| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Бухгалтерский учет и анализ готовой продукцииКосвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции, выручка от реализации, прибыль [22]. Выпускаемая предприятием продукция изготавливалась согласно требованиям соответствующих ГОСТов, ТУ и другой нормативно - технической документации. Проанализируем структуру реализации воды питьевой, вина, безалкогольных и слабоалкогольных напитков за 2005 г. по областям. Согласно Приложению 10 в течение 2005 года наибольшее количество безалкогольных напитков было реализовано в г. Минске (46486 л, или 38,94 % от общего количества); слабоалкогольных напитков - в г. Минске (7036 л, или 35,00 % от общего количества); воды питьевой - в г. Минске (20344 шт., или 92,01 %); вино - в Минской области (49049 л, или 46,94 %). Это объясняется тем, что г. Минск представляет собой более емкий рынок нежели областные рынки, за счет того, что является столицей Республики Беларусь. Данные Приложения 11 свидетельствуют о том, что план отгрузки дрожжей хлебопекарных прессованных по отраслям не выполнен, однако по некоторым позициям наблюдается прирост по сравнению с 2004 г. 1.12 Факторный анализ реализации продукцииИзучив динамику и выполнение плана по реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (см. рис.3.1).Рис. 3.1 Факторы, влияющие на объем реализованной продукцииПри анализе производства и реализации продукции применяется методика отражения реализации по двум вариантам.Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции имеет вид:ГПн + ТП = РП + ГПк.Отсюда РП = ГПн + ТП - ГПк (3.1)Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк.Отсюда РП = ГПн + ТП + ОТн - ОТк + ГПк (3.2)где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на начало и конец периода;ТП - стоимость выпуска продукции;РП - объем реализации продукции за отчетный период;ОТн, ОТк - соответственно остатки отгруженной продукции на начало и конец периода [22].Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми. Для изучения влияния этих факторов необходимо проанализировать баланс продукции (см. табл. 3.3).Таблица 3.3 Анализ факторов изменения объемов реализации на ОАО «Дрожжевой комбинат» в 2005 г. (млн. руб.)
Факторный анализ отгрузки продукции проведем на основании следующей факторной модели аддитивного типа при помощи способа абсолютных разниц: ОТГ = ОГПн + ВП - ОГПк ДОТГогпн = ДОГПн = + 1062 (млн. руб.) ДОТГВП = ДВП = + 509 (млн. руб.) ДОТГогпк = - ДОГПк = - 209 (млн. руб.) ДОТГ = ДОТГогпн + ДОТГВП + ДОТГогпк = 1062 + 509 - 209 = + 1362 (млн. руб.) ДРПОТн = ДОТн = + 300 (млн. руб.) ДРПОТ = ДОТГ = + 1362 (млн. руб.) ДРПОТк = - ДОТк = - 1338 (млн. руб.) ДРП = 300 + 1362 - 1338 = + 324 (млн. руб.). Таким образом, в результате проведенного факторного анализа можно отметить следующее: наибольшее влияние на изменение отгрузки продукции оказало увеличение объема выпущенной продукции на 509 млн. руб. и увеличение остатков готовой продукции на начало года на 1062 млн. руб. В то же время отрицательное влияние на увеличение отгрузки оказало увеличение остатков готовой продукции на конец года на 209 млн. руб. Отсюда общее изменение отгрузки продукции составило + 1362 млн. руб. В свою очередь на объем реализованной продукции наибольшее влияние оказало увеличение остатков отгруженной продукции на начало года на 300 млн. руб. и увеличение объема отгруженной продукции на 1362 млн. руб. Отсюда общее изменение объема реализованной продукции составило + 324 млн. руб. Таблица 3.4 Анализ факторов изменения объёмов реализации в 2004 - 2005гг. (тыс. руб.)
ДОТГогпн = ДОГПн = +547 (млн. руб.) ДОТГВП = ДВП = + 1819 (млн. руб.) ДОТГогпк = - ДОГПк = + 1106 (млн. руб.) ДОТГ = ДОТГогпн + ДОТГВП + ДОТГогпк = 547 + 1819 + 1106 = + 3472 (млн. руб.) ДРПОТн = ДОТн = - 1261 (млн. руб.) ДРПОТ = ДОТ = + 3472 (млн. руб.) ДРПОТк = - ОТк = + 2232 (млн. руб.) ДРП = 3472 + 2232 - 1261 = + 4443 (млн. руб.) Таким образом, в результате проведенного факторного анализа можно отметить следующее: наибольшее влияние на изменение отгрузки продукции оказало увеличение объема выпущенной продукции на 1819 млн. руб. и увеличение остатков готовой продукции на начало года на 547 млн. руб. и на конец года на 1106 млн. руб. Отсюда общее изменение отгрузки продукции составило + 3472 млн. руб. В свою очередь на объем реализованной продукции наибольшее влияние оказало уменьшение остатков отгруженной продукции на конец года на 2232 млн. руб. и увеличение объема отгруженной продукции на 3472 млн. руб. Отсюда общее изменение объема реализованной продукции составило + 4443 млн. руб. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Таблица 3.5 Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции на ОАО «Дрожжевой комбинат» за январь 2005 г., млн. руб.
Данные таблицы 3.6 показывают, что предприятие в течение пяти месяцев выполняло договорные обязательства и не допускало недопоставки продукции. Однако в марте, мае, августе и сентябре из-за нарушений смежниками договорных условий по поставке комплектующих предприятие недовыполнило обязательства на 312,178 тыс. р., что составило 0,004 % от суммы заключенных договоров. Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года. Аналогично, по такой же методике, осуществляется анализ выполнения договорных обязательств по наименования продукции и срокам поставок. Анализ выполнения договорных обязательств по наименованиям продукции дает информацию о том, по каким именно видам продукции, как правило, срывались поставки. Недопоставка могла быть связана с отсутствием необходимого сырья, с недостатком оборудования нужного профиля либо с отсутствием квалифицированных рабочих. Анализ по срокам поставок позволяет уточнить, в какие кварталы или месяцы срывались поставки продукции покупателям. Таблица 3.7 Анализ обеспечения произведенной продукции договорами поставки товаров и фактическое их выполнение на ОАО «Дрожжевой комбинат» в первом полугодии 2005 г. по некоторым видам продукции, тыс. руб.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|