реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит производственных запасов

Аудит производственных запасов

Содержание

  • Введение
  • 1 Теоретические аспекты учета и аудита производственных запасов
    • 1.1 Характеристика производственных запасов
    • 1.2 Система законодательного нормативного регулирования бухгалтерского учета производственных запасов
    • 1.3 Цель, задачи и источники информации аудита производственных запасов
  • 2 Методика аудиторской проверки материально-производственных запасов
    • 2.1 Краткая экономическая характеристика объекта наблюдения
    • 2.2 Этапы и методы аудита производственных запасов
  • 3 Аудит материальных запасов ООО «ГазСтройКомплект»
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Обеспечение предприятия материально-производственными запасами влияет на финансовое состояние и положительно сказывается на его репутации среди конкурентов и потребителей работ и услуг предприятия.

Запасы относятся к числу объектов, требующих достаточно больших вложений средств, и поэтому представляет собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень обслуживания в целом. Они представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства.

Всестороннее изучение и правильное понимание сущности материальных запасов, их значение и роль в экономике предприятий стоят в ряду важнейших проблем по их рациональному использованию. Таким образом, от эффективного управления материально-производственными запасами зависит, в конечном итоге доходность коммерческой организации.

Важная роль в реализации этой задачи отводится правильной постановке бухгалтерского учета материально-производственных запасов, что позволяет осуществлять контроль за их сохранностью и рациональным использованием, что в свою очередь, позволяет воздействовать на размер получаемой прибыли. Поэтому изучение системы законодательного нормативного регулирования бухгалтерского учета материально-производственных запасов имеет огромное значение для решения данных задач.

Целью аудиторской проверки материально - производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

В процессе проверки аудитор должен установить:

- реальность наличия и существования МПЗ;

- все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;

- является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность, - обязательствами;

- правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;

- правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.

Информационной базой для проверки материально - производственных запасов являются:

1. Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей.

2. Приказ об учетной политике.

3. Первичные документы по оформлению операций с МПЗ.

4. Организационно - правовые документы и материалы.

5. Бухгалтерская отчетность предприятия и бухгалтерские регистры по учету МПЗ.

Объект исследования - ООО «ГазСтройКомплект».

1 Теоретические аспекты учета и аудита производственных запасов

1.1 Характеристика производственных запасов

Материально-производственные запасы - это различные вещественные элементы, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе и продуктов труда. Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их научное обоснованная классификация, оценка и выбор единицы учета.

В зависимости от назначения и роли в процессе производства различаются следующие группы материалов: сырье, основные и вспомогательные материалы.

Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые используют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).

К этой группе относятся также покупные полуфабрикаты, которые представляют собой сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, то есть составляют ее материальную основу.

Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшихся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и другое).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства.

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части. Топливо разделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Обычно материальные запасы организации неоднородны, объем операций по счетам их учета значителен, поэтому проверка показателей отчетности, отраженных по счетам учета материально-производственных запасов, весьма трудоемка и занимает довольно много времени в ходе аудита.

1.2 Система законодательного нормативного регулирования бухгалтерского учета производственных запасов

В России системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета базируются на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

1. Законодательный:

Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Документы 1-го уровня прямо или косвенно регулируют БУ в РФ.

2. Нормативный: документы разрабатываются Минфином РФ, в этих документах обобщены принципы и базовые правила БУ, обеспечивающие доступность и полезность финансовой информации; изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета; приведены возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Они включают:

а) Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ;

б) Положения по БУ.

3. Методический: документы подготавливаются и утверждаются федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами (Минфином РФ, ЦБ РФ и т.д.) на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы данного уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней и не должны вступать с ними в противоречие. В случае возникновения последних действуют обязательные для применения нормы документов первого и второго уровней. Данный уровень регламентирующих документов включает:

а) План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и методические рекомендации по его применению;

б) методические рекомендации, подготавливаемые в развитие соответствующих положений по бухгалтерскому учету;

в) методические рекомендации, а также иные аналогичные по характеру документы, содержание которых не носит концептуального характера, а потому они не могут быть отнесены к документам более высоких уровней регулирования.

4. Инициативный уровень - документы по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций, которые разрабатываются для конкретных организаций. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учет активов и расчетных операций / Под ред. В.А. Пипко, В.И. Бережной, Л.Н. Булавина и др. М.: Финансы и статистика, 2002. Документы четвертого уровня формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации. Четвертый уровень регламентирующих документов включает: учетную политику организации, положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации

Содержание и статус указанных документов, принципы их построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Первые три уровня применяются всеми организациями, являющимися юридическими лицами в соответствии с Гражданским кодексом РФ (кроме банковских, страховых и бюджетных).

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 640 с. - (Серия «Высшее образование»).

Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 № 34н относится ко второму уровню правового и методологического регулирования бухгалтерского учета. Данное Положение устанавливает порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Порядок оценки материально- производственных запасов описан в пп. 58-62 III раздела Положения.

Так, сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов:

по себестоимости единицы запасов;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Приказом Минфина РФ № 26н от 26.03.07г. Приказ Минфина России от 26 марта 2007 г. № 26н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" внесены изменения в ПБУ 5/01 вступающие в силу с 1 января 2008. Данным приказом исключен способ оценки материально-производственных запасов по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98) стало первым, разработанным и утвержденным Минфином России во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международным стандартами финансовой отчетности» и Распоряжения Правительства РФ от 22.05.1998 № 587-р, утвердившим План внедрения двадцати двух положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в практику в течение 1998 - 1999 гг.

В настоящее время действует Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 26.03.2007).

Положение устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах, находящихся в организациях на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Оно не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения.

Под материально-производственными запасами понимается часть имущества:

- используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи;

- предназначенная для продажи;

- используемая для управленческих нужд организации.

Таким образом, Положение регламентирует правила учета имущества, относимого к средствам в обороте, и не регламентирует правила учета имущества, используемого в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев. Положение не распространяет на незавершенное производство являющееся, по существу, частью материально-производственных запасов.

Для надлежащей организации внутреннего учета материально-производственных запасов хозяйствующего субъекта, осуществления контроля за их сохранностью и других целей необходимо выбрать единицу учета. В качестве таковой принят номенклатурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе наименований и (или) однородных групп (видов) материально-производственных запасов. Как известно, этот номер должен проставляться во всех оправдательных и учетных документах, оформляющих операции с материально-производственными запасами.

В разделе «Оценка материально-производственных запасов» Положения изложены важные вопросы, связанные с оценкой, и определено, что материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» приведены различные варианты определения фактической себестоимости в зависимости от способов поступления запасов:

- приобретения за плату;

- изготовления силами хозяйствующего субъекта;

- внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал хозяйствующего субъекта;

- получения безвозмездно от других юридических и физических лиц;

- приобретения в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств.

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов признается:

- при приобретении за плату - сумма фактических затрат организации на приобретение запасов за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев невозмещения, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

- при изготовлении силами организации - фактические затраты, связанные с производством запасов;

- при внесении в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации - денежная оценка запасов, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- при получении безвозмездно - рыночная стоимость полученных запасов на дату оприходования;

- при приобретении в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, - стоимость полученных или подлежащих получению организацией ценностей в размере цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяет стоимость аналогичных запасов.

Из определения фактической себестоимости материально-производственных запасов вытекает необходимость применения специального счета для калькулирования входящих в нее затрат. Как известно, Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению для этих целей предусмотрен вариант организации учета запасов с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В разделе «Отпуск материально-производственных запасов» Положения излагаются правила, связанные с отпуском материально-производственных запасов.

При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином их выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) оценка производится организацией одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы;

- средней себестоимости;

- себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО);

- себестоимости последних по времени приобретения (способ ЛИФО).

Применение одного из способов по конкретной группе (виду) запасов производится без изменений в течение отчетного года.

Раздел 5 «Отражение информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности» посвящен вопросам раскрытия в отчетной финансовой информации данных, связанных с достоверной и полной характеристикой для внешних пользователей состояния и движения материально-производственных запасов.

Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по отдельным статьям в соответствии с их классификацией (распределением по видам), исходя из специфики использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг и иной деятельности организации. Под этим подразумевается раскрытие в бухгалтерской отчетности не только общей стоимости запасов, но и их разновидностей с учетом отраслевой и производственной специфики, информация о которых позволяет достоверно и полно судить об их состоянии, движении и влиянии на финансовое положение организации.

Важнейшим документом методического уровня является План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н «Об утверждении Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»).

Планом счетов предусмотрен перечень синтетических счетов и субсчетов, используемых организациями для отражения на них бухгалтерских операций. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

В системе счетов бухгалтерского учета для учета материально-производственных запасов предусмотрены следующие счета и субсчета:

счет 10 «Материалы», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

1. Сырье и материалы;

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;

3. Топливо;

4. Тара и тарные материалы;

5. Запасные части;

6. Прочие материалы;

7. Материалы, переданные в переработку на сторону;

8. Строительные материалы;

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности;

10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе;

11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации;

счет 11 «Животные на выращивании и откорме»;

счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;

счет 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»;

счет 41 «Товары»;

счет 42 «Торговая наценка»;

счет 43 «Готовая продукция».

Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах:

счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.