реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит учета материалов

Аудит учета материалов

ВВЕДЕНИЕ

Материалы представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.

Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства предприятия создают и пополняют запасы материалов как составной части их производственных фондов.

Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия. Завышение материалов ведет к замораживанию и омертвлению ресурсов. Кроме всего прочего, это дорого обходится предприятию, поскольку возникают дополнительные затраты на хранение и складирование, на уплату налога на имущество. Занижение материалов может привести к перебоям в производстве и реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нерациональное использованием ресурсов, ведущее к потере выгоды.

Материальные запасы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Для обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствии оплату за продукцию.

Особую важность приобретают вопросы улучшения качественных показателей использования производственных запасов (снижение удельных затрат материалов в себестоимости продукции, экономия ресурсов и др.). Они решаются путем устранения потерь и непроизводственных расходов, широкого вовлечения в оборот вторичных ресурсов. Улучшению ресурсоснабжения способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых и унифицированных форм, обеспечение строгого порядка приемки, хранения и отпуска ценностей. Важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Осуществлению этих задач способствует организация надлежащего экономического контроля на каждом предприятии.

Аудиторская проверка материалов позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в учете.

Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы - проанализировать проведение аудита материалов.

В работе ставились и решались следующие задачи:

· Систематизировать основные понятия аудита и описать его сущность

· Описать цели и задачи аудита

· Обобщить и описать источники информации для аудита материалов

· Проанализировать методику проверки работ по учету материалов

· Установить особенности расчета аудиторского риска и существенности

· Дать рекомендации ОАО "Хлебозавод Ромашка".

Объектом исследования является аудит учета материалов.

Предмет исследования - система бухгалтерского учета материально-производственных запасов на предприятии.

Методы - это инструмент в добывание фактических материалов. В работе использовались такие методы как сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, методы сравнительного экономического анализа, финансового анализа (балансовый, горизонтальный, вертикальный).

Теоретической и методологической базой написания курсовой работы послужили труды отечественных экономистов, таких как В.А. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова. А так же нормативно-правовые документы, регламентирующие аудит материалов, такие как Федеральный закон №307-ФЗ от 30 декабря 2008г. "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 01.07.10г.), Федеральный закон №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996г. (с изм. и доп. 28.09.10г.), приказ Минфина РФ от 09.06.2001г. №44н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (с изм.04.08.08г.).

Данная работа состоит введения, из трех глав, объединяющих параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений

Глава I. Теоретические основы аудиторской деятельности

1.1 Нормативная база аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

Можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австралия, Испания, Франция, ФРГ, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Эта система включает 4 основных уровня, расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" №119 - ФЗ, который принят 7 августа 2001г. (с изм. и доп. от 05.04.10г.). Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Федеральный закон №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" от 22 июля 2008г. (с изм. и доп. от 27.07.10г.), а так же Федеральный закон №307-ФЗ от 30 декабря 2008г. "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 01.07.10г.) В целом принятие данного закона прекратит существование Федерального закона №119-ФЗ. А так же Федеральный закон №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996г. (с изм. и доп. 28.09.10г.) В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учёта, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчётности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учёта. К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано Правительством РФ на данный момент действуют 32 (6-й и 5-й из 34-х утратили силу) стандарта (ПСАД) плюс 4 федеральных стандарта аудиторской деятельности (ФСАД). Они основаны на официальном переводе международных стандартов аудита. Правило (стандарт) №1 " Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности"; Правило (стандарт) №7 " Контроль качества выполнения заданий по аудиту" и т.д.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. В данный раздел относятся: Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002г. №696 (в ред. от 02.08.10г. №586); Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация) от 22 декабря 2005г.; Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности от 22 апреля 2004г.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов -- прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые основания организации и функционирования аудита, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и некоторые другие. Соблюдение этого Закона является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

1.2 Сущность аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" №307-ФЗ от 30 декабря 2008г. (с изм. и доп. от 01.07.10г.), Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (с изм. и доп. от 27.07.10г.), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Аудиторская деятельность -- предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг. Это означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли (в соответствии с ГК РФ).

Аудит -- независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Согласно Закону об аудиторской деятельности под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 28.09.10г.) , а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Независимость аудиторов и аудиторских фирм при проведении проверки -- это ключевой принцип проведения аудита (Закон об аудиторской деятельности содержит достаточно детальную расшифровку данного понятия, ст.8).

Объектом аудита могут выступать не только организации, но и индивидуальные предприниматели, так как закон не предусматривает различий между ними при выделении критериев обязательности аудита.

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Аудитором является физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Он не вправе выполнять иные виды предпринимательской деятельности.

Аудиторская организация -- это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее -- реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.

Если сведения об организации не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, то организация не вправе использовать в своем наименовании слово "аудиторская", а также производные слова от слова "аудит".

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами1 с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита -- помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

В последовательном развитии аудита можно выделить три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.

На подтверждающей стадии аудита при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.

Поскольку аудит -- деятельность предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске, -- такой вид аудита, когда проверка может проводиться выборочно исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях с более высоким риском, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную в отношении затрат проверку.

1.3 Цели и задачи аудиторской деятельности

При рассмотрении целей и общих принципов аудита необходимо руководствоваться не только положениями Закона об аудиторской деятельности, но и стандартами.

ФПСАД № 1 "Цель и основные принципы аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (в ред. от 02.06.10г.). Оно соответствует МСА 200 "Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности", а также Кодексу этики профессиональных бухгалтеров. Данный стандарт, разработанный с учетом МСА, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.

Аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность достоверно и объективно выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Цель аудита -- это выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в Законе об аудиторской деятельности, и в ФПСАД, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целями аудита не являются:

*поиск ошибок и злоупотреблений;

*проверка правильности налоговых расчетов или налоговые консультации;

*разоблачение мошеннических действий.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

При этом необходимо напомнить, что в соответствии с законом об аудиторской деятельности под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Согласно МСА понятие "достаточная уверенность" имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Понятие достаточной уверенности применимо ко всему процессу аудита.

В федеральном стандарте (в соответствии с МСА) приведены следующие разновидности уверенностей:

*абсолютная (бывает редко -- только по очевидным вопросам);

*разумная (применяется в аудите);

*умеренная (применяется при обзорных проверках);

*низкая (уверенность отсутствует).

Аудит призван обеспечить достаточную (разумную) уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Понятие достаточной (разумной) уверенности имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассматриваемых как единое целое. Понятие достаточной (разумной) уверенности применимо ко всему процессу аудита.

Термин "объем аудита" - относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах, они должны определяться аудитором с учетом требований соответствующих законов и нормативных актов и, если необходимо, с учетом условий договоренностей о проведении аудита и требований по составлению отчетности.

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, ответственность за ее подготовку и представление несет руководство аудируемого лица. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Процедуры, необходимые для проведения аудита в соответствии с МСА, должны определяться аудитором с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов и нормативных актов и, если необходимо, с учетом условий договоренностей о проведении аудита и требований по составлению отчетности.

Помимо правил (стандартов) разного уровня аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание законы, нормативные акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.

Задачи аудитора в процессе проверки:

*оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности законности ведения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность клиента и ее конечные результаты;

*оказание помощи администрации аудируемого лица путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности;

*на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел клиента ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа);

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.