реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бухалтерский учёт

Шифры балансовых счетов двузначные, забалансовых - трехзначные.

Для правильного применения плана счетов в БУ разработана инструкция. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, а так же порядок, наиболее распространенных операций.

При организации БУ нет необходимости использовать все синтетические счета, которые приведены в плане счетов.

Каждая организация выбирает те синтетические счета, которые ему нужны для постановки БУ, т.е. каждое предприятие разрабатывает рабочий план счетов, который является приложением к учетной политики организации.

5. Документация и инвентаризация

5.1 Понятие о документации и документы в обороте

Документация является основой БУ и заключается в сложном, непрерывном отражении всех хозяйственных операций, проводимых организацией в бухгалтерских оправдательных документах.

Бухгалтерская документация - письменное свидетельство о фактическом совершении хозяйственных операции или о праве на ее совершение. Характер хозяйственных операций разнообразен, поэтому содержание и форма применяемых документов не одинаковы.

Основные требования к оформлению первичных документов закреплены в законе «О бухгалтерском учете».

При оформлении документа различают обязательные и дополнительные реквизиты.

К обязательным реквизитам относятся:

1. Наименование документа

2. Дата составления

3. Наименование организации, от имен которой составлен документ

4. Содержание хозяйственной операции

5. Измерители хозяйственных операции в натуральном и денежном выражении

6. Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

7. Личные подписи указанных лиц.

Дополнительные реквизиты определяются особенностями отражаемых хозяйственных операций и назначением документа.

В условиях автоматизированной обработки учетной информации реквизиты первичных документов могут быть зашифрованы в виде кодов.

В первичных учетных документах должны быть обозначены сведения необходимые для понимания хозяйственной операции. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по формам, утвержденным постановлением ГОСКОМСТАТА России.

Если же предприятие самостоятельно разрабатывает формы документов (по которым нет унифицированных форм), то такие документы должны быть приложены к учетной политике организации.

Денежные документы, а так же документы, подтверждающие финансовые и кредитные обязательства организации без подписи главного бухгалтера не действительны и не должны приниматься к исполнению.

При возникновении разногласий между руководителем предприятия и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, при этом всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций несет руководитель организации.

Ошибки, допущенные при составлении первичных документов, исправляют следующим образом: неправильный текс или сумму зачеркивают одной чертой таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое и над ним делают правильную запись. А в исправлении делают оговорку, указывают дату и заверяют подписями лиц составившего документ.

В кассовых и банковских первичных документах исправление не допускается, если в этих документах допущена ошибка, то их следует составить заново.

В организации документы проходят несколько этапов:

1. Создание или получение.

2. Принятие к учету.

3. Обработка к отражению операции в БУ.

4. Передача в архив.

Документооборот - движение документов в организации с момента их создания или получения до передачи его в архив.

Правила документооборота и технологии учетной информации утверждают в виде графика документооборота, который является приложением к учетной политике организации.

5.2 Инвентаризация, ее виды, роль и значение

В целях обеспечения достоверности БУ и отчетности в организациях проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризации подлежит все имущество организации, не зависимо от его места нахождения, и все виды финансовых обязательств.

Кроме того инвентаризации подлежат производственные записи и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но которые числятся в БУ (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки и т.д.), а имущество неучтенное по каким-либо причинам.

Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

1. При передаче имущества организации в аренду, выкупе, продажи.

2. Перед составлением годовой отчетности (кроме имущества и финансовых обязательств, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

3. При смене материально-ответственного лица.

4. При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.

5. В случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций.

6. При реорганизации или ликвидации организации перед составлением разделительного (ликвидационного) баланса.

В зависимости от назначения и характера различают плановые и неплановые инвентаризации.

Плановые инвентаризации проводят согласно графику в заранее намеченные сроки.

Внезапные инвентаризации проводят по распоряжению руководителя или выше стоящих организаций, следственных и других контрольных органов в случаях особой необходимости.

По полноте обхвата различают полные, частичные, выборочные и сплошные инвентаризации.

Полную инвентаризацию проводят в предусмотренные сроки, при этом проверяют не только товарно-материальные ценности и денежные средства, но и правильность расчетов с другими юридическими и физическими Лизами, выверяют сальдо по другим статьям баланса (например, в связи с составлением годовой отчетности).

При частичной инвентаризации проверке подлежит лишь часть ценностей.

Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичной, их проводят на складах, производственных цехах и других структурных подразделений организации, где ведется натуральный учет по отдельным наименованиям ТМЦ.

Сплошные инвентаризации проводят одновременно в ряде организаций одной системы во всех структурных подразделениях одной организации.

Правильно организованная инвентаризация служит средством контроля за работой МОЛ, помогает не только скрывать, но и предупреждать возможные недостачи ТМЦ. В ходе инвентаризации могут быть выявлены излишки ценностей или их недостачи.

При выявлении излишков оформляются следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

ДТ

КТ

Выявлены излишки материалов

10

91

Выявлены излишки товаров

41

91

Выявлены излишки денег в кассе

50

91

Выявлены излишки готовой продукции на складе

43

91

При выявлении недостачи используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и в БУ должны быть оформлены следующие записи:

Содержание операции

ДТ

КТ

Выявлены недостачи материалов

94

10

Выявлены недостачи товаров

94

41

Выявлены недостачи денег в кассе

94

50

Выявлены недостачи готовой продукции на складе

94

43

Счет 94 не должен иметь остаток, поэтому недостача может быть списана:

ДТ

КТ

за счет МОЛ

73

94

в пределах норм естественной убыли

26, 44

94

за счет организации

91

94

Пример: Выявлена недостача материалов на 100 рублей, в т.ч. в пределах норм естественной убыли - 20 рублей, остальная сумма отнесена на виновное лицо.

ДТ

КТ

Сумма

94

10

100

26

94

20

73

94

80

При внесение МОЛ суммы в кассу предприятия будет оформлена следующая запись:

ДТ

КТ

Сумма

50

73

-80

6. Учет хозяйственных процессов

6.1 Учет процесса снабжения

В процессе снабжения организации покупают у поставщиков различные материалы, сырье, топливо и другие предметы труда, необходимые им для изготовления продукции, выполнения различного рода работ или оказания услуг.

Материалы в учете и отчетности отражаются по фактической себестоимости их приобретения.

Фактическая себестоимость материалов складываются из покупной стоимости и ТЗР.

ТЗР включают в себя расходы на транспортировку, хранение и доставку материалов на склад организации, а так же комиссионные вознаграждения и другие аналогичные расходы, связанные с изготовлением материалов. В себестоимость материалов не включается НДС.

Организации при формировании учетной политики имеет право самостоятельно определять способ учета приобретения материалов.

Существует 2 способа учета приобретенных материалов:

1. Без использования счетов 15, 16.

2. С использованием счетов 15, 16.

Традиционно и более простым способом считается учет приобретения материалов без использования счетов 15, 16.

При этом способе при поступлении материалов оформляются следующие записи:

ДТ

КТ

На покупную стоимость материалов (без НДС)

10

60

На сумму НДС

19

60

Принят к вычету НДС

68

19

Движение конкретных видов материалов отражается на отдельных аналитических счетах по учетных ценам.

ТЗР учитываются в течение месяца так же на счете 10 на отдельном аналитическом счете, т.е. в БУ будут оформлены следующие записи:

ДТ

КТ

На стоимость по учетным ценам

10УЧ

60

На сумму ТЗР

10ТЗР

60, 71

При отпуске материалов в производство оформляется следующая запись:

ДТ

КТ

На стоимость отпущенных в производство материалов по учетным ценам

20

10УЧ

На сумму ТЗР относящихся к отпущенным в производство материалам

20

10ТЗР

Для того чтобы определить сумму ТЗР относящихся к израсходованным материалам составляют специальный расчет:

1.

2.

Пример: Фактическая себестоимость материалов на 1 января 2008 года составило 12 000 рублей, в т.ч. стоимость материалов по учетным ценам - 10 000 рублей, ТЗР - 2 000 рублей. В течение января 2008 года были осуществлены следующие операции.

Журнал хозяйственных операций

№ п/п

Содержание операций

Бухгалтерская запись

Сумма, руб.

ДТ

КТ

1.

Поступили от поставщиков материалы по учетным ценам на сумму 20 000 рублей,

кроме того НДС 18%

10УЧ

19

68

60

60

19

20 000

3 600

3 600

2.

Начислена транспортной организации за доставку материалов 3 000 рублей,

кроме того НДС 18%

10ТЗР

19

68

60

60

19

3 000

540

540

3.

Оплачены из-под отчетных сумм за разгрузку материалов на складе в сумме 100 рублей.

10ТЗР

71

100

4.

Отпущены в производство материалы по учетным ценам на сумму 15 000 рублей

20

10УЧ

15 000

5.

Списывается доля ТЗР относящаяся к отпущенным в производство материалов по учетным ценам

20

10ТЗР

2 550

ДТ 10УЧ КТ

Сн 10 000

1) 20 000

4) 15 000

Об. 20 000

Об. 15 000

Ск 15 000

ДТ 10ТЗР КТ

Сн 2 000

2) 3 000

3) 100

5) 2 550

Об. 3 100

Об. 2 550

Ск 2 550

ДТ 10 КТ

Сн 12 000

1) 20 000

2) 3 000

3) 100

4) 15 000

5) 2 550

Об. 23 100

Об. 17 550

Ск 17 550

Остаток материалов на конец месяца составит 17 550 рублей, в т.ч. по учетным ценам на 15 000 рублей, ТЗР - 2 550 рублей.

6.2 Учет процесса производства

Для правильной организации учета процесса производства большое значение имеет научно-обоснованная классификация затрат:

1. В зависимости от места возникновения затраты группируют по видам производства (основное и вспомогательное) и в разрезе структурных подразделений (по цехам, участкам, бригадам, отделам, складам и т.д.).

2. По видам продукции затрат группируют для исчисления их себестоимости.

3. В зависимости от экономического содержания различают элементы затрат и статьи затрат.

Элементы затрат:

1. Материальные

2. Затраты по зарплате

3. Отчисления на социальные нужды

4. Амортизация

5. Прочие затраты

Данная группировка является единой и обязательной для всех юридических лиц.

Для исчисления себестоимости отдельных видов затраты организации группируются и учитываются по статьям калькуляции.

Перечень статей затрат определяется организацией исходя из характера и структуры производства.

Типовая группировка затрат по статьям калькуляции выглядит следующим образом:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий.

4. Топливо и энергия на технологические нужды.

5. Основная и дополнительная зарплата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и основание производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие (внепроизводственные) расходы.

Суммы статей с 1 по 11 составляют производственную себестоимость. А сумма всех 12 статей - полную себестоимость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.