реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций

Таблица 1.2

Краткая характеристика других основных нормативных актов и документов регулирования бухгалтерского учета в РФ

Название нормативного документа

Краткое содержание

1

2

5

1.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Определяет основания приобретения и перехода права собственности на денежные средства, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.

2.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Определяет налогообложение операций по движению денежных средств.

3.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.

Определяет правовые основы бухгалтерского учета денежных средств, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составление отчетности.

4.

Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Определяет правовые основы проведения операций с валютными денежными средствами.

5.

Положение по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политика организации» № 60н.

Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требование к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета денежных средств.

6.

Положение по бухгалтерскому учету 3/2000 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте»

Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств выраженных иностранной валюте.

7.

Положение по бухгалтерскому учету 4/99 № 43н. «Бухгалтерская отчетность организации»

Устанавливают состав и формы бухгалтерской отчетности.

8.

Положение по бухгалтерскому учету 9/99

Определяет понятие доходов, классификацию, принцип формирования, критерии признания дохода в отчетности

9.

Положение по бухгалтерскому учету 10/99

Определяет понятие расходов, классификацию, принцип формирования, критерии признания расхода в отчетности

10.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49.

Порядок проверки фактического наличия денежных средств.

11.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению № 94н.

Содержит схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете денежных средств Систематизирует перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета денежных средств.

12.

О формах бухгалтерской отчетности организаций № 67н.

Содержит образцы форм бухгалтерской отчетности по денежным средствам в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств.

13.

Рабочие документы конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.)

Определяют правила и порядок ведения бухгалтерского учета денежных средств в конкретной организации.

Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета разработаны в разное время, в силу чего некоторые из них вступают в противоречие друг другу. В этой связи, при использовании данных нормативных актов в практической деятельности хозяйствующие субъекты должны руководствоваться следующими правилами:

1. В случае наличия противоречий между нормативными актами иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ более высокого уровня независимо от даты его утверждения (вступления в силу).

2. В случае наличия противоречий между нормативными актами иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ с более поздней датой его утверждения (вступления в силу) (основание: письмо Министерства Финансов РФ от 23.08.2001 г. №16-00-12/15).

Таким образом, обзор нормативной базы позволяет сделать вывод о том, что она обширна, довольно сложна и в условиях рыночной экономики динамична, вследствие чего от бухгалтеров на участке учета денежных средств требуется не только внимательность, скрупулезность и хорошая память, но и ее знание. А соблюдение законодательства может обеспечить правильную постановку бухгалтерского учета кассовых операций.

1.3 Контроль над соблюдением правил учета кассовых операций и меры ответственности за их нарушение

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров.

При несоблюдении организациями условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в РФ применяются следующие меры финансовой ответственности:

· за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;

· за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;

· за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

На руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством РФ размере минимальной месячной оплаты труда (МРОТ).

Неприменение ККМ в установленных законом случаях влечет наложение административного штрафа на организацию (юридическое лицо).

Наложение административного штрафа за неприменение ККМ на юридическое лицо не освобождает от ответственности должностное лицо (руководителя организации, главного бухгалтера, кассира) данной организации.

Контроль организаций по выполнению ими порядка ведения кассовых операций и соблюдению правил организации наличного денежного обращения осуществляют банки, в которых данные организации обслуживаются. Центральный Банк РФ возлагает на обслуживающие банки обязанность не реже одного раза в два года проверять в организациях соблюдение порядка ведения кассовых операций и др.

В ходе проверок банками контролируются:

· полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке:

· полнота и своевременность сдачи наличных денежных средств, поступивших в организацию, в кассу банка;

· соблюдение лимита остатка наличных денежных средств в кассе;

· соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

· правильность ведения кассовой книги и оформления кассовых документов.

Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026 (приложение 8 к Положению ЦБ РФ от 05.01.1998 г. № 14-П). При необходимости копии справок направляются в соответствующие в инспекции ФНС РФ по месту учета организаций для принятия к организациям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью.

В целях проверки правильности обращения с наличными денежными средствами, их хранения и ведения учета в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств производится инвентаризация кассы организации или учреждения.

В сроки, установленные руководителем организации или учреждения, а также при смене кассиров производится внезапная инвентаризация (ревизия) кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

Инвентаризация наличных денежных средств, разных ценностей и документов проводится комиссией, назначаемой приказом (решением, постановлением, распоряжением) руководителя организации или учреждения.

До начала проверки фактического наличия денежных средств и денежных документов инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных средств.

Материально ответственные лица должны дать расписки о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества.

Комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета.

Остаток денежной наличности сверяется с данными учета по кассовой книге. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств и денежных документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и др.), находящихся в кассе организации, применяется унифицированная форма первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации.

Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.

Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств и денежных документов не производятся.

Не допускается проведение инвентаризации при неполном составе инвентаризационной комиссии. Никаких подчисток и помарок в акте не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом.

При выявлении недостач или излишков денежных средств в кассе организации в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. Материально ответственные лица должны дать объяснение причинам возникновения излишков или недостач денежных средств в кассе.

Выявленная недостача наличных денежных средств взыскивается с материально ответственного лица - кассира организации. Выявленные излишки наличных денег принимаются к бухгалтерскому учету (приходуются в кассу) и зачисляются на финансовые результаты организации.

Ревизию кассы организации и соблюдение кассовой дисциплины также производят учредители организаций и аудиторы (аудиторские фирмы) в соответствии с заключенными договорами. При этом особое внимание они должны уделять вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.

Систематическая проверка соблюдения организациями требований порядка ведения кассовых операций возлагается также на банки. Организации обязаны предоставлять по требованию банков все необходимые документы для проведения проверок соблюдения кассовой дисциплины.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей в организации.

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ООО « Муромский ЛПК»

2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика объекта исследования

Общество с Ограниченной Ответственностью « Муромский лесопромышленный комплекс» (далее ООО « Муромский ЛПК») было зарегистрировано распоряжением главы администрации округа Муром. Общество образовано в соответствии с правилами ГК РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании Учредительного договора и Устава предприятия. Учредителями ООО «Муромский лесопромышленный комплекс» являются физические и юридическое лица.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание, состоящее из членов учредителей. Общее собрание правомочно принимать решение по любым вопросам деятельности Общества, может пересмотреть и изменить любое решение генерального директора. Генеральный директор избирается Общим собранием и осуществляет оперативное руководство работой Общества в соответствии с решением Общего собрания и действующим законодательством. Наиболее наглядно структура управления ООО «Муромский лесопромышленный комплекс» выглядит так:

Общее собрание учредителей

Генеральный директор

Главный бухгалтер

Главный инженер

Мастер леса

Мастер цеха

деревопереработки

Старший

бухгалтер

Бухгалтер-кассир

Рис. 2.1 Организационная структура управления ООО «Муромский ЛПК»

На балансе предприятия числится столярный цех, в котором занимаются производством столярных изделий (оконные и дверные блоки, косяки оконные и дверные, плинтус, штапик и так далее), цех деревопереработки, осуществляющий переработку деловой древесины на пиломатериал обрезной и не обрезной, а так же имеются 3 лесозаготовительные бригады, которые производят заготовку хлыстовой древесины, разделочная площадка древесины, на которой раскряжевывают хлыстовую древесину на деловую, дрова и баланс.

ООО «Муромский лесопромышленный комплекс» расположен в округе Муром Владимирской области. Удаленность его от областного центра составляет 130 км, ближайшая железнодорожная станция - «Муром» ГЖД, расположена в 8 км, ближайший речной порт - «Муром» - в 7 км.

ООО «Муромский лесопромышленный комплекс» специализируется на переработке и реализации древесины, производстве и сбыте леса и пиломатериала, а также оказывает услуги по заготовке древесины. Фактическое направление предприятия, его специализация характеризуется структурой выручки.

Анализируя деятельность ООО «Муромский лесопромышленный комплекс» за последние три года видно, что ведущей отраслью на предприятии является производство

Однако производство пиломатериала и заготовка древесины взаимосвязаны между собой и связывают отдельные звенья производственного процесса. Заготовка древесины необходима для производства пиломатериала, так как древесина является незаменимым сырьем для выпуска пиломатериала.

Важнейшим условием производства является наличие основных факторов производства: труд, основные средства и лесной фонд. В деревоперерабатывающем производстве главным и незаменим средством производства является участки лесного фонда. ООО «Муромский ЛПК» арендует участки лесного фонда площадью 8600 га ежегодно.

Таким образом, предприятие обладает достаточным количеством лесного фонда, необходимым для развития деревоперерабатывающего производства. Однако для того, чтобы эти площади использовались с наибольшей пользой необходимы трудовые ресурсы. Воспроизводство на предприятии предполагает прежде всего рост валовой продукции, который возможен только на основе увеличения средств производства и рабочей силы, причем более квалифицированной. Однако в последние годы на большинстве предприятий наблюдается сокращение численности работников и ухудшение обеспеченности трудовыми ресурсами, не является исключением и ООО «Муромский ЛПК».

Так, среднесписочная численность работников ООО «Муромский ЛПК» в 2006 году составила 124 человек, против 103 человек в 2007 г

Труд и лесной фонд являются определяющим фактором в процессе производства, однако процесс деревоперерабатывающего производства не осуществим без наличия материально-технической базы, т.е. без оснащения производственных процессов необходимой техникой. Своих транспортных средств предприятие не имеет. Автомобильный транспорт арендуется у ООО «Меленковский ЛПК».

ООО «Муромский ЛПК» имеет несколько постоянных партнеров -покупателей лесопродукции, а именно: ООО «Демидовский фанерный комбинат», ОАО «Муромский фанерный комбинат» с которыми сотрудничает с 2004 года.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе основных экономических показателей результатов деятельности предприятия.

Информация об основных экономических показателей результатов деятельности ООО « Муромский ЛПК» отражается в Отчете о прибылях и убытках (форма №2) (прил. 1-2).

Анализ основных экономических показателей ООО « Муромский ЛПК» приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Основные экономические показатели деятельности ООО « Муромский ЛПК» в динамике за 2006-2007гг.

№ п/п

Показатели

2006

год

2007 год

Отклонение

Темп изменения, %

1.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

149233

193582

44349

29,72

2.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

133786

174007

40221

30,06

3.

Удельная себестоимость (себестоимость, приходящаяся на один рубль выручки), руб./руб.

0,90

0,90

0,00

0,27

4.

Коммерческие расходы, тыс. руб.

8411

13244

4833

57,46

5.

Прибыль от продаж, тыс. руб.

7036

6331

-705

-10,02

6.

Рентабельность продаж, %

4,71

3,27

-1,44

-30,63

7.

Процент к уплате, тыс. руб.

1091

1201

110

10,08

8.

Доходы от участия в других организациях, тыс. руб.

 

 

 

 

9.

Сальдо операционных доходов и расходов, тыс. руб.

-198

-870

-672

339,39

10.

Сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс. руб.

476

98

-378

-79,41

11.

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

6223

4358

-1865

-29,97

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.