| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Бухгалтерский учет движения, аренды и восстановления ОСПередача объекта основных средств в ремонт оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств формы № ОС-1. Для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации составляется «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» формы № ОС-3. Акт составляется в одном или двух экземплярах. Первый экземпляр акта остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей реконструкцию или модернизацию. Акт, подписанный работником организации, уполномоченным на приемку объекта основных средств, и представителем организации, производившей ремонт, реконструкцию или модернизацию, сдается в бухгалтерию. Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств и в инвентарную карточку объекта (форма № ОС -- 6) вносятся необходимые записи и изменения. Типовые проводки по ремонту, реконструкции или модернизации представлены в приложении 23. Объекты основных средств выбывают из организации в результате: продажи, списания в случае морального и (или) физического износа, передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, ликвидации при авариях и других чрезвычайных ситуациях, передачи по договорам мены или дарения, при передачи в совместную деятельность и доверительное управление и другим причинам, не противоречащим законодательству. Списание объекта основных средств оформляет комиссия, утвержденная приказом руководителя, она решает можно ли дальше использовать это имущество и на сколько это целесообразно. Если решено его ликвидировать, то комиссия составляет акт на списание основных средств формы № ОС-4 или, если оформляется списание транспортных средств, акт на списание автотранспортных средств формы № ОС-4а. В актах указываются причины списания объекта основных средств и сведения, характеризующие акт. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по цене возможного использования или реализации, а не пригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье. На основании оформленных и утвержденных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта.
При реализации или безвозмездной передаче объектов основных средств по договору дарения, передача объекта основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств формы № ОС-1. Выбытие объектов основных средств на ООО «ХХХ» отражается следующими проводками. Предоставление арендодателем арендатору объектов основных средств во временное владение и пользование или во временное пользование оформляется договором аренды (имущественного найма). Имущество, предоставленное арендатору во временное пользование и владение или временное пользование, подлежит обособленному отражению в бухгалтерском учете арендодателя, за исключением имущества, переданного по договору аренды предприятия. В ООО»ХХХ» объекты основных средств, переданные в аренду, учитываются в общеустановленном порядке на счете 01 «Основные средства» с выделением в аналитическом учете. Имущество, переданное по договору текущей аренды, по окончании срока действия договора аренды подлежит возврату арендодателю. Арендатор за текущую аренду основных средств уплачивает арендодателю арендную плату и ведет учет основных средств на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Организация ведет бухгалтерский учет на балансовом счете 01 «Основные средства», открыв соответствующие субсчета 01-1 «Собственные основные средства, сданные в текущую аренду» и 01-2 «Собственные основные средства». Как правило, все операции по учету затрат на сданное имущество в текущую аренду арендодатель ведет по дебету 91 счета, а на сумму начисленной арендной платы арендатора - по кредиту 91 счета. Бухгалтерский учет у арендодателя При сдаче в аренду основных средств на условиях сохранения права собственности:
На сумму начисленной амортизации по объектам, сданным в аренду:
На сумму расходов арендодателя по эксплуатации арендованного имущества (когда возмещение затрат не возложено на арендодателя):
На сумму начисленной арендной платы арендатору:
Если предусмотрено получение арендной платы авансом, то дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами» и кредитуется счет 98 «Доходы будущих периодов». В дальнейшем эта сумма списывается на доходы соответствующего отчетного периода:
На сумму НДС по арендной плате за сданные в аренду основные средства, причитающегося к уплате в бюджет:
На сумму фактически полученной арендной платы:
На сумму погашения задолженности по расчетам с бюджетом по ранее начисленной сумме НДС по арендной плате:
Бухгалтерский учет у арендатора На сумму стоимости основных средств, поступивших в аренду, учитывается на забалансовом счете и делается запись: Д-т 001 «Арендованные основные средства» На сумму начисленной арендной платы арендодателю дебетуются счета 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и другие и кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если арендная плата начисляется авансом, то она относится на счет 97 «Расходы будущих периодов»:
В дальнейшем эти расходы списываются на затраты соответствующего отчетного периода:
На сумму НДС по арендной плате на основные средства, принятые в аренду на условиях возврата имущества арендодателю:
На сумму фактически перечисленных средств по арендной плате:
В принятой к зачету задолженности перед бюджетом суммы НДС по арендной плате за взятые в текущем году в аренду основные средства:
На сумму стоимости основных средств, возвращенных по окончании срока договора, арендатор делает записи: К-т 001 «Арендованные средства» Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по ремонту относят на уменьшение арендной платы:
Когда договором предусмотрено проведение арендодателем капитальных работ (вложения), то их учет ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», что оформляется следующими проводками: на сумму осуществленных капиталовложений:
на сумму капвложений, включенных в состав собственных основных средств:
на сумму стоимости капвложений, передаваемых арендодателю по окончании срока договора:
на сумму уменьшения арендной платы на объем выполненных капитальных вложений:
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены операции по движению, ремонту и аренде основных средств на предприятии ООО «ХХХ». Бухгалтерия ведет учет в соответствии со своей учетной политикой. При осуществлении операций по движению, аренде и ремонту основных средств оформляются все необходимые первичные документы. В целом организация правильно и в полном объеме ведет бухгалтерский учет основных средств. 2.4 Проблемные вопросы в бухгалтерском учете основных средств и пути их решения Главными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах всех хозяйственных операций. Контролировать правильность учета нужно на всех стадиях, начиная с поступления основных средств и заканчивая их ликвидацией. Как было отмечено ранее, в структуре основных средств ООО «ХХХ» присутствует крупная доля арендованных объектов основных средств. Бухгалтерия тщательно ведет учет как арендованных, так и сданных в аренду объектов. При этом своевременно и правильно оформляются все необходимые документы. Ошибок на данном участке учета выявлено не было. В ООО «ХХХ» была выявлена ошибка учета поступления и выбытия основных средств. Речь идет о том, что малоценные основные средства, которые подлежат единовременному списанию, должны учитываться в составе материально-производственных запасов. Это означает, что такое имущество следует отражать на счете 10 «Материалы». При этом делается следующая проводка о включении малоценного имущества в состав материалов: Дебет 10 Кредит 08. ООО «ХХХ» при списании такого имущества не включает его в состав материалов и списывает основное средство со счета 01. Для устранения данной ошибки предприятию необходимо при единовременном списании малоценных основных средств учитывать их в составе материально-производственных запасов. Для этого необходимо такое имущество отражать на счете 10 «Материалы» и делать проводку: Дебет 10 Кредит 08. Далее следует отметить то, что существенным недостатком, касающимся учета основных средств, является отсутствие в учетной политике указаний по инвентаризации основных средств. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка [1]. Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п. Поэтому необходимо, чтобы в учетной политике организации присутствовали указания о проведении инвентаризации. В связи с этим, для данного предприятия можно составить примерный образец указаний по проведению инвентаризации основных средств, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (приложение 24). Однако, следует отметить, что предприятие принимает во внимание все возможные ошибки и проводит необходимые мероприятия по их устранению. Таким образом, на предприятии был выявлен ряд ошибок и даны рекомендации по их устранению. Следование данным рекомендациям поможет избежать возникновения спорных ситуации при ведении бухгалтерского учета движения основных средств в организации ООО «ХХХ». Заключение В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей. В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, нематериальных активов, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др. Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Все затраты, связанные с поступлением основных средств, учитываются по дебету счета 08 с кредита разных счетов в зависимости от произведенных затрат. Введение в эксплуатацию объектов основных средств осуществляется проводкой: Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы». Для учета выбытия основных средств к счету 01 «основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, в кредит - сумма накопленной амортизации. Поступать основные средства могут за плату, в результате строительства объектов, по договору дарения, в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, по договору мены, по договору простого товарищества, продажа основных средств; выбывать - в случае морального или физического износа, по договору дарения и в других случаях безвозмездной передачи, в виде вклада в уставный капитал, передача основных средств по договору мены, передача основных средств по договору простого товарищества. Арендой основных средств является предоставление арендодателем арендатору объектов основных средств во временное владение и пользование или во временное пользование на основе договора аренды. На протяжении длительного периода использования под воздействием различных факторов основные средства изнашиваются и морально устаревают, вследствие чего возникает необходимость их восстановления. В ходе выполнения курсовой работы была рассмотрена организация бухгалтерского учета движения, аренды и восстановления основных средств в организации ООО «ХХХ». Так же были изучены принципы документального оформления и отражения в бухгалтерском учете движения, аренды и восстановления основных средств на примере данного предприятия. На предприятии были выявлены некоторые ошибки и даны рекомендации по их устранению. Список использованной литературы Законодательные и нормативные документы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс» 2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс»; 3. Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. №91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс» 4. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. 5. Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс» Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|