реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухгалтерский учет, анализ и аудит финансовых результатов

Предприятие специальным расчетом определяет сумму выручки таких сделок и расчет и направляет в налоговую инспекцию одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

Учет финансового результата:

Дт 91 Кт 90-2 (прибыль)

Дт 90-2 Кт 91 (убыток)

Внереализационные доходы:

1) доходы, полученные в РФ и за ее пределами от долевого участия в деятельности других предприятий:

- дивиденды по акциям;

- премии или % по облигациям и др. ценным бумагам, принадлежащим предприятию

Доходы;

Дт 50, 51, 52 Кт 91-3

2) доходы от сдачи имущества в текущую аренду:

Дт 76-3 “Расчеты по доходам” Кт 91-3

3) признанные должником штрафы, пени, неустойки, другие санкции за нарушение хозяйственных договоров и по возмещению причиненных убытков:

Дт 63 Кт 91-3

4) прибыль от совместной деятельности:

Дт 79-3 Расчеты по договору о совместной деятельности” Кт 91-3

5) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году:

Дт 98-1 “ДБП” Кт 91-3

6) другие операции, не связанные с производством продукции.

Внереализационный убыток:

Дт 91-3

К ним относятся затраты по аннулированию производственных заказов:

Дт 91-3 Кт 20

Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов:

Дт 91-3 Кт 10, 12, 60, 68

Убытки по операциям с тарой:

Дт 91-3 Кт 10

Судебные издержки и арбитражные сборы:

Дт 91-3 Кт 50, 51, 76

Некомпенсируемые виновниками потери по внешним причинам:

Дт 91-3 Кт 63

Убытки от списанных дебиторских задолженностей, по которой срок исковой давности истек:

Дт 91-3 Кт 76

Некомпенсированные убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций:

Дт 91-3 Кт 01,10, 12, 20, 21

Признание предприятием штрафы, пени, неустойки и др. виды санкций и расходы по возмещению причиненных убытков:

Дт 91-3 Кт 63

Прибыль = выручка - НДС - фактическая себестоимость - балансовая прибыль.

Балансовая прибыль - налог на прибыль = чистая прибыль.

1.5 Налогообложение прибыли предприятия

1 января 2002 г. вступила в силу гл.25 Налогового Кодекса РФ, регулирующая вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль. Соответственно, прекратили действие (с некоторыми изъятиями) Закон №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., а также подзаконные акты (инструкции), утвержденные МНС РФ в соответствии с Законом «О налоге на прибыль».

В отличие от предыдущей системы законодательного регулирования исчисления и уплаты налога на прибыль, гл.25 НК является во многих своих положениях законом прямого действия. Тем не менее и она потребует принятия некоторых подзаконных актов для своего применения, таких как:

- классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства №1 от 1 января 2002 г.);

- формы налоговых деклараций (Приказ МНС РФ от 7 декабря 2001 г. №БГ-3-02/542);

- нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей при хранении и транспортировке;

- нормы расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

- нормы суточных, подлежащих выплате при направлении в командировку.

Наиболее насущная проблема практического применения нового законодательства по налогу на прибыль -- введение налогового учета. Гл.25 НК предусматривает необходимость для каждого предприятия вести налоговый учет отдельно от учета бухгалтерского. При этом текст главы содержит хотя и обширные, но тем не менее недостаточные для практического воплощения правила по ведению налогового учета. Восполнят этот пробел Методические рекомендации по ведению налогового учета, изданные МНС и опубликованные в Интернете на сайте МНС.

Однако рекомендации МНС не являются обязательными для всех налогоплательщиков, которые могут применять и иную систему учета. Она лишь должна соответствовать гл.25 НК, хотя может и немного различаться с Методическими рекомендациями.

Данная система нужна не только для формального соблюдения требования НК по ведению налогового учета. Положения гл.25 НК предусматривают использование и исчисление некоторых данных, которые не могут быть извлечены непосредственно из бухгалтерского учета. Примерами таких данных могут служить суммы начисленной по налоговым правилам амортизации (отличной от бухгалтерской), суммы резервов по сомнительным долгам, суммы процентных расходов по кредитам (правила отнесения процентов на расходы в налоговом и бухгалтерском учете различны). Этот список различий может быть значительно расширен.

С другой стороны, представленный МНС вариант системы налогового учета может привести к неоправданному усложнению работы бухгалтера. Речь идет о дублировании практически всех операций налогоплательщика в налоговом учете и ведении слишком большого количества регистров налогового учета.

Налоговый Кодекс (ст.313) допускает использование данных бухгалтерского учета для целей формирования налоговой базы. Определенная часть бухгалтерских данных может напрямую использоваться для расчета налоговой базы. Другие показатели налогового учета могут быть сформированы на основании бухгалтерских данных при условии введения специально созданных аналитических субсчетов бухгалтерского учета, что в принципе уже делают бухгалтеры для лимитируемых расходов. И только для налоговых величин, которые не могут быть сформированы в рамках бухгалтерского учета, необходимо использовать отдельные налоговые регистры. Например, начисление амортизации для целей налогообложения или создание резервов по сомнительным долгам.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 Для целей Положения сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль.

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль равняется величине, определяемой как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль учитывается в бухгалтерском учете на обособленном субсчете по учету условных расходов (условных доходов) по налогу на прибыль к счету по учету прибылей и убытков.

Сумма начисленного условного расхода по налогу на прибыль за отчетный период отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета прибылей и убытков (субсчет по учету условных расходов по налогу на прибыль) в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов по налогам и сборам.

Сумма начисленного условного дохода по налогу на прибыль за отчетный период отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов по налогам и сборам и кредиту счета учета прибылей и убытков (субсчет по учету условных доходов по налогу на прибыль).

Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) за каждый отчетный период должен признаваться в бухгалтерской отчетности в качестве обязательства, равного сумме неоплаченной величины налога.

1.6 Направления использования прибыли и учета данных операций

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

? прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

? прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

? величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

? прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социально- экономического развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую ни накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Учет использования прибыли.

Счет 99 - пассивный (ведется в течение года)

В развитие счета 99 предусмотрено несколько субсчетов:

Начисление налоговых платежей в бюджет из прибыли:

Дт 99 Кт 68

Начисление платежей во внебюджетные фонды:

Дт 99 Кт 68

Использование прибыли для образования ФН, СФ, Фонд материального поощрения:

Дт 99 Кт 84-3, 84-4, 84-5

Использование прибыли на покрытие убытков прошлых лет:

Дт 99 Кт 84-2

Начисление дивидендов, материальной помощи:

Дт 99 Кт 70

Начислены дивиденды учредителям:

Дт 99 Кт 75

Использование прибыли для увеличения резервного капитала:

Дт 99 Кт 82

Начисление % по ссудам банков, полученных на приобретенных ОС, НА и др.

Дт 99 Кт 66, 67

Начисление % по полученным займам:

Дт 99 Кт 66, 67

Списание потерь от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, находящегося на балансе:

Дт 99 Кт 29

При сопоставлении годового отчета счет 99 закрывается Остатка нет. В балансе суммы по Дт 99 не отражается.

Таблица2.

Счет 99 «Прибыли и убытки»

Д

К

Убытки, потери

Корр. счет

Прибыли, доходы

Корр.

счет

В течение отчетного года:

2. Убыток от обычных видов деятельности

90-9

1. Прибыль от обычных видов деятельности

90-9

4. Сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период

91-9

3. Сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период

91-9

6. Потери и расходы в связи с чрезвыч. обстоятельствами

01, 07, 10, 76

5. Доходы в связи с чрезвыч. обстоятельствами

76

8. Сальдо - убыток на конец отчетного периода (если п.1 + п.3 + п.5 < п.2 + п.4 + п.6)

7. Сальдо - прибыль (доход) на конец отчетного периода (если п.1 + п.3 + п.5 > п.2 + п.4 + п.6)

9. Начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, сумма причитающихся налоговых санкций

68

По окончании отчетного года:

10. Списание нераспределенной прибыли отчетного года (если п.7 > п.8 + п.9)

84

11. Списание непокрытого убытка отчетного года (если п.7 < п.8 + п.9)

84

Глава 2. Аудит финансовых результатов организации

2.1 Организация контроля финансовых результатов

Финансовый контроль (от лат. finansia - «доход, платеж»), осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля. При этом законодательно понятие «финансовый контроль» не определено.

За последнее десятилетие произошли значительные изменения и в организации финансового контроля, и в его содержании. С одной стороны, были упразднены органы народного контроля, образованы новые контрольные органы. Особое внимание уделялось укреплению государственного финансового контроля. С другой - в условиях формирования рыночных отношений в РФ объективно возрастало значение повседневного внутрихозяйственного контроля, контроля со стороны собственников организаций и индивидуальных предпринимателей. Стало ясно, что достоверная бухгалтерская (финансовая) отчетность создает возможность сознательного выбора экономических решений, оберегает от случайных деловых связей и операций с повышенным риском. В этих условиях широкое распространение получил контроль в новой для России форме - аудиторской деятельности, проводимой на основе возмездных договоров независимыми аудиторами. Зевайкина А.Н.// Правовая природа аудиторской деятельности: предпринимательство или финансовый контроль?// Журнал "Аудитор", № 4, 2004г.

Однако, несмотря на столь значительные изменения в системе финансового контроля, можно констатировать, что к настоящему времени, к сожалению, так и не выработано единого понимания системы финансового контроля, не определены принципы ее построения, единые организационные и методологические основы финансового контроля в Российской Федерации, отсутствует единая концепция реформирования существующей системы финансового контроля, хотя на страницах печати не раз говорилось о необходимости разработки и принятия Закона «О финансовом контроле в Российской Федерации». Ахполов А.А.// Без квалифицированного финансового контроля не может быть эффективной государственной власти// Журнал «Финансы», №9, 2003г.

Представляется, что система финансового контроля в РФ может быть представлена следующим образом. В зависимости от способа организации и осуществления по отношению к проверяемому субъекту финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами, внутренний - структурными подразделениями самого контролируемого субъекта. В свою очередь внешний контроль подразделяется на государственный, муниципальный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе РФ, так и в субъектах РФ. Его осуществляют уполномоченные государственные органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его подразделения, Министерство по налогам и сборам, Федеральное казначейство и др.

Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных образований. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль операций с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий и др.

Основными недостатками действующих подсистем государственного и муниципального контроля являются: возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению, неполный возврат (или невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджетную систему РФ; разобщенность и неупорядоченность действий контролирующих органов; отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.