реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической поликлиники

Стоматология - это всего лишь одна из многих отраслей здравоохранения и конечно же на нее распространяются и все остальные постановления, приказы и распоряжения, касающиеся организации охраны здоровья граждан России.

1.2. Порядок составления смет для здравоохранения

Смета - это финансовый документ, отражающий направления и порядок использования средств медицинского учреждения.

Утвержденная в установленном порядке смета медицинского учреждения является основным плановым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на его содержание. Смета позволяет определить общую потребность учреждения в денежных средствах сумму материальных затрат и расходов на заработную плату, способствует обеспечению баланса доходов и расходов.

Смета является одним из инструментов экономического управления деятельностью медицинских учреждений. Утверждая общую сумму финансирования, устанавливая лимиты и нормативы расходов отдельных видов ресурсов и т.д. Финансирующий орган может осуществлять контроль за рациональностью и целевым использованием средств49.

Схема расходов имеет много общего с калькуляцией затрат: они тесно связаны между собой, содержат одни и те же статьи затрат, но учитывают их с различных позиций. С помощью калькуляции определяются затраты на единицу услуг, работ - цены ( тарифы) , а смета как правило имеет дело с затратами на учреждение в целом. Кроме того, по некоторым статьям используется различный подход к учету затрат. Так, при полной калькуляции используется категория амортизации (износа), а в смету медицинского учреждения закладываются затраты на приобретение оборудования, капитальный ремонт.

Основными атрибутами сметы являются следующие:

- титульная часть - наименование учреждения и его реквизиты;

единицы измерения показателей;

- направление расходов (статьи расходов соответствующих классификаций и т.п.),

- показатели объемов (сумм ) расходов;

- распределение затрат по периодам (год, поквартальная, помесячная разбивка и т.д.);

- подписи лиц составляющих и утверждающих смету;

- печать.

Традиционная смета ЛПУ рассматривается как конкретный финансовый документ, форма которого утверждена Министерством финансов.

Однако в действительности необходимо говорить о системе смет медицинского учреждения.

Можно представить следующую классификацию смет:

- по видам (индивидуальные и сводные сметы, сметы на централизованные мероприятия, сводные сметы и своды утвержденных смет);

- по источникам финансирования ( бюджет, средства обязательного медицинского страхования, доходы от предпринимательской деятельности - платные услуги и т.д.);

- по уровням финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации, местной бюджет);

- по способам финансирования (подушевым нормативам, по смете расходов, за объем оказанных услуг и т.д.);

- по подразделением : стационар, поликлиника, амбулатория ( в случаях финансирования из различных источников и т.д.)49.

- по формам: утвержденные Минфином и произвольным, составляемым исходя из особенностей объекта и способов финансирования (например, сметы расходов на централизованное приобретение оборудования).

Рассмотрим основные виды смет.

Индивидуальная смета - это традиционный и наиболее распространенный вид смет - смета отдельного медицинского учреждения.

Общие сметы - единые сметы сразу на несколько учреждений. Общие сметы составляются как правило на несколько небольших учреждений (например, фельдшерско-акушерские пункты), на содержание однотипных учреждений, хозяйственное обслуживание которых осуществляется одной организацией или подразделением, по учреждением, обслуживаемым централизованными бухгалтериями.

Составление общих смет не означает, что расчеты по отдельным учреждениям вообще не выполняются.

Однако в целом ряде случаев можно делать единые или упрощенные расходы, например по заработной плате с начислениями по расходам на продукты и т.д. Кроме того упрощается бухгалтерский учет, отпадает необходимость заполнения бланков смет на каждое учреждение, облегчается контроль вышестоящих учреждений за обоснованностью включения тех или иных расходов сметы, за исполнением смет. Выбор решения о составлении индивидуальных или общих смет осуществляется с учетом местных особенностей - источников и способов финансирования и другие.

Сметы на централизованные мероприятия - это сметы на мероприятия при централизованном их финансировании по специальным программам. Например, речь может идти о смете на централизованное приобретение для медицинского учреждения определенной территории или сети санитарного - автотранспорта, медицинского оборудования. Характерной особенностью смет на централизованные мероприятия является то, что далеко не всегда существует поквартальная разбивка затрат - они могут носить разовый характер. Кроме того обычно финансирование производится не по всем статьям, а лишь по нескольким.

Сводная смета - это объединенная смета по медицинскому учреждению или группе учреждений, включающая в себя однотипные сметы.

Свод смет - это объединенная смета медицинского учреждения и т.д. по всем видам смет (бюджетным, по средствам обязательного медицинского страхования и т.п.).

Таким образом медицинское учреждение одновременно может иметь сразу несколько смет : бюджетную, по средствам обязательного медицинского страхования (в дальнейшем ОМС), по платным услугам. Кроме того даже бюджетных смет может быть несколько.

Смета визируется подписью руководителя медицинского учреждения и главным бухгалтером с указанием даты, а также оттиском печати этой организации на всех (обычно двух или трех) экземплярах сметы. Сметы утверждаются распорядителем кредитов, в качестве которого в зависимости от ситуации могут выступать различные лица.

Укажем основные принципы составления смет:

- расход по направлениям имеет целевое назначение;

- обоснованность расходов - они должны подтверждаться расчетами, справками и другими способами;

- логическая последовательность и математическая точность расчетов;

- необходимость ориентации на более экономное использование средств;

- использование нормативов расходов ресурсов в натуральном выражении, стоимостных нормативов и т.д.;

- достоверность использованных данных;

- смета должна отражать не только текущие затраты, но и по возможности предусматривать средства на расширения деятельности учреждения;

- учет производственных показателей , степени их выполнения;

- учет реальных процессов, происходящих в учреждении - закрытие коек на период ремонта или, напротив, введение новых коек;

- контроль за исполнением смет;

- сопоставление сметы с расходами за предшествующий период, с расходами других однотипных учреждений и т.д.;

- контроль за исполнением сметы не только по итогам года, но и в процессе ее исполнения по периодам.

Смета составляется как правило на календарный год.

Ассигнования, предусмотренные в смете, должны быть обоснованы расчетами по отдельным видам расходов каждой статья сметы.

Расчеты в смете составляются медицинским учреждением, исходя из производственных показателей (числа коек, число должностей персонала, число амбулаторных помещений и т.д.) и в соответствии с действующим законодательством в части расходования средств на выплату заработной платы , а так же с соблюдением установленных норм расходов по отдельным затратам ( на питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств и приобретение мягкого инвентаря), действующих цен и тарифов.

Основными внутри учрежденческими документами используемыми при составлении смет являются:

- устав, отражающий организационную структуру учреждения, ведомственную принадлежность и т.п.;

- приказ с структуре коечного фонда стационара;

- приказ о плановых показателях работы учреждения;

- нормативы (планы) расходы по статьям;

- штатное расписание;

- тарификация.

Одним из основных показателей работы больницы, определяющих расходы по смете стационара, является коечный фонд, а амбулаторно - поликлинического отделения число врачебных должностей и посещений.

Расчетными единицами для определения расходов на содержание больниц кроме количества коек являются и показатели их работы, среди которых первостепенное значение традиционно играет количество койко - дней. Однако в последнее время стали широко использоваться показатели госпитализации (количество пролеченных больных) особенно в случаях, когда составляется смета доходов.

Расчетной единицей для определение расходов на содержание поликлиник (амбулаторий) является врачебная должность и количество врачебных помещений , наряду с которыми могут использоваться показатели количества законченных случаев лечения.

При составлении сметы больницы важное место имеет правильное определение числа коек на начало планируемого периода исходя из фактического их наличия на последнюю отчетную дату и учета возможности развертывания коек в оставшейся период, времени до конца года.

При планировании коечного фонда больницы необходимо учитывать эффективность использования действующего коечного фонда.

Для определения расходов на содержания больницы исчисляется среднегодовое число коек, которое устанавливается в зависимости от сроков развертывания новых коек, путем прибавления к переходному числу коек на начало планируемого года среднегодового их прироста.

1.3. Методологические основы ведения анализа деятельности медицинских учреждений

В Российской федерации большинство учреждений и организаций здравоохранения финансируются из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, в зависимости от их подчиненности, то есть все звенья бюджета участвуют в финансировании учреждений здравоохранения.

Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основании утвержденных смет расходов, а также с учетом фактического выполнения производственных показателей. Расходование бюджетных средств без утвержденной в установленном порядке сметы расходов не допускается. Смета расходов является основным плановым документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений и осуществление мероприятий39.

Учреждения здравоохранения составляют в установленном порядке месячные, квартальные и годовые отчеты об исполнении смет расхода и представляют их в вышестоящие организации. Кроме бухгалтерской отчетности они представляют статистическую и оперативную отчетность. Эта отчетность отражает итоги деятельности учреждений по выполнению возложенных на них функций в отчетном периоде и использование выделенных из бюджета ассигнований на их содержание.

Сопоставляя отчетность о выполнении производственных показателей и использовании сметы расходов с плановыми заданиями и утвержденной системой, руководители учреждений и вышестоящие организации получают возможность определить, насколько успешно выполняет учреждение свои функции, плановые задание и правильно ли использует выделенные для этого ассигнования из бюджета.

Предметом анализа финансово - хозяйственной деятельности учреждений и организаций, состоящих на бюджете, является осуществление возложенных на них функций и эффективность использования выделенных из бюджета ассигнований.

При анализе исполнения сметы расходов больницы, анализу подвергаются ее финансово- хозяйственная деятельность по осуществлению медицинского обслуживания населения на территории, которая закреплена за этой больницей, с целью выяснения правильности использования денежных и материальных средств, выделенных на ведение лечебно - профилактической работы.

Для каждого типа бюджетных учреждений и организации действующим законодательством установлены задачи и функции, которые они должны выполнить. Таким образом, деятельность каждого бюджетного учреждения органом управления регламентируется в установленном порядке.

При анализе финансово - хозяйственной деятельности необходимо знать задачи и функции учреждений и организаций, возложенные на них действующим законодательством, уставами, положениями и другими законодательными актами.

Основными задачами анализа исполнения смет расходов бюджетных учреждений является:

- полнота и своевременность выполнения показателей плана по сети, штатом и контингентом учреждений,

- контроль за правильным использованием выделяемых из бюджета ассигнований, сохранностью денежных средств материальных ценностей учреждений,

- повышение эффективности использования средств, улучшение планирования расходов,

- обеспечение финансовой устойчивости медицинского учреждения. Эта задача должна решаться как путем разработки механизма стабильного финансового учреждения, так и рациональным использование средств внутри самого лечебно -профилактического учреждения (в дальнейшем ЛПУ).

Главной задачей финансового анализа в новых условиях, является не распределение гарантированно получаемых средств, как это было раньше, а поиск способа зарабатывания средств и лишь во вторую очередь - обеспечение наиболее рационального их использования.

Это вызывает необходимость оценки экономической эффективности лечебной деятельности чтобы выяснить, покроют ли доходы, полученные от оказанных услуг, затраты на предоставление этих видов медицинской помощи или нет.

Финансовый анализ медицинского учреждения является составной частью экономического анализа. Он представляет собой совокупность методов сбора и обработки данных о производственно - финансовой деятельности, обеспечивающих оценки и принятие управленческих решений.

Финансовый анализ важен для определения стратегии деятельности медицинского учреждения не только на момент проведения анализа, но и на перспективу.

Изучение финансового положения медицинского учреждения является новым направлением экономического анализа, получившим развитие только в последние годы. При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гарантированность поступления средств, анализ финансового состояния больницы или поликлиники просто не имел смысла. В нынешней же ситуации данное направление выходит на передний план, поскольку от этого зависит выживание учреждения. Причем для него важно знать не только сумму поступления финансовых средств, но и размер потенциально возможных доходов и, соответственно, размер упущенной выгоды.

Анализ исполнения смет расходов бюджетных учреждений проводится во всех звеньях бюджетного планирования: от сметы отдельного учреждения до бюджета города, края и страны в целом. Особая роль в организации работы по анализу и непосредственном проведении анализа принадлежит финансовым органам. Их задача состоит в своевременной мобилизации доходов бюджета, изыскании дополнительных источников доходов, обеспечении финансирования предусмотренных бюджетом мероприятий, осуществлении систематического контроля за правильным использованием средств.

Главным источником изучения экономики бюджетных учреждений является анализ исполнения смет расходов. Наряду с материалами для подготовки предложений по повышению эффективности использования ассигнований он дает необходимые материалы для экономного планирования расходов бюджета, контроля за правильным расходованием средств, текущего финансирования учреждений, нормирование отдельных видов расходов и выполнение заданий по отдельным вопросам, получаемых от органов государственного управления в процессе руководства работой учреждений здравоохранения.

Проверка исполнение сметы учреждение позволяет, прежде всего, сделать вывод о правильности определения расходов по смете и бюджету и получить материал для улучшениях планирования. Кроме того, некоторые виды расходов учреждений не имеют твердых нормативов. Они определяются, как правило, на уровне фактически сложившихся расходов за предыдущий год или ряд предыдущих лет. В этом случае анализ отчета по данному виду расхода либо подтвердит возможность принятия в планируемом году этих расходов на уровне сложившихся, либо покажет, что фактические расходы были завышены и планировать их на уровне отчета не следует.

Важное значение имеет анализ исполнения смет в осуществлении контроля за правильным расходованием средств, соблюдением действующего законодательства, установленных штатов, оклада, заработной платы работников, утвержденных нормативов расходов и натуральных норм обеспечения питанием и другими видами материального обеспечения. Для расходования бюджетных средств установлены определенные правила. Анализ исполнения смет позволяет установить, соблюдаются ли эти правила (финансовая дисциплина) при расходовании средств 40.

По данным анализа годового отчета бюджетного учреждения и особенно отчета о выполнении плана по сети, штатам и контингентам уточняются объемы финансирования текущего года с учетом показателей, сложившихся на конец отчетного периода. В тех случаях, когда отчетные показатели на конец отчетного года выше показателей, предусмотренных в смете на начало текущего года, в установленном порядке рассматривается вопрос о соответствующем увеличении расходов по смете.

Анализ месячной и квартальной отчетности используется при текущем финансировании учреждений. В результате анализа годовых отчетов определяются суммы недофинансирования или излишнего финансирования, дебиторской и кредиторской задолженности, подлежащие зачету при текущем финансировании или внесению в доход бюджета.

На основе анализа отчета об исполнении сметы расходов проверяется выполнение учреждением утвержденных показателей, подготавливаются предложения по совершенствованию нормативов расходов, составляется выполнение плана по производственным показателем с выполнением ассигнований по смете, устанавливается обеспеченность в учреждении сохранности основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, рассматриваются также другие вопросы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.

Говоря о новых тенденциях планово - аналитической работы, прежде всего, необходимо отметить вполне естественное повышение роли стоимостных категорий в здравоохранении, отражающихся в целом спектре показателей, характеризующих работу медицинского учреждения. Наряду с традиционными показателями, отражающими охват населения медицинской помощью (обеспеченность населения врачами и койками, количество посещений, проведенные койко-дни) решающее значение начинают играть финансовые показатели и нормативы (тарифы и др.).

Расширяется и сфера их использования. В дополнение и привычному анализу стоимости питания, медикаментов, мягкого инвентаря и т.п., приходящихся на единицу услуг, широкое развитие получили показатели полных затрат (себестоимости), эффективности использовании фондов и др.

Заключительный этап анализа состоит в подготовке выводов по итогам анализа предложений по устранению нарушений, недочетов, улучшение работы учреждений.

Основными факторами влияющими на финансовое состояние медицинского учреждения являются внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

- система финансирования (оплаты оказанных медицинских услуг );

- уровень тарифов;

- величина подушевых нормативов;

- система налогообложения и т.п.

Медицинские учреждения имеют ограниченные возможности влиять на эти факторы, поэтому вынуждены приспосабливаться к ним. Внешние факторы определяют разновидность тех или иных видов медицинской помощи, направлений деятельности и т.п. все связи с реальными показателями работы медицинского учреждения. Это те ориентиры, которым должно следовать ЛПУ в выборе наиболее рациональных с экономической точки зрения направлений деятельности в данных условиях. Хотя не обязательно это наиболее эффективные виды деятельности с точки зрения общества в целом или с медицинской точки зрения.

К внутренним факторам относятся:

- структура ЛПУ;

- показатели работы учреждения в целом и его подразделений;

- система стимулирования (система оплаты труда) и т.п.

Внутренние факторы определяются особенностями самого медицинского учреждения, то есть те факторы, на которые медицинское учреждение может оказать влияние, изменив что - то в своей работе.

В итоге, медицинское учреждение строит свою работу с учетом как внешних, как и внутренних факторов.

Поэтому необходимо различать:

- показатели работы подразделений медицинского учреждения как результат их собственного труда;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.