реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухгалтерский учет денежных средств

1.2 Учет денежных средств на расчетном счете

Расчетный счет - это обычный счет в банке. Если говорить о его использовании обычными словами, то можно сказать, что организации получают на расчетный счет оплату за проданные товары и услуги и рассчитываются с расчетного счета за покупки, а так же производят с его помощью другие платежи.

План счетов и Инструкция по его применению указывают на то, что счет 51 "Расчетные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.

По дебету счета 51 "Расчетные счета" отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Аналитический учет по счету 51 "Расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету.

Надо отметить, что практически во всех случаях в качестве первичных учетных документов по отражению в бухгалтерском учете информации по расчетному счету, используется выписка банка, к которой прикладываются различные оправдательные документы, на основании которых банк проводит списания и зачисления денежных средств на счет.

Организация, для открытия счета в банке, должна заключить с банком договор, предоставив банку следующие документы (Инструкция ЦБ РФ от 14.09.06 № 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам)") Горшенина О.В. Вопросы учета безналичных денежных средств // Бухгалтерский учет, 2009, N 5. - с. 6-8:

Заявление на открытие счета;

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

Учредительные документы юридического лица - копии устава, учредительного договора, заверенные нотариально;

Лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;

Карточку с образцами подписей руководителя и его заместителя (лиц, имеющих право первой подписи) и главного бухгалтера (право второй подписи) и с образцом оттиска печати;

Документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке;

Копию справки о предоставлении организации статистических кодов;

Справку из налоговой службы о постановке организации на учет в качестве налогоплательщика;

Копию документов о регистрации в качестве плательщика в Пенсионном фонде РФ и в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

При открытии счета банк может запросить у юридического лица и другие необходимые ему документы, здесь приведены лишь основные документы, которые обычно нужны для открытия счета.

Помимо расчетного счета, который открывают в рублях, организация может открыть некоторые другие виды счетов:

Валютный счет - он предназначен для осуществления расчетов в иностранной валюте, причем, на каждый вид валюты открывается отдельный счет, существуют некоторые специальные виды валютных счетов.

Специальный счет - служит для хранения денег целевого назначения. Например, для депонирования денежных средств при получении чековой книжки или открытии аккредитива.

Текущий счет может быть открыт тем организациям, которые не могут иметь расчетный счет (например, филиалам головной организации);

Депозитный счет - может быть открыт для размещения временно свободных денежных средств в течение определенного срока и под определенный процент.

После того, как счет открыт, организация начинает пользоваться им.

Организация и банк заключают договор о расчетно-кассовом обслуживании, в котором зафиксированы права и обязанности сторон. В частности, банк берет вознаграждение за свои услуги и обязуется обслуживать расчетный счет организации и выполнять другие функции.

В общем порядке, денежные средства с расчетного счета списывают при наличии соответствующего распоряжения организации, которой принадлежит счет. Это - так называемая акцептная форма расчетов, когда организация в явном виде признает факт оплаты с ее расчетного счета. В некоторых случаях применяется безакцептная форма расчетов - денежные средства списываются со счета без прямого согласия организации, например - по решению суда.

Ст. 862 ГК РФ определяет следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо. Подробности о различных способах безналичного расчета, о формах расчетных документов, можно найти в Положении ЦБ РФ от 3.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

Так, в соответствии с этим Положением, поля расчетных документов должны иметь строго определенный размер с возможностью отклонений не более чем на 5 мм. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми. Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета.

При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.

Расчетные документы должны содержать довольно большой набор реквизитов, определенных в Положении, причем, там же приведены формы документов с расположением реквизитов. В частности, это следующие реквизиты Горшенина О.В. Вопросы учета безналичных денежных средств // Бухгалтерский учет, 2009, N 5. - с. 6-8:

наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

вид платежа;

наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;

сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

очередность платежа;

вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

Расчетные документы принимаются банками в нескольких экземплярах, причем, они принимаются к исполнению при наличии на первом экземпляре двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати, заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

Особенности расчетов по платежным поручениям регулируются Главой 3 Положения.

Платежное поручение - это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

С помощью платежных поручений можно выполнить следующие виды расчетов Захарьин В.Р. Расходы фирмы: бухгалтерский и налоговый учет. - М.: Гросс-медиа, 2009 - 368 с.:

перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

перечисления денежных средств в целях возврата или размещения кредитов, займов, депозитов и уплаты процентов по ним;

перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.

Банк примет платежное поручение даже в том случае, если на расчетном счете плательщика недостаточно денежных средств. Причем, если денежных средств на счете меньше, чем запрошено в поступивших платежных поручениях, ГК РФ (ст. 855), устанавливается следующая очередность выполнения платежных требований:

В первую очередь осуществляется списание сумм по исполнительным документам для возмещения вреда причиненного жизни или здоровью, а так же - алиментные платежи;

Во вторую очередь - списание по исполнительным документам, предусматривающим выплату выходных пособий, оплату труда.

В третью очередь - списание средств на оплату труда и перечисления в ПФ РФ, ФСС, ФОМС

В четвертую очередь - платежи в бюджетные и внебюджетные фонды;

В пятую очередь - другие исполнительные документы;

В шестую очередь - списания по другим платежным документам в календарном порядке.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

В таблице 2. приведен перечень хозяйственных операций и соответствующих им бухгалтерских записей по учету денежных средств на расчетном счете.

Таблица 2

Хозяйственные операции по учету денежных средств на расчетном счете

Содержание хозяйственной операции

Первичные учетные документы

Д

К

Поступления на расчетный счет

Поступила выручка от реализации продукции (работ, услуг)

Объявление на взнос наличными, выписка банка

51

90

Поступила выручка от реализации ОС, другого имущества

Выписка банка

51

91

Зачислены страховые возмещения по страховым случаям от страховых организаций

Выписка банка

51

76

Зачислены суммы, числящиеся в пути

Выписка банка

51

57

Погашена дебиторская задолженность

Платежное поручение, выписка банка

51

76

Перечислены взносы в уставный капитал от учредителей

Платежное поручение, выписка банка

51

75

Получены в данном отчетном периоде на расчетный счет средства, которые являются доходами будущих периодов

Выписка банка

51

98

Начислен банком доход в виде процентов за хранение денег на расчетном счете

Выписка банка, договор о расчетно-кассовом обслуживании

51

91

Начислены суммы штрафов, пеней, неустоек, предъявленных организацией контрагентам

Выписка банка, расчет бухгалтерии

51

76

Зачислены средства целевого финансирования

Выписка банка

51

86

Зачислены кредиты, займы

Выписка банка, кредитный договор

51

66 (67)

Возмещены переплаты по платежам в бюджет

Выписка банка

51

68

Сданы на расчетный счет средства из кассы

Расходный кассовый ордер, выписка банка

51

50

Возвращены на расчетный счет авансы поставщиков

Выписка банка, договоры поставки

51

60

Отражена ошибочно принятая на расчетный счет сумма денежных средств

Выписка банка

51

76

Зачислена выручка от покупателей и заказчиков

Выписка банка

51

62

Выбытия с расчетного счета

Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета

Приходный кассовый ордер, выписка банка

50

51

Перевод денежных средств на счета аккредитивов или чековых книжек (приобретена чековая книжка для расчетов с помощью чеков)

Договор расчетно-кассового обслуживания, выписка банка

55

51

С расчетного счета оплачены ценные бумаги

Платежное поручение, выписка банка

58

51

Зачислена на валютный счет приобретенная иностранная валюта

Договор о продаже валюты, выписка банка

52

51

Денежные средства с расчетного счета направлены на покупку валюты

Договор о продаже валюты, выписка банка

57

51

Оплачены товары (работы, услуги) поставщикам или подрядчиками

Платежное поручение, выписка банка

60

51

Выдан аванс поставщикам или подрядчикам

Платежное поручение, выписка банка

60

51

Возвращен с расчетного счета аванс, ранее полученный от покупателя или заказчика

Платежное поручение, выписка банка

62

51

Погашен кредит или проценты по нему

Платежное поручение, выписка банка

66 (67)

51

Уплачены налоги и сборы с расчетного счета

Платежное поручение, выписка банка

68

51

Оплачены расходы, связанные с устранением последствий чрезвычайной ситуации

Платежное поручение, выписка банка

99

51

Списаны банком денежные средства за услуги по расчетно-кассовому обслуживанию

Договор об РКО, выписка банка

60

51

Глава 2. Учет денежных средств ООО «ЗТО»

База практической части - ООО «ЗТО».

История развития предприятия показывает, что завод был организован в 1998 году на базе ремонтных мастерских.

В настоящее время производство продукции на предприятии обеспечено современным оборудованием и необходимым технологическим оснащением для выпуска качественной продукции.

Полное наименование: общество с ограниченной ответственностью «Завод транспортного оборудования» (ООО «ЗТО»).

Завод обеспечивает следующие сервисные услуги: сервисное обслуживание и пусконаладочные работы; обучение обслуживающего персонала; поставка запасных частей.

Основным источником прибыли предприятия является реализация выпускаемой продукции. За 2009 г. абсолютное значение выручки от реализации увеличилось в 2 раза (112168 тыс. руб. с 66361 тыс. руб.), что является свидетельством увеличения масштабов производства.

В целом предприятие по сравнению с прошлыми годами стало работать лучше, но видимо причина неустойчивого финансового положения предприятия скрывается за деятельностью руководства.

У предприятия ООО «Завод транспортного оборудования» открыт расчетный счет в ОАО «МДМ-Банк».

Расчеты предприятие проводит через систему Интернет-банк - это полноценный банковский сервис, обеспечивающий работу с платежными документами через защищенный доступ по сети Интернет к справочной и финансовой информации банка.

Предприятие подключилось к данной системе в 2006 году.

При подключении предприятием были оформлены следующие документы:

- Заявка на генерацию сертификатов (с указанием лиц которым необходим доступ к системе).

- Заявка на отзыв сертификатов (с указанием лиц у которых необходимо отозвать сертификат).

- Заявка на блокировку сертификатов (с указанием лиц которым необходимо запретить доступ в систему).

- Договор на подключение к системе Интернет-банк (утвержденного у руководителя).

Это система дает снижение издержек и повышение скорости работы с банком. Предприятие оценило данную систему расчетов (комфорт, дополнительный сервис и безопасность). Также эта система дает особое внимание контролю за движением финансовых средств.

На территории предприятия установлен банкомат банка. Разработан и реализован зарплатный проект, который позволят существенно упростить систему выплат заработной платы сотрудникам предприятия.

Приведем пример выписки МДМ-банка.

ВЫПИСКА ИЗ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ЗА 17.12.2009

Дата

№ документа

Корреспондирующий счет

Вид операции

Обозначение отделения банка

Сумма

Д

К

1

2

3

4

5

7

8

17.12.09

389

40702810800000005612

1

44030795

20000

17.12.09

236

30302810300004500040

1

44525922

50000

обороты

20000

50000

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.