реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит учета основных средств

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

· проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;

· оценку экономичности и эффективности операций компании;

· проверку уровня достижений программных целей;

· подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.

2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.

3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.

4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.

Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск

и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

К перечисленным видам аудита необходимо добавить:

· налоговый аудит;

· ценовой аудит;

· экологический аудит.

В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно, вида аудита:

а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;

б) системно ориентированный аудит. Аудиторская экспертиза па основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку, потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;

в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.

Глава 2. Основная часть «Аудит учета основных средств»

2.1 Нормативно-правовое регулирование аудита основных средств

Основными документами, регламентирующими бухгалтерский учет основных средств, являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11. 96 г. № 129-ФЗ., Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, которые дополняют общие нормы и подробно разъясняют отдельные положения, касающиеся учета основных средств. Методические указания определяют перечень условий, единовременное выполнение которых необходимо для принятия активов к учету в качестве основных средств.

Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 № 147н внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Изменения вступают в силу, начиная с бухгалтерской отчетности за 2006 г. При составлении бухгалтерской отчетности за 2005 г. они не применяются. Часть изменений носит технический, редакционный характер, часть затрагивают вопросы методологии учета основных средств и влияет на величину налоговых обязательств организации.

Необходимость таких изменений назрела уже давно из-за подвергавшихся критике некоторых формулировок ПБУ 6/01 и расхождением правил, изложенных в нем, с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91 н (далее по тексту - Методические указания). ПБУ являются документами второго уровня в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, в которых излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы. Методические рекомендации - это документы третьего уровня, в которых раскрываются конкретные механизмы и варианты применения норм ПБУ к определенному виду деятельности, но входить в противоречие с нормами ПБУ они не могут.

В связи с внесением изменений в ПБУ 6/01 Минфин РФ готовит изменения и в Методические указания.

Согласно ПБУ «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), основные средства - это имущество, которое используется фирмой в качестве средств труда более одного года (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт).

Таким образом, стоимость имущества со сроком службы более года (независимо от его цены) учитывают на счете 01 "Основные средства" и отражают в строке 120 баланса.

Из этого правила есть исключение. Если основное средство стоит не дороже 10 000 рублей (без НДС), то его стоимость включается в расходы фирмы, сразу после передачи в эксплуатацию. В таком же порядке списывают книги, брошюры и другие печатные издания. Следовательно, если фирма купила и передала в эксплуатацию такое имущество, то его стоимость в строке 120 баланса не указывают.

Организация может в соответствии с правилами пункта ПБУ 6/01 установить меньший лимит стоимости основных средств, которые списываются сразу после их передачи в эксплуатацию. Об этом необходимо написать в бухгалтерской учетной политике.

То или иное имущество учитывают в составе основных средств и отражают по строке 120 баланса, если одновременно выполняются следующие условия: оно используется в производстве или необходимо для управленческих нужд организации; имущество будет использоваться свыше 12 месяцев; организация не собирается его перепродавать; имущество может приносить доход.

Единица учета основных средств - это инвентарный объект. Таким объектом может быть отдельный предмет (например, шкаф, автомобиль, холодильник и т.д.) или единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на общем фундаменте или имеют общее управление (например, персональный компьютер, в состав которого входят системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете к основным средствам относят имущество, которое используется в качестве средств труда более одного года (здания, машины и оборудование).

В Методических указаниях не содержится обязательного требования к применению унифицированных форм первичных документов но учету основных средств. Унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», могут применяться по усмотрению организации наряду с первичными учетными документами по самостоятельно разработанным формам.

При этом обязательным требованием к первичным учетным документам, разработанным и утвержденным организацией, является наличие обязательных реквизитов, установленных Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В зависимости от характера хозяйственной операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации в организации в самостоятельно разрабатываемые формы первичных учетных документов могут быть включены дополнительные реквизиты. Группировка основных средств по их видам установлена Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359). Чтобы группировка основных средств в учете и отчетности организаций была единообразной, средства труда в ОКОФ отнесены к соответствующим видам по их функциональной роли в производственно-хозяйственной деятельности организаций. В ПБУ 6\01 определена единица бухгалтерского учета основных средств - инвентарный объект, которым признается объект со всеми принадлежностями и приспособлениями. Если он состоит из нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Например, приобретая нежилые помещения в здании, их надо учитывать как отдельные инвентарные объекты.

В Положение внесено новое правило, касающееся учета объекта основного средства, находящегося в собственности двух или нескольких организаций, поскольку данная ситуация широко распространена в современной практике. Указанные объекты не могут быть разделены, поскольку, как правило, являются объектами недвижимости, например здания, сооружения. Они отражаются каждой организацией на счет 01 "Основные средства" соответственно ее доле в общей собственности, которая, как правило, определяется соглашением всех участников.

Учет основных средств ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета финансово--хозяйственной деятельности организации, который утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000г. № 94н с последующими изменениями от 07.05.2003 № 38н и инструкцией по применению данного плана счетов. В соответствии плана счетов учет ведется на счете 01 «Основные средства». К данному счету открываются субсчета по видам основных средств. Данный счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств, предназначен счет 02 «Амортизация основных средств». [9] Также основные средства регулируются Методическим указанием по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утвержденным приказом Министерством финансов РФ от 13.06.95г. №49., которое устанавливает сроки и порядок проведения инвентаризации на предприятии, и другими нормативными документами.

2.2 Источники информации для аудиторской проверки основных средств

Аудит - это независимая экспертиза финансовой отчетности организации на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству России, полноты и точности отражения в финансовой отчетности фактов деятельности организации.

Целью аудита основных средств является проверка соответствия применяемого организацией порядка учета и налогообложения, наличия, движения и использования ОС требованиям нормативных актов, действовавших в проверяемом периоде с целью выражения мнения о достоверности объекта аудита во всех существенных аспектах.

Объектом аудита является информация отчетности, относящаяся к основным средствам, а именно: форма №1 - строка 120, строки 900, 901, 907, 908; форма №5 - разделы 2.основные средства и 7.Обеспечения - строка 714(=717) и строки 724 и 726.

Правовой основой аудиторской деятельности в Российской Федерации является Указ президента Российской федерации от 22 декабря 1993 года за №2263. Этим указом введены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации». В связи с развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли кардинальные изменения.

При проведении аудита используют общую информацию об организации, которая необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. Выясняют при проверке специфику деятельности, организационное устройство организации, производственные, финансовые и другие связи, знакомятся с юридическими обязательствами.

Основными методами получения информации являются:

Обсуждение материалов с работниками управления, встречи с высшим руководством, исполнительным персоналом, не связанным с ведением учета, которые позволяют получить информацию «из первых рук».

Посещение и осмотр основных средств, складов, цехов, которые предоставляют возможность воочию убедиться в наличии и сохранности основных средств, составить представление об условиях производства.

Ознакомление с историей развития организации, видами деятельности, учетной политикой.

С самого начала работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами организации, уставом, документами регистрации, протоколами заседаний, собраний акционеров, в которых может содержаться информация о приобретении собственности, выясняются юридические обязательства.

Необходимо при проверке просмотреть все контракты, договоры и соглашения.

Наличие основных средств проверяются на основании инвентарных описей и фактического наличия.

Фактическая проверка основных средств также должна подтвердить, что в организации отсутствуют не уточненные основные средства

Источниками информации для аудита будут:

1. Договоры, используемые для покупки, продажи, ремонта, лизинга, аренды ОС. Приказ по учетной политике, приказ по формированию постоянно действующей комиссии, утверждающей операции приобретения и списания ОС.

2. Первичные документы, в том числе:

а) акт (накладная) приемки-передачи ОС - ф.ОС-1;

б) акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов - ф. ОС-3;

в) акт на списание ОС - ф. ОС-4;

г) акт на списание автотранспортных средств - ф. ОС-4а;

д) инвентарная карточка учета ОС - ф. ОС-6;

е) акт о приемке оборудования - ф. ОС-14;

ж) акт приемки-передачи оборудования в монтаж - ф. ОС-15;

з) акт о выявленных дефектах оборудования - ф. ОС-16.

3. Регистры: при журнально-ордерной форме: журнал-ордер № 13 (01 счет), журнал-ордер № 16 (08 счет), журнал-ордер № 10 (затраты, в том числе 02 счет). Если учет автоматизированный - распечатки оборотов по счетам 01,02,08,91,001 и т.д., подписанные бухгалтером.

4. Отчетность - помимо бухгалтерской также налоговая отчетность (налог на имущество); статистическая отчетность - форма статистического наблюдения № 11 (ОС).

5. Результаты опроса, прежде всего, материально - ответственных лиц, членов постоянно действующей комиссии, бухгалтера, ведущего учет ОС, персонал, использующий эту информацию, администрацию.

6. Подтверждение, например, от организации, которая проводила ремонт объекта, от продавцов и покупателей ОС, арендаторов и арендодателей.

7. Осмотр - наиболее дорогих и существенных объектов (в случае нашей организации надо будет проверить достаточно много объектов).

8. Результаты перекрестных процедур, например, от аудитора, который проверяет кредиты и займы, денежные средства (так как в объект аудита можно было также включить строки 051, 056, 061 и 065 формы № 4, но именно потому что в моем варианте проверки этот участок проверяет другой аудитор, я в объект данные строк не включила).

9. Результаты аналитических процедур, например коэффициент фондоотдачи.

10. Заключение эксперта, например, по оценке объекта ОС.

2.3 Программа и методика аудиторской проверки операций с основными средствами

Формирование цели аудита имеет важное значение потому, что она сразу знакомит клиента с тем, за чем аудитор пришел в организацию и какую пользу может принести проводимая проверка. Поэтому следует подробно указать, что аудит ставит своей задачей не сбор отрицательных фактов, не накопление компрометирующего материала, а выявление недостатков в бухгалтерской и вообще экономической работе и внесение конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и недопущения их в дальнейшем.

Это сразу позволит установить достаточно доверительные отношения с клиентом и получить доступ к необходимой информации.

Проводится аудит в три этапа:

Постановка проблемы. Знакомство с информацией экономического субъекта - финансовыми данными сведениями об эффективности контроля.

Сбор данных. Планирование и реализация процедур сбора данных о предоставлении информации.

Оценка данных. На этом этапе следует определить, имеется ли аудитора достаточно сведений для принятия обоснованного решения, для рассмотрения движения основных средств.

Планируя аудиторскую проверку аудитор, составляет программу, в которой выбирает те вопросы и работы, которые войдут в проверку.

В программу аудита основных средств входят следующие разделы:

1. Планирование

1.00 Оценка риска аудитора

1.05. Договор

1.10. Общее состояние и постановка бухгалтерского учета.

1.11. Общие сведения о клиенте.

1.37. обзор системы внутреннего контроля.

2. Управление.

1.10. Распределение персонала.

2.50. Финансовый план аудитора.

2. Заключение.

3.05. Проверенный баланс.

2.10. Аудиторский отчет.

3.40. Замечания

3. Завершающая программа.

3.10. Обзор событий следующих после даты подписания баланса.

4. Финансовая отчетность.

4.10. Рабочий, оборотный баланс.

5.30. Исправления.

5. Связь с клиентом.

5.10. Письмо - рекомендация.

6. программа аудита общих вопросов.

7.10 книга и записи.

7.20. Протоколы и сметы.

7. Программа аудита баланса.

8.30. Основные средства.

8.31. Необходимо убедиться в том, что соответствующие активы организации включены в состав основных средств.

8.32. Действительно ли эти основные средства имеются в наличии.

8.33. Проверить правильность учета движения основных средств.

8.34. Проверить правильность начисления износа основных средств.

8.35. проверить правильность переоценки (если она проводилась) основных средств.

8.36. Каким методом пользовалась организация при переоценке ( по установленным коэффициентам пересчета или посредством определения рыночной стоимости).

8.37. проверить учет капитальных вложений. Рассмотреть ведение аналитического учета по счету 08.

8.38. Проверить операции по реализации и выбытию основных средств. Выяснить проводились ли эти операции по счету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств».

8.39. Проверить данные по арендной плате за имущество.

8.40. Проверить правильность учета отнесения затрат на ремонт основных средств.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.