реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере ОАО "Икар"

По данным тестирования уровень организации внутреннего контроля по расчетам с покупателями и заказчиками, составляет 74%.

В целом, можно отметить, что система внутреннего контроля на предприятии относительно расчетов с покупателями и заказчиками организована рационально. Однако необходимо уделить внимание оформлению первичных документов, а так же повысить эффективность службы внутреннего контроля.

Далее производится оценка системы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. Тест аудитора для проверки состояния бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками представлен в таблице.3.3.

Таблица 3.3 - Оценка системы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками

№ п\п

Факторы

Возможная оценка

Оценка

Критерии

Баллы

1

Разработана ли на предприятии должностная инструкция бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Да

1

Нет

0

0

2

Имеется ли подпись бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками, подтверждающая ознакомление с должностной инструкцией

Да

1

Нет

0

0

3

Образование бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Среднее специальное

1

Высшее

2

2

4

Стаж работы бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Менее 2 лет

1

От 2 до 10 лет

2

2

Свыше 10 лет

3

5

Установлен ли порядок списания дебиторской задолженности срок исковой давности по которой истек

Да

1

1

Нет

0

6

Создается ли резерв по сомнительным долгам

Да

1

Нет

0

0

7

Разработан и утвержден ли график документооборота по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Да

1

Нет

0

0

8

Проводится ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

Да

1

Нет

0

0

9

Обеспечивается ли ведение

аналитического учета по каждому покупателя и заказчику

Да

1

1

Нет

0

10

Применяются ли унифицированные формы первичной документации

Да

1

1

Нет

0

11

Заполняются ли все обязательные реквизиты?

Нет

0

Частично

1

Да

2

2

12

Документы составляются в день совершения операции

Да

1

1

Нет

0

13

Все ли машинные документы распечатываются

Не распечатываются

0

Не все

1

Все

2

2

14

Производится ли нумерация первичных документов

Да

1

1

Нет

0

15

Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации

Нет

0

Частично

1

Да

2

2

16

Отмечается ли наличие большого количества сторнировочных, исправительных записей, нестандартных проводок

Да

0

Нет

1

1

17

Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками

Да

1

1

Нет

0

Итого количество баллов

20

Максимально возможное количество баллов

30

Оценка надежности системы бухгалтерского учета

67%

По данным тестирования уровень организации бухгалтерского учета по расчетам с покупателями и заказчиками, составляет 67%. В целом, можно отметить, что система бухгалтерского учета на предприятии относительно расчетов с покупателями и заказчиками организована рационально.

3.3 Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке расчетов с покупателями и заказчиками. Описание основных контрольных процедур

Требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а так же к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств, определены в федеральном правиле (стандарте) «Аудиторские доказательства».

Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой (финансовой) бухгалтерской отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная от третьих лиц.

Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также от формы их предоставления (визуальной, документальной или устной). Наибольшую ценность и достоверность для аудиторской организации представляют внешние доказательства, затем по степени и достоверности следуют смешанные доказательства и внутренние доказательства.

В ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В качестве методов получения аудиторских доказательств при проверке расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать:

1. Проверку арифметических расчетов клиента:

- проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов. Используется для подтверждения достоверности сумм полученных доходов, произведенных расходов, правильности налоговых расчетов, а так же показателей отчетности.

2. Инспектирование:

- позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Для этого аудитору рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтвердить реальность и целесообразность выполнения данной операции.

- может использоваться так же для подтверждения правильности и своевременности отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с покупателями и заказчиками.

3. Инвентаризация:

- заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах.

4. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Представляет собой проверку соответствия произведенных операций:

- рабочему плану счетов;

- типовым корреспонденциям.

5. Подтверждение:

- представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях. Так, аудитор может запросить у покупателей и заказчиков необходимые документы для подтверждения сумм, числящихся на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор обязан квалифицированно спланировать, какие аналитические процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных исходя из особенностей деятельности проверяемого предприятия.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

- договора с покупателями и заказчиками;

- первичные документы по учету операций с покупателями и заказчиками;

- регистры бухгалтерского учета;

-устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

-результаты инвентаризации сумм, числящихся на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками;

-письменные запросы покупателям и заказчикам о реальности кредиторской и дебиторской задолженности;

-бухгалтерская отчетность.

Основными контрольными процедурами при проведении проверки расчетов с покупателями и заказчиками являются:

- Процедуры на стадии подготовки и планирования

1. Проверка начальных остатков.

2. Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности.

3. Оценка применимости выбранной учетной политики организации и анализ правильности и последовательности ее применения.

4. Тестирование системы внутреннего контроля.

5. Выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации-клиента.

- Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу (приведены в программе аудита расчетов с покупателями и заказчиками).

- Заключительные процедуры

1. Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

2. Формирование мнения аудитора о достоверности расчетов с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности.

3.4. Разработка плана и программы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками

Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте и, а так же на результатах проведенных аналитических процедур.

Составляя, общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что так же позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана, если сочтет это целесообразным. При этом она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом.

В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а так же причины изменений аудитору следует подробно документировать.

Планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита. Общий план аудита представлен в таблице 3.4.

Общий план аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Проверяемая организация ОАО«Икар»

Период аудит с 01.03.06 по 30.03.06

Количество человека - часов 350

Руководитель аудиторской группы Петров В. В.

Состав аудиторской группы Петров В. В., Сидорова И.П.

Планируемый аудиторский риск 5 %

Планируемый уровень существенности 281000 руб.

Таблица 3.4 - Общий план аудиторской проверки

№ п/п

Планируемые виды работ (комплексы задач)

Период проведения

Исполнители

Примечания

1

Правовая оценка договоров с покупателями и заказчиками

01.03.06 -03.03.06

Сидорова И.П.

2

Аудит организации первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками

01.06.06 -06.03.06

Петров В.В.

3

Аудит состояния дебиторской задолженности покупателей и заказчиков

04.03.06 -06.03.06

Петров В.В.

4

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с покупателями и заказчиками

07.03.06 -25.03.06

Петров В.В.Сидорова И.П.

5

Проверка организации налогового учета по расчетам с покупателями и заказчиками

26.03.06 -30.03.06

Сидорова И.П.

Руководитель аудиторской организации _____________________/Зырянов В.В./

Руководитель аудиторской группы ___________________________/Петров В.В./

На базе общего плана разрабатывается программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программу аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой отчетности и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. В процессе подготовки программы аудита необходимо принимать во внимание полученную оценку риска, а также требуемый уровень существенности, который должен быть обеспечен при проверке.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует также документировать.

Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками представлена в таблице 3.5.

Программа проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Проверяемая организация ОАО«Икар»

Период аудит с 01.03.06 по 30.03.06

Количество человека - часов 350

Руководитель аудиторской группы Петров В. В.

Состав аудиторской группы Петров В. В., Сидорова И.П.

Планируемый аудиторский риск 5 %

Планируемый уровень существенности 281000 руб.

Таблица 3.5 - Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками

№ п/п

Наименование аудиторских процедур

Период проведения

Исполнители

Информационная база

Рабочие документы

А

1

2

3

4

5

1 Правовая оценка договоров с покупателями и заказчиками

1.1

Экспертиза договоров с покупателями

01.03.06 -

03.03.06

Сидорова И.П.

Договор, соглашение, контракты; копии переписки или заключение эксперта (если он привлекался)

1.2

Экспертиза договоров с заказчиками

2 Аудит организации первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками

2.1

Проверка оперативности регистрации фактов реализации продукции, работ, услуг

01.03.06 -

06.03.06

Петров В.В..

Первичные документы (накладные, доверенности, счета-фактуры), договоры, контракты, данные бухгалтерского учета, книга продаж, Орга-низационно- распо-рядительная доку-ментация по вопро-сам хранения и доступа к ПУД

2.2

Проверка законности первичной учетной документации

2.3

Проверка соблюдения графика документооборота

2.4

Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах

2.5

Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации

3 Аудит состояния дебиторской и кредиторской задолженности покупателей и заказчиков

3.1

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности

04.03.06 -

06.03.06

Петров В.В..

Регистры бухгалте-рского учета, акты сверок, ответы на запросы покупателям и заказчикам, реше-ния судов в части признания задол-женности безна-дежной к взысканию

3.2

Проверка правильности списания дебиторской и кредиторской задолженности безнадежной к взысканию

4 Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с покупателями и заказчиками

4.1

Проверка расчетов по векселям полученным

07.03.06 -

25.03.06

Петров В.В.

Сидорова И.П.

Регистры бухгалтерского учета, первичные доку-менты (накладные, счета-фактуры и т.д.), договоры, контракты

4.2

Проверка расчетов по коммерческим кредитам

4.3

Проверка расчетов по авансам полученным

4.4

Проверка учета курсовых и суммовых разниц

5 Проверка организации налогового учета по расчетам с покупателями и заказчиками

5.1

Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам

26.03.06 -

30.03.06

Сидорова И.П.

Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, договоры, первичные документы

5.2

Налоговый учет суммовых разниц

5.3

Налоговый учет курсовых разниц

5.4

Учет налога на добавленную стоимость

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.