| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Бухгалтерская оценка эффективности инвестиционного проекта (на примере ЗАО "Новоясенское")Известно также, что, несмотря на относительно высокие показатели среднедушевого производства в 1990 г., избытка молока и молокопродуктов в торговой сети нашей страны в тот период не наблюдалось. Поэтому теперь, когда среднедушевое производство молока в России упало до 226 кг, должен был бы наблюдаться его большой дефицит. Но это не так. Молокопродукты имеются повсеместно. В чем причина? Относительно высокий уровень производства и потребления молока и молокопродуктов в предреформенные годы объяснялся значительными субсидиями государства. По имеющимся данным, доля государственных дотаций в розничной цене на основные продукты питания в СССР находилась в диапазоне от 14 % (сахар) до 74 % (говядина). Доля дотаций в розничной цене молока превышала 60 %, что делало его доступным для всех слоев населения. Одновременно государство субсидировало и производителей сельскохозяйственной продукции, с помощью дотаций стимулируя их к увеличению объемов ее производства. Либерализация цен 1992 г., отмена продовольственных субсидий, падение доходов граждан привели к ограничению покупательной способности населения. Кроме того, государство с той или иной скоростью ушло с агропродовольственных рынков. Их же рыночная инфраструктура в начальный период реформ отсутствовала. Все это и обусловило существенный спад потребления, а отсюда и производства продовольствия, прежде всего животноводческого происхождения [22, 23]. C 1990 по 2004 г. объемы производства молока в России уменьшились с 55,7 млн.т до 32,0 млн.т, или более чем на 40 %. При этом постоянно наблюдались более высокие темпы падения производства в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях, способных поставлять на переработку молоко более высокого качества (по показателям кислотности, бактериальной обсемененности, охлажденности). Увеличивающаяся часть производимого в стране молока стала приходиться на хозяйства населения и К(Ф)Х, где качество продукции по технологическим и иным причинам всегда было и будет существенно ниже стандартных показателей. Таблица 6 - Показатели динамики и структуры молочного рынка
Динамика производства, реализации, импорта, потребления и экспорта молока из России в последние 6 лет показана в табл.6 [17]. Из табл.6 вытекает два основных вывода: 1) объемы реализации молока в среднем составляют лишь около половины его валового производства, т.к. высокий удельный вес хозяйств населения в объемах производства продукции этой отрасли препятствует росту ее товарности. Она редко выходит за уровень 50 %. Молоко, произведенное в хозяйствах населения, в значительной мере предназначено не для поставки на рынки, а для личного потребления (в т.ч. и потому, что заготовителям трудно наладить крупномасштабные закупки сырья в этом секторе); 2) в определенной мере дефицит молока и молокопродуктов на внутрироссийском рынке покрывается его импортом. Объемы импорта молокопродуктов нарастают медленно, но ежегодно. Пропорционально увеличивается удельный вес импорта в общих ресурсах молока - с 12,4 % в 1999 г. до 14,7 % в 2004 г. от общей их величины. В основном благодаря наращиванию импорта удалось обеспечить некоторый рост объемов личного потребления молокопродуктов, т.к. производство молока в сельскохозяйственных организациях - основных поставщиках товарной продукции - постоянно уменьшалось. Впрочем, оно стало сокращаться и в ЛПХ. 2.2. Уровень и динамика цен на сырьевое молоко Анализ показывает, что более же масштабный импорт молока и молокопродуктов из стран - мировых лидеров молочного животноводства - пока сдерживается прежде всего ценовыми факторами. Внутрироссийские цены на молоко и молокопродукты по разным причинам все еще остаются заметно ниже цен, характерных для ведущих стран мира - производителей молока. Соответствующие данные представлены в табл.7 по информации журнала "Молочная промышленность", 2005 г., № 3, с.10 [19]. Основными условиями конкурентоспособности любой продукции, в т.ч. продовольственной, являются ее высокое качество и низкая себестоимость. Эти условия достигаются при применении в молочной отрасли эффективной техники и современных технологий, одним из результативных показателей которых являются высокие среднегодовые удои коров. По этому показателю российские производители молока сильно отстают от производителей данной продукции во многих странах, хотя это отставание в последние годы стало уменьшаться. Таблица 7 - Динамика цен на основные молочные продукты
* По среднему курсу: 1 долл.США = 28,5 руб. ** Цены в РФ в декабре 2004 г. составляли: молоко - от 13,3 до 15,5 руб./кг; йогурты - 52,3 руб./кг; сыры твердые - 122,3 руб./кг; масло сливочное - 93,96 руб./кг ("Молочная промышленность", 2005 г., № 2, с.18) Как показывают статистические данные, в наиболее адаптировавшихся к рынку хозяйствах все последние годы вели более целенаправленную работу по воспроизводству стада коров, на условиях лизинга закупали при помощи региональных администраций, а иногда и за счет ассигнований из федерального бюджета высокопродуктивных чистопородных молодых животных в зарубежных странах. Некоторые важные тенденции развития молочного животноводства России в 2000-2005 гг. показаны в табл.8 [17, 19]. Из табл.8 видно, что удельный вес сельхозпредприятий, т.е. главных поставщиков наиболее качественного сырья для молочной промышленности, только в 2004 г. уменьшился на 9 %, а за шесть лет - более чем на 20 %. Уменьшалось поголовье и в хозяйствах населения - за шесть лет с 5984 тыс. голов до 5257 тыс., или на 12,1 %. При этом важно отметить, что темпы падения в последние годы были особенно значительными, особенно в 2004 г. В то же время в крестьянских (фермерских) хозяйствах поголовье коров постоянно увеличивалось, как и его удельный вес в общем поголовье. Однако пока его уровень незначителен: 3,5 % от общей численности. Таблица 8 - Основные тенденции развития молочного
* 2005 г. в % к 2000 г. Извлечено и рассчитано по статистическому сборнику "Сельское хозяйство, охота и лесоводство России. 2004" Несмотря на указанные в основном негативные тенденции, динамика выпуска готовой продукции отечественной молочной промышленностью в основном выглядела положительно. Это видно из табл.9 [19]. Таблица 9 - Динамика производства основных молочных
Источник: "Молочная промышленность", 2005 г., № 3, с.4 [19]. Из табл.9 видно, что за исключением отдельных видов продукции (сливочное масло, сухие сливки) объемы выпуска готовой молочной продукции нарастали каждый год, иногда весьма существенно (выпуск цельномолочной продукции за пять лет увеличится на 40 %, жирных сыров - на 59 %, молочных консервов - на 31 %). Это свидетельствует прежде всего о возрастающем покупательском спросе на соответствующие виды продукции, для удовлетворения которого предприятия молочной промышленности вынуждены были изыскивать новые ресурсы сырья. Частично это делалось за счет увеличения его закупок в хозяйствах населения, а частично за счет импорта и использования сухого молока, что в любом случае ограничивало качественные показатели готовой продукции. Увеличение выпуска готовой молочной продукции привело к постепенному увеличению ее среднедушевого потребления (в пересчете на молоко) при фактическом насыщении и стабилизации аналогичных показателей по потреблению хлебопродуктов (в пересчете на зерно), что показано на гистограммах (рис.3). Рисунок 3 - Потребление хлебопродуктов, молока и молокопродуктов Как видно из правой части рис.3, душевое потребление молокопродуктов росло каждый год. При этом динамика цен на реализуемое молоко для сельхозпроизводителей ряд лет оказывалась более благоприятной в сравнении с динамикой цен на зерно, в том числе пшеницу (табл.10). Таблица 10 - Индексы цен производителей на реализуемые ими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|