реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухгалтерский учёт источников собственных средств на примере ГУП КК "Тихорецкое ПАТП"

Полученный организацией эмиссионный доход отражается по дебету счетов учёта имущества (счета 50 «Касса», 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета» и др.) и кредиту счёта 83.

Средства добавочного капитала могут быть направлены на:

-- увеличение уставного капитала (дебетуют счёт 83 и кредитуют счёт 80);

-- погашение снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам их переоценки (дебетуют счёт 83, кредитуют счета учёта внеоборотных активов);

-- распределение между учредителями организации (дебет счёта 83, кредит счёта 75) и т.п.

Аналитический учёт по счёту 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по источникам образования и направлениям использования средств.

Учёт резервного капитала.

Для получения информации о наличии и движении резервного капитала используют пассивный счёт 82 «Резервный капитал».

Отчисления в резервный капитал отражаются по кредиту счёта 82 и дебету счёта 84.

Использование резервного капитала отражается по дебету счёта 82 и кредиту счёта 84. При этом, суммы направленные на покрытие убытка за отчётный год, списываются непосредственно в дебет счёта 82 с кредита счёта 84. Суммы резервного капитала, направляемые на погашение облигаций, оформляют двумя бухгалтерскими записями:

Дебет 82 Кредит 84;

Дебет 66 или 67 Кредит 51.

Организации, создающие резервный капитал по своему усмотрению, могут его использовать на различные цели, в том числе на:

-- покрытие убытков от хозяйственной деятельности (кредитуют счёт 84);

-- выплату доходов по облигациям и дивидендов по акциям в случае отсутствия прибыли (кредитуют счета 70 и 75);

-- увеличение уставного капитала (кредитуют счёт 80);

-- покрытие различных непредвиденных расходов (кредитуют счета расходов).

Учёт целевого финансирования.

Для учёта средств целевого назначения применяют пассивный счёт 86 «Целевое финансирование». Поступление средств отражают по кредиту данного счёта, а расходование - по дебету. Аналитический учёт по счёту 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

ПБУ 13/2000 предусматривает 2 варианта принятия к учёту государственной помощи:

-- по мере фактического получения бюджетных средств;

-- как возникновение задолженности.

При первом варианте учёта бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют следующей бухгалтерской записью:

Д 51, 52, и др. К 86.

Поступление имущества за счёт бюджетных средств записывают в дебет счетов учёта имущества (07, 08, 10 15, 41 и др.) и кредит счёта 86.

При втором варианте учёта бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолженности по целевым бюджетным средствам и оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет 76 Кредит 86.

Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учёта денежных средств (51, 52 и др.), счетов учёта имущества (08, 10 и др.) с кредита счёта 76.

Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счёта 86 в кредит счёта 98 при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита 08).

В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доходы с дебета счёта 98 в кредит счёта91.

Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счёта 86 с кредита счёта 98 в момент принятия к учёту материально-производственных запасов, начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счёт бюджетных средств.

Суммы, учтённые по кредиту счёта 98, списывают в дебет данного счёта с кредита счёта 91 по мере отпуска материально-производственных запасов на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счёт бюджетных средств.

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учёте в общем порядке, принятом для учёта заёмных средств.

Учёт нераспределённой прибыли и непокрытого убытка.

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределённой прибыли или непокрытого убытка организации используют счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».

В случае наличия нераспределённой прибыли счёт 84 является балансовым, пассивным, фондовым. В этом случае он имеет кредитовое сальдо. По кредиту отражается выявление и накопление чистой прибыли, а по дебету её распределение.

В случае наличия непокрытого убытка счёт 84 является регулирующим, контрпассивным счётом и имеет дебетовое сальдо. По дебету отражается сумма выявленного непокрытого убытка, а по кредиту погашение убытка за счёт соответствующих источников.

Сумму чистой прибыли отчётного года списывают заключительными оборотами декабря в кредит счёта 84 с дебета счёта 99.

Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, создание и пополнение резервного капитала, покрытие убытков прошлых лет, увеличение уставного капитала.

На суммы начисленных доходов учредителям дебетуют счёт 84 и кредитуют счета 70 (работникам организации) и 75 (сторонним участникам).

Отчисления в резервный капитал отчисляют по дебету счёта 84 и кредиту счёта 82.

Направление чистой прибыли на покрытие убытка прошлых лет отражают по дебету и кредиту счёта 84.

На сумму увеличения уставного капитала кредитуется счёт 80.

Сумма чистого убытка отчётного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счёта 84 с кредита счёта 99.

Убытки отчётного года списываются с дебета счёта 84 в кредит счетов:

-- 82 «Резервный капитал» - при списании за счёт средств резервного капитала;

-- 75 «Расчёты с учредителями» - при погашении убытка за счёт целевых взносов учредителей организации;

-- 80 «Уставный капитал» - при доведении величины уставного капитала до величины чистых активов организации;

-- 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)» - при списании за счёт нераспределённой прибыли прошлых лет.

Процедура списания чистой прибыли или убытка отчётного года в бухгалтерском учёте носит название «реформация баланса».

Аналитический учёт по счёту 84 должен обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом средства нераспределённой прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации или иных аналогичных мероприятий по созданию и приобретению нового имущества и ещё не использованные, в аналитическом учёте могут разделяться.

Следует отметить, что Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н не предусмотрено открытие к счёту 84 субсчетов для учёта фондов накопления, социальной сферы и фондов потребления.

Остатки фондов накопления следует присоединить к нераспределённой прибыли.

Остатки фонда социальной сферы следует присоединить:

-- в части, образованной из прибыли после уплаты налога на прибыль, - к нераспределённой прибыли (счёт 84);

-- в части дооценки объектов социальной сферы - к счёту 83;

-- в части безвозмездно полученных объектов - к счёту 98;

-- в части объектов и средств, полученных в ходе приватизации, - к счёту 83.

1.3. Проблемы реформирования системы бухгалтерского учёта в Российской Федерации в соответствии с требованиями МСФО

«Путь реформирования национальной системы отчетности уже определен: это переход на МСФО»,- заявил директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России Л. З. Шнейдман в своем выступлении 8 июня 2004 г. на Национальном конгрессе «Реформирование бухгалтерского учета и отчетности». По мнению многих экспертов, Россия еще далека от определения ее как страны с прозрачной и понятной отчетностью.

Проблемы кроются в основном в неготовности российских компаний к внедрению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), так как это связано с определенными расходами (по статистике до 5 % годового оборота крупной компании уходит на внедрение международных стандартов).

Прозрачная финансовая отчетность создает условия для прогнозирования отношений, возникающих на рынке, позволяет с меньшими затратами осознанно действовать для урегулирования кризисных ситуаций, характерных для любого рынка, на ранних стадиях предвидеть подобные ситуации. Понимание необходимости бесперебойной и бесконфликтной работы рыночных механизмов, способствующей нормальной рентабельности рыночных операций, заставляет участников рынка заботиться о прозрачности своей публичной отчетности. Преодоление противоречий между прозрачностью и конфиденциальностью отчетности произойдет только на базе осознания выгодности такой отчетности для ее составителей.

Необходимость общепринятых и широко известных правил составления отчетности была по-настоящему осознана после краха 1929 г. на мировых фондовых рынках, ставшего начальной точкой многолетнего экономического кризиса в индустриально развитых странах. Кризис выявил недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах и даже в разных компаниях существенно отличались друг от друга, отчетность оказывалась несопоставимой и непонятной, на ее основе делались ошибочные выводы, анализ отчетности изначально становился неверным. Единство подходов к составлению финансовой отчетности заложили (МСФО). Многие страны мира в течение ближайших 5-7 лет (до 2010 г.) должны полностью перейти на составление финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО. Международные стандарты (International Financial Reporting Standards) -- МСФО (IFRS, ранее используемая аббревиатура -- IAS) определяют систему рекомендаций, направленных на установление общих правил составления и представления финансовой отчетности. Хотя международные стандарты учета регулируют только внешнюю финансовую отчетность, тем не менее, они влияют и на национальную методологию бухгалтерского учета. В течение последних лет в России реализуется комплекс мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с потребностями развития рыночной экономики и с учетом современных подходов, сложившихся в мировой практике. Необходимость осуществления комплекса мер по совершенствованию действующей системы бухгалтерского учета вызвана, прежде всего, развитием в нашей стране рыночных отношений, изменением экономической среды деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе, расширением взаимоотношений с субъектами мирового рынка, появлением новых объектов приложения предпринимательской деятельности и изменениями правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Стратегия применения МСФО в России заключается в использовании их наряду с национальными стандартами, т. е. финансовая отчетность юридического лица формируется по национальным правилам (стандартам), которые не противоречат принципам МСФО, а сводная (консолидированная), отчетность группы взаимосвязанных организаций подготавливается по МСФО. При этом правила представления консолидированной отчетности в ряде случаев принципиально отличаются от порядка формирования отчетности юридического лица. Отчетность юридического лица и отчетность консолидированная несут во многом самостоятельную нагрузку, так как бухгалтерская отчетность юридического лица является официально значимым юридическим документом, определяющим (подтверждающим) имущественное и финансовое положение организации. Консолидированная же отчетность служит базой для оценки инвестиционной привлекательности той или иной финансово-промышленной группы, желающей привлечь сторонний капитал. В России разрабатываются модифицированные правила представления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц в соответствии с принципами, закрепленными в МСФО, и отвечающих требованиям российского законодательства (в том числе нормам Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и других нормативных актов). На законодательном уровне введены основополагающие принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в МСФО (начисления, непрерывности деятельности, общие требования к бухгалтерской отчетности), которые закреплены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету. Определен перечень обязательных отчетов, полностью соответствующих МСФО, включая баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительная записка. В настоящее время особое место уделяется вопросам трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам в финансовую отчетность, составляемую на основе МСФО, а также методических указаний по введению процедур корректировок данных бухгалтерской отчетности, учитывающих последствия инфляции. Вместе с тем в России существует ряд проблем по исследуемому вопросу -- не урегулирован правовой статус отчетности по МСФО, не принято решение о составлении индивидуальной финансовой отчетности и консолидированной отчетности по МСФО для компаний с котируемыми ценными бумагами и выборе стандартов для компаний с некотируемыми акциями, отсутствует система контроля за достоверностью отчетности, не проводится мониторинг отчетности, представляемой российскими компаниями. Проблемой трансформации отчетности при переходе на международные стандарты являются следующие моменты:

1) у большинства российских организаций может существенно сократиться капитал, собственные средства в пределах 20-25 %;

2) при составлении отчетности не учитывается уровень инфляции в стране, при учете (хотя и замедлившегося в последние годы инфляционного процесса) это также приведет к значительному снижению размеров капитала; использование принципа предусмотрительности и осторожности ( все расходы нужно начислять, если есть хоть какое-то предположение, что они могут быть; все доходы нужно начислять, только если есть 100-процентная уверенность, что эти доходы будут) существенно влияет на финансовый результат;

3) при трансформации отчетности, составленной на основе РСБУ, необходимо, чтобы исходная отчетность составлялась исходя из требований, предъявляемых новыми стандартами (метод начислений);

4) монопольное завышение цен на аудиторские услуги отобранных аудиторских организаций для проведения аудита финансовой отчетности по МСФО;

5) снижение наполняемости бюджета налоговыми поступлениями в связи с новой методикой расчета амортизационных отчислений основных средств;

6) наличие в системе стандартов противоречий способствует применению составителями отчетности хоть и обоснованного, но субъективного профессионального суждения;

7) недостаточное количество потребителей прозрачной финансовой отчетности внутри страны. Основной ее потребитель на Западе -- акционеры, число которых на порядок выше, чем у нас. В России таких возможностей существенно меньше в силу множества причин, например, наличие владельцев контрольных и блокирующих пакетов;

8) активы и обязательства должны оцениваться по справедливой стоимости (восстановительной стоимости), а не в сумме фактических затрат на приобретение;

9) появляются новые финансовые инструменты, в частности деривативы; отражаются активы и обязательства компаний, контроль над которыми не порожден непосредственным участием в капитале;

10) отчет о прибылях и убытках пополняется такими новыми статьями, как корректировка справедливой стоимости финансовых инструментов, признание или восстановление сумм снижения стоимости активов и др.;

11) существенное влияние советской школы бухгалтерского учета (стремление к единому бухгалтерскому учету, ориентация на практически единственную оценку объектов бухгалтерского учета по фактической себестоимости, что влечет за собой преимущественно калькуляционный подход к формированию учетной информации на основе однозначных расчетов полной себестоимости, ожидание преимущественно государственного регулирования и государственной востребованности бухгалтерского учета, непоследовательная позиция государственных органов регулирования бухгалтерского учета, продвигающих в учете принципиальные положения МСФО и одновременно оставляющих прежние организационно-методические подходы к ведению учета);

12) состояние научных исследований в этой области (в области бухгалтерского учета недостаточно научных исследований по трансформации отечественного учета);

13) недостаточная квалификация бухгалтерских кадров, непонимание, а потому и неприменение на практике многих действующих ПБУ;

14) отсутствие на практике и в методологии, разделения финансового я управленческого учета;

15) отсутствие разработок по организационно-методическим и технико-методическим инструментам бухгалтерского учета (единство бухгалтерского учета засоряет финансовый учет чрезмерно детальной аналитической информацией, затрудняет составление публичной финансовой отчетности, сковывает профессиональные суждения).

На применение МСФО в России переходит банковский сектор и участники рынка ценных бумаг, далее последуют страховые организации и унитарные предприятия, остальные общественно значимые организации, в том числе компании, имеющие выход на внешний рынок. При составлении отчетности юридических лиц предусмотрено использование национальных стандартов, которые в свою очередь ориентируются на международные, т. е. в них закладываются те же принципы и подходы, что и в МСФО. Предполагается, что к 2010 г. различия между ними будут минимальными, поэтому в современных условиях возникает необходимость выявления таких отличий, тем более что расхождения в стандартах позволяют ставить вопрос о степени достоверности отчетности по МСФО потому, что некоторые положения стандартов противоречат основным принципам МСФО.

Применение МСФО есть отражение перехода российской экономики на качественно новую ступень развития. Важнейшими ценностями в ней постепенно становятся благоприятный инвестиционный климат, открытость деятельности компаний, подотчетность менеджмента акционерам, высокие стандарты экономического поведения, трансформация (преобразование) российской отчетности, что положительно сказывается на ее качестве и полезности.

2. ГУП КК «Тихорецкое ПАТП» - экономический субъект исследования

2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия

История исследуемого предприятия берёт своё начало в 1965 году.

Сорок один год назад в феврале 1965 года, Краснодарское автоуправление издало приказ об организации Тихорецкого специализированного автопредприятия для пассажирских перевозок. На баланс созданного предприятия было передано 75 единиц подвижного состава: 45 автобусов, 21 машина легковых такси, 6 грузовых такси и 3 грузовых автомашины. Численность работающих составляла 314 человек.

Переданная предприятию территория была неблагоустроенна, не имела асфальтированного покрытия. Во время ненастья автобусы буксировались тракторами, а люди ходили в резиновых сапогах. Производственно-техническая база отсутствовала совершенно. К тому же, на территории существовали жилые бараки с населением, не имеющим отношения к предприятию.

Первоначально была построена ограда и контрольно-пропускной пункт. В 1967 году была построена котельная, сварочный, медницкий, кузнечный, моторный и агрегатный участки, материальный склад.

В 1984-1986 годах построены здания, в которых размещены деревоперерабатывающий и электроцех, цех отдела главного механика, учебный класс для переподготовки водителей, другие служебные помещения. В 1987 году построен производственно-технический комплекс площадью 900 кв. м. для ремонта и технического обслуживания подвижного состава. Весь объём работ был выполнен, в основном, собственными силами, при отсутствии средств на капитальное строительство.

В настоящее время исследуемая организация является государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.

Государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Тихорецкое пассажирское автотранспортное предприятие», в дальнейшем именуемое ГУП КК «Тихорецкое ПАТП», создано в соответствии с постановлением Главы администрации Краснодарского края № 955 «О реорганизации ГУП КК «Краснодаравтотранс» от 29.09.2003 г. и является правопреемником государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Краснодаравтотранс» в соответствии с разделительным балансом по состоянию на 01.10.2003 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.