реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухгалтерская отчетность на примере ООО "Торговая группа "Русский характер"

2.3 Порядок представления годовой бухгалтерской отчетности предприятия

Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Согласно требованиям, вытекающим из данного закона ООО «Торговая группа «Русский характер»» представляет годовую бухгалтерскую отчетность, утвержденную в установленном учредительными документами порядке: не позднее 90 дней после отчетной даты, то есть не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

Важно отметить, что требование представлять годовую бухгалтерскую отчетность внешним пользователям в сроки, установленные Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», нередко оказывается трудновыполнимым. В течение 90 дней после отчетной даты (то есть до 30 марта года, следующего за отчетным) необходимо не только сформировать отчетность, но и провести аудиторскую проверку ее показателей, утвердить отчетность в установленном порядке. На практике многие крупные организации не успевают провести данные мероприятия в столь сжатые сроки.

Все организации, за исключением бюджетных и общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года.

При этом представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Данная норма закона о предоставлении отчетности устанавливает регламент подготовки форм отчетов, включаемых в годовую бухгалтерскую отчетность, по составу и утверждению.

Показатели годовой бухгалтерской отчетности должны быть сформированы с учетом следующих требований:

- ошибки при отражении хозяйственно-финансовых операций, выявленные после отчетной даты, но до даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности, должны быть исправлены. Исправления производятся путем внесения соответствующих записей в бухгалтерские регистры в декабре года, за который подготавливается отчетность;

- при формировании бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта информация о последних событиях после отчетной даты;

- в годовом бухгалтерском балансе данные по группам статей «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» должны быть показаны с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов.

Также, как уже было отмечено ранее, в состав бухгалтерской отчетности входит аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту). На рассматриваемом предприятии ООО «Торговая группа «Русский характер»» в состав бухгалтерской отчетности аудиторское заключение не входит, поскольку предприятие не подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение должно предоставляться внешним пользователям одновременно с балансом, отчетом о прибылях и убытках и иными формами отчетности. Для проведения аудиторской проверки аудиторам предоставляется отчетность, составленная и подписанная главным бухгалтером и руководителем организации. Аудиторская организация обязана подписать аудиторское заключение не ранее даты подготовки бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то есть даты окончания работ по составлению этой отчетности.

Отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной может быть признана бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленными актами по бухгалтерскому учету (п. 69 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность»). Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Порядок утверждения бухгалтерской отчетности регламентирован:

- для обществ с ограниченной ответственностью -- Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

- для акционерных обществ - Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов, отчета о прибылях и убытках, принятие решения о распределении чистой прибыли находится в исключительной компетенции общего собрания акционеров или участников общества. Решение этих вопросов не может быть передано исполнительному органу общества. Следовательно, годовая бухгалтерская отчетность может быть утверждена только на годовом собрании акционеров или участников общества. Решения, принятые на собрании, должны быть отражены в бухгалтерской отчетности.

С учетом требований Закона РФ «Бухгалтерском учете» по представлению бухгалтерской отчетности в течение 90 дней после отчетной даты сроки проведения общих собраний ограничиваются. Собрание должно быть проведено не ранее чем через 2 месяца и не позднее 30 марта года, следующего за отчетным. Иными словами общее собрание должно быть проведено в марте, чтобы своевременно сдать утвержденную в установленном порядке бухгалтерскую отчетность.

Таким образом, требование Федерального закона «О бухгалтерском учете» представления бухгалтерской отчетности, утвержденной в установленном учредительными документами порядке, в течение 90 дней после отчетной даты существенно изменяет порядок утверждения бухгалтерской отчетности, регламентированный законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», ограничивая срок проведения общего собрания акционеров или участников.

Так же важно отметить, что в соответствии с Законом о бухгалтерском учете акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных средств, обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее публикации в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространение среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Порядок публикации бухгалтерской отчетности устанавливается Минфином РФ и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Общие положения по публикации бухгалтерской отчетности, установленные законом о бухгалтерском учете, для акционерных обществ конкретизированы приказом Минфина РФ от 28.11.96 г. № 101. В соответствии с данным приказом публикация бухгалтерской отчетности акционерным обществом производится после проверки и подтверждения ее аудитором и утверждения ее общим собранием акционеров.

Публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Бухгалтерский баланс может публиковаться по сокращенной форме, разработанной на основе Положения о бухгалтерской отчетности 4/99 от 06.07. 1999 г. № 43н «Бухгалтерская отчетность организации». Сокращенная форма бухгалтерского баланса может включать лишь итоговые показатели по разделам. На предприятии ООО «Торговая группа «Русский характер»» подлежат публикации все формы годовой бухгалтерской отчетности.

Глава III. Основные этапы совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия ООО «Торговая группа «Русский характер»»

3.1 Возможности и условия перехода на МСФО

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина РФ от 01.07.04 г. № 180, предусматривает переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в период 2004-2007 гг. консолидированной отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов (открытых акционерных обществ и иных организаций, которые имеют публично размещенные или публично обращающиеся ценные бумаги, финансовых и других организаций).

В период 2008-2010 гг. концепцией предусмотрен переход к формированию консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов с учетом требований МСФО.

Приведение системы российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами предполагалось еще в 1998 году. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 №283 «Об утверждении Программы реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» был установлен план перехода к составлению бухгалтерской отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), предусматривающий реформирование бухгалтерского учета в срок до 2008 г. Очевидно, что финансовый кризис 1998 г. не позволил довести данное начинание до конца в намеченные сроки.

Современный этап интеграции МСФО в национальные системы учета предполагает выбор одной из двух стратегий. Первая заключается в принятии МСФО в качестве национальных стандартов или устраненииразличий между национальными стандартами и МСФО. Однако следует отметить, что в странах, избравших такой путь, национальные стандарты разрабатывают существующие учреждения либо специально создаваемые негосударственные профессиональные организации, например, в Австралии - Совет по финансовой отчетности, в Сингапуре -Министерством финансов специально создается Комитет по раскрытию информации и стандартам финансовой отчетности.

Второй вариант стратегии по внедрению МСФО предполагает существование двух видов учета (учета в соответствии с МСФО и учет для целей исчисления налоговой базы по различным налогам) при условии определения на уровне законодательства круга компаний, обязанных составлять отчетность по МСФО. В то же время налоговый учет ведут все компании без исключения.

В большинстве стран МСФО применяются или планируются к применению только для подготовки консолидированной (сводной) отчетности группы компаний. Что касается индивидуальной отчетности компаний как юридических лиц, лишь немногие страны перешли на МСФО, что связано, прежде всего, с проблемами определения налоговой базы и необходимости ведения учета для целей налогообложения. В качестве примера страны, перешедшие на МСФО для составления индивидуальной отчетности, можно привести Великобританию, что связано, прежде всего, с построением принципов МСФО на англосаксонской системе права.

В 2002 г. Европейский парламент и Европейский совет министров приняли законодательный акт, предусматривающий признание стандартов, разработанных Комитетом по МСФО. Начиная с 2005 г. все компании Евросоюза, акции которых котируются на фондовых биржах, должны подготавливать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Принятие МСФО будет означать, что инвесторы идругие заинтересованные лица получат возможность сравнивать сходные данные, что позволит обеспечить надлежащий уровень прозрачности и доверия к финансовой отчетности российских организаций.

Цель перехода на МСФО - повышение качества и информативности отчетности, которые являются актуальными для всех пользователей, и в первую очередь - для банков, оценивающих на ее основе финансовое положение заемщиков.

Одной из проблем внедрения МСФО является придание международным стандартам правового статуса, включая их формализацию и перевод на русский язык.

Международные стандарты финансовой отчетности разработаны Комитетом по МСФО, который является некоммерческой неправительственной организацией. Стандарты не имеют силы нормативных актов, носят рекомендательный характер и поэтому не могут быть инкорпорированы в российскую правовую систему в силу ст. 15 Конституции РФ, допускающей применение только общепризнанных принципов и норм международного права.

Понятием «Международные стандарты финансовой отчетности» объединена совокупность следующих документов: Предисловие к положениям МСФО, Принципы подготовки и представления финансовой отчетности, сами стандарты и разъяснения к ним. Все эти документы взаимосвязаны и образуют единую систему. В Предисловии к положениям МСФО кратко излагаются цели и порядок деятельности Комитета по МСФО, а также разъясняется порядок применения международных стандартов.

Принципы подготовки и представления финансовой отчетности определяют основы подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы, как цели финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, определения, порядок признания элементов финансовой отчетности, понятие капитала и поддержания капитала. Сами по себе принципы не являются стандартом и не подменяют никаких конкретных стандартов.

Непосредственно сами стандарты предназначены для подготовки финансовой отчетности, пользователи которой полагаются на нее как на основной источник финансовой информации о компании. Международные стандарты финансовой отчетности подробно рассмотрены в таблице 6.

Таблица 6

Международные стандарты финансовой отчетности (перечень)

Номер стандарта

Наименование стандарта

Год ввода (в редакции)

1

2

3

МСФО1

Представление финансовой отчетности

1997

МСФ02

Запасы

1993

МСФО4

Учет амортизации

1997

МСФО7

Отчет о движении денежных средств

1992

МСФО8

Чистая прибыль или убыток за отчетный

1993

период, фундаментальные ошибки и

изменения в учетной политике

МСФО9

Затраты на исследования и разработки

1993

МСФО 10

Условные события или события,

1994

произошедшие после отчетной даты

МСФО 1 1

Договоры подряда

1993

МСФО 12

Налог на прибыль

1996

МСФО 14

Сегментная отчетность

1997

МСФО 15

Информация, отражающая влияние изменения цен

1994

МСФО 16

Основные средства

1997

МСФО 17

Аренда

1993

МСФО 18

Выручка

1993

МСФО 19

Вознаграждения работникам

1998

МСФО 20

Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи

Продолжение таблицы 6

1994

МСФО 21

Влияние изменений валютных курсов

1994

МСФО 22

Объединение компаний

1993

МСФО 23

Затраты по займам

1993

МСФО 24

Раскрытие информации о связанных сторонах

1994

МСФО 25

Учет инвестиций

1994

МСФО 26

Учет и отчетность по программе пенсионного обеспечения (пенсионным планам)

1994

МСФО 27

Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании

1994

МСФО 28

Учет инвестиций в ассоциированные компании

1994

МСФО 29

Финансовая отчетность в условиях

гиперинфляции

1994

МСФО 30

Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов

1994

МСФО 31

Финансовая отчетность об участии в

совместной деятельности

1994

МСФО 32

Финансовые инструменты: раскрытие

1998

предоставление информации

МСФО 33

Прибыль на акцию

1999

МСФО 34

Промежуточная финансовая отчетность

с 1 января 1999

МСФО 35

Прекращаемая деятельность

1999

МСФО 36

Обесценение активов

с 1 июля

1999

МСФО 37

Резервы, условные обязательства и условные активы

с 1 июля 1999

МСФО38

Нематериальные активы

1999

МСФО 39

Финансовые инструменты: признание и оценка

2001

МСФО 40

Инвестиционная собственность

2001

МСФО 41

Сельское хозяйство

2003

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.