реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями
  • и заказчиками
  • 1.1 Правовые основы аудиторской деятельности
  • 1.2 Нормативные акты и положения регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками
  • 2. Общая характеристика аудируемого лица
  • 2.1 Организационно- экономическая характеристика ООО «Весна»
  • 2.2 Организация учетной и контрольной работы на предприятии
  • 2.3 Оценка надежности бухгалтерского учета и внутреннего контроля
  • 3. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
  • 3.1 Уровень существенности и оценка аудиторского риска
  • 3.2 Планирование проведения аудиторской проверки
  • 3.3 Аудиторские доказательства и применяемые аналитические процедуры
  • 3.4 Аудиторское заключение
  • 4. Пути совершенствования системы бухгалтерского учета и аудита на предприятии
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Введение

В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся новых документах.

Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций и их варианты.

Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична.

Субъект хозяйствования вправе параллельно применять несколько форм и систем расчетов с покупателями и заказчиками (наличный безналичный расчет, расчеты по полной предоплате и расчеты с частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д. Данный вид расчетов традиционно находится в сфере внимания многочисленных контролирующих органов; наконец ошибки в учетных операциях по расчетам с покупателями и заказчиками способны вызвать крайне негативные финансовые эффекты для предприятия (задержка в поступлении средств способна привести к сбоям в системе финансирования собственной деятельности) и т.д.

Вопросам правового регулирования расчетов с покупателями и заказчиками в России посвящена достаточно обширная и динамичная (как и все новейшее законодательство) нормативная база. Государство достаточно жестко регулирует практику применения тех или иных форм расчетов, вводит определенные требования к их соблюдению, и, конечно, особое внимание со стороны законодательных и контролирующих органов уделяется вопросам бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

Актуальность исследования избранной темы «Аудит расчетов с покупателями и заказчиками» обусловлено тем, что участок учета расчетов с покупателями и заказчиками является до сих пор самым трудоемким, сложным участком учетной работы бухгалтерии любого предприятия.

Цель курсовой работы - определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Предмет исследования: нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками; учетная политика, регулирующая порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками; вся первичная документация по учету операций расчетов с покупателями и заказчиками; учетные регистры и отчетность.

Объект исследования - расчеты с покупателями и заказчиками на примере Общества с Ограниченной Ответственностью «Весна».

В рамках курсовой работы представляется целесообразным решить следующие задачи:

- необходимо рассмотреть сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- требуется проанализировать процесс организации учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Весна»;

- рассмотреть методику проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- выявить типичные ошибки бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

- предложить возможные пути совершенствования бухгалтерского учета и аудита на предприятии.

Фактическая база представлена действующими нормативно-правовыми актами федерального и отраслевого уровня, а также внутренней (локальной) нормативно-правовой документацией и финансовой отчетностью ООО «Весна».

1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями и заказчиками

1.1 Правовые основы аудиторской деятельности

В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно - правовой структуры аудиторской деятельности в Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона « Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001года.

Рис.1 Организационно-правовое регулирование аудиторской

деятельности в России

В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита, представленная в табл.1.

Уровень

Документы

Органы принимающие документы

1 уровень

Федеральные законы, кодексы, указы

Федеральное собрание, Правительство, Государственная дума, Президент РФ

2 уровень

Постановления, приказы

Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

3 уровень

Федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности,

Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

4 уровень

Внутренние стандарты

Профессиональные аудиторские объединения

5 уровень

Внутрифирменные стандарты

Аудиторские организации

Первый уровень - Закон об аудиторской деятельности, принятый Государственной Думой 13 июля 2001 г.

На протяжении более 7 лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 22бз. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила действуют на всей территории Российской Федерации до принятия закона, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап в развитии аудита.

Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов «О бухгалтерском учете», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Он определил место аудита в финансово-хозяйственной деятель-ности в качестве ее необходимого и равноправного элемента.

К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постанов-ления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности::

Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах госу-дарственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федера-ции»;

Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»;

Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 «О мерах по обес-печению проведения обязательного аудита»;

Приказ Минфина РФ от 27.10.99 г. № 69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществ-ление аудиторской деятельности» и др.

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельно-сти представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельно-сти. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно ин-терпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и преж-де всего арбитражным судом.

Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и орга-низаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, на-логовых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учи-тываться в арбитражном процессе.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесооб-разную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью кото-рых можно оценить качество аудиторской проверки.

Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отрас-лям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным ауди-торским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанав-ливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандар-тов и не могут противоречить им. В настоящее время такие стандарты пока не разработаны.

Пятый уровень - документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты).

Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.

Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководите-лем фирмы. В соответствии с учредительными документами эти стандарты могут дополнительно утверждаться советом учредителей аудиторской фирмы. Необходи-мость применения указанных стандартов должна быть оговорена в контракте или в другом документе, регламентирующем рабочие отношения аудитора и админист-рации фирмы. Также оговариваются права и обязанности аудитора в части при-менения указанных стандартов, принципы профессиональной этики и методы кон-троля качества работы аудиторов.

Главными принципами, которые должны быть положены в основу любых внут-рифирменных стандартов, являются независимость, профессионализм, соблюдение этики поведения, обоснованность мнения, точность предоставления информации и доброжелательность по отношению к клиенту.

Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно услов-но разделить на следующие: стандарты в области этики поведения аудитора, стандарты по внутрифирменному документообороту и стандарты в области мето-дологии проведения проверок по направлениям аудита: общий, банковский, страхо-вой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо уже действующими стандар-тами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую воз-никает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме.

1.2. Нормативные акты и положения регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности ауди-торов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих закон-ность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью ауди-тор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита опре-деляют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.

Стандарты носят обязательный характер (таблица 2).

Таблица 2

Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности

№ российского стандарта

Наименование стандарта

1

Цель и основные принципы аудита финансовой (бух-галтерской) отчетности

2

Документирование аудита

3

Планирование аудита

4

Существенность в аудите

5

Аудиторские доказательства

6

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтер-ской) отчетности

7

Внутренний контроль качества работы в аудите

8

Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом

9

Аффилированные лица

10

События после отчетной даты

11

Применимость допущения непрерывности деятель-ности аудируемого лица

12

Согласование условий проведения аудита

13

Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита

Продолжение табл.2

14

Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита

15

Понимание деятельности аудируемого лица

16

Аудиторская выборка

В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, Госкомстата России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня:

- первый - законы и иные акты законодательства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета;

- второй - положения по бухгалтерскому учету;

- третий - методические указания по ведению бухгалтерского учета;

- четвертый - рабочие документы организации, формирующие его учетную политику (в методическом, техническом и организационном аспектах).

Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила (кодексы, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). К таким документам относятся:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II - определяет основания приобретения и перехода права собственности на имущество, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.

Договор -- это соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно, в интересах обоюдной выгоды.

В Гражданском кодексе РФ отсутствуют правовые нормы, регулирующие структуру договора купли-продажи и поставки. Норма Гражданского кодекса РФ предусматривает свободу договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), т.е. возможность сторон заключить договор и не предусмотренный нормативными актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ), а условия договора определяются по усмотрению сторон (ст. 421, 422 ГК РФ).

Стороны могут использовать примерные условия договоров (ст.427 ГК РФ), но это по добровольному их согласию, а не обязательно. В силу презумпции свободы договора (ст. 421 ГК РФ) государство не вправе вмешиваться в договорную сферу предпринимательских взаимоотношений, кроме как посредством установления законов. Следует учесть, что Правительство в соответствии с п.4 ст.426 ГК РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении договоров.

К важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).

Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.

- при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.