реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит себестоимости продукции на ООО "Мособлтелефонстрой"

2. Анализ себестоимости продукции в ООО «Мособлтелефонстрой»

2.1 Значение, задачи анализа себестоимости продукции

Анализ занимает важное место в системе управленческого учета. Проведение анализа позволяет выявлять отклонения показателей в работе предприятия и причины, вызвавшие эти изменения. На основании результатов анализа (в частности показателей затрат на производство) принимаются различные управленческие решения, поэтому немаловажно провести точный, достоверный анализ, позволяющий понять реальную ситуацию на предприятии.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

ь оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

ь установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

ь определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

ь анализ себестоимости отдельных видов продукции;

ь выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.

Анализ фактической себестоимости продукции предприятия заключается в установлении степени ее соответствия нормативным и плановым величинам, изучении причин изменения уровня себестоимости, в выявлении резервов дальнейшего ее снижения.

Анализ себестоимости единицы важнейших видов продукций позволяет определить, за счет чего именно произошло повышение или понижение плановых затрат. Для глубокого анализа себестоимости продукции следует проанализировать себестоимость товарной продукции по калькуляционным статьям расходов.

2.2 Анализ прямых затрат на производство продукции, работ, услуг

На основании формы №5 приложения к балансу производится анализ затрат на производство. В этой форме отражаются все материальные, денежные и трудовые затраты, произведенные предприятием в ходе хозяйственной деятельности в расчетном периоде. Они группируются по экономическим элементам. Произведем анализ себестоимости по экономическим элементам по ООО «Мособлтелефонстрой» за 2006-2008 гг., для чего составим таблицу 2.1.

Таблица 2.1. Анализ себестоимости ООО «Мособлтелефонстрой» за 2006-2008 гг. по элементам затрат

Показатели

Годы

Изменение, (+,-)

Темп изменения в%

2006

2007

2008

2007 г. к

2006 г.

2008 г. к

2007 г.

2007 г. к

2006 г.

2008 г. к

2007 г.

1. Материальные затраты, тыс. руб.

17210

20757

49371

3547

28614

120,6

в 2,4 раза

2. Затраты на оплату труда, тыс. руб.

13920

18105

23914

4185

5809

130,1

132,1

3. Отчисления на социальные нужды, тыс. руб.

4955

6415

7566

1460

1151

129,5

117,9

4. Амортизационные отчисления, тыс. руб.

2999

4744

5065

1745

321

158,2

106,8

5. Прочие затраты, тыс. руб.

1183

6383

24029

5200

17646

539,6

в 3,8 раза

ИТОГО

40267

56404

109945

16137

53541

140,1

194,9

Из данных таблицы 2.1 следует, что себестоимость продукции, работ, услуг ООО «Мособлтелефонстрой» в 2006 г. составила 40267 тыс. руб., в 2007 г. - 56404 тыс. руб., в 2007 г. - 109945 тыс. руб. Наблюдается увеличение затрат на производство в 2007 г. по сравнению с 2005 г. на 16137 тыс. руб. или 40,1%, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - на 53541 тыс. руб. или 94,9%. Увеличение себестоимости продукции, работ, услуг за анализируемый период обусловлено ростом составляющих затрат.

В составе себестоимости значительны материальные затраты. Их величина в 20065 г. составила 17210 тыс. руб., в 2007 г. данная группа затрат увеличилась на 3547 тыс. руб. или 20,6% и составила 20757 тыс. руб. В 2008 г. наблюдается дальнейшее увеличение материальных затрат до 49371 тыс. руб. В 2008 г. они увеличились на 28614 тыс. руб. или в 2,4 раза по сравнению с 2007 г.

Затраты на оплату труда в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличились с 13920 тыс. руб. до 18105 тыс. руб., т.е. на 4815 тыс. руб. или 30,1%. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. затраты на оплату труда увеличиваются до 23914 тыс. руб. или на 32,1%, что обусловлено ростом средней зарплаты работников.

Аналогичная тенденция прослеживается по отчислениям на социальные нужды. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. сумма отчислений на социальные нужды увеличивается с 4955 тыс. руб. до 64154 тыс. руб., в 2008 г. по сравнению с 2007 г. произошло увеличение показателя до 7566 тыс. руб. Амортизационные отчисления составили в 2006 г. 4999 тыс. руб., в 2007 г. снизились на 255 тыс. руб. или 5,1% и достигли уровня 4744 тыс. руб., в 2008 г. наблюдается увеличение амортизационных отчислений до 5065 тыс. руб. За анализируемый период 2006-2008 гг. наблюдается также рост прочих затрат в составе себестоимости: с 1183 тыс. руб. в 2006 г. до 6383 тыс. руб. в 2007 г. и до 24029 тыс. руб. в 2008 г.

Затраты на один рубль товарной продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.

На основании ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках»» рассчитаем показатель затрат на рубль выручки от продаж и оценим его динамику (таблица 2.2).

Таблица 2.2. Динамика затрат на рубль выручки от продаж ООО «Мособлтелефонстрой» за 2006-2008 гг.

Показатели

Год

Изменение (+,-)

Темп изменения, %

2006

2007

2008

2007 г.

к

2006 г.

2008 г.

к

2007 г.

2007

к

2006

2008

к

2007

Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб.

52173

73448

132419

21275

58971

140,8

180,3

Полная себестоимость продукции,

тыс. руб.

46093

66083

123632

109945

57549

143,4

187,1

Затраты на рубль выручки от продаж, руб.

0,88

0,90

0,93

0,2

0,3

102,3

103,3

Схема 1 - Динамика затрат на 1 рубль выручки от продаж ООО «Мособлтелефонстрой»

Из данных таблицы 2.2 следует, что затраты на 1 рубль выручки от продаж в ООО «Мособлтелефонстрой» за анализируемый период в целом обнаруживают тенденцию к увеличению с 0,88 руб. в 2006 г. до 0,93 руб. в 2008 г. Однако по годам наблюдается неоднозначная тенденция: в 2007 г. по сравнению с 2006 г. они повысились на 0,2 руб. или 2,3%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличились на 0,03 руб. или 3,3%. Таким образом, в 2008 г. на рубль выручки от продаж приходилось 93 коп. затрат и 7 коп. прибыли. Графически динамика затрат на 1 рубль выручки от продаж ООО «Мособлтелефонстрой» за 2006-2008 гг. представлена на схеме 1.

Влияние изменения доходов и расходов в абсолютном выражении на показатель чистой прибыли ООО «Мособлтелефонстрой» приведено в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Влияние изменения доходов и расходов на показатель чистой прибыли ООО «Мособлтелефонстрой» за 2007-2008 гг., тыс. руб.

Показатели

Изменение за 2007 год (+,-)

Изменение за 2008 год (+,-)

Совокупное изменение за весь период

1. Доходы от обычных видов деятельности

21275

58971

80246

2. Расходы по обычным видам деятельности

-19988

-57551

-77539

3. Превышение доходов по обычной деятельности над расходами по обычной деятельности

1288

1420

2707

4. Проценты к уплате

0

-812

-812

5. Прочие доходы

-36

93

57

6. Прочие расходы

-35

154

119

8. Превышение прочих доходов над расходами

-71

247

176

9. Прибыль до налогообложения

1216

854

2070

10. Текущий налог на прибыль

-226

-206

-432

11. Чистая прибыль

990

648

1638

Необходимо отметить, что увеличение доходов положительно влияет на формирование чистой прибыли организации, увеличение расходов, напротив, приводит к уменьшению показателя чистой прибыли.

Превышение доходов по обычным видам деятельности над аналогичными расходами увеличилось на 2707 тыс. руб. В структуре расходов по обычным видам деятельности произошли некоторые изменения, это связано с увеличением доли себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг до уровня 88, 9% и снижением коммерческих расходов до уровня 11,1%. Положительное влияние имеет превышение прочих доходов над расходами, которое увеличилось в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 247 тыс. руб. Таким образом, на рост чистой прибыли в большей степени повлияло увеличение доходов от обычной деятельности (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг) на 80246 тыс. руб. Рост коммерческих расходов на 7861 тыс. руб. и прочих расходов на 693 тыс. руб. не имел доминирующего влияния. В результате прибыль до налогообложения за анализируемый период 2006-2008 гг. возросла на 2070 тыс. руб. и чистая прибыль, соответственно, на 1638 тыс. руб.

2.3 Анализ косвенных затрат

Важным разделом управления издержками предприятия является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. В ходе этого анализа вычисляют точку безубыточности или порог рентабельности. Эта точка характеризует объем выручки от продажи, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли.

Данные для факторного анализа приведены в табл. 2.4. Сведения об объеме продаж, а также средней цене реализованных товаров (работ, услуг) ООО «Мособлтелефонстрой» за 2006-2008 гг. были представлены коммерческим директором предприятия.

Таблица 2.4. Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж ООО «Мособлтелефонстрой» за 2006-2008 гг.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Абсолютное изменение, (+,-)

2008 г. к 2006 г.

1. Объем продаж товаров (продукции, работ, услуг), шт.

189380

244830

378340

188960

2. Средняя цена за 1 шт. проданного товара, руб.

275

300,0

350,0

745

3. Выручка от продажи, тыс. руб.

52173

73448

132419

80246

4. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб.

40267

56404

109945

69678

4.1 материальные затраты, тыс. руб.

26477

36374

71464

44987

4.2 затраты на оплату труда, тыс. руб.

8053

11300

21989

13936

4.3 отчисления на социальные нужды, тыс. руб.

3060

4294

8355

5295

4.4 амортизация основных средств, тыс. руб.

642

827

1430

788

4.5 прочие затраты, тыс. руб.

2035

3609

6707

4672

5. Коммерческие расходы, тыс. руб.

5826

9677

13687

7861

6. Прибыль от продажи, тыс. руб.

6080

7367

8787

2707

Используя метод цепных подстановок, находим изменение прибыли от реализации за счет изменения каждого фактора. Результаты анализа факторов первого порядка обоснованы в табл. 2.5.

По данным нижеприведенной табл. 2.5 можно сделать вывод, что каждый фактор напрямую влиял на сумму прибыли от продаж, поэтому снижение или увеличение каждого показателя пропорционально вело к снижению или увеличению прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг).

Таблица 2.5. Изменение прибыли от продажи ООО «Мособлтелефонстрой» за счет изменения факторов первого порядка, тыс. руб.

Наименование показателя

Расчет

Изменение (+,-)

1. Общее изменение прибыли от продаж

80246 - 69678 - 7861

2707

2. Изменение прибыли за счет изменения выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг

(132419 - 40267 -5826) - 6080

80246

3. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг

(132419 - 109945 -5826) - (132419 - 40267 - 5826)

69678

4. Изменение прибыли за счет изменения коммерческих расходов

(132419 - 109945 -136872) - (132419 -109945 - 5826)

-7861

Прибыль от продаж может рассчитываться посредством факторов второго порядка, к которым относятся: объем проданных товаров в натуральном выражении, цена за единицу проданного товара, затраты на производство и реализацию продукции по экономическим элементам.

Маржинальный подход к оценке финансовых результатов и структуры затрат при данном объеме продаж предполагает разграничение переменных и постоянных затрат на производство и продажу продукции. Признанные коммерческие и управленческие расходы как расходы периода рассматриваются как условно - постоянные расходы. К числу постоянных расходов можно отнести и амортизацию основных средств и прочие общепроизводственные расходы. Корректировка себестоимости и валовой прибыли на сумму амортизации и прочих общепроизводственных расходов позволит приблизить последний показатель к величине маржинального дохода (как разнице между выручкой и переменными затратами).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.