реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухгалтерский учет и аудит денежных средств на примере бюджетной организации

Бухгалтерский учет и аудит денежных средств на примере бюджетной организации

101

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4

1 Основные направления учета и аудита денежных средств……………..7

1.1 Нормативно - правовое регулирование учета и аудита денежных средств в Российской Федерации………………………………………………...7

1.2 Бухгалтерский учет денежных средств………………………………..13

1.3 Теоретические основы аудита денежных средств…………………….53

2 Бухгалтерский учет денежных средств на примере МУЗ городская больница №1 -ОМС……………………………………………………………...62

2.1 Общая характеристика МУЗ городская больница №1 -ОМС………..62

2.2 Порядок осуществления и бухгалтерский учет наличных форм расчетов…………………………………………………………………………...62

2.3 Порядок осуществления и бухгалтерский учет безналичных форм расчетов…………………………………………………………………………...70

2.4 Составление бухгалтерской отчетности……………………………….76

3 Аудит операций с денежными средствами на примере МУЗ городская больница № 1 -ОМС……………………………………………………………..83

3.1 Планирование аудита операций с денежными средствами на примере МУЗ городская больница № 1 -ОМС…………………………………………...83

3.2 Основные направления аудиторской проверки операций с денежными средствами МУЗ городская больница № 1 -ОМС ……………………………..87

3.3 Отчет по проверке правильности учета денежных средств и рекомендации по совершенствованию учета и контроля за денежными средствами………………………………………………………………………..96

Заключение………………………………………………………………...100

Список литературы………………………………………………………..103

Приложение………………………………………………………………..105

Введение

Актуальность темы данного исследования высока, поскольку бухгалтерский учет и аудит движения денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования на производстве.

Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами.

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению денежных, в том числе и безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Цель дипломной работы - бухгалтерский учет и аудит движения денежных средств.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- изучить принципы организации учёта денежных средств и безналичных расчётов;

- проанализировать нормативное регулирование безналичных и наличных видов расчетов;

- исследовать учет движения денежных средств на конкретном примере городской больнице;

- исследовать особенности аудита операций с денежными средствами;

- составить аудиторский отчет проверки правильности учета денежных средств предприятия.

Решение поставленных задач исследования определило структуру данной работы.

Объект исследования - показатели движения денежных средств МУЗ городская больница № 1 - ОМС

МУЗ городская больница № 1- ОМС находится в городе Рыбинске по адресу ул. Солнечная 2а.

В составе МУЗ городская больница № 1 терапевтическое, хирургическое, неврологическое, гинекологическое, урологическое, паталогоанатомическое отделения, а также взрослая поликлиника и дневной стационар.

Предмет исследования - особенности учета и аудита денежных средств.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, предприятие должно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (депозиты банков, ценные бумаги и др.).

Исходя из этого, основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

- проверка правильности оформления, законности документов,

- своевременное и полное отражение операций в учете.

- обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей;

- своевременное проведение инвентаризации денежных средств и отражение ее результатов в учете;

- обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе предприятия и других местах хранения;

- изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.

- создание условий для повседневного контроля за наличием и движением денежных средств.

Денежные средства поступают на предприятие от покупателей в процессе хозяйственной деятельности, от банков в виде ссуд, от государства в виде дотаций и т.д.

Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, и безналично - в виде денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и др.

Приумножение денежных средств, их правильное использование и контроль за сохранностью является одной из важнейших задач бухгалтерии предприятия и бухгалтерского учета.

От успешности решения этой задачи зависит платежеспособность предприятия, своевременность расчетов с поставщиками и подрядчиками, своевременность платежей в бюджет и др.

1 Основные направления учета и аудита денежных средств

1.1 Нормативно - правовое регулирование учета и аудита денежных средств в Российской Федерации

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

- Гражданский кодекс РФ;

- Налоговый Кодекс РФ;

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров;

- Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У « О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения ».

- Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 года № 224 “Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением” (в редакции от 25.07.2000 г.);

- Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним относятся:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;

- «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;

- «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций;

- Приложение № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 «Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности»;

- Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;

- «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18 применяется в полном объеме;

- Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года №14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;

- Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, указания Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами;

- "О введении новых форматов расчетных документов " Указание от 22 февраля 1999 года N502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 №51-У;

- Инструкция № 28 о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учереждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 03 октября 1986 года (С изменениями от 21.06.03 года №1297-У);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49. Письмо МНС РФ от 15.04.2002 г. № АС-6-06/476 “ О бланках строгой отчетности”

- Указание ЦБ РФ от 31.10.2002 г. № 1201-У “О внесении изменений в положение Банка России от 5.01.98г. № 14-У “О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ”.

- Постановление Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин”.

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

- документ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

ЦБ РФ Указанием от 14 ноября 2001 года № 1050-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами” установил предельный размер расчетов наличными деньгами в следующих размерах: между юридическими лицами - 60 тысяч рублей.

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Для осуществления расчетов с населением юридические лица обязаны:

- регистрировать контрольно-кассовые машины;

- использовать исправные контрольно-кассовые машины;

- выдавать покупателю отпечатанный на контрольно-кассовой машине чек за покупку (услугу);

- обеспечивать работникам налоговых органов беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.

За неприменение контрольно-кассовой машины, а также в случаях, приравненных к неприменению контрольно-кассовой машины (использование аппарата без пломбы, без фискальной памяти, пробитие чека на меньшую сумму) на организацию может быть наложен штраф 30 000 - 40 0000 рублей. В соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, влечет наложение административного штрафа.

Свободное перемещение финансовых средств гарантировано Конституцией (ст. 8 Конституции РФ провозглашает свободу конкуренции. Право граждан на свободу предпринимательства, закреплённое в п.1 ст.34, обеспечивается запретом экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию), любое ограничение их перемещения не имеет под собой правовых оснований.

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);

- Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;

- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;

- Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. При разработке правовых актов, регулирующих деятельность аудиторов учитывались единые финансовые принципы аудита, использовался международный опыт, общепринятая терминология, сложившаяся практика этой деятельности за рубежом. При создании нормативной базы аудита учитывались задачи унификации законодательств РФ по этим вопросам. Сложилось мнение, что аудит это сочетание ревизионной и экспертно-консультационной деятельности. Однако, что касается целей и задач аудита, то закон об аудите определяет его цели, оценку достоверности ведения бухгалтерского учета и соответствие современных финансово-хозяйственных операций законодательству РФ. Аудит не подменяет государственные контролирующие органы структуры ведомственного контроля. Он остается предпринимательской деятельностью по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственных субъектов на договорной и платной основе.

1.2 Бухгалтерский учет денежных средств

Счета денежные средства предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов. Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются в рублях, определяемых путем пересчета иностранной валюты в соответствии с ПБУ 3\2000. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей.

Для учета операций по движению денежных средств применяется счет 020100000 «Денежные средства». Он предназначен для учета учреждением движения денежных средств на банковских счетах и для учета движения денежных документов.

Для учета операций по движению денежных средств применяются следующие счета:

020101000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах»

020102000 «Денежные средства учреждения во временном распоряжении»

020103000 «Денежные средства учреждения в пути»

020104000 «Касса»

020105000 «Денежные документы»

020106000 «Аккредитивы»

020107000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте»

На счете 020101000 “Средства учреждения на счетах в кредитных организациях” учитываются операции по движению средств бюджета главного распорядителя (распорядителя) и получателя в случае отсутствия лицевых счетов, открытых в органах казначейства.

На счете 020101000 “Средства учреждения на счетах в кредитных организациях” также отражаются операции со средствами, полученными от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, находящимися на банковских счетах, счетах органов казначейства.

Операции по поступлению средств оформляются следующими бухгалтерскими записями:

поступление средств бюджетов, доведенных в установленном порядке до главного распорядителя, главным распорядителем до распорядителя, распорядителем до получателя отражается по дебету счета 020101510 “Поступления средств учреждений на счета в кредитных организациях” и кредиту соответствующих счетов счета 030404000 “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств”;

поступление средств по возврату бюджетных ссуд, кредитов отражается по дебету счета 020101510 “Поступления средств учреждений на счета в кредитных организациях” и кредиту счетов 020701640 “Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации”, 020702640 “Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам другим бюджетам бюджетной системы РФ”, 020703640 “Уменьшение задолженности по государственным кредитам правительствам иностранных государств”, 020704640 “Уменьшение задолженности по государственным кредитам иностранным юридическим лицам”, 020705640 “Уменьшение задолженности по государственным кредитам международным финансовым организациям”;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.