реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит расчетов по оплате труда

Аудит расчетов по оплате труда

Введение

При переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда, складываются новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда.

Переход на рыночные отношения внес изменения и в формы регулирования трудовых отношений, теперь непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений являются трудовой и коллективный договора. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.

Постоянно вносятся изменения в нормативную базу, касающуюся оплаты труда, удержаний из нее и начислений на оплату труда. Поэтому бухгалтеру необходимо быть всегда информированным в сфере Законодательных актов РФ. Неправильный учет оплаты труда, начислений и удержаний приводит к искажению бухгалтерских данных, исчислению неверной налоговой базы, для определения налогов и взносов и соответственно возникают проблемы с работниками, налоговыми органами, пенсионным фондом, фондом социального страхования и другими органами исполнительной власти. Достоверность данных учета и основанная на нем информация имеет большое значение, как для государства, так и для собственника предприятия. Здесь возникает необходимость в аудиторской проверки организации оплаты труда на предприятии.

Аудит оплаты труда - представляет собой проверку достоверности отражения операций по оплате труда, сверку с данными бухгалтерской отчетности, соблюдение норм Трудового законодательства, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, отдельных Федеральных законов РФ, положений по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, применение унифицированных форм в учете труда и заработной плате.

Цель аудита расчетов по оплате труда - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о состоянии расчетов по оплате труда, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

Глава 1 Общий подход к разработке методики аудита по учету труда и его оплаты

1.1 Источники информации для аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда

Основная задача аудита расчетов с работниками по заработной плате - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаний из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов, как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат социального характера.

Источниками информации являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании документов, составленных по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, утвержденные Государственным комитетом РФ по статистике (постановление от 05 января 2004 года №1).

По учету кадров организации независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории РФ, используют следующие унифицированные формы:

§ «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу» (ф. № Т-1);

§ «Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу» (ф. № Т-1а);

§ «Личная карточка работника» (ф. № Т-2);

§ «Личная карточка государственного (муниципального) служащего» (ф. № Т-2ГС (МС);

§ «Штатное расписание» (ф. № Т-3);

§ «Учетная карточка научного, научно-педагогического работника» (ф. № Т-4);

§ « Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу» (ф. № Т-5);

§ « Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу» (ф. № Т-5а);

§ «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику» (ф. № Т-6);

§ «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам» (ф. № Т-6а);

§ «График отпусков» (ф. № Т-7);

§ «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (ф. № Т-8);

§ «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении) (ф. № Т-8а);

§ «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку» (ф. № Т-9);

§ «Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку» (ф. № Т-9а);

§ «Командировочное удостоверение» (ф. № Т-10);

§ «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении» (ф. № Т-10а);

§ «Приказ (распоряжение) о поощрении работника (ф. № Т-11);

§ «Приказ (распоряжение) о поощрении работников» (ф. № Т-11а);

По учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории РФ, кроме бюджетных учреждений применяются:

§ «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» (ф. № Т-12);

§ «Табель учета рабочего времени» (ф. № Т-13);

§ «Расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49);

§ « Расчетная ведомость» (ф. № Т-51);

§ « Платежная ведомость» (ф. № Т-53);

§ « Журнал регистрации платежных ведомостей» (ф. № Т-53а);

§ « Лицевой счет» (ф. № Т-54);

§ « Лицевой счет (свт)» (ф. № Т-54а);

§ «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику» (ф. № Т-60);

§ «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)» (ф. № Т-61);

§ «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы» (ф. № Т-73).

Проверяется наличие первичных документов, которые являются основанием для заполнения сведений лицевых счетов:

§ наряды на сдельную работу;

§ наряды-заказы на выполнение работы;

§ путевые листы;

§ листки о временной нетрудоспособности;

§ приказы (распоряжения) руководителя о выплате премий, оказания материальной помощи;

§ исполнительные документы, поступившие в организацию и другие.

К регистрам, которые подлежат проверке, относятся:

§ сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.);

§ регистры по сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, по сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

§ журналы-ордера № 8 и № 10, журналы по счету № 70, ведомости по счету № 70 (при журнально-ордерной форме учета);

§ главная книга;

§ баланс (ф. № 1).

1.2 Организация внутреннего контроля обязательств по оплате труда и системы оплаты труда

Приступая к проверке расчетов по оплате труда, аудитор должен установить:

§ формы и системы оплаты труда, применяемые в организации;

§ наличие локальных нормативных документов;

§ списочный состав работников;

§ порядок организации бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Аудиторская проверка включает следующие направления:

§ проверка локальных документов по учету труда и заработной платы.

Трудовые отношения между организацией и работниками могут быть оформлены одним из трех основных способов: трудовым договором (контрактом), коллективным договором или договором гражданско-правового характера.

Трудовой договор (контракт) - соглашение между трудящимся и работодателем, по которому одна сторона обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а другая - выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными договорами организации и соглашением сторон. Трудовые отношения с совместителями также оформляются трудовым соглашением. При этом общая продолжительность рабочего времени в месяц не может превышать половины месячной нормы, предусмотренной для соответствующих категорий работников. В процессе проверки необходимо удостовериться по табелю учета рабочего времени в том, что данная норма соблюдается.

Коллективный договор и другие локальные нормативные акты регулируют трудовые отношения наравне с трудовым соглашением (контрактом). К локальным нормативным актам относятся Положение о системе оплаты труда, Положение о премировании и другие, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию организации.

. Аудит законности регулирования трудовых взаимоотношений между работниками и организацией осуществляется на соответствие Трудовому кодексу РФ с использованием следующих аудиторских процедур:

§ изучение содержания и структуры коллективного договора, трудового договора;

§ определение порядка разработки проекта договора и его заключения;

§ установление срока действия коллективного договора, трудового договора;

§ определение порядка изменения и дополнения коллективного договора, трудового договора.

С точки зрения совершенствования содержания коллективного, трудового договора необходимо обратить внимание на то, включены ли в него следующие дополнительные положения по локальному нормативному регулированию расчетов по заработной плате (необходимость внесения отдельных положений в коллективный, трудовой договор обусловлена требованиями Налогового кодекса РФ в отношении организации налогового учета расчетов по оплате труда):

§ порядок и размеры начислений стимулирующего характера, в том числе премий за

производственные результаты, надбавок к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

§ порядок и размеры стимулирующего и (или) компенсирующего характера,

связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные, праздничные дни, производимые в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Эти доплаты не могут быть ниже размеров установленных Трудовым кодексом РФ. «Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно». статья 152 Трудового Кодекса РФ

«Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором». статья 153 Трудового Кодекса РФ

«Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором». статья 154 Трудового Кодекса РФ

«При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.

При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.

При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы». статья 155 Трудового Кодекса РФ

«Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.

Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором». статья 157 Трудового Кодекса РФ

В дополнение к коллективному договору утверждается положение об оплате труда и премировании работников и правила внутреннего трудового распорядка. Условия выплаты заработной платы, премий, поощрений устанавливаются в организации на основании положения об оплате труда и премировании работников. Организация трудового режима утверждается правилами внутреннего трудового распорядка.
Все внутренние локальные нормативные документы должны быть подвергнуты контролю с использованием следующих методов аудита:

§ проверка наличия внутренних нормативных документов по заработной плате;

§ контроль на соответствие действующему Трудовому кодексу РФ и Налоговому

кодексу РФ;

§ проверка полноты отражения положений, регулирующих вопросы организации

учета заработной платы, выплат, режима работы, соблюдения трудовой дисциплины;

§ проверка штатного расписания организации, изучается на соответствие типовой

форме и списочному составу работников, наличие изменений, вносимых в течение отчетного года.

Проверка штатного расписания организации осуществляется с использованием следующих приемов аудита: проверки на соответствие унифицированной форме, контроля по существу, в том числе арифметического контроля.

Форма № Т-3 «Штатное расписание» применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Оно утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица. Кроме того, штатное расписание должно быть подписано главным бухгалтером и руководителями структурных подразделений. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица. Контроль штатного расписания по существу включает проверку: оформления структуры, штатного состава, численности, перечня должностей, должностных окладов, наличия надбавок, сведений о месячном фонде заработной платы.

Проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме на работу и трудовых договоров осуществляется в отношении:

§ соответствия типовой форме;

§ указания профессии (должности);

§ наличия испытательного срока;

§ условий приема на работу и характера предстоящей работы;

§ наличия суммы оклада (сдельной расценки).

Приказы о приеме работников на работу оформляются по форме № Т-1 или № Т-1а на основании постановления Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Основанием для издания приказа (распоряжения) о приеме на работу является трудовой договор, который заключается с каждым работником при приеме его на работу.

Аудит трудовых договоров осуществляется на соответствие Трудовому кодексу РФ, в соответствии с которым трудовой договор должен содержать следующие положения: об обязанностях сторон, условиях оплаты труда, условиях предоставления отпуска, условиях социального страхования и социального обеспечения.

Контроль трудовой дисциплины и учета отработанного времени на основании ведения табельного учета. Такой контроль заключается в ежедневной регистрации явок на работу, ухода с нее, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы. Учет осуществляется в табеле учета рабочего времени (форма № Т-13) на предмет соответствия типовой форме, наличия отметки о причинах неявок на работу или о работе в режиме неполного рабочего дня, о работе в сверхурочное время, а также отметки о фактически отработанном времени и днях в месяце.

При сдельной оплате труда, проверяют наличие документов о выработке продукции, где указывается количество изготовленной продукции работником, норм и расценок по видам работ и сдельных расценок с учетом необходимой квалификации. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, проводят сопоставление фамилий рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев в них вымышленных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам.

Количество и качество выполненных работ фиксируется в нарядах и нарядах-заказах. Эти документы подписывают мастер, нормировщик и бригадир (или начальник цеха). Наряды выдаются на все те работы, что должны быть выполнены в течение периода, за который начисляется зарплата (обычно на месяц). А если за этот срок работы не были сделаны? Тогда наряд закрывается на тот объем работ, который сотрудник успел выполнить. А на оставшуюся часть работ выписывают новый наряд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.