реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит затрат на осуществление капитального строительства

- документированные

- недокументированные

Документированные отклонения связаны с отклонениями от норм расхода по количеству в натуральном выражении. Они оформляются сигнальными документами. На основании сигнальных документов подотчетные лица должны составлять и представлять руководству строительной организации рапорт об отклонениях с необходимыми обоснованиями и намечаемыми мерами по ликвидации отклонений. Обоснованный перерасход материалов по количеству, разрешенный руководителем строительной организации, подлежит списанию на затраты. При необоснованности расхода материалов перерасход подлежит возмещению за счет виновных лиц.

Недокументированные отклонения связаны с изменением цен. На эти отклонения никаких документов в период текущего учета не составляется.

Материалы оцениваются по фактической себестоимости приобретения, в которую включаются затраты на доставку до приобъектного склада.

При отпуске материалов в производство или ином их выбытии оценка материалов, производится одним из следующих способов, закрепленном в учетной политике предприятия:

- по себестоимости каждой единицы материалов;

- по средней себестоимости;

- ФИФО.

2. ОСОБЕННОСТИ АУДИТА В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДАГРЕМСТРОЙ»

2.1 Особенности аудита в строительных организациях

Особенности аудита строительных организации обусловлены спецификой ценообразования в отрасли и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложной, обычно многоступенчатой, системой расчетов между участниками строительства объекта недвижимости. Эффективная организация системы учета расходов - насущная проблема многих строительных организаций. Развитие аудита в строительстве вызвано необходимостью планирования, учета и контроля расходов на капитальное строительство. С учетом того, что деятельность строительных организаций должна быть прозрачной, возрастают требования к системе, которая должна обеспечивать получение оперативной и достоверной информации для принятия соответствующих решений. Особенно острую потребность в подобной информации испытывают субъекты, финансирующие капитальное строительство, т.е. инвесторы. Оказать помощь в решении этих проблем - задача аудита строительных организаций (компаний). Аудит строительных организаций проводится с учетом общих принципов, однако он имеет ряд особенностей. В зависимости от поставленных задач, выделяют следующие варианты проверки:

- проверка от имени инвестора деятельности заказчика или подрядчика;

- проверка от имени застройщика (инвестора и заказчика в одном лице) результатов деятельности подрядчика и расчетов с ним;

- проверка от имени головной компании строительной деятельности филиалов;

- комплексная проверка достоверности отчетности строительной организации в рамках обязательного аудита.

Аудит в строительстве требует повышенного внимания к определенным процедурам. При проведении аудита строительных организаций специалисты делают акцент на следующих направлениях:

- оценка сохранности (возможно проведение инвентаризации) материальных ценностей

- проверка правильности формирования стоимости материалов при их списании на производство строительных работ;

- проверка объемов выполненных строительно-монтажных работ, которая осуществляется при участии в инвентаризации строительных объектов аудитора путем сопоставления полученных результатов с актами на выполнение строительно-монтажных работ (форма № КС-2, форма № 26). В рамках данной процедуры по взаимному согласию сторон допускается привлечение эксперта. Специфическим вопросом при аудите подрядных строительных организаций является рассмотрение особенностей формирования себестоимости строительных работ. На любом предприятии вопрос учета затрат и формирования себестоимости является центральным и наиболее трудоемким, а для целей аудита в сфере строительства представляется наиболее интересным.

Целью проверки затрат в строительных организациях является:

- проверка законности отнесения затрат на производство строительных работ;

- правильности документального отражения затрат;

- неизменности выбранного на год метода учета затрат и калькулирования;

- распределения затрат между отдельными объектами строительства и незавершенным производством строительных работ;

- списания сумм накладных расходов и способов их распределения;

- включение в себестоимость различных видов расходов (на оплату командировок, рекламу, подготовку кадров представительских расходов).

Задачами проверки учета затрат являются:

- определению правильности включения в расходы отдельных составляющих элементов;

- определению права собственности на строительные материалы, машины и механизмы;

- оценке основных и оборотных средств, используемых на капитальное строительство;

- оценке достоверности исчисленной себестоимости строительства объектов;

- проверке правильности составленной корреспонденции счетов.

- оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

- подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;

- арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета.

Аудиторскую проверку затрат в условиях ОАО «ДРС» можно условно разделить на 4 этапа:

1 этап -- подготовительный. На этом этапе производится изучение потребностей клиента, подготавливается информация о нем, составляются документы, определяющие цели и задачи аудиторской фирмы, а также перечень оказываемых аудиторских услуг. Завершается этап заключением договора. На данном этапе производится изучение организационных и технологических особенностей «Строительной организации», а именно анализ учредительных документов, планов и сметной документации, визуальный осмотр строительных объектов. Подготовительный этап частично затрагивает стадию предварительного планирования аудита. Для получения информации об организации для обеспечения дальнейшего планирования можно использовать следующую систему тестирования строительной организации:

Таблица 2.1: Тесты проверки состояния финансово-хозяйственной деятельности строительной организации на примере ОАО «ДРС»

№ п\п

Вопрос

Варианты ответов

Ответ

1.

Каким образом можно охарактеризовать степень выполнения фирмой договорных обязательств перед заказчиками и инвесторами?

1.Работы выполняются в срок в соответствии с договорными обязательствами.

2.Выполнение работ связано с определенными трудностями.

3. Работы выполняются с нарушением договорных обязательств.

*

Да

Да

2.

Какова обеспеченность про-

грамм работ утвержденной

проектно-сметной документацией?

1.Более 95%

2.95-85%

3.Менее 85%

*

*

Да

3

Каким образом можно охарактеризовать степень выполнения договорных обязательств субподрядными организациями?

1.Работы выполняются в срок в соответствии с договорными обязательствами.

2.Выполнение работ связано с определенными трудностями.

3.Работы не могут быть выполнены по каким-либо причинам.

*

Да

Да

4

В какой степени используются

производственные мощности

организации?

1. Более 80%

2. 80-50%

3. Менее 50%

*

Да

*

5

Какова система технического

контроля качества выполнения

строительно-монтажных работ?

1. Высокий уровень контроля.

2. Средний уровень контроля.

3. Низкий уровень контроля.

Да

*

*

На основе информации анкетных листов теста (табл. 2.1) аудитору следует изучить особенности финансово-хозяйственной деятельности строительной организации по следующим направлениям: степень выполнения договорных обязательств; уровень использования имеющихся производственных мощностей; состояние строительного задела; уровень ритмичности производства; качество выполняемых строительных работ.

Количественный критерий вариантов ответов: 5--7 -- низкий уровень аудиторского риска; 7--10 -- средний уровень аудиторского риска; 10--15 -- высокий уровень аудиторского риска. Для ответов на вопросы тестов используются следующие источники информации: утвержденная проектно-сметная документация; заключенные договоры подряда и субподряда; паспорт организации; журналы производства работ на объектах строительства (ф. КС-6); нормы продолжительности и задела в строительстве; акты приемки-сдачи выполненных работ (ф. КС-2); акты инвентаризации незавершенного строительного производства (ф. КС-7); справка об остатках незавершенного строительного производства (ф. 3); акты и дефектные ведомости по некачественно выполненным работам, бухгалтерская отчетность. На втором этапе, в соответствии со стандартами аудита необходимо определить уровни существенности, аудиторские риски, а также рассчитать величину выборки. Кроме того, формируется общий план и сводная программа аудита. Согласно федеральному правилу (стандарту) № 3 «Планирование аудита» предполагается разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудита осуществляется поэтапно:

1. предварительное планирование;

2. сбор общих сведений об экономическом субъекте;

3. оценка существенности и аудиторского риска;

4. разработка общего плана и программы аудита.

В результате планирования аудита рассматриваемого участка учета должны быть составлены:

- общий план аудита затрат с определением объемов, графика и срока проверки того или иного объекта;

- аудиторская программа аудита затрат «Строительной организации» с установленными объемами, видами и алгоритмом проведения аудиторских процедур.

Третий этап - непосредственно проведение аудита. Один из самых сложных и трудоемких этапов. На данном этапе производится классификация выбранных разделов аудита. Для каждого из разделов аудита составлена программа работ, представляющая собой перечень всех необходимых аудиторских процедур. Аудит затрат в «Строительной организации» логично проводить в разрезе следующих направлений:

- проверка использования материальных ресурсов в строительстве;

- проверка операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;

- проверка расходов на оплату труда;

- проверка накладных расходов;

- проверка расчетов с субподрядчиками;

- проверка классификации, группировки и распределения затрат;

- проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ.

На данном этапе особое внимание следует уделяить контролю применяемых методов учета затрат, документальной обоснованности, законности и экономической целесообразности отдельных видов затрат, арифметическому контролю расчетов по формированию себестоимости и проверке взаимно корреспондирующих счетов. 4 этап завершает собой проведение аудита и является заключительным. Это этап включает формирование пакета рабочих документов, составление аудиторского заключения. Совместно с рабочей документацией его представляют руководителю проверки.

2.2 Подготовительный этап аудиторской проверки на примере ОАО «ДРС»

Итак, согласно пункту 2.1 данной работы, на первом этапе ведется подготовительная работа с клиентом, в частности проводится проверка учетной документации, договоров и т. д. Результаты приведены в таблице 2.1. Результат - 7 ответов, что говорит о среднем уровне аудиторского риска. Так, в результате проверки договоров с заказчиками были выявлены следующие нарушения: Договор №67546 с ОАО «Дагэнерго» на постройку подстанции в селе Шали устанавливает сроки окончания работ, а именно 12.03.2008, тогда как работы были завершены 17.11.2008 (согласно актам сдачи объектов строительства, актов о приемке выполненных работ и т.д.); Договор №6754212 с ОАО «Карбид» на постройку ангаров должен был быть завершен 14.10.2008, тогда как сдан, согласно документам только 28.10.2009г. В проектно сметной документации утверждены работы на 11.11.2008 год по строительству многоквартирного дома в г. Черкесск, которые на настоящий момент еще не начаты. Относительно субподрядных организаций: есть трудности с оплатой услуг субподрядчиков, так, с ООО «Фундамент» был подписан договор на выполнение работ по гидроизоляции фундамента. В обязательства ОАО «ДРС» входило: подготовить фундамент к гидроизоляции 21.03.2008. Фундамент был подготовлен для работ ООО «Фундамент» лишь 5.04.2008, соответственно сроки выполнения работ субподрядчиком затянулись. Производственные мощности используются достаточно эффективно, однако есть моменты простоя ОС. Так, экскаваторы ковшевые (инвент. № 465, 485, 567) находящиеся на балансе ОАО «ДРС» находятся в простое, тогда как аналогичный им экскаватор, использовавшийся при строительстве ангаров для ООО «Карбид» в процессе работ был сломан, из за чего срок сдачи ангаров затянулся. Можно сделать вывод о неэффективном использовании ОС. Контроль за выполнением строительно-монтажных работ возложен на отдел контроля качества ОАО «ДРС». В работе данного отдела частично используются АРМ, приборы проверки качество смесей, сварных швов и т. д. Для оценки риска средств контроля применим систему тестов, представленную в таблице 2.2. Данные получены в результате устного опроса главного бухгалтера ОАО «ДРС»

Таблица 2.2: Анкета тестов проверки системы внутреннего контроля ОАО «ДРС»

№ п/п

Содержание вопросов

Ответы

Да

Нет

1

Обеспечение надежной информацией для принятия управленческих решений

1.1

Учет затрат на производство строительно-монтажных работ ведется:

а) по объектам строительства -- центрам возникновения затрат;

б) по центрам ответственности

X

1.2

Ведется ли учет накладных расходов по центрам ответственности?

Х

1.3

Ведется ли учет производственных запасов по материально-ответственным лицам, с которыми закреплены договоры о материальной ответственности?

X

1.4

Ведется ли учет основных производственных средств по объектам и местам эксплуатации?

X

2

Контрольная среда

2.1

Администрация характеризуется стилем управления:

а) неповоротливым;

б) бюрократическим;

в) энергичным;

г) агрессивным.

X

2.2

Определены ли объекты и субъекты контроля?

X

2.3

В должностных инструкциях определены ли контрольные функции субъектов контроля?

X

2.4.

Определена ли организационная структура экономического субъекта?

X

2.5.

Имеется ли служба внутреннего аудита?

X

2.6.

Имеется ли приказ на установление лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет для осуществления хозяйственных операций?

X

2.7

Имеется ли приказ на установление лиц, имеющих право на осуществление операций с активами?

X

2.8

Имеются ли должностные инструкции бухгалтеров, в которых распределено отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете?

X

Продолжение таблицы 2.2.

3

Применяемые процедуры внутреннего контроля

3.1

Пересчитываются ли счета-фактуры, полученные от поставщиков, а также выписанные заказчикам?

X

3.2

Проводятся ли внезапные проверки наличности денежных средств в кассе, наличия производственных запасов?

X

3.3

Сопоставляется ли фактический расход строительных материалов с нормами, предусмотренными проектно сметной документацией?

X

3.4

Осуществляются ли встречные сверки с организациями поставщиками на предмет подтверждения достоверности отпущенных и оприходованных строительных материалом?

X

3.5

Систематически ли осуществляется анализ исполнения бюджетов организации?

X

3.6

Выявляются ли отклонения, причины и виновники этих отклонений?

X

По данным табл. 2.2 проведенного опроса можно сделать вывод, что надежность системы внутреннего контроля ОАО «ДРС» находится на среднем уровне. (18 вопросов, положительных 15, в % - 83%). Поэтому в программе аудита будет предусмотрен ряд процедур аудита, позволяющих убедиться в отсутствии искажений в регистрах учета по счетам затрат.

В свою очередь, для оценки внутрихозяйственного риска по участку учета затрат разработана система тестирования, рассматривающая только материальные затраты и затраты на оплату труда. Такой подход объясняется:

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.