реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухгалтерский учет и аудит кредитов и займов

* срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);

* участию в расчете налогооблагаемой прибыли.

Регистры синтетического учета. Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной аудиторской проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность. Она включает:

* бухгалтерский баланс - ф.№1;

* отчет о прибылях и убытках - ф.№2;

* отчет об изменениях капитала - ф.№3;

* отчет о движении денежных средств - ф.№4;

* приложение к бухгалтерскому балансу - ф.№5.

Помимо регистров бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности источниками информации являются регистры налогового учета и налоговые декларации.

Перечень и описание аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету. Состав аудиторских процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений должен соответствовать классификатору возможных нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому учету).

Все аудиторские процедуры разрабатываются по единой схеме и включают:

* наименование контрольной процедуры;

* цель проведения контрольной процедуры;

* перечень документов аудируемого лица, необходимых для выполнения процедуры (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета) и являющихся источниками информации для проверки;

* перечень необходимых нормативных документов, нарушение которых может быть выявлено при проверке и соответствие или несоответствие которым составляет цель аудиторской процедуре;

* нормы, нормативы и другая справочная информация, которая должна быть использована при выполнении контрольной процедуры (при необходимости);

* описание техники исполнения процедуры;

* описание формы представления результатов проведенной процедуры (форма рабочей таблицы или иного рабочего документа).

Все аудиторские процедуры, разработанные аудиторской организацией, должны быть снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудита у конкретного экономического субъекта, оформлять рабочую документацию аудитора, определять качества проведенного аудита по составу проведенных контрольных процедур.

Последовательность выполнения аудиторских процедур. Составление классификатора возможных нарушений по счету, а также описание каждой аудиторской процедуры, проведение которой позволяет выявить возможные нарушения, позволяет аудиторской организации провести проверку на высоком качественном уровне.

Последовательность выполнения аудиторских процедур может быть оформлена в виде блок-схемы, которая может быть составлена как по отдельному разделу учета (участку, бухгалтерскому счету), так и по нескольким взаимосвязанным разделам учета (участкам, бухгалтерским счетам). Так, при выявлении в ходе планирования проверки кредитов или займов, полученных аудируемым лицом для строительства или приобретения основных средств, процедуры проверки кредитов и займов целесообразно синхронизовать с проверкой правильности формирования первоначальной стоимости основных средств или объемов незавершенных капитальных вложений. Если целевое назначение кредитов и займов сформулировано в договорах недостаточно конкретно, то целесообразно синхронизовать проверку кредитов и займов с проверкой правильности формирования финансовых результатов и, в частности, операционных расходов.

При наличии соответствующего программного обеспечения может быть составлен сетевой график проведения проверки.

Методы получения аудиторских доказательств.

В соответствии с ФСА №5 «Аудиторские доказательства» аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора. Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.

В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

К аудиторским доказательствам относятся:

* первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

* письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица;

* информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

При формировании аудиторского мнения аудитор обычно не проверяет все хозяйственные операции аудируемого лица, поскольку выводы относительно правильности отражения остатка средств на счетах бухгалтерского учета группы однотипных хозяйственных операций или средств внутреннего контроля могут основываться на суждениях или процедурах, проведенных выборочным способом.

При получении аудиторских доказательств с использованием тестов средств внутреннего контроля аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

* детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;

* аналитические процедуры.

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:

* инспектирование;

* наблюдения;

* запроса;

* подтверждения;

* пересчета (проверки арифметических расчетов аудируемого лица);

* аналитических процедур.

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов.

Наблюдение - отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами. Данная процедура при проверке кредитов и займов практически не применяется.

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.

Подтверждение - это ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор может запросить подтверждение суммы кредиторской задолженности непосредственно у кредиторов).

Пересчет - проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов. Данный метод применяется, как правило, при проверке точности исчисления суммы процентов по кредитам и займам.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, установление причин таких ошибок и искажений. Аналитические процедуры широко применяются при проверке долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, так как их величина участвует в расчете большинства финансовых коэффициентов, рассчитываемых при анализе финансового состояния аудируемого лица.

Аудиторские процедуры проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета направлены на выявление типичных ошибок и нарушений порядка учета кредитов и займов.

В зависимости от результатов проведенных процедур аудитор может включить в письменную информацию руководству аудируемого лица выводы.

Каждый вывод может быть сделан окончательно только тогда, когда предварительно собранные по каждой назначенной процедуре таблицы заполнены аудиторами, а по уже заполненным таблицам (рабочим документам), т.е. фактам нарушений, получены разъяснения у исполнителей и ответственных лиц аудируемого лица. При необходимости могут быть проведены дополнительные процедуры.

Однако если в процессе проверки установлено, что топменеджмент принимает решение привлекать займы у других организаций и физических лиц под неоправданно высокие проценты, то данное злоупотребление носит необратимый характер, хотя в соответствии с пунктом 2 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696) пользователь бухгалтерской отчетности не должен принимать мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) как подтверждение эффективности ведения дел руководством предприятия. Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционер, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица, однако высказать очевидные (и доказательные) сомнения в эффективности отдельных управленческих решений руководителю организации он может.

3.2 Особенности и характеристика внутреннего аудита

Служба внутреннего аудита может быть организована с целью проведения независимой оценки таких составляющих бизнеса, как качество корпоративного управления, степень управления рисками и прозрачности бизнеса.

Российские стандарты (правила) аудита дают следующее определение сущности внутреннего аудита. Это - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего контроля согласно Правилу (стандарту) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита", одобренному Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 27 апреля 1999 г., Протокол N 3, относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

В глоссарии терминов международных стандартов аудита внутренний аудит определен как оценочная деятельность, осуществляемая внутри субъекта как услуга, предназначенная для субъекта. В соответствии с Кодексом этики профессиональных бухгалтеров в функции внутреннего аудита входят, в частности, изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. На наш взгляд, рассматривая сущность внутреннего аудита, его цели, задачи и функции, следует проводить различия применительно к уровням внутреннего аудита, например внутреннего аудита отдельных хозяйствующих субъектов и групп взаимосвязанных организаций (холдингов), что не нашло широкого отражения в современной отечественной литературе. Таблица 1.2 (приложение № 4).

Цели внутреннего аудита можно сформулировать следующим образом:

- обеспечение более эффективного управления организацией и группой взаимосвязанных организаций;

- оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации - участника группы и в целом группы взаимосвязанных организаций;

- защита законных интересов организации и ее собственников, в том числе защита общих интересов всех участников группы взаимосвязанных организаций;

- помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении ими своих функций;

- оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит выполняет различные функции, при определении которых также не существует единых мнений.

дает высшему звену управления всей организацией информацию о ее финансово-хозяйственной деятельности;

- повышает эффективность системы внутреннего контроля, препятствующие возникновению нарушений;

- подтверждает достоверность отчетов обособленных структурных подразделений организации.

- анализ внешних факторов и оценка их влияния на деятельность организации;

- консультирование учредителей и сотрудников администрации по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, менеджмента и права;

- организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверок налоговых и других контрольных органов;

- периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;

- проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

- оценка экономичности и эффективности операций организации;

- проверка уровня достижения программных целей.

Система внутреннего аудита не может быть полностью отождествлена с внутренним контролем, что вытекает из данных выше определений сущности, целей и функций внутреннего аудита. В то же время система внутреннего контроля может функционировать и без создания органов внутреннего аудита. Внутренний аудит следует рассматривать в качестве:

- части системы внутреннего контроля;

- функции выявления и оценки рисков;

- независимой оценки информационных потоков, в том числе финансовой отчетности (индивидуальной и консолидированной).

При принятии решения об организации и определении функции внутреннего аудита каждый экономический субъект должен учесть влияние таких факторов, как:

- направление и специфика деятельности;

- объемы показателей финансово-экономической деятельности субъекта;

- сложившаяся система управления;

- состояние системы внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудитора могут выполнять:

- специальные службы внутреннего контроля;

- отдельные специалисты внутреннего аудита, состоящие в штате организации;

- ревизионные комиссии (ревизоры);

- привлекаемые сторонние организации;

- внешние аудиторы.

Функции внутреннего аудита должны выполняться непосредственно работниками организации, поэтому предложения о том, что внутренним аудитом могут заниматься не только работники организации, но и приглашенные независимые аудиторы, являются ошибочными.

При отсутствии службы внутреннего аудита в организационной структуре хозяйствующего субъекта его функции в области контроля осуществляются главным бухгалтером и работниками бухгалтерии, так как в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998) "О бухгалтерском учете" это является их должностными обязанностями.

В настоящее время государство, понимая, что возможность привлечения заемных средств является одним из основных условий развития бизнеса в России, неуклонно снижает ставки рефинансирования, устанавливаемые Банком России. С 14 января 2004 г. ставка рефинансирования снижена до 14 процентов.

Отражение в учете полученных кредитов или займов включает три основных хозяйственных операции:

- получение кредита или займа;

- возврат кредита или займа;

- начисление и уплата процентов за пользование заемными средствами.

По первым двум хозяйственным операциям ошибки и нарушения встречаются реже, чем при отражении в учете процентов по кредитам и займам.

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 67н от 22 июля 2003 г. финансовая (бухгалтерская) отчетность состоит из: бухгалтерского баланса (форма № 1); отчета о прибылях и убытках (форма № 2); отчета об изменениях капитала (форма № 3); отчета о движении денежных средств (форма № 4); приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5); пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и об изменениях в ее финансовом положении.

Это показатель долгосрочных кредитов и займов (код 510 в бухгалтерском балансе, утв. Приказом Минфина РФ № 67н от 22 июля 2003 г.) и показатель краткосрочных кредитов и займов (код 610 в бухгалтерском балансе, утв. Приказом Минфина РФ № б7н от 22 июля 2003 г.).

Проценты к уплате по кредитам и займам отражаются в Отчете о прибылях и убытках как прочие доходы и расходы.

Сумма «поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями за отчетный год», «погашения займов и кредитов (без процентов)» характеризует «движение денежных средств по финансовой деятельности» (п. 15 Приказа Минфина РФ № 67н от 22 июля 2003 г.), а «денежные средства, направленные на выплату процентов» -- движение денежных средств по текущей деятельности.

В Приложении к бухгалтерскому балансу отражаются остатки на начало и конец отчетного периода в разрезе краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности по кредитам и займам (раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность»).

Несмотря на кажущуюся простоту отражения в учете предприятия полученных им кредитов, при аудиторских проверках выявляется достаточно большое число ошибок и нарушений. Ошибки возникают как при оформлении кредитных отношений, так и при отражении в бухгалтерском и налоговом учете в связи с имеющимися различиями в принципах ведения этих видов учета.

Заключение

В представленной дипломной работе были подробно изучены общая характеристика механизма кредитования, основные виды и принципы, бухгалтерский учет и аудит кредитов, займов и средств целевого финансирования. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Основными принципами кредитования являются возмездность, срочность и возвратность.

В работе рассмотрены понятия кредитов, займов и средств целевого финансирования, их отличительные особенности.

Кредит - это система экономических отношений, возникающая при передаче имущества в денежной или натуральной форме от одних организаций или лиц другим на условиях последующего возврата денежных средств или оплаты стоимости переданного имущества и, как правило, с уплатой процентов за временное пользование переданным имуществом.

Различают банковский кредит и коммерческий кредит (займы).

Банковский кредит - это выданные банком организациям или физическим лицам денежные средства на определенный срок и определенные цели, на возвратной основе и обычно с уплатой процентов.

Коммерческий кредит предоставляется одними организациями другим обычно в виде отсрочки уплаты денежных средств за проданные товары.

Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами.

Можно выделить следующие этапы кредитного процесса: этап 1 - рассмотрение банком заявки на кредит, этап 2 - оформление кредитного договора, этап 3 - выдача ссуды заемщику. Выдача ссуды заемщику осуществляется согласно Положению № 54-П 4 следующими способами: первый способ - разовым (единовременным) зачислением денежных средств на банковский счет клиента либо выдачей наличных денег заемщику - физическому лицу (разовая ссуда); второй способ - открытием кредитной линии, то есть заключением договора, на основании которого заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств; третий способ предоставления ссуды - овердрафт - кредитование банком счета заемщика (при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств) и оплаты расчетных документов со счета заемщика; четвертый способ - участие банка в предоставлении ссуды на синдицированной (консорциальной) основе. Этап 4 - контроль банка за использованием и погашением ссуды (кредитный мониторинг) и выплатой процентов по ней. Заключается он в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.