реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухгалтерский учет

Представленные четыре операции охватывают все возможные типы влияния хозяйственных операций на баланс (типы балансовых изменений).

Первый тип -- операции, вызывающие изменения в активе баланса без изменения пассива.

Второй тип -- операции, вызывающие изменения в пассиве баланса без изменения актива.

Третий тип -- операции, вызывающие изменения в активе и пассиве бухгалтерского баланса, а также увеличение его валюты.

Четвертый тип -- операции вызывающие изменения в активе и пассиве бухгалтерского баланса, а также уменьшение его валюты.

Любая хозяйственная операция вызывает в бухгалтерском балансе изменения какого-нибудь из указанных типов и затрагивает не менее двух статей баланса. Однако какие бы ни совершались хозяйственные операции и какие бы они ни вызывали изменения в бухгалтерском балансе, равенство между активом и пассивом всегда сохраняется. Такая особенность баланса обусловлена принятым способом отражения хозяйственных операций. Именно из-за двойственности изменений, происходящих под влиянием осуществления хозяйственных операций, необходимо взаимосвязанное отражение хозяйственных операций по методу двойной записи.

Применение способа балансового обобщения позволяет контролировать состояние и использование активов и обязательств организации, регистрировать изменения, которые с ними происходят.

2.3. Виды бухгалтерских балансов

Бухгалтерские балансы, используемые в практической деятельности организации, классифицируются по различным признакам: по времени составления; способу «очистки»; источникам составления; объему информации; формату представления.

По времени составления балансы подразделяются на вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные, объединительные.

Вступительный баланс составляется при создании организации на дату ее государственной регистрации.

Текущие балансы составляются периодически и включают начальные, промежуточные и заключительные балансы. Начальный баланс составляется на начало, заключительный -- на конец отчетного года. В течение года на основе сведений текущего учета формируются промежуточные балансы.

При ликвидации организации составляются ликвидационные балансы. При разделении организации формируется разделительный баланс, при слиянии нескольких организаций -- объединительный баланс.

По способу ¦«очистки»' балансы подразделяются на балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто включает регулирующие статьи, такие как амор-тизационные отчисления, оценочные резервы и др.

Баланс-нетто не содержит регулирующих статей.

По источникам составления балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные.

Инвентарные балансы составляются на основе сведений инвентаризации при создании организации или изменении ее организационно-правовой формы.

Книжные балансы составляют на основе сведений бухгалтерского учета (книжных записей) без проведения инвентаризации.

Генеральные балансы составляются на основе сведений бухгалтерского учета, подтвержденных результатами инвентаризации.

По объему информации балансы подразделяются на индивидуальные и консолидированные.

Индивидуальный баланс отражает деятельность одной организации, консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций -- юридических лиц, взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.

По формату представления балансы классифицируются на вертикальные и горизонтальные.

Если валюта баланса соответствует чистым активам, то форма представления баланса вертикальная, если валюту баланса составляют суммарные активы, то баланс имеет горизонтальную форму.

Контрольные вопросы

В чем сущность балансового обобщения?

Дайте определение понятия уравнения двойственности.

Каковы строение и содержание актива бухгалтерского баланса? .

Каковы строение и содержание пассива бухгалтерского баланса?

Назовите типы балансовых изменений.

Что такое активные и пассивные пермутации?

Что такое положительные и отрицательные модификации?

Приведите классификацию бухгалтерских балансов по времени оставления.

Приведите классификацию бухгалтерских балансов по объему информации.

10. Приведите классификацию бухгалтерских балансов по источникам составления.

ГЛАВА 3

СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

3.1. Счета бухгалтерского учета и их строение

Для получения обобщенных сведений об объектах бухгалтерского учета используют счета, на которых отражаются хозяйственные операции организации, а также фиксируется наличие активов, капитала и обязательств организации, которых эти операции касаются.

Счета бухгалтерского учета -- это способ отражения, экономической группировки и оперативного контроля активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций организации.

Счета имеют форму двусторонней таблицы. Увеличение объектов бухгалтерского учета на счетах показывают отдельно от их уменьшения, поэтому счета делятся на две части: левую и правую. Левая часть счета называется дебетом, правая кредитом. Схема счета представлена в табл. 3.1

Дебет

Кредит

Для каждого вида активов, капитала и обязательств открываются отдельные счета. Итоги записей сумм операций по дебету или кредиту счета называются оборотом. Разность между суммами, проставленными на одной стороне счета и указанными на другой его стороне, называется остатком, или сальдо. Остатки могут быть дебетовыми или кредитовыми в зависимости от того, превышает ли дебет кредит или наоборот. На счетах, отражающих активы, остатки и увеличение отражаемого объекта записываются по дебету, уменьшение -- по кредиту; на счетах, служащих для учета капитала и обязательств, остатки и увеличение отражаемого объекта -- по кредиту, уменьшение -- по дебету.

В зависимости от вида учитываемых объектов счета делятся на активные и пассивные. Активными называются счета, отражающие внеоборотные и оборотные активы, пассивными -- счета для учета капитала и обязательств.

Строение активного счета показано в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Схема активного счета

Дебет

Кредит

Остаток (сальдо) на начало месяца

Хозяйственные операции(факты хозяйственной деятельности), вызывающие увеличение учитываемого объекта

Хозяйственные операции (факты хозяйственной деятельности), вызывающие уменьшение учитываемого объекта

Оборот

Оборот

Остаток (сальдо) на конец месяца

Остаток (сальдо) на конец месяца на активном счете рассчитывают следующим образом: к начальному остатку (сальдо) на начало месяца прибавляют оборот по дебету счета и вычитают оборот по кредиту.

Строение пассивного счета представлено табл. 3.3.

Таблица 3.3

Схема пассивного счета

Дебет

Кредит

Остаток (сальдо) на начало месяца

Хозяйственные операции(факты хозяйственной деятельности), вызывающие уменьшение учитываемого объекта

Хозяйственные операции (факты хозяйственной деятельности), вызывающие увеличение учитываемого объекта

Оборот

Оборот

Остаток (сальдо) на конец месяца

Для определения остатка (сальдо) на конец месяца по пассивному счету к начальному остатку (сальдо) по кредиту счета прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету.

В бухгалтерском учете также используются счета, имеющие признаки активных и пассивных счетов, называемые активно-пассивными. По дебету активно-пассивных счетов отражают дебиторскую задолженность, по кредиту -- кредиторскую задолженность. Остатки (сальдо) таких счетов одновременно могут быть дебетовыми и кредитовыми, поэтому их показывают развернуто.

Строение активно-пассивного счета показано в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Схема активно-пассивного счета

Дебет

Кредит

Остаток(сальдо) на начало месяца дебиторской задолженности

Остаток (сальдо) на начало месяца кредиторской задолженности

Увеличение дебиторской задолженности

Увеличение кредиторской задолженности

Уменьшение кредиторской задолженности

Уменьшение дебиторской задолженности

Оборот

Оборот

Остаток (сальдо) на конец месяца дебиторской задолженности

Остаток (сальдо) на конец меся кредиторской задолженности

На основании табл. 3.4 можно сделать вывод, что активно-пассивный счет включает в себя два счета: активный и пассивный. В практике бухгалтерского учета активно-пассивные счета обычно разделяются.

3.2. Двойная запись. Сущность и значение

В результате хозяйственных операций происходят изменения в составе объектов бухгалтерского учета. Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета, характеризующих состояние объектов учета, способом двойной записи, при котором каждая хозяйственная операция фиксируется на двух взаимосвязанных счетах. Необходимость двойной записи обосновывалась при рассмотрении типов балансовых изменений, когда отмечалось, что каждая хозяйственная операция приводит к двум экономическим явлениям и обязательно затрагивает две статьи бухгалтерского баланса.

Двойная запись представляет собой способ взаимосвязанного отражения явлений, вызываемых хозяйственной операцией, на двух счетах бухгалтерского учета, в одинаковых суммах -- на дебете одного счета и кредите другого.

Рассмотрим примеры двойной записи на счетах бухгалтерского учета, используя операции, показанные в главе 2.

Операция 1. В кассу организации поступили наличные денежные средства с расчетного счета организации в банке. Хозяйственная операция отражается на двух активных счетах «Касса» и «Расчетные счета». В кассе денежные средства увеличились, на расчетном счете уменьшились.

Запись будет выглядеть так:

Дебет счета «Касса» -- Кредит счета «Расчетные счета» -- 100 000 руб.

На счетах запись отражается следующим образом (табл. 3.5 и 3.6).

Таблица 3.5

Таблица 3.6

Счет «Касса»

Дебет

Кредит

Сальдо

10 000

1)

100 000

Оборот

100 000

Оборот

--

Сальдо

110 000

Счет «Расчетные счета»

Дебет

Кредит

Сальдо

150 000

1)

100 000

Оборот

--

Оборот

100 000

Сальдо

50 000

Операция 2. Нераспределенная прибыль направлена на формирование резервного капитала в размере 40 000 руб. Хозяйственная операция отражается на двух пассивных счетах -- «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Резервный капитал увеличился, а нераспределенная прибыль уменьшилась на одну и ту же сумму.

Запись выглядит следующим образом:

Дебет счета «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» -- Кредит счета «Резервный капитал» -- 40 000 руб.

На счетах запись делается следующим образом (табл. 3.7 и 3.8).

Таблица 3.7

Счет

«Резервный капитал»

Дебет

Кредит

Сальдо

--

2)

40 000

Оборот

--

Оборот

40 000

Сальдо

40 000

Счет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Дебет

Кредит

Сальдо 60 000

2) 40 000

Оборот 40 000

Оборот --

Сальдо 20 000

Операция 3. Поступили материалы от поставщиков на склад организации на сумму 150 000 руб. Расчет с поставщиками не произведен. Хозяйственная операция отражается на активном счете «Материалы» и пассивном счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В результате хозяйственной операции на складе увеличились запасы материалов и возросла кредиторская задолженность поставщикам.

Запись на счетах выглядит следующим образом:

Дебет счета «Материалы» -- Кредит счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -- 150 000 руб.

На счетах запись отражается следующим образом (табл. 3.9 и 3.10).

Счет «Материалы»

Дебет

Кредит

Сальдо

100 000

3)

150 000

Оборот

150 000

Оборот --

Сальдо

250 000

Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет

Кредит

Сальдо --

3) 150 000

Оборот

--

Оборот 150 000

Сальдо 150 000

Операция 4 Выплачена из кассы заработная плата персоналу организации на сумму 100 000 руб. хозяйственная операция отражается в пассивном счете «Расчеты с персоналом по оплате труда» и активном счете «Касса». В результате операции уменьшается кредиторская задолженность персоналу и денежные средства в кассе.

Запись выглядит так:

Дебет счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» - кредит счета «Касса» - 100 000 РУБ.

На счетах запись отражается следующим образом (табл.3.11 и 3.12)

Табл 3.11

Счет «Касса»

Дебет

Кредит

Сальдо

10 000

1)

100 000

4)

100 000

Оборот

100 000

Оборот

100 000

Сальдо

10 000

Табл 3.12

Счет «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Дебет

Кредит

Сальдо

100 000

4)

100 000

Оборот

100 000

Оборот

--

Сальдо

--

Указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы отражаемой хозяйственной операции называется бухгалтерской записью, или проводкой.

Двойная запись приводит к взаимосвязи счетов, которая называется корреспонденцией счетов.

Бухгалтерские записи могут быть простыми и сложными.

При простой записи сумма хозяйственной операции отражается по дебету одного и кредиту другого счета, т.е. один счет дебетуется и один кредитуется. Представленные выше записи являются примерами простой записи.

В случае сложной записи дебетуются два или более счетов, а кредитуется один или наоборот, дебетуется один счет, а кредитуются два счета и более. При сложной записи общая сумма на одной стороненескольких счетов должна быть равна сумме, записанной на противоположной стороне корреспондирующего с ними счета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.