реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит производственных запасов и налога на добавленную стоимость

Аудит производственных запасов и налога на добавленную стоимость

Содержание

Введение

1. Роль и значение аудита производственных запасов

1.1. Задачи и источники аудита производственных запасов

1.2. Составление плана и программы аудита производственных запасов и налога на добавленную стоимость

1.3. Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования

2. Аудит производственных запасов и налога на добавленную стоимость

2.1. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности производственных запасов

2.2. Аудит операций по поступлению и движению производственных запасов

2.3. Аудит налога на добавленную стоимость

2.4. Инвентаризация производственных запасов как способ проверки обеспечения их сохранности. Порядок отражения в учете результатов инвентаризации

3. Заключительный этап аудита производственных запасов и налога на добавленную стоимость

3.1. Составление аудиторского отчета о проверке производственных запасов и налога на добавленную стоимость

3.2. Совершенствование аудита производственных запасов и налога на добавленную стоимость

Заключение

Список использованных источников

Введение

Производственно-хозяйственная деятельность любого предприятия требует определенных затрат трудовых и материальных ресурсов, средств труда, основного капитала. Затраты представляют собой средства израсходованные в целях обеспечения производства и реализации продукции, получения доходов и извлечения прибыли. Большинство из них находят отражение в себестоимости продукции, как синтетическом показателе, характеризующем различные стороны производственно-финансовой деятельности предприятия.

Таким образом, экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг является условием повышения эффективности производственных процессов и увеличения прибыли.

Минимизация затрат и себестоимости произведенной продукции является важнейшим средством максимизации прибыли, повышения конкурентоспособности продукции предприятия. Только снижая себестоимость, предприятие может позволить себе снижение цен, обеспечив себе тем самым победу в ценовой конкуренции. Экономия затрат также позволяет высвободить ресурсы для научно-технического перевооружения производства, создания инвестиционной базы для развития предприятий. Что в свою очередь приводит к существенному снижению затрат живого труда и уменьшению себестоимости продукции (работ, услуг).

Предметом исследования в курсовой работе является аудит производственных запасов и НДС.

Объект работы - СПК "Щомыслица".

Целью работы является аудит производственных запасов и налога на добавленную стоимость на СПК "Щомыслица".

В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать роль и значение аудита производственных запасов;

2) раскрыть значение плана и программы аудита производственных запасов и налога на добавленную стоимость;

3) произвести обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования;

4) рассмотреть аудит производственных запасов и налога на добавленную стоимость;

5) проверить состояние складского хозяйства и обеспечения сохранности производственных запасов на СПК "Щомыслица";

6) произвести инвентаризацию производственных запасов на СПК "Щомыслица";

7) охарактеризовать совершенствование аудита производственных запасов и налога на добавленную стоимость на СПК "Щомыслица".

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

1.1 Задачи и источники аудита производственных запасов

Проверку операций с материально-производственными запасами могут проводить специалисты государственных контролирующих органов, ведомственного контроля и аудиторы.

Проверка операций с материально-производственными запасами представлена на рисунок 1. Целью проверки операций с материально-производственными запасами является установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций. Исходя из цели, задачами проверки являются:

-проверка полноты и своевременности оприходования материально-производственных запасов;

- контроль правильности документального оформления материально-производственных запасов;

-установление правильности оценки материально-производственных запасов при их оприходовании и списании в производство;

-проверка эффективности и целесообразности использования конкретных материально-производственных запасов на производственные и другие цели;

- анализ обоснованности и правильности списания транспортно-заготовительных расходов;

- проверка операций по реализации материалов.

Источниками информации при проведении проверки являются:

- бухгалтерская отчетность: Бухгалтерский баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- статистическая отчетность: Отчет о запасах топлива (форма № 12-тэк (запасы потребителей)), Отчет об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов (форма № 1 -мр (сырье и материалы)), Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов (форма № 12-тэк), Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов на производство отдельных видов энергоемкой продукции и работ (включая производство тепловой и электрической энергии) (форма № 1-тэк (энергоемкая продукция)) и др.;

- регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журналы-ордера № 6, 10,10/1, ведомости № 10 и 11, карточки складского учета, товарные и материальные отчеты;

- документы: типовые формы по учету материально-производственных запасов, договоры на приобретение, протоколы согласования цены и поставки по сроку, ассортименту и т.п., накладные на поставку и внутреннее перемещение, лимитно-заборные карты и др., учетная политика: график документооборота, субсчета и аналитические счета в рабочем плане счетов; способы погашения стоимости предметов в составе средств в обороте; оценка производственных запасов; отпуск запасов в производство; оценка запасов незавершенного производства; наличие и состав комиссий по инвентаризация незавершенного производства и материально-производственных запасся, график и периодичность проведения инвентаризаций незавершенного производства и материально-производственных запасов.

Рисунок 1.1 - Проверка операций с материально-производственными запасами

1.2 Составление плана и программы аудита производственных запасов и налога на добавленную стоимость

В каждой организации должна быть разработана конкретная программа внутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием материальных ресурсов, которая предусматривает подробный перечень проверяемых вопросов, сроки проверки и фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер и содержит сведения по видам ресурсов.

После определения общей стратегии аудита аудиторская организация должна разработать и документально оформить план аудита.

План аудита базируется на общей стратегии аудита и начинает формироваться в период ее рассмотрения.

План аудита должен содержать:

- информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений, которые выполняются на начальном этапе аудита;

- информацию о характере, сроках проведения и объеме аудиторских процедур в отношении проверки каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- перечень других аудиторских процедур, выполняемых в соответствии с требованиями правил аудиторской деятельности.

В план обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо включать проверку существенных вопросов в объеме, не менее предусмотренного перечнем согласно приложению.

Кроме непосредственно аудита аудиторская организация должна планировать процедуры внутреннего контроля качества аудита. Характер, сроки и объем таких процедур зависят от размера и структуры аудируемого лица, вида аудита, уровня риска существенных искажений, опыта и квалификации работников, осуществляющих аудит. При этом в ходе аудита следует тщательно контролировать проведение проверки там, где высокий риск существенного искажения.

Если риск существенных искажений невысокий, контрольные процедуры планируются и проводятся в ограниченном объеме.

Если аудит проводится одним аудитором, кроме контрольных процедур, необходимо планировать обсуждение сложных или редко встречающихся вопросов с другими компетентными работниками аудиторской организации.

Планирование в аудите - непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана (например, после выполнения процедур оценки риска существенных искажений уточняются запланированные к проведению процедуры проверки по существу).

Если по мере получения информации в ходе аудита требуется корректировка характера, сроков и объема намеченных аудиторских процедур, аудиторская организация должна внести изменения в стратегию и план аудита.

Если изменения в общей стратегии и плане аудита касаются значительного увеличения объема и сложности применяемых аудиторских процедур, сроков проведения аудита или количественного состава аудиторской группы, допускается по согласованию с заказчиком внесение изменений в условия договора оказания аудиторских услуг.

В соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 N 81 "Об утверждении нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами аудиторской деятельности "Планирование аудита", "Правилами аудиторской деятельности "Документирование аудита") аудит производственных запасов состоит:

- проверка правильности стоимостной оценки и полноты отражения в бухгалтерском учете производственных запасов и отдельных предметов в составе средств в обороте, прав аудируемого лица на них, существования запасов на конец отчетного периода;

- проверка правильности и полноты раскрытия информации о производственных запасах в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- проверка правильности списания производственных запасов и отдельных предметов в составе средств в обороте на затраты по производству готовой продукции (выполнению работ, оказанию услуг).

Ниже представлении общий план аудита и программа аудита на СПК "Щомыслица".

1.3 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования

Основные нормативные правовые акты, регулирующие объекты проверки производственных запасов и налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от 18.10.1994 № 3321-ХП (с изм. от 26.12.2007 № 302-3);

Директива Президента Республики Беларусь "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства" от 14.06.2007 № 3;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении показателя по экономии ресурсов на 2009 год" от 16.01.2009 № 35;

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь "Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств" от 23.03.2004 №41 (с изм. от 11.12.2008 № 187);

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь "О порядке расчета оплаты за организацию сбора и переработки стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона" от 20.02.2004 № 8;

Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (с изм. от 26.03.2009 № 33);

Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180;

Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 № 19 (с изм. от 11.12.2008 №187);

Инструкция по бухгалтерскому учету материалов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь ог 17.07.2007 № 114;

Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141;

Инструкция о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.05.2002 № 74;

Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности оплаты расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.06.2007 № 37;

Инструкция о порядке оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.06.2007 № 34;

Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (с изм. от 01.12.2008 № 178);

Инструкция о порядке приемки и отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий, их содержащих, Государственным хранилищем ценностей Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.04.2004 № 69 (с изм. от 27.11.2008 № 174);

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь "О маркировке стеклянной тары" от 26.12.2001 № 21/48 (с изм. ог 05.03.2007 №4/12);

Правила технической эксплуатации складов нефтепродуктов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.09.2004 № 3;

Правила технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.12.2003 № 38;

Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 бар) и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115°С, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.01.2007 № 5 (с изм. от 16.04.2008 № 31);

Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (ПУБЭ М 0.00.1.08-96), утвержденные приказом-постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства труда Республики Беларусь от 20.01.1997 №2/6;

Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения", утвержденный постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 09.12.2003 № 49;

Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 № 210/161/151;

Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290;

2. АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

2.1 Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности производственных запасов

Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства организации АПК, как и другие предприятия, создают и пополняют запасы товарно-материальных ценностей как составной части их производственных фондов.

В обеспечении сохранности и рационального использования товарно-материальных ценностей важное значение имеет правильная организация складского хозяйства, в понятие которого входит наличие необходимых помещений и емкостей для их хранения с набором измерительных, учетных, противопожарных и охранных средств. Поэтому при осуществлении экономического контроля за состоянием хранения и сохранности товарно-материальных ценностей в первую очередь следует уделять внимание организации складского хозяйства. Особые контрольные функции в этом отношении возложены на главного бухгалтера предприятия. При его непосредственном участии осуществляется вся организаторская работа по подготовке мест хранения товарно-материальных ценностей, обеспечению их необходимыми весоизмерительными и противопожарными средствами и тарой, зачислению отдельных лиц на должности материально ответственных работников, инструктаж. С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должен заключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

На выявление всех недостатков в организации складского (учета) хозяйства, хранения и сохранности товарно-материальных ценностей направлен последующий контроль за указанными операциями, основной формой которого являются документальные ревизии. В ходе ревизии устанавливают наличие и состояние складских помещений и других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов товарно-материальных ценностей, подъездных путей и околоскладских площадок, весоизмерительных приборов, противопожарных средств, охраны, хранения и складского учета. Проверку складских помещений и емкостей для хранения товарно-материальных ценностей рекомендуется проводить путем их осмотра в натуре в начале ревизии.

Аудиторы устанавливают техническое состояние тех или иных помещений (наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение действующего порядка клеймения весов и других измерительных приборов, обеспечения ими потребностей ревизуемого предприятия. Необходимо помнить, что материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-, сорторазмерам материалов должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса. Для хранения, например, запасных частей на складах применяют стеллажи, где на каждый вид отводится своя полка или ее часть; отдельные запасные части из-за своего веса (размера) хранятся на полу; строительные материалы, пиломатериалы, круглый лес складывают в штабеля; для хранения сыпучих продуктов используют закрома, бункера, траншеи (зерно, корма); нефтепродукты хранятся в резервуарах, бочках.

Правильность показания весов и других измерительных материалов проверяют путем взвешивания или перевешивания заранее подготовленной партии ценностей; взвешивания гирь или измерения объема емкостей. Результаты такой проверки отражаются в промежуточном акте, который подписывает аудитор, материально ответственное лицо и другие лица, принимавшие участие в этой проверке. Если выявлены расхождения в показании приборов, то аудитор требует письменное объяснение материально ответственных лиц и устанавливает причины расхождений и последствия, к которым они могли привести или привели.

На практике нередко имеют место случаи совершения хищений и потерь из-за плохо организованной охраны и противопожарной защиты складов. В связи с этим необходимо выяснить, установлены ли надлежащие запоры, сигнализация, освещение подступов к складам, сторожевая охрана; имеются ли в наличии и в исправном состоянии противопожарные средства, соблюдены ли сроки зарядки огнетушителей.

Тщательной проверке подлежит состояние работы по приемке и отпуску товарно-материальных ценностей на складах, в кладовых и других местах их хранения. Для этого рекомендуется в процессе ревизии провести фактический контроль приема и отпуска отдельных видов продуктов и материалов. В частности, присутствуя при приемке тех или иных материально-технических средств, ревизионная группа может установить, как соблюдается установленный порядок приемки продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, составляются ли приемные акты и коммерческие акты в случаях нарушения целостности упаковки, пломбирования вагонов, недостач материальных ценностей в пути, правильно ли составляются внутренние документы и записи в регистрах складского учета на оприходование поступивших ценностей, производится ли их биркование, метка. При проверке отпуска отдельных видов продуктов и материалов выявляют наличие основания данной хозяйственной операции, правильность оформления затребованного и фактически отпущенного количества, своевременность отражения этой операции в регистрах складского учета. Правильность ведения учета в местах хранения ценностей оказывает большое влияние на состояние складского (учета) предприятия, так как при запущенности его создаются наиболее благоприятные возможности для нарушений и злоупотреблений. Для этого необходимо ознакомиться с фактическим состоянием складского учета на отдельных складах. Проверяется: наличие в достаточном количестве книг или инвентарных карточек складского учета материалов; правильность их заполнения и ведения по хранимым ценностям; своевременность осуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отчетов о движении материальных ценностей; правильность и своевременность проведения их инвентаризаций, сличения ее результатов и принятия соответствующих мер по регулированию инвентаризационных разниц.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.