реферат бесплатно, курсовые работы
 

Экономико-статистический анализ выручки и прибыли от реализации продукции в СХПК "Дьяконовский" Октябрьского района Курской области

Суммой покрытия называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат (издержек). Ее можно рассчитать и по-другому - как сумму постоянных затрат (издержек) и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки необходимо вычесть все прямые затраты, а так же часть накладных расходов, которые зависят от объема производства и поэтому относятся к категории переменных затрат.

Сумма покрытия означает вклад в покрытие постоянных расходов и получение прибыли.

Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или (для отдельного товара) доля средней величины покрытия в цене товара.

Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства, которые обеспечивают фирме покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи:

1. поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получит прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к примеру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.

2. Поскольку выручка зависит от двух компонентов: цены товара и объема продаж, можно рассчитать необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Придется увеличить объем продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.

3. Если предприятие получает выручку большей той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем разница между фактической выручкой и выручкой, соответсявующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке.

Приводимый ниже порядок расчета точки безубыточности является очень простым и позволяет быстро и позволяет быстро и без сложных расчетов найти искомую величину. Однако следует остановиться на некоторых допущениях, которые при этом принимаются.

Во-первых, предполагаем, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет продажную цену. В отношении длительного времени и большого объема продукции такое предложение не является правомерным. Однако для короткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо, поэтому график валовой выручки на рис. 2 выглядит как прямая линия.

Во-вторых, аналогичное предположение относится и к затратам. Известно, что при расширении объема производства темп изменения затрат различный. На определенном этапе начинает действовать закон убывающей отдачи и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производные мощности оказываются чрезмерно загруженными. Однако здесь предполагаем, что затраты растут равномерно, что так же вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска не наблюдается.

Изображение на рис. 2 точка безубыточности - это точка пересечения графиков валовой выручки и валовых издержек. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если фирма продает продукции меньше объема Q', то она терпит убытки, если больше этого объема - получает прибыль. Точка, соответствующая объему производства Q' и выручки R', получаемой фирмой, и является точкой безубыточности. В этой точке получаемая фирмой выручка равна ее валовым издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Наиболее важное значение имеет показатель пороговой выручки, так как пороговый объем продаж может быть разным в зависимости от цены реализуемой продукции.

Основной задачей в этой главе является анализ изменений показателей выручки и прибыли во времени, а так же выявление основных тенденций этих изменений в СХПК «Дьяконовский». Для осуществления этой задачи рассмотрим сначала динамический ряд показателей прибыли (в нашем случае убытка) и выручки от реализации продукции в хозяйстве.

Таблица 9 - Ряд динамики и среднее значение прибыли и выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский», тыс. руб.

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

В среднем за период

Выручка от реализации продукции

4621

3439

3553

3871

Прибыль от реализации продукции

-1482

-1163

-1128

-3773

Из данных таблицы 9 мы видим, что даже за такой сравнительно небольшой период на предприятии произошли значительные изменения значений прибыли и выручки от реализации продукции. Во-первых мы видим, что выручка от реализации продукции снизилась и составила в среднем за 3 года 3871 тыс. руб. Прибыль от реализации продукции за анализируемый период была отрицательной и составила в среднем -3773 тыс. руб. Таким образом, можно сказать, что предприятие является убыточным.

Если сопоставить уровни рядя (таблицы 9) между собой, то в результате сравнения получим систему абсолютных и относительных показателей динамики выручки и прибыли. Рассмотрим и проанализируем сначала показатели динамики выручки.

Таблица 10 - Показатели выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский».

Годы

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, ц.

базисный

ценной

баз.

цен.

баз.

цен.

1998

5224

-

-

-

-

-

-

-

1999

4993

-231

-231

95,6

95,6

-4,4

-4,4

52,24

2000

4819

-405

-174

92,2

96,5

-7,8

-3,5

49,93

2001

4723

-501

-96

90,4

98,0

-9,6

-2,0

48,19

2002

4621

-603

-102

88,5

97,8

-11,5

-2,2

47,23

2003

3439

-1785

-1182

65,8

74,4

-34,2

-25,6

46,21

2004

3553

-1671

114

68,0

103,3

-32,0

3,3

34,39

Исходя из табличных данных мы можем сказать, что в СХПК «Дьяконовский» происходит снижение выручки от реализации продукции. За анализируемый период на предприятии размер выручки снизился на 1671 тыс. руб. или на 32 %. Особенно интенсивно снижение происходит до 2003 года, а с 2003 года она начала немного расти, и составила в 2004 году 3553 тыс. руб.

Далее рассмотрим и проанализируем показатели динамики прибыли.

Таблица 11 - Показатели динамики прибыли от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский».

Годы

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолют. знач. 1% прироста , ц.

базисный

ценной

баз.

цен.

баз.

цен.

1998

1700

-

-

-

-

-

-

-

1999

1200

-500

-500

70,6

70,6

-29,4

-29,4

17,00

2000

-980

-2680

-2180

-57,7

-81,7

-157,7

-181,7

12,00

2001

-1218

-2918

-238

-71,7

124,3

-171,7

24,3

-9,80

2002

-1482

-3182

-264

-87,2

121,7

-187,2

21,7

-12,18

2003

-1163

-2863

319

-68,4

78,5

-168,4

-21,5

-14,82

2004

-1128

-2828

35

-66,4

97,1

-166,4

-2,9

-11,63

Данные таблицы 11 позволяют сделать вывод о том, что предприятие в целом является убыточным. Можно увидеть, что с 2000 года предприятие начинает нести убытки от реализации продукции. Особенно убыточным предприятие было в 2002 году и размер убытка составил 1482 тыс. руб. Но с 2003 года происходят небольшие прояснения, убыток постепенно начинает снижаться.

Показатели динамики не всегда ясно отражают общую тенденцию развития объекта. Поэтому для выявления основных тенденций динамики выручки и прибыли от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский» воспользуемся аналитическим выравниванием временного ряда:

? = a + bt, где

? - теоретическое значение уровня;

а - уровень ряда занимающий центральное место;

b - ежегодный прирост или снижение;

t - условный момент времени.

Коэффициенты a и b находятся из формул:

, где n - число уровней ряда

Определим сначала тенденции выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский».

Таблица 12 - Расчетные величины для определения тенденции динамики выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский».

Годы

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

Расчетные величины

з-х летняя скользящая

y

t

t2

yt

?

сумма

средняя

1998

5224

-5

25

-26120

5425,7

15144,3

5048,1

1999

4993

-3

9

-14979

5048,1

14200,3

4733,4

2000

4819

-1

1

-4819

4670,5

13445,1

4481,7

2001

4723

0

0

0

4481,7

12689,9

4229,9

2002

4621

1

1

4621

4292,9

11745,9

3915,3

2003

3439

3

9

10217

3915,3

2004

3553

5

25

17765

3537,7

Итог

31372

?0

?70

-13215

31371,9

Используя полученные нами расчетные величины, нашли коэффициенты а и b, а затем нашли теоретическое значение уровней (см. приложение):

тыс. руб.

тыс. руб.

На основании имеющихся данных построим график динамики выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский» Октябрьского района Курской области.

фактическое значение выручки

выровненное значение выручки

На рисунке 3 наглядно изображена тенденция снижения размеров выручки от реализации продукции до 2003 года, и с 2003 года мы видим небольшое увеличение выручки, и если в ближайшее время на предприятии не произойдет никаких коренных изменений, то ее рост наверняка будет продолжен.

Далее определим тенденции прибыли от реализации продукции.

Таблица 13 - расчетные величины для определения тенденции динамики прибыли от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский».

Годы

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

Расчетные величины

з-х летняя скользящая

y

t

t2

yt

?

сумма

средняя

1998

1700

-5

25

-8500

1113,8

1478,4

492,8

1

2

3

4

5

6

7

8

1999

1200

-3

9

-3600

492,8

-74,1

-24,7

2000

-980

-1

1

980

-128,2

-1316,1

-438,7

2001

-1218

0

0

0

-438,7

-2558,1

-852,7

2002

-1482

1

1

-1482

-749,2

-4110,6

-1370,2

2003

-1163

3

9

-3489

-1370,2

2004

-1128

5

25

-5640

-1991,2

Итог

-3071

?0

?70

-21731

-3070,9

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.