реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухгалтерский учет и аудит расходов на оплату труда в торговой организации ООО "Торговый Дом Элсвик Северо-Запад"

Таблица 2.4

Ставки отчисления ЕСН

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориаль-ный фонд обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 100 000 руб.

28,0%

4,0%

0,2%

3,4%

35,6%

От 100 001 руб. до 300 000 руб.

28 000 руб. + 15,8% с суммы, пре-вышающей 100 000 руб.

4 000 руб. + 2,2% с суммы, пре-вышающей 100 000 руб.

200 руб. + 0,1% с суммы, пре-вышающей 100 000 руб.

3 400 руб. + 1,9% с суммы, пре-вышающей 100 000 руб.

35 600 руб. + 20,0% с сум-мы, превы-шающей 100000 руб.

От 300 001 руб. до 600 000 руб.

59 600 руб. + 7,9% с суммы, превышаю-щей 300 000 руб.

8 400 руб. + 1,1% с суммы, превышаю-щей 300 000 руб.

400 руб.+ 0,1% с суммы, превышаю-щей 300 000 руб.

7 200 руб. + 0,9% с суммы, превышаю-щей 300 000 руб.

75 600 руб. + 7,9% с суммы, превышаю-щей 300 000 руб.

Свыше 600 000

83 300 руб. + 2,0% с суммы, превышаю-щей 600 000 руб.

11 700 руб.

700 руб.

9 900 руб.

105 600 руб. + 2,0% с суммы, превышаю-щей 600 000 руб.

Налогообложению подлежит общая сумма выплат и вознаграждений, начисленных работодателем в пользу работников за налоговый период в денежной или натуральной форме.

Бухгалтер формирует налоговую базу по ЕСН отдельно для каждого работника. Ею являются все суммы, которые были начислены в пользу каждого отдельно взятого работника или стороннего физического лица, получающего доход от этого работодателя.

Бухгалтер должен выяснить, какие выплаты, начисленные в пользу каждого работника в этом месяце, подлежат и не подлежат налогообложению ЕСН. После того как налоговая база определена, можно приступать к начислению ЕСН. Для этого налоговую базу по каждому работнику за прошедший месяц нужно прибавить к налоговой базе, полученной каждым из них с начала года по предыдущий месяц включительно.

Таким образом бухгалтер находит годовую налогооблагаемую базу для начисления ЕСН на доходы отдельно взятого человека.

Уплачивать данный налог предприятие обязано по итогам отчётного периода - календарного месяца, производя предоплату - авансовый платёж по годовой сумме отчислений по данному налогу. Перед получением средств в банке на выплату заработной платы за истекший месяц предприятие уплачивает авансовый платёж по этому налогу за прошедший отчётный период (месяц), но не позднее 15-го числа следующего месяца.

С 1 января 2002 года начала действовать новая редакция статьи 236 Налогового кодекса РФ. В 2002 году налогом не облагались только те суммы, которые выплачивались из чистой прибыли организации. А теперь не важно, есть у предприятия чистая прибыль или нет. Налог не начисляется на те выплаты, которые в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ не уменьшают налогооблагаемую прибыль в отчётном периоде.

Не учитываются в составе расходов на оплату труда в соответствии со статьёй 270 НК РФ расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров.

Вознаграждения в виде премий, выплачиваемых работникам за счёт средств специального назначения, а также выплаты материальной помощи в любом виде и на любые цели не учитываются в составе расходов на оплату труда, признаваемых для целей налогообложения прибыли на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам.

Таблица 2.5

Корреспонденции счетов по начислению ЕСН

Д-т

К-т

%

Отчисления в фонды

20, 23, 25, 26, 29

69.1

4,0

Фонд социального страхования Российской Федерации

*

69.2

28,0

Пенсионный фонд Российской Федерации

*

69.3

0,2

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

*

69.3

3,4

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

*

69.4

1,2

Фонд обязательного медицинского страхования от несчастного случая

3. Аудит расходов на оплату труда в торговой организации ООО «Торговый Дом Элсвик Северо-Запад»

3.1. Оценка системы внутреннего контроля на предприятии

Потребность во внутреннем контроле в современных условиях обусловлена тем обстоятельством, что он позволяет подтвердить достоверность отчетности менеджеров и учетных служб, предотвратить потерю ресурсов, своевременно осуществить необходимые изменения внутри предприятия.

Анализ, представленных в литературе подходов к определению понятия и сферы действия внутреннего контроля свидетельствует о его сложности и многогранности. Кроме того, очевидно отсутствие единообразия в подходах и преобладание управленческой направленности в определении системы внутреннего контроля. Так, по мнению А.Д. Шеремета Шеремет А.Д., Суйц В.И. Аудит: Учебник для вузов.-М.:ИНФРА-М, 2002, С.45., внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта. Указывая, что элементами системы внутреннего контроля является внутренний аудит и управленческий контроль, автор не раскрывает сущность управленческого контроля и характер его взаимодействия подразделениями внутреннего аудита. Из данного определения не ясно, какие принципы должны быть заложены в основу создания системы внутреннего контроля и в чьем подчинении формально должны находиться службы внутреннего аудита.

Наиболее последовательно систему внутреннего контроля рассматривает В.Бурцев См.: Бурцев В.В. Система внутреннего контроля организации в современных условиях хозяйствования // Аудиторские ведомости.- 1998. - № 8; Он же: Бурцев В. Организация внутреннего аудита на предприятии //БОСС.-2000.-№ 5.. Ученый предлагает понимать внутренний аудит как регламентированную внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемую представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

Мы предлагаем определять внутренний контроль предприятия как систему контроля, организованную в интересах собственников и регламентированную внутренними документами организации по обеспечению достоверности контрольных данных всех подразделений субъекта хозяйственной деятельности, соответствия этих данных правилам (стандартам) бухгалтерского учета и отчетности, выявления отклонений от плановых показателей, определения результата финансово-хозяйственной деятельности.

Внутренний контроль осуществляется субъектами самой организации в зависимости от цели и специфики ее деятельности.

На рассматриваемом предприятии служба внутреннего контроля отсутствует. Контрольные функции осуществляют генеральный директор и главный бухгалтер. Однако применение в настоящее время информационных технологий и постепенное формирование автоматизированной учетной системы на предприятии предопределяет пересмотр организационной структуры и создание в 2005 году специальной службы внутреннего контроля (или аудита) в состав которой войдут специалисты по бухгалтерскому учету, специалисты IT и юристы. При этом руководитель службы внутреннего аудита должен подчиняться непосредственно лицу, которое может обеспечить независимость действий аудиторов (включая доступ к любой информации) и принять адекватные меры по выполнению аудиторских рекомендаций.

Отметим, что учетная политика должна, прежде всего, соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности, подчеркивают специалисты. Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. - М.: Проспект, 2000, С.357. При составлении учетной политики организации следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н).

При создании службы внутреннего контроля на предприятии в 2005 году следует учитывать, что эффективно построенная система учета в организации должна: гарантировать, что хозяйственные операции верно отражены во времени; позволить правильно измерить объем операции; помочь составить бухгалтерскую проводку, адекватную содержанию операции; ограничить возможность появления умышленных нарушений и злоупотреблений.

Ключевыми элементами области контроля являются: эффективность организационной структуры; роль руководства; место внутреннего аудита; обоснованность планов и бюджетов; уместность и надежность информации руководства; существование адекватной политики и процедур для контроля за бизнесом; риск того, что руководство может игнорировать систему внутрихозяйственного контроля или преднамеренно привести ложные цифры в финансовой отчетности; эффективность контроля руководства над компьютерными операциями; надежность контроля над операциями, отличными от компьютерных.

В учетной политике предприятия целесообразно выделить основные моменты, касающиеся взаимоотношений главного бухгалтера (бухгалтерской службы) с другими подразделениями (особенно выполняющими какие-либо учетные функции) и руководством организации в целом. Это могут быть ссылки на типовые положения законодательства (к примеру, Закон о бухгалтерском учете), на внутренние должностные инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерской службы, а также разработанное главным бухгалтером на основании действующих законодательных и нормативных актов Положение о бухгалтерской службе. Последнее может быть утверждено как отдельным приказом, так и в виде приложения к учетной политике организации по бухгалтерскому учету.

3.2. Цели, задачи, источники и методы аудита расходов на оплату труда

В соответствии с Законом № 119 «Об аудиторской деятельности», вступившим в силу с 7 сентября 2001 года, целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Таким образом, к основным целям и задачам внутреннего аудита в организации можно отнести:

- с одной стороны, с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, регулирование, учет, анализ);

- с другой, - внутренний аудит направлен на проверку бухгалтерской отчетности организации, ее соответствие действующему законодательству, а также анализ отклонений от плановых показателей, правильности учета финансовых операций и т.д.

Мы полагаем, что при таком подходе сфера действия аудита приобретает более конкретный характер. При этом независимый аудит, выполняемый внутренними службами предприятий и коммерческими специализированными организациями, не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Исходя из вышеизложенных положений, целью аудита расходов на оплату труда является предоставление объективных, реальных и точных сведений о бухгалтерском учете и составе расходов на оплату труда и их соответствии законодательству РФ.

К числу непосредственных задач аудита расходов на оплату труда можно отнести:

- проведение правового, экономического (бухгалтерского) и технического анализа внутренних документов Общества на предмет их соответствия действующему законодательству в области оплаты труда;

- контроль за достоверностью, своевременностью, правильностью отражения в бухгалтерском учёте операций, связанных с расчетами с персоналом по оплате труда;

- контроль за порядком составления отчётности на основе первичных документов;

- контроль за правильностью отражения операций по расчетам с персоналом в налоговом аспекте (правильность начисления налогов, сборов и платежей);

- контроль за своевременностью выявления и устранения нарушений в области расходования средств на оплату труда;

- контроль порядка привлечения сторон трудовых отношений к материальной ответственности;

- разработка и предоставление предложений по оптимизации численности персонала, изменениям в штатном расписании;

- разработка предложений по формам, системам оплаты труда и премировании.

Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Источниками информации, используемой в процессе контроля в торговом организации расходов по оплате труда, являются аналитические и синтетические данные по счетам 44 «Расходы на продажу», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с депонентами»), 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 96 «Резервы предстоящих расходов», а также первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков, нормативные документы, регулирующие эти операции.

Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. К основным методам аудита расходов по оплате труда относятся две основные группы методов: методы организации аудита в целом и конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п.

Методы организации аудита включают следующие: сплошная проверка, выборочная проверка, документальная проверка, фактическая проверка, аналитическая проверка, комбинированная проверка.

Конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п. могут включать: пересчет, проверку соблюдения правил учета отдельных операций, устный опрос персонала, запрос, проверку документов, прослеживание (отражение данных первичных документов в регистрах учета), анализ и оценку полученной информации и другие.

3.3. Планирование аудита расходов на оплату труда персонала

Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности хозяйственно-финансовых операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета.

Следует отметить, что важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска и определение информационной базы для проведения проверки.

Аудиторский риск - это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна.

Для того чтобы подготовить наиболее оптимальный план проведения аудита, необходимо при расчете аудиторского риска системно учитывать не только общие основополагающие аспекты контроля, но и предварительно оценить совокупность влияющих на них факторов. Только системный подход и комплексная оценка всех факторов при расчете аудиторского риска позволяет составить приемлемый план аудита.

Начинать проверку учета расходов по оплате труда необходимо с установления наличия учетной политики организации и анализа состава затрат на оплату труда.

Далее следует установить соответствие показателей аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

Далее необходимо проверить соответствие задолженности по оплате труда (по счетам 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» и 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами») в сводных ведомостях, главной книге и бухгалтерской отчетности организации.

Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.

При проверки табелей учета рабочего времени и других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо обратить внимание на факты начисления оплаты труда на вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует исследовать документы и сопоставить фамилии и инициалы работников с данными учета списочного состава.

Необходимо также установить, нет ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам (табелям, нарядам, накопительным учетным листам и разовым документам). Следует обратить особое внимание на расчеты по оплате труда с работниками, которые приняты на работу по договорам подряда. Часто такие договора носят фиктивный характер, а поэтому необходимо установить, за что и за какую работу или объем выполненной работы начислена заработная плата, какими документами подтверждается объем выполненной работы, размеры начисленной оплаты труда. Путем пересчетов и прослеживания определить наличие в первичных документах и расчетно-платежных ведомостях арифметических ошибок.

Следует проверить также правильность обобщения и группировки данных по учету труда. Суммы начисленной заработной платы, отраженные в первичных документах, в дальнейшем учетном процессе должны быть накоплены и сгруппированы по двум направлениям:

- по каждому работнику для расчетов по оплате труда;

- по объектам учета затрат для отражения в издержках обращения.

При проверке необходимо выяснить правильность удержаний из заработной платы, прежде всего налога с дохода, алиментов, а также обоснованность расчетов с депонентами. Проверяются платежные ведомости, дата возникновения и сумма депонентской задолженности, количество депонентов и сверяются суммы по расчетам с депонентами (на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

На следующем этапе проверки следует выборочно проверять правильность начисления оплаты труда, а именно: правильность оплаты труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам; обоснованность и правильность начисления премий по действующим на предприятии системам премирования; правильность начисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в выходные и праздничные дни, пособий по временной нетрудоспособности, ежегодных отпусков, вознаграждений по итогам работы за год. Начисление премий должно быть подтверждено приказом руководителя, указано в договоре, контракте или в решении учредителей (собственников, Совета директоров) организации.

Особого внимания аудитора требует проверка: своевременности погашения сумм ранее выданных работнику авансов и переплат; правильность удержания из заработной платы задолженности по подотчетным суммам и по возмещению материального ущерба, а также за товары, купленные в кредит.

Общая сумма всех удержаний из заработной платы работника не должна превышать 50 процентов месячного заработка.

Необходимо также убедиться в правильности организации и ведения аналитического и синтетического учета, заполнение форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда.

Аудитор должен поставить в известность руководство предприятия о выявленных фактах обмана или ошибок и дать рекомендации по исправлению недостоверной информации.

По окончании проверки аудитором составляется аудиторское заключение.

В соответствии с российскими проектами стандартов аудитору следует дать оценку состоянию бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля в проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

3.4. Аудит расходов на оплату труда на предприятии

При организации аудита расходов на оплату труда на торговом предприятии «Торговый Дом Элсвик Северо-Запад» использовался выборочный метод проверки, а также методы: документальной проверки, проверки соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, правильность обобщения и группировки данных по учету труда, прослеживание.

В ходе проверки установлено, что в Учетной политике ООО «Торговый Дом Элсвик Северо-Запад» на 2004 год нашли отражение все основные положения, наличие которых обязательно при утверждении учетной политики по бухгалтерскому учету (пункт 5 ПБУ 1/98), а именно:

рабочий план счетов бухгалтерского учета;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями (организация внутреннего контроля в организации);

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Состав и учет затрат на оплату труда на предприятии в целом соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и учитывает особенности учета на предприятиях торговли, изложенные в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания.

В ходе проверки установлено, что по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:

оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;

оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;

начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм - в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. - в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.

Установлено также, что аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на предприятии ведется по каждому работнику организации.

Корреспонденция счетов по расчетам с персоналом по оплате труда на аудируемом предприятии представлена в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

корреспондирует со счетами:

по дебету

 

по кредиту

50

Касса

08

Вложения во внеоборотные активы

51

Расчетные счета

20

Основное производство

52

Валютные счета

23

Вспомогательные производства

55

Специальные счета в банках

25

Общепроизводственные расходы

68

Расчеты по налогам и сборам

26

Общехозяйственные расходы

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

28

Брак в производстве

71

Расчеты с подотчетными лицами

29

Обслуживающие производства и хозяйства

73

Расчеты с персоналом по прочим операциям

44

Расходы на продажу

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

79

Внутрихозяйственные расчеты

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

94

Недостачи и потери от порчи ценностей

79

Внутрихозяйственные расчеты

 

 

84

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

 

 

91

Прочие доходы и расходы

 

 

96

Резервы предстоящих расходов

 

 

97

Расходы будущих периодов

 

 

99

Прибыли и убытки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.