроля за качеством выполнения этих мероприятий. Концепция реформирования бухгалтерского учета в Украине определена Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», в котором показано, что П(С)БУ не должны противоречить международным стандартам.

Понимание учетной политики как инструмента государственного регулирования предусматривает, что её субъектом является государство в лице законодательной и исполнительной власти, а объектом - национальная система бухгалтерского учета.

Учетная политика как инструмент государственного регулирования направлена на систему бухгалтерского учета субъекта хозяйствования. С одной стороны, она обеспечивает её развитие, а с другой - создает условия для разработки субъектом хозяйствования собственной учетной политики. Предприятия самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности, и принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Учетную политику разрабатывает бухгалтер, а утверждает руководитель. Если способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно. Все дополнения утверждаются приказом руководителя. Вносить их можно в течение всего года.

П(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» определяет, что учетная политика является совокупностью принципов, методов и процедур, которые используются предприятиями для составления и представления финансовой отчетности. Её составление это трудоемкий и ответственный процесс. Согласно особенностям предприятия, в учетной политике необходимо предусмотреть принципы, методы и процедуры выполнения учетных операций, которые характерны именно для деятельности субъекта хозяйствования. По разработанной политике предприятие имеет право работать не один год и учитывать свои активы и обязательства в зависимости от разработанной и установленной учетной политики.

Список использованной литературы

1. Закон України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні « N 3422- IV ( 3422-15 ) від 09.02.2006, ВВР, 2006, N 26, ст.210

2. Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета: нормативная база. Новая редакция. - Х.: Курсор - 2006 - 278с.

3. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций. Утвержден приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99г. № 291. С изменениями и дополнениями.

4. Международный стандарт бухгалтерского учета № 1 «Раскрытие учетной политики».

5. Вербицкая Л.В. Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса в Украине. Учебное пособие. К., МАУП, 2000, с 30.

6. Канаєва Т.В. Бухгалтерський облік у бюджетних установах. Навчальниц посібник. К., «Книга», 2004, с 209;

7. Бешуля И.В., Гончарова Н.Н., Смирнова Л.Д., Пискунова Н.В, - учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины «Финансовый учет», - Донецк, ДонНУ. - 2004.- 192с.

8. Бутинець Ф.Ф. Аудит: Підр.для студ.-- 2-е вид. перер. і доп. -Жит.: ПП., “РУТА” , 2002,-- 672с.

9. Бухгалтерський облік у галузях економіки: Підручник для студ. Вищ. Навч. Зал./ В.Б. Захожай, М.Ф. Ба зась, М.М. Матюха, В.М. Ба зась; За ред.. В.Б. Захожая, М.Ф. Базася - К.: МАУП, 2005. - 968с.

10. Теория бухгалтерского учета. Учебное пособие под ред. Б.И. Валуева. Одесса, ОГЭУ, «Принт мастер», 2002, с. 252.

11. Кочерга С.В. Теорія бухгалтерського обліку. Навч. Посібник. Полтава, «Інтер Графіка», 2004, с 324.

12. Вербицкая Л.В. Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса в Украине. Учебное пособие. К., МАУП, 2000, с.248

13. http:// const.iak.ru/cons.insf

14. Пушкар М.С. Тенденції та закономірності розвитку бухгалтерського обліку в Україні (теоретико-методологічні аспекти). Автореферат дисертації. Тернопіль. Тернопільська академія народного хазяйства. 2000, с 21

15. Сердюк В.Н.. Бухгалтерский учет: учебно-методическое пособие. 7-е изд., изм. и доп. - Донецк: ДонНУ, 2004. - 505с.

16. "Бухгалтер",N 38, октябрь, 2002 г. Лист, Державний комітет України з питань регуляторної політики та підприємництва. Щодо питань бухгалтерського обліку.

17. Лист, Міністерство фінансів України Про облікову політику № 31-34000-10-5/27793,21.12.2005 (http://nau.kiev.ua/nau10/ukr/show.php?code=v2779201-05)

18. Журнал «Экономика Украины » № 4. «О национальной учетной политике в Украине». - 2006 г. С 22-29.

19. Свірко С.В. Організація бухгалтерського обліку в бюджетних установах. Навчальний посібник. К., КНЕУ, 2003. с. 83.

20. Г.О. Партин, А.Г. Загородниій, М.В. Корягін. Теорія бухгалтерського обліку: Навчальний посібник. - 2-ге вид. стереотип. - Львів: «Магнолія 2006», 2007. - 240с.

21. Бутинець Ф,Ф, Теорія бухгалтерського обліку: Підручник для студентів спеціальності «Облік і аудит» вищих навчальних закладів./ 3-є вид., доп. і перероб. - Житомир: ПП «Рута», 2003 - 444с.

Array

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.