реферат бесплатно, курсовые работы
 

Direct-costing

состоят только из переменной части. Допустим также, что: а) половина всех произведенных за отчетный период затрат материализовалась в готовой про-дукции, а вторая часть осталась в виде незавершенного производства, при-чем за отчетный период произведено 17 ед. готовой продукции А и 26 ед. изделия Б; б) вся произведенная продукция реализована. Выручка от реали-зации составила 680 руб.

Учет затрат по методу «директ-костинг» показан на рис. 1. К счету 20 открыты два субсчета -- для калькулирования себестоимости каждого вида продукции -- 20-А и 20-Б. Прямые затраты отнесены непосредственно на носители затрат: 170 руб. -- на продукцию А и 340 руб. -- на продукцию Б. Затраты, собранные на счете 25, распределяются между продуктами А и Б пропорционально прямой заработной плате, т.е. в пропорции 1 : 2. Таким образом, из общей суммы общепроизводственных затрат в 153 руб. 51 руб. отнесено на продукцию А, 102 руб. -- на продукцию Б.

Общехозяйственные расходы как периодические в сумме 204 руб. пря-мо списаны на себестоимость реализованной продукции.

Видно, что на производство продукции А в отчетном периоде затрачено 221 руб. Половина из них (110.5 руб.) -- себестоимость готовой продукции. По условию за отчетный период произведено 17 ед. продукции А. Следователь-но, себестоимость одной единицы -- 6,5 руб. В незавершенном производ-стве останется продукции А на сумму 110,5 руб.

Аналогичные расчеты по изделию Б позволяют оценить готовую про-дукцию (26 ед.) в 221 руб. Следовательно, себестоимость единицы изделия Б составляет 221: 26 = 8,5 руб. Незавершенное производство по изделиям Б оценивается в 221 руб.

Себестоимость всей готовой продукции -- 331,5руб. (110,5 + 221). Это пе-ременная себестоимость. На счете 90 формируется первый финансовый показатель -- маржинальный доход; в данном случае он равен 348,5 руб. (680 - 331,5). После списания общехозяйственных расходов на счете 90 вы-водится второй показатель -- прибыль, т.е. разница между маржинальным доходом и постоянными издержками. В приведенном примере операцион-ная прибыль равна:

348,5-204 =144,5 руб.

Поскольку готовой продукции на складе нет, запасы будут представле-ны лишь незавершенным производством. Его общий размер составляет:

110,5 + 221 =331,5 руб.

На рис. 2 представлен порядок учетных записей при калькулировании полной себестоимости. Отличие от предыдущей схемы состоит в том, что в калькулировании участвуют все расходы, включая и постоянные. Таким об-разом, между продуктами А и Б помимо общепроизводственных будут распределяться и общехозяйственные расходы. База распределения -- прямая заработная плата, пропорция распределения, как и прежде, составляет 1 : 2. Тогда на продукцию А будет отнесено 68 руб. общехозяйственных расхо-дов, на продукцию Б -- 136 руб. Дебетовый оборот по счету 20-А с учетом прямых и общепроизводственных расходов составит 289 руб.; из них поло-вина -- стоимость готовой продукции, а половина остается в незавершен-ном производстве. Следовательно, 17 ед. готовой продукции А оценивается в 144,5 руб., т.е. себестоимость единицы -- 8,5 руб.

По продукции Б имеем: изготовление 26 ед. обошлось предприятию в 289 руб., т.е. себестоимость единицы составляет:

289: 26= 11,1руб.

Себестоимость всей готовой продукции -- 433,5 руб. (144,5 + 289). Следова-тельно, операционная прибыль составит:

680-433,5 =246,5 руб.

Оценим запасы незавершенного производства. По продукции А их сто-имость равна 144,5 руб., по продукции Б -- 289 руб. Отсюда себестоимость запасов составила 433,5 руб.

Результаты выполненных расчетов сведены в табл. 1

Таблица 1

Оценка себестоимости, прибыли и запасов при учете переменных (метод «директ-костинг») и полных затрат, руб.

Показатели

Учет переменных затрат

Учет полных затрат

Себестоимость единицы продукции:

А

6,5

8,5

Б

8,5

11,1

Оценка запасов

331,5

433,5

Прибыль

144,5

246,5

Сравнение полученных результатов позволяет заключить: себестоимость единицы продукции, рассчитанная по методу «директ-костинг», ниже пол-ной себестоимости (по продукции А -- на 2 руб., по продукции Б -- на 2,6 руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости на 102 руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (433,5 - 331,5). Поэтому себестоимость реализованной продукции оказывается выше, а следовательно, прибыль меньше при методе учета переменных затрат на те же 102 руб. (246,5-144,5).

Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себе-стоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.

В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании мар-жинального подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на по-стоянную и переменную части. При этом непременно формируется показа-тель маржинального дохода. С учетом цифрового примера отчет выглядит следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Отчет о прибылях и убытках (составлен при использовании метода «директ-костииг»)

№ строки

Показатели

Сумма, руб.

1

Выручка от реализации продукции

680

2

Переменная часть себестоимости реализованной продукции

331,5

3

Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2)

348,5

4

Постоянные затраты

204

5

Операционная прибыль (стр. 3 - стр. 4)

144,5

В отчете, составленном по результатам калькулирования полной себе-стоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается (табл. 3).

Таблица 3

Отчет о прибылях и убытках (составлен по результатам калькулирования полной себестоимости продукции)

№ строки

Показатели

Сумма, руб.

1

Выручка от реализации продукции

680

2

Себестоимость реализованной продукции

433,5

3

Операционная прибыль (стр. 1 - стр. 2)

246,5

Пример 3. Допустим, что в 2001 году образовательное учреждение планирует вести платное обучение по двум образовательным программам. Программа А - получение второго высшего образования. Она рассчитана на 2000 академических часов в течение двух лет. Программа Б - профессиональная подготовка и повышение квалификации, рассчитана на 240 академических часов. По программе А планируется обучать 250 человек, по программе В - 100 человек.

А теперь нам нужно решить, какая из этих образовательных услуг окажется более рентабельной, а проще говоря, выгодной для образовательной организации.

Сначала воспользуемся способом калькулирования полной себестоимости этих услуг.

Планируемые затраты разделим на прямые (они совпадают с переменными расходами, которые зависят от численности учащихся) и косвенные (условно совпадают с постоянными расходами).

К прямым расходам относятся расходы на оплату труда педагогов. Рассчитаем эти расходы.

До конца текущего года по программе А в 10 группах по 25 человек предполагается провести всего 10 000 академических часов занятий (1000 ч х 10 групп). По программе Б - 960 академических часов (240 ч х 4 группы). Ставка оплаты преподавательского труда - 100 руб. в час. Поэтому расходы на оплату труда педагогов по программе А равны 1 000 000 руб. (100 руб. х 10 000 ч), по программе Б - 96 000 руб. (100 руб. х 960 ч).

Далее рассчитаем начисления на заработную плату педагогов (единый социальный налог по ставке 35,6% и взносы в ФСС России от несчастных случаев и профзаболеваний по ставке 0,2%). Эти затраты по программе А составят 358 000 руб. (1 000 000 руб. х (35,6% + 0,2%)), по программе Б - 34 368 руб. (96 000 руб. х (35,6% + 0,2%)).

В группу прямых расходов входят и различные материалы, необходимые для проведения учебных занятий (мел, бумага, расходные материалы для ксерокса). Предположим, что в год на одного учащегося полагается расходных материалов не более чем на 800 руб. Тогда данные расходы по программе А - 200 000 руб. (800 руб. х 250 чел.), по программе Б - 80 000 руб. (800 руб. х 100 чел.).

Далее рассчитаем расходы на учебную литературу и пособия, которые также относятся к прямым (переменным) расходам.

Если каждому учащемуся по программе А в течение года необходимо 16 учебников (примерная стоимость одного учебника - 75 руб.), а по программе В - 2 учебника, то сумма этих расходов по первой программе составит 300 000 руб. (75 руб. х 16 шт. х 250 чел.), по второй программе - 15 000 руб. (75 руб. х 2 шт. х 100 чел.).

Косвенные (постоянные) расходы могут быть следующими.

Во-первых, это заработная плата администрации и обслуживающего персонала. В нашем примере расходы по данной статье равны 25 процентам от прямой преподавательской заработной платы. По программе А они составляют 250 000 руб. (1 000 000 руб. х 25%); по программе Б - 24 000 руб. (96 000 руб. х 25%). Всего 274 000 руб.

Начисления на заработную плату руководства и персонала по программе А будут равны 89 500 руб. (250 000 руб. х (35,6% + 0,2%)), а по программе Б - 8592 руб. х (24 000 руб. х (35,6% + 0,2%)). Всего - 98 092 руб.

Предположим, что в нашем примере транспортные расходы составили 80 000 руб., стоимость услуг связи - 30 000 руб., коммунальные платежи - 50 000 руб. Распределив эти суммы между программами А и Б пропорционально численности обучающихся, получим, что на программу А приходится соответственно 57 143 руб. ((80 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), 21 429 руб. ((30 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), 35 714 руб. ((50 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), а на программу Б - 22 857 руб. ((80 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.), 8571 руб. ((30 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.), 14 286 руб. ((50 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.) из общей стоимости транспортных услуг, услуг связи, и коммунальных услуг.

На основе этих данных составим калькуляцию платной образовательной деятельности на 2001 год.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| Статьи расходов | Прямые (переменные) | Всего |

| | расходы | по группе |

| |--------------------------------------------------------------| расходов |

| | программа А | программа Б | |

| |(10 групп по | (4 группы по | |

| | 1000 часов) | 240 часов) | |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Прямые (переменные) расходы |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|Оплата труда педагоги-| | | |

|ческого персонала |1 000 000 руб.| 96 000 руб. |1 096 000 руб.|

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Начисления на оплату| | | |

|труда педагогического| | | |

|персонала | 358 000 руб. | 34 368 руб. | 392 368 руб.|

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Предметы снабжения и| | | |

|расходные материалы | 200 000 руб. | 80 000 руб. | 280 000 руб.|

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Прочие текущие расходы| | | |

|(обеспечение учебниками| | | |

|и учебными пособиями) | 300 000 руб. | 15 000 руб. | 315 000 руб.|

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Всего прямые расходы |1 880 000 руб.| 225 368 руб. |2 083 368 руб.|

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Косвенные (постоянные) расходы |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|Оплата труда персонала| | | |

|сопровождения | 250 000 руб. | 24 000 руб. | 274 000 руб.|

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Начисления на оплату| | | |

|труда персонала сопрово-| | | |

|ждения | 89 500 руб. | 8592 руб. | 98 092 руб.|

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Оплата транспортных ус-| | | |

|луг | 57 143 руб. | 22 857 руб. | 80 000 руб.|

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Оплата услуг связи | 21 429 руб. | 8571 руб. | 30 000 руб.|

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Оплата коммунальных ус-| | | |

|луг | 35 714 руб. | 14 286 руб. | 50 000 руб.|

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Всего косвенные расходы | 453 786 руб. | 78 306 руб. | 532 092 руб.|

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Итого расходы |2 311 786 руб.| 303 674 руб. |2 615 460 руб.|

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Планируемая числен-| | | |

|ность контингента | 250 чел. | 100 чел. | 350 чел. |

|------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------------|----------------------------|

|Фактическая стоимость| | | |

|(себестоимость) образо-| | | |

|вательной услуги | 9247 руб. | 3037 руб. | |

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Затем рассчитаем финансовый результат и рентабельность наших двух образовательных услуг. Для этого используем результат предыдущего расчета, а также будем исходить из того, что наши образовательные услуги будут стоить 10 000 и 4418 руб. соответственно.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| Показатели | Программа А | Программа Б | Всего |

|----------------------------------------------------|----------------------------|----------------------------|----------------------------|

|Цена одной услуги | 10 000 руб. | 4418 руб. | |

|----------------------------------------------------|----------------------------|----------------------------|----------------------------|

|Число оказанных услуг | 250 | 100 | 350 |

|----------------------------------------------------|----------------------------|----------------------------|----------------------------|

|Выручка от реализации| | | |

|услуг (стр.1 х стр.2) |2 500 000 руб.| 441 800 руб. |2 941 800 руб.|

|----------------------------------------------------|----------------------------|----------------------------|----------------------------|

|Фактическая себестои-| | | |

|мость оказанных услуг |2 311 786 руб.| 303 674 руб. |2 615 460 руб.|

|----------------------------------------------------|----------------------------|----------------------------|----------------------------|

|Прибыль | 188 214 руб.| 138 126 руб. | 326 340 руб.|

|----------------------------------------------------|----------------------------|----------------------------|----------------------------|

|Рентабельность услуг | | | |

|((стр. 5 : стр. 4) х 100%)| 8,14 | 45,48 | 12,48 |

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А теперь решим эту задачу способом "директ-костинг". Напомним, что "директ-костинг" делит издержки организации на переменные и постоянные и что в нашем примере эти две группы затрат совпадают с прямыми и косвенными затратами.

В следующей таблице представлен отчет о деятельности образовательной организации за тот же анализируемый период, но составленный способом "директ-костинг".

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| Показатели | Программа А | Программа Б| Всего |

|----------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------|------------------------------|

|Выручка от реализации ус-| | | |

|луг |2 500 000 руб.| 441 800 руб.| 2 941 800 руб.|

|----------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------|------------------------------|

|Переменная часть себе-| | | |

|стоимости образовательных| | | |

|услуг |1 858 000 руб.| 225 368 руб.| 2 083 368 руб.|

|----------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------|------------------------------|

|Маржинальный доход (стр.1| | | |

|- стр.2) | 642 000 руб. | 216 432 руб.| 858 432 руб.|

|----------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------|------------------------------|

|Рентабельность образо-| | | |

|вательных услуг ((стр.3 :| | | |

|стр.2) х 100%) | 34,55 | 96,03 | 41,20 |

|----------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------|------------------------------|

|Постоянные затраты | | | 532 092 руб.|

|----------------------------------------------------|----------------------------|--------------------------|------------------------------|

|Операционная прибыль | | | 326 340 руб.|

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сравним рентабельность, рассчитанную двумя этими способами. Калькулирование полной себестоимости приводит нас к выводу, что рентабельность второй программы в шесть раз (45,48 : 8,14) выше первой. А по методу "директ-костинг" получается, что рентабельность образовательной программы В выше всего лишь в два раза (96,02 : 48,01). Заметим, что по последнему методу рентабельность рассчитывается исходя из величин, очищенных от постоянных издержек организации. Следовательно, она характеризует непосредственные расходы по оказанию конкретных образовательных услуг. Поэтому расчеты способом "директ-костинг" являются более предпочтительными при решении управленческих задач.

Заключение

Решая, какой метод учета и калькуляции себестоимости стоит применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов. Однако как показано в этой ра-боте в некоторых ситуациях «direct-costing» имеет ряд преиму-ществ. Так как, он определяет себестоимость только по перемен-ным затратам, а постоянные затраты списывает из прибыли того периода, в котором они были произведены, то при его использо-вании не возникает несоответствий истинной прибыли предпри-ятия и изложенных на бумаге расчетов.

Наличие математического и программного обеспечения и средств вычислительной техники, расширение сферы их применения являются материальной предпосылкой практического использования системы «direct-costing» на отечественных предприятиях.

Список использованной литературы:

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М:«ФинСтатИнформ», 2000г.

Васин Ф.П. Управленческий учет. Финансовая академия при правительстве РФ, Москва 1997г.;

3. Николаева С. А.Особенности учета затрат в условиях рынка: система “Директ -

костинг”. М.: Финансы и статистика, 1993;

4. Шеремет А.Д. Управленческий учет. М.: ФКБ-ПРЕСС, 1999г.;

5. Хорнгрен Э.С., Ван Бреда М.Д. Бухгалтерский учет: управленческий аспект // пер.с англ./ Под ред. Соколова Я.В. М.: Финансы и статистика, 1995г.;

6. Лекции.

Array

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.