реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит выпуска и реализации готовой продукции

- выявление финансовых результатов от продажи продукции;

- правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;

- контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

- контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;

- контроль за соблюдением плана по продаже продукции и своевременностью оплаты проданной продукции;

- выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Учет выпуска и реализации готовой продукции в ОАО «Стройкерамика» в соответствии с учетной политикой ведется с использованием счета 43 «Готовая продукция».

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.

Первичные документы включают:

1. Приказ об учетной политике организации;

2. Договоры на реализацию продукции;

3. Приказ-накладная (комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующим отпущенное количество продукции);

4. Счет-фактура;

5. Товарно-транспортная накладная;

6. Счета-фактуры для целей налогообложения;

7. Карточки складского учета;

8. Приемо-сдаточная накладная по сдаче на склад готовой продукции;

9. Акт сдачи на склад готовой продукции;

10. Инвентарные описи;

11. Накладные на реализацию готовой продукции, коносаменты.

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

1. Главную книгу;

2. Ведомость выпуска готовой продукции;

3. Ведомость отгрузки и реализации готовой продукции;

4. Количественно суммовые карточки, оборотные ведомости.

5. Карточка счета 43, анализ счета 43 (так как для ведения бухгалтерского учета применяются средства вычислительной техники, снабженные соответствующим программным обеспечением);

Отчетность включает:

1. Форму №1 (бухгалтерский баланс)

Бухгалтерская отчетность, в которой отражается раздел, должна включать в себя в частности, строки баланса:

- Стр. 215 «Товары отгруженные»;

- Стр.217 «Прочие запасы и затраты», по которой показываются запасы и затраты, не нашедшие отражения в других строках подраздела «запасы» раздела II бухгалтерского баланса;

- Стр. 230 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».

2. Форму №2 (Отчет о прибылях и убытках).

При аудиторской проверке расчетов по отгрузке и реализации продукции используются различные методы получения аудиторских доказательств:

наблюдение или участие в инвентаризации;

наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;

устный опрос;

получение письменных подтверждений;

проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;

проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;

проверка арифметических расчетов;

анализ.

Указанные методы применяются к различным объектам контроля и служат для выявления одного или нескольких возможных нарушений.

2.2 Программа аудиторской проверки отгрузки и реализации продукции

Разработаем тест-опросник для оценки внутреннего контроля выпуска и реализации продукции (работ, услуг) и представим его в таблице 3 следующего вида.

Таблица 3

Тест-опросник для оценки внутреннего контроля выпуска и реализации продукции (работ, услуг)

№ п/п

Направления и вопросы тестирования

Ответы

Да

Нет

1

Условия

Контролируется ли реализация продукции персоналу за наличный расчет и реализация отходов?

+

2

3

Реальность

Ограничен ли доступ к бланкам счетов-фактур за реализацию?

Заполняются ли пронумерованные транспортные накладные или другие документы на отгрузку?

+

+

4

5

6

Полнота

Пронумерованы ли бланки счетов-фактур за реализацию?

Контролируется ли последовательность нумерации для выявления неучтенных счетов-фактур?

Контролируется ли последовательность нумерации для выявления неучтенных транспортных накладных?

+

+

+

7

Утверждение

Утверждаются ли продажи в кредит до отгрузки?

+

8

9

Обоснованы ли реализационные цены и сроки реализации по договорам?

Устанавливаются ли реализационные цены ниже себестоимости?

+

+

10

11

12

Точность

Сопоставляется ли количество отгруженной продукции с данными счетов-фактур?

Проверяются ли товарно-транспортные документы на предмет ошибок при подсчете количества, общей суммы, применении цен, наценок?

Проверяется ли соответствие данных первичного, аналитического и синтетического учета реализации продукции?

+

+

+

13

Классификация

Имеется ли классификатор по готовой продукции и ее реализации?

+

14

Учет

Имеется ли единая учетная политика по реализации продукции?

+

15

Проверяются ли записи аналитического и синтетического учета реализации и утверждаются ли ответственным бухгалтером?

+

16

Периодизация

Датируются ли счета-фактуры за реализацию продукции днем отгрузки?

+

Аудиторская организация при проведении аудита должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита». В последнем п. 2.2 предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Применительно к ОАО «Стройкерамика» были составлены общий план аудита выпуска готовой продукции и ее реализации и программа аудита выпуска и продажи готовой продукции.

Таблица 4

Общий план аудита выпуска готовой продукции и ее реализации

Проверяемая организация

ОАО «Стройкерамика»

Период аудита

С 01.01.08 г. - 31.12.08 г.

Количество человеко-часов

96

Руководитель аудиторской группы

Петрова А.А.

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнители

1

2

3

1. Аудит учетной политики

02.02.10 г.

Иванова М.И.

Пашкина С.В.

2.Аудит выпуска продукции

02.02.10 г. -03.02.10 г.

Иванова М.И.

Пашкина С.В.

3.Аудит отгрузки и реализации продукции

04.02.10 г. -05.02.10 г.

Иванова М.И.

Пашкина С.В.

4. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

06.02.10 г.

Иванова М.И.

Пашкина С.В.

5.Аудит расчетов с бюджетом по НДС

06.02.10 .г

Иванова М.И.

Пашкина С.В.

6. Аудит финансовых результатов от продажи готовой продукции

07.02.10 г.

Иванова М.И.

Пашкина С.В.

Далее разработаем программу аудита отгрузки и реализации продукции и представим ее в таблице 5.

Таблица 5

Программа аудита отгрузки и реализации готовой продукции

№ п/п

Этап проверки

Объект аудиторской проверки

1

Проверка наличия и правильности оформления подтверждающих документов по сдаче готовой продукции

Акты на сдачу готовой продукции, акты приемки выполненных работ, сверки

2

Проверка полноты оприходования на склад готовой продукции по количеству и стоимости

Акты на сдачу готовой продукции, акты приемки выполненных работ, ведомость выпуска готовой продукции

3

Проверка правильности определения оценки готовой продукции

Учетная политика, книга учета остатков НЗП, анализ счетов 20, 40, 43

4

Проверка правильности учетных записей по выпуску готовой продукции

Главная книга, анализ счетов 20, 40, 43, 90.2

Таким образом, в ходе аудита следует установить правильность ведения журнала-ордера № 11 - по кредиту счетов 42, 43, 62, 90.

В ходе аудита отгрузки и реализации готовой продукции необходимо проверить: полноту и своевременность отражения себестоимости отгруженной продукции (работ, услуг) и выручки от реализации этой продукции; правильность списания себестоимости реализованной продукции, обоснованность и правильность отнесения коммерческих расходов; точность списания торговой наценки пропорционально стоимости продукции по покупным или продажным ценам (регулируется учетной политикой организации); правильность расчета финансовых результатов от реализации каждого вида продукции или оказанных услуг и выполненных работ.

Итак, первоначально следует ознакомиться с учетной политикой организации в части:

- Метода учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости продукции;

- Метода распределения по видам выпускаемой продукции затрат вспомогательного производства;

- Метода распределения по видам выпускаемой продукции общепроизводственных расходов;

- Метода распределения по видам выпускаемой продукции коммерческих расходов;

- Порядка оценки незавершенного производства и готовой продукции;

- Способа ведения бухгалтерского учета готовой продукции;

- Списания счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

- Использования счета 40 «Выпуск готовой продукции (работ, услуг)»;

- Признания выручки от продажи продукции для целей налогообложения.

Проверить наличие приказа на материально-ответственных лиц организации и договоров на полную материальную ответственность с работниками предприятия.

Ознакомиться с договорами на реализацию готовой продукции.

Проверить наличие и отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации готовой продукции и расчетов с покупателями.

При проведении проверки необходимо установить:

1. правильность и своевременность оформления документа на сдачу продукции из производства на склад;

2. правильность отражения в бухгалтерском учете операций связанных с выпуском готовой продукции;

3. правильность определения производственной себестоимости готовой продукции по видам заказов;

4. достоверность отражения фактической себестоимости отгруженной продукции (дебет счета 45 «Товары отгруженные» кредит счета 43 «Готовая продукция»);

5. правильность расчета суммы отклонений фактической себестоимости от плановой и их списания;

6. правильность составления бухгалтерских проводок по учету выпуска готовой продукции (работ, услуг);

7. в случае, когда продукция отпускается покупателям непосредственно со складов, следует обращать внимание на наличие надлежащим образом оформленных доверенностей на ее получение.

8. правильность ведения журнала-ордера №10/1 и ведомости №16 «Движение готовых изделий в ценностном выражении» (при журнально-ордерной форме учета);

9. проверка правильности отражения в учете продукции, выработанной из давальческого сырья;

10. проверка правильности отражения в учете результатов инвентаризации готовой продукции

11. соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым записям счета 43 «Готовая продукция» и счета 40 «Выпуск готовой продукции» записям в главной книге и балансе;

12. правильность оценки готовой продукции.

В настоящее время применяется шесть основных видов оценки готовой продукции.

По фактической производственной себестоимости.

Этот способ используется сравнительно редко, в основном на предприятиях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства. Может применяться на предприятиях с ограниченной номенклатурой массовой продукции.

По неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов. Может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции.

По оптовым ценам реализации. Оптовые цены применяются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывается на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции является самым распространенным, так как позволяет сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска.

По плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. При этом способе обуславливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании учета. Однако если плановая и нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то переоценка остатков готовой продукции усложняется. Вариантом этого способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости.

По свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС. Используется этот способ при выполнении единичных заказов и работ.

По свободным рыночным ценам. Этот вариант оценки применяется для учета товаров реализуемых через розничную сеть.

При проверке правильности отгрузки и реализации продукции необходимо установить:

- заключены ли договора на поставку готовой продукции и правильность их оформления;

- правильность оформления цен на отгруженную продукцию. Реализация продукции (работ, услуг) производится по следующим ценам:

а) по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

б) по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам увеличенным на сумму НДС;

в) по государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим НДС (продажа товаров населению и оказанию ему услуг);

- правильность установления отпускной цены с учетом расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя в соответствии с заключенным договором поставки.

- своевременность предъявления в банк платежного требования-поручения за отгруженную продукцию;

- правильность оформления документов по отпуску продукции, если продукция отпускается непосредственно со склада поставщика;

- правильность организации складского учета готовой продукции;

- правильность ведения аналитического и синтетического учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг). Порядок учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) зависит от выбранного предприятием метода учета реализации продукции (этот метод должен быть отражен в приказе по учетной политике предприятия);

- соответствие записей синтетического и аналитического учета по счету 90 «Продажи» в журнале-ордере № 11 записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).

На заключительном этапе проверки аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по реализации продукции (работ, услуг) с данными синтетического учета (журнала-ордера, Главной книги). Взаимной сверкой записей операций по реализации в разных регистрах можно установить точность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям.

2.3 Оценка уровня существенности

Понятие существенности устанавливает размер допустимой ошибки, начиная с которой квалифицированный пользователь бухгалтерской отчетности с большей степенью вероятности не сможет делать правильные выводы и принимать правильные экономические и управленческие решения.

Ошибка считается значимой, если её пропуск значительно искажает показатели бухгалтерской финансовой отчетности.

Таблица 6

Базовые показатели, применяемые при определении базовой величины

Показатели

Значение, тыс. руб.

Уровень существенности

Сумма уровня, тыс. руб.

Прибыль (убыток) до налогообложения

897

1

8,97

Объем реализации

108446

2

2168,92

Валюта баланса

58997

5

2949,85

Собственный капитал

24596

10

2459,60

Общие затраты

105773

2

2115,46

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.