| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Экономико-статистический анализ выручки и прибыли от реализации продукции в СХПК "Дьяконовский" Октябрьского района Курской областиСуммой покрытия называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат (издержек). Ее можно рассчитать и по-другому - как сумму постоянных затрат (издержек) и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки необходимо вычесть все прямые затраты, а так же часть накладных расходов, которые зависят от объема производства и поэтому относятся к категории переменных затрат. Сумма покрытия означает вклад в покрытие постоянных расходов и получение прибыли. Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или (для отдельного товара) доля средней величины покрытия в цене товара. Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства, которые обеспечивают фирме покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи: 1. поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получит прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к примеру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций. 2. Поскольку выручка зависит от двух компонентов: цены товара и объема продаж, можно рассчитать необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Придется увеличить объем продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли. 3. Если предприятие получает выручку большей той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем разница между фактической выручкой и выручкой, соответсявующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке. Приводимый ниже порядок расчета точки безубыточности является очень простым и позволяет быстро и позволяет быстро и без сложных расчетов найти искомую величину. Однако следует остановиться на некоторых допущениях, которые при этом принимаются. Во-первых, предполагаем, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет продажную цену. В отношении длительного времени и большого объема продукции такое предложение не является правомерным. Однако для короткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо, поэтому график валовой выручки на рис. 2 выглядит как прямая линия. Во-вторых, аналогичное предположение относится и к затратам. Известно, что при расширении объема производства темп изменения затрат различный. На определенном этапе начинает действовать закон убывающей отдачи и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производные мощности оказываются чрезмерно загруженными. Однако здесь предполагаем, что затраты растут равномерно, что так же вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска не наблюдается. Изображение на рис. 2 точка безубыточности - это точка пересечения графиков валовой выручки и валовых издержек. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если фирма продает продукции меньше объема Q', то она терпит убытки, если больше этого объема - получает прибыль. Точка, соответствующая объему производства Q' и выручки R', получаемой фирмой, и является точкой безубыточности. В этой точке получаемая фирмой выручка равна ее валовым издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Наиболее важное значение имеет показатель пороговой выручки, так как пороговый объем продаж может быть разным в зависимости от цены реализуемой продукции. Основной задачей в этой главе является анализ изменений показателей выручки и прибыли во времени, а так же выявление основных тенденций этих изменений в СХПК «Дьяконовский». Для осуществления этой задачи рассмотрим сначала динамический ряд показателей прибыли (в нашем случае убытка) и выручки от реализации продукции в хозяйстве. Таблица 9 - Ряд динамики и среднее значение прибыли и выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский», тыс. руб.
Из данных таблицы 9 мы видим, что даже за такой сравнительно небольшой период на предприятии произошли значительные изменения значений прибыли и выручки от реализации продукции. Во-первых мы видим, что выручка от реализации продукции снизилась и составила в среднем за 3 года 3871 тыс. руб. Прибыль от реализации продукции за анализируемый период была отрицательной и составила в среднем -3773 тыс. руб. Таким образом, можно сказать, что предприятие является убыточным. Если сопоставить уровни рядя (таблицы 9) между собой, то в результате сравнения получим систему абсолютных и относительных показателей динамики выручки и прибыли. Рассмотрим и проанализируем сначала показатели динамики выручки. Таблица 10 - Показатели выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский».
Исходя из табличных данных мы можем сказать, что в СХПК «Дьяконовский» происходит снижение выручки от реализации продукции. За анализируемый период на предприятии размер выручки снизился на 1671 тыс. руб. или на 32 %. Особенно интенсивно снижение происходит до 2003 года, а с 2003 года она начала немного расти, и составила в 2004 году 3553 тыс. руб. Далее рассмотрим и проанализируем показатели динамики прибыли. Таблица 11 - Показатели динамики прибыли от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский».
Данные таблицы 11 позволяют сделать вывод о том, что предприятие в целом является убыточным. Можно увидеть, что с 2000 года предприятие начинает нести убытки от реализации продукции. Особенно убыточным предприятие было в 2002 году и размер убытка составил 1482 тыс. руб. Но с 2003 года происходят небольшие прояснения, убыток постепенно начинает снижаться. Показатели динамики не всегда ясно отражают общую тенденцию развития объекта. Поэтому для выявления основных тенденций динамики выручки и прибыли от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский» воспользуемся аналитическим выравниванием временного ряда: ? = a + bt, где ? - теоретическое значение уровня; а - уровень ряда занимающий центральное место; b - ежегодный прирост или снижение; t - условный момент времени. Коэффициенты a и b находятся из формул: , где n - число уровней ряда Определим сначала тенденции выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский». Таблица 12 - Расчетные величины для определения тенденции динамики выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский».
Используя полученные нами расчетные величины, нашли коэффициенты а и b, а затем нашли теоретическое значение уровней (см. приложение): тыс. руб. тыс. руб. На основании имеющихся данных построим график динамики выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский» Октябрьского района Курской области. фактическое значение выручки выровненное значение выручки На рисунке 3 наглядно изображена тенденция снижения размеров выручки от реализации продукции до 2003 года, и с 2003 года мы видим небольшое увеличение выручки, и если в ближайшее время на предприятии не произойдет никаких коренных изменений, то ее рост наверняка будет продолжен. Далее определим тенденции прибыли от реализации продукции. Таблица 13 - расчетные величины для определения тенденции динамики прибыли от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский».
|
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|