| |||||
МЕНЮ
| Бухгалтерский учёт источников собственных средств на примере ГУП КК "Тихорецкое ПАТП"Полученный организацией эмиссионный доход отражается по дебету счетов учёта имущества (счета 50 «Касса», 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета» и др.) и кредиту счёта 83. Средства добавочного капитала могут быть направлены на: -- увеличение уставного капитала (дебетуют счёт 83 и кредитуют счёт 80); -- погашение снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам их переоценки (дебетуют счёт 83, кредитуют счета учёта внеоборотных активов); -- распределение между учредителями организации (дебет счёта 83, кредит счёта 75) и т.п. Аналитический учёт по счёту 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по источникам образования и направлениям использования средств. Учёт резервного капитала. Для получения информации о наличии и движении резервного капитала используют пассивный счёт 82 «Резервный капитал». Отчисления в резервный капитал отражаются по кредиту счёта 82 и дебету счёта 84. Использование резервного капитала отражается по дебету счёта 82 и кредиту счёта 84. При этом, суммы направленные на покрытие убытка за отчётный год, списываются непосредственно в дебет счёта 82 с кредита счёта 84. Суммы резервного капитала, направляемые на погашение облигаций, оформляют двумя бухгалтерскими записями: Дебет 82 Кредит 84; Дебет 66 или 67 Кредит 51. Организации, создающие резервный капитал по своему усмотрению, могут его использовать на различные цели, в том числе на: -- покрытие убытков от хозяйственной деятельности (кредитуют счёт 84); -- выплату доходов по облигациям и дивидендов по акциям в случае отсутствия прибыли (кредитуют счета 70 и 75); -- увеличение уставного капитала (кредитуют счёт 80); -- покрытие различных непредвиденных расходов (кредитуют счета расходов). Учёт целевого финансирования. Для учёта средств целевого назначения применяют пассивный счёт 86 «Целевое финансирование». Поступление средств отражают по кредиту данного счёта, а расходование - по дебету. Аналитический учёт по счёту 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления. ПБУ 13/2000 предусматривает 2 варианта принятия к учёту государственной помощи: -- по мере фактического получения бюджетных средств; -- как возникновение задолженности. При первом варианте учёта бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют следующей бухгалтерской записью: Д 51, 52, и др. К 86. Поступление имущества за счёт бюджетных средств записывают в дебет счетов учёта имущества (07, 08, 10 15, 41 и др.) и кредит счёта 86. При втором варианте учёта бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолженности по целевым бюджетным средствам и оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет 76 Кредит 86. Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учёта денежных средств (51, 52 и др.), счетов учёта имущества (08, 10 и др.) с кредита счёта 76. Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счёта 86 в кредит счёта 98 при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита 08). В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доходы с дебета счёта 98 в кредит счёта91. Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счёта 86 с кредита счёта 98 в момент принятия к учёту материально-производственных запасов, начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счёт бюджетных средств. Суммы, учтённые по кредиту счёта 98, списывают в дебет данного счёта с кредита счёта 91 по мере отпуска материально-производственных запасов на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счёт бюджетных средств. Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учёте в общем порядке, принятом для учёта заёмных средств. Учёт нераспределённой прибыли и непокрытого убытка. Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределённой прибыли или непокрытого убытка организации используют счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)». В случае наличия нераспределённой прибыли счёт 84 является балансовым, пассивным, фондовым. В этом случае он имеет кредитовое сальдо. По кредиту отражается выявление и накопление чистой прибыли, а по дебету её распределение. В случае наличия непокрытого убытка счёт 84 является регулирующим, контрпассивным счётом и имеет дебетовое сальдо. По дебету отражается сумма выявленного непокрытого убытка, а по кредиту погашение убытка за счёт соответствующих источников. Сумму чистой прибыли отчётного года списывают заключительными оборотами декабря в кредит счёта 84 с дебета счёта 99. Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, создание и пополнение резервного капитала, покрытие убытков прошлых лет, увеличение уставного капитала. На суммы начисленных доходов учредителям дебетуют счёт 84 и кредитуют счета 70 (работникам организации) и 75 (сторонним участникам). Отчисления в резервный капитал отчисляют по дебету счёта 84 и кредиту счёта 82. Направление чистой прибыли на покрытие убытка прошлых лет отражают по дебету и кредиту счёта 84. На сумму увеличения уставного капитала кредитуется счёт 80. Сумма чистого убытка отчётного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счёта 84 с кредита счёта 99. Убытки отчётного года списываются с дебета счёта 84 в кредит счетов: -- 82 «Резервный капитал» - при списании за счёт средств резервного капитала; -- 75 «Расчёты с учредителями» - при погашении убытка за счёт целевых взносов учредителей организации; -- 80 «Уставный капитал» - при доведении величины уставного капитала до величины чистых активов организации; -- 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)» - при списании за счёт нераспределённой прибыли прошлых лет. Процедура списания чистой прибыли или убытка отчётного года в бухгалтерском учёте носит название «реформация баланса». Аналитический учёт по счёту 84 должен обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом средства нераспределённой прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации или иных аналогичных мероприятий по созданию и приобретению нового имущества и ещё не использованные, в аналитическом учёте могут разделяться. Следует отметить, что Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н не предусмотрено открытие к счёту 84 субсчетов для учёта фондов накопления, социальной сферы и фондов потребления. Остатки фондов накопления следует присоединить к нераспределённой прибыли. Остатки фонда социальной сферы следует присоединить: -- в части, образованной из прибыли после уплаты налога на прибыль, - к нераспределённой прибыли (счёт 84); -- в части дооценки объектов социальной сферы - к счёту 83; -- в части безвозмездно полученных объектов - к счёту 98; -- в части объектов и средств, полученных в ходе приватизации, - к счёту 83. 1.3. Проблемы реформирования системы бухгалтерского учёта в Российской Федерации в соответствии с требованиями МСФО «Путь реформирования национальной системы отчетности уже определен: это переход на МСФО»,- заявил директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России Л. З. Шнейдман в своем выступлении 8 июня 2004 г. на Национальном конгрессе «Реформирование бухгалтерского учета и отчетности». По мнению многих экспертов, Россия еще далека от определения ее как страны с прозрачной и понятной отчетностью. Проблемы кроются в основном в неготовности российских компаний к внедрению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), так как это связано с определенными расходами (по статистике до 5 % годового оборота крупной компании уходит на внедрение международных стандартов). Прозрачная финансовая отчетность создает условия для прогнозирования отношений, возникающих на рынке, позволяет с меньшими затратами осознанно действовать для урегулирования кризисных ситуаций, характерных для любого рынка, на ранних стадиях предвидеть подобные ситуации. Понимание необходимости бесперебойной и бесконфликтной работы рыночных механизмов, способствующей нормальной рентабельности рыночных операций, заставляет участников рынка заботиться о прозрачности своей публичной отчетности. Преодоление противоречий между прозрачностью и конфиденциальностью отчетности произойдет только на базе осознания выгодности такой отчетности для ее составителей. Необходимость общепринятых и широко известных правил составления отчетности была по-настоящему осознана после краха 1929 г. на мировых фондовых рынках, ставшего начальной точкой многолетнего экономического кризиса в индустриально развитых странах. Кризис выявил недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах и даже в разных компаниях существенно отличались друг от друга, отчетность оказывалась несопоставимой и непонятной, на ее основе делались ошибочные выводы, анализ отчетности изначально становился неверным. Единство подходов к составлению финансовой отчетности заложили (МСФО). Многие страны мира в течение ближайших 5-7 лет (до 2010 г.) должны полностью перейти на составление финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО. Международные стандарты (International Financial Reporting Standards) -- МСФО (IFRS, ранее используемая аббревиатура -- IAS) определяют систему рекомендаций, направленных на установление общих правил составления и представления финансовой отчетности. Хотя международные стандарты учета регулируют только внешнюю финансовую отчетность, тем не менее, они влияют и на национальную методологию бухгалтерского учета. В течение последних лет в России реализуется комплекс мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с потребностями развития рыночной экономики и с учетом современных подходов, сложившихся в мировой практике. Необходимость осуществления комплекса мер по совершенствованию действующей системы бухгалтерского учета вызвана, прежде всего, развитием в нашей стране рыночных отношений, изменением экономической среды деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе, расширением взаимоотношений с субъектами мирового рынка, появлением новых объектов приложения предпринимательской деятельности и изменениями правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Стратегия применения МСФО в России заключается в использовании их наряду с национальными стандартами, т. е. финансовая отчетность юридического лица формируется по национальным правилам (стандартам), которые не противоречат принципам МСФО, а сводная (консолидированная), отчетность группы взаимосвязанных организаций подготавливается по МСФО. При этом правила представления консолидированной отчетности в ряде случаев принципиально отличаются от порядка формирования отчетности юридического лица. Отчетность юридического лица и отчетность консолидированная несут во многом самостоятельную нагрузку, так как бухгалтерская отчетность юридического лица является официально значимым юридическим документом, определяющим (подтверждающим) имущественное и финансовое положение организации. Консолидированная же отчетность служит базой для оценки инвестиционной привлекательности той или иной финансово-промышленной группы, желающей привлечь сторонний капитал. В России разрабатываются модифицированные правила представления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц в соответствии с принципами, закрепленными в МСФО, и отвечающих требованиям российского законодательства (в том числе нормам Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и других нормативных актов). На законодательном уровне введены основополагающие принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в МСФО (начисления, непрерывности деятельности, общие требования к бухгалтерской отчетности), которые закреплены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету. Определен перечень обязательных отчетов, полностью соответствующих МСФО, включая баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительная записка. В настоящее время особое место уделяется вопросам трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам в финансовую отчетность, составляемую на основе МСФО, а также методических указаний по введению процедур корректировок данных бухгалтерской отчетности, учитывающих последствия инфляции. Вместе с тем в России существует ряд проблем по исследуемому вопросу -- не урегулирован правовой статус отчетности по МСФО, не принято решение о составлении индивидуальной финансовой отчетности и консолидированной отчетности по МСФО для компаний с котируемыми ценными бумагами и выборе стандартов для компаний с некотируемыми акциями, отсутствует система контроля за достоверностью отчетности, не проводится мониторинг отчетности, представляемой российскими компаниями. Проблемой трансформации отчетности при переходе на международные стандарты являются следующие моменты: 1) у большинства российских организаций может существенно сократиться капитал, собственные средства в пределах 20-25 %; 2) при составлении отчетности не учитывается уровень инфляции в стране, при учете (хотя и замедлившегося в последние годы инфляционного процесса) это также приведет к значительному снижению размеров капитала; использование принципа предусмотрительности и осторожности ( все расходы нужно начислять, если есть хоть какое-то предположение, что они могут быть; все доходы нужно начислять, только если есть 100-процентная уверенность, что эти доходы будут) существенно влияет на финансовый результат; 3) при трансформации отчетности, составленной на основе РСБУ, необходимо, чтобы исходная отчетность составлялась исходя из требований, предъявляемых новыми стандартами (метод начислений); 4) монопольное завышение цен на аудиторские услуги отобранных аудиторских организаций для проведения аудита финансовой отчетности по МСФО; 5) снижение наполняемости бюджета налоговыми поступлениями в связи с новой методикой расчета амортизационных отчислений основных средств; 6) наличие в системе стандартов противоречий способствует применению составителями отчетности хоть и обоснованного, но субъективного профессионального суждения; 7) недостаточное количество потребителей прозрачной финансовой отчетности внутри страны. Основной ее потребитель на Западе -- акционеры, число которых на порядок выше, чем у нас. В России таких возможностей существенно меньше в силу множества причин, например, наличие владельцев контрольных и блокирующих пакетов; 8) активы и обязательства должны оцениваться по справедливой стоимости (восстановительной стоимости), а не в сумме фактических затрат на приобретение; 9) появляются новые финансовые инструменты, в частности деривативы; отражаются активы и обязательства компаний, контроль над которыми не порожден непосредственным участием в капитале; 10) отчет о прибылях и убытках пополняется такими новыми статьями, как корректировка справедливой стоимости финансовых инструментов, признание или восстановление сумм снижения стоимости активов и др.; 11) существенное влияние советской школы бухгалтерского учета (стремление к единому бухгалтерскому учету, ориентация на практически единственную оценку объектов бухгалтерского учета по фактической себестоимости, что влечет за собой преимущественно калькуляционный подход к формированию учетной информации на основе однозначных расчетов полной себестоимости, ожидание преимущественно государственного регулирования и государственной востребованности бухгалтерского учета, непоследовательная позиция государственных органов регулирования бухгалтерского учета, продвигающих в учете принципиальные положения МСФО и одновременно оставляющих прежние организационно-методические подходы к ведению учета); 12) состояние научных исследований в этой области (в области бухгалтерского учета недостаточно научных исследований по трансформации отечественного учета); 13) недостаточная квалификация бухгалтерских кадров, непонимание, а потому и неприменение на практике многих действующих ПБУ; 14) отсутствие на практике и в методологии, разделения финансового я управленческого учета; 15) отсутствие разработок по организационно-методическим и технико-методическим инструментам бухгалтерского учета (единство бухгалтерского учета засоряет финансовый учет чрезмерно детальной аналитической информацией, затрудняет составление публичной финансовой отчетности, сковывает профессиональные суждения). На применение МСФО в России переходит банковский сектор и участники рынка ценных бумаг, далее последуют страховые организации и унитарные предприятия, остальные общественно значимые организации, в том числе компании, имеющие выход на внешний рынок. При составлении отчетности юридических лиц предусмотрено использование национальных стандартов, которые в свою очередь ориентируются на международные, т. е. в них закладываются те же принципы и подходы, что и в МСФО. Предполагается, что к 2010 г. различия между ними будут минимальными, поэтому в современных условиях возникает необходимость выявления таких отличий, тем более что расхождения в стандартах позволяют ставить вопрос о степени достоверности отчетности по МСФО потому, что некоторые положения стандартов противоречат основным принципам МСФО. Применение МСФО есть отражение перехода российской экономики на качественно новую ступень развития. Важнейшими ценностями в ней постепенно становятся благоприятный инвестиционный климат, открытость деятельности компаний, подотчетность менеджмента акционерам, высокие стандарты экономического поведения, трансформация (преобразование) российской отчетности, что положительно сказывается на ее качестве и полезности. 2. ГУП КК «Тихорецкое ПАТП» - экономический субъект исследования 2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия История исследуемого предприятия берёт своё начало в 1965 году. Сорок один год назад в феврале 1965 года, Краснодарское автоуправление издало приказ об организации Тихорецкого специализированного автопредприятия для пассажирских перевозок. На баланс созданного предприятия было передано 75 единиц подвижного состава: 45 автобусов, 21 машина легковых такси, 6 грузовых такси и 3 грузовых автомашины. Численность работающих составляла 314 человек. Переданная предприятию территория была неблагоустроенна, не имела асфальтированного покрытия. Во время ненастья автобусы буксировались тракторами, а люди ходили в резиновых сапогах. Производственно-техническая база отсутствовала совершенно. К тому же, на территории существовали жилые бараки с населением, не имеющим отношения к предприятию. Первоначально была построена ограда и контрольно-пропускной пункт. В 1967 году была построена котельная, сварочный, медницкий, кузнечный, моторный и агрегатный участки, материальный склад. В 1984-1986 годах построены здания, в которых размещены деревоперерабатывающий и электроцех, цех отдела главного механика, учебный класс для переподготовки водителей, другие служебные помещения. В 1987 году построен производственно-технический комплекс площадью 900 кв. м. для ремонта и технического обслуживания подвижного состава. Весь объём работ был выполнен, в основном, собственными силами, при отсутствии средств на капитальное строительство. В настоящее время исследуемая организация является государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения. Государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Тихорецкое пассажирское автотранспортное предприятие», в дальнейшем именуемое ГУП КК «Тихорецкое ПАТП», создано в соответствии с постановлением Главы администрации Краснодарского края № 955 «О реорганизации ГУП КК «Краснодаравтотранс» от 29.09.2003 г. и является правопреемником государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Краснодаравтотранс» в соответствии с разделительным балансом по состоянию на 01.10.2003 г. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|